Восхождение на гору Кармель 21 страница



Учиши других, а себя самого не учишь. Проповедуя, что нельзя красть, крадёшь (Рим. 2,21). И через Давида рече Святодух: Грешнику сказал Бог: Почто проповедуешь, не будучи справедливым, и держишь закон Мой в устах твоих, а дисциплину ненавидишь, и слова Мои бросаешь за спину? (Пс.49, 16,17). Чем даёт понять, что также не дарует духа, чтобы получали выгоду.

4. Вообще видим, что - насколько можем здесь судить - чем лучшую жизнь ведёт проповедник, тем больший плод получает, вопреки вульгарности своего стиля и худости своей риторики и своего общего учения; потому что дух живой придаёт ему окраску; а другой, напротив, обретёт очень мало пользы, несмотря на свой весьма высокий стиль и учение. Потому что, хотя истина есть, что хороший стиль и манеры, и возвышенное учение, и добрый язык, подвизают и производят большее действие, сопутствуя доброму духу; однако, без последнего, даже если даёт проповедь сладость и вкус чувству и разуму, очень мало или ничего не придаёт эта игра воле. Потому что обычно остаётся она столь же слабой и ленивой, как и раньше, для того чтобы трудиться, хотя говорились чудные вещи, чудесно рассказанные, яко служат они только для ублажения слуха, как концертная музыка или колокольный звон; но дух, как сказал, не вышел из двери своей более, чем до того, не имея гласа истинного, который восставил бы мёртвого из гроба его.

5. Мало значения в том, чтобы слышать [ звучит ли одна музыка лучше другой], если не подвизает меня /эта музыка/ больше, чем другая, на свершение труда. Потому что, хотя говорится о чудесах, тут же забывается, так как не привносят огня воле. Ибо, сверх самого себя, не приносит многого плода то, что захватывает чувство во вкусе этого учения, но препятствует прохождению к духу, оставаясь только в оценке способа и привходящих обстоятельств слышания, восхваляя проповедника за то и за это, и, скорее, поэтому следуя за ним, чем ради исправления, которое отсюда извлекают.

Эту науку даёт хорошо уразуметь Св. Павел в Поедании к коринфянам (1Kop.2,1-4), говоря: Аз, братия, когда прихожу к вам, не прихожу проповедовать Христа с высоким учением и мудростью, и мои слова и моя проповедь не являются красноречивой премудростью людской, но - явлением духа и истины.

Однако же, намерение Апостола и моё здесь заключается не в том, чтобы осуждать хороший стиль и красноречие, и удачные обороты, ибо они весьма кстати проповеднику и уместны в его занятии; тем более, что хороший стиль даже вещи павшие и испорченные подымает и восставляет, тогда как дурной оборот и добрые портит и погубляет.

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!