Восхождение на гору Кармель 20 страница



Глава 38

Которая продолжает обсуждение благих поводов. - Говорит о красноречии и местах, предназначенных для молитвы

1. Представляется мне, что теперь уж понятно, как в этих случаях с образами может духовный иметь толикое несовершенство - и пожалуй весьма рискованное - полагая в них свои вкус и радость, сочетанные как и в прочих вещах телесных и преходящих. И говорю, что, может быть,даже поболее, потому что, к слову сказать, вещи то суть святые, и потому им более доверяются и не боятся присвоения и привязанности естественных. Итак, бывает, что обманываются изрядно, думая яко исполнены набожности, так как ощущают вкус в сих святых вещах, а это, может быть, не более чем состояние и вожделение естественные, которые полагаются в них так же, как в других вещах.

2. Отсюда следует (поскольку собираемся обсуждать красноречие), что некоторые личности не устают добавлять те и другие образы к своему красноречию, смакуя порядок и нарядность, с которой вставляют их в свою речь, с той целью, чтобы их риторика была бы добре украшенной и выглядела благой. А Бог /вовсе/ не хочет от них скорее такого, чем этакого, большего, чем меньшего, так как смак, полагаемый в такие пёстрые украшения, похищен у живого (как мы сказали). И хотя истина есть, что всё украшение, и оклад, и почтение, которые могут оказываться образам, есть весьма малое (всё же те, кто обращаются с ними с малыми скромностью и почтением достойны суть большого порицания, будучи объединяемы с теми, которые ваяют их столь худо, что скорее оставят преданность, чем украсят их, - отчего должно препятсвовать некоторым ремесленникам, которые в этом искусстве неотёсаны и грубы); однако, что такое в сём, чтобы смотреть на него с присвоением и пристрастием и вожделением? что имеешь ты в этих украшениях и убранствах внешних, когда таким образом погружаешься в чувство, которое много препятствует твоему сердцу идти к Богу и любить Его, и забывать все вещи ради Его любви? Ведь если не хватит этого из-за другого, не только что не получишь благодарности, но будешь наказан за то что не ишещь во всех сих вещах Его вкуса больше, чем своего.

Сие хорошо можете уяснить себе из того праздника, который устроили Его Величеству, когда входил Он в Иерусалим, встречая Его со столькими песнями и /пальмовыми/ ветвями, - и заплакал Господь (Мт.21,9); потому что, удерживая сердца свои далёкими от Него, награждали Его некими знамениями и украшениями внешними. О чём можем сказать, что устроили праздник больше самим себе, нежели Богу, как во множестве случается и в наши дни, так что, когда бывает какой-либо торжественный праздник в чью-либо честь, то больше радуются тому, что имеют отдохновение в нём либо для того, чтобы посмотреть или себя показать, либо ради еды, либо ради других аспектов праздника, но не для угождения Богу. В каковых склонностях и намерениях никакого удовлетворения не дают Богу - главным образом те самые, кто проводят праздник - когда выдумывают всякие смешные вещи и неблагочестивые, чтобы вызвать в народе смех, от которого больше рассеиваются; а иные включают в празднование вещи, больше угождающие народу, нежели будящие в нём набожность.

3. Что же сказать о других намерениях и интересах, которые имеют некоторые празднующие праздник?, таковые если больше зазревают и алкают их, чем служения Богу, то они знают об этом, и Бог, который их видит. Но так или иначе, когда поступают таким образом, больше себе праздник творят, нежели Богу. Потому что из-за того, что доставляют удовольствие себе или людям, не принимают в расчёт Бога, а скорее устраивают многое развлечение тем, кто участвует в праздниках Божиих, и Бог гневается на них; как соделалось то с сынами Израилевыми (когда устроили праздник, распевая и выплясывая пред своим идолом, думая, что творят праздник Богу), из которых побил многие тысячи (Исх. 32,7-28); или как со священниками /Надабом и Авиудом/, сынами Аароновыми, которых убил Бог с кадилами в руках, потому что жертвовали огнём чужим (Дев. 10, 1-2; Лк.9,41); или с тем, который вошёл на брак неподобаще одетым, и, которого приказал царь бросить во тьму внешнюю, связанным по рукам и ногам (Мт.22, 12-13). Из чего узнаётся, каковое зло претерпевает Бог в собраниях, оттого что ради служения Ему творят таковое нечестие. Ибо, сколько же праздников, Боже Мой! сотворяют Вам сыны человеческие, в которых больше относятся к бесу, нежели к Вам! И бес радуется им, потому что в них, подобно торговцу, творит он себе ярмарку. И сколько же раз говорили Вы им: Народ сей устами чтит Меня, но сердца их далеки от Меня, потому что служат Мне без причины (Мт. 15,8).

Оттого что причина, по которой следует служить Богу, есть единственно та, что Бог есть Тот, кто Он есть; и никаких иных целей не должно сюда включать. Итак, служить не единственно потому, что Бог есть Тот, Кто есть, значит служить Ему без конечной причины Божьей.

4. Стало быть, возвращаясь к красноречию, говорю, что некоторые лица украшают речь больше ради своего удовольствия, нежели ради Бога. А иные придают столь малое значение набожности слушателей, что держат их не более чем за свою профанную клику, а у некоторых даже и того нет, так как больше приятности находят в профанном, нежели в божественном.

5. Однако, оставим теперь это и скажем всё же о тех, кто прядёт слишком тонко, то есть о тех, кто угождает народу. Потому что многие из них таким образом дают место вожделению и смаку в своём красноречии и украшательстве его, тогда как всё, что имеем здесь должно бы затрачиваться на моление Богу, и при этом должно происходить сосредоточение внутреннее; и не следует упускать из виду, что, не упорядочивая риторику посредством внутреннего сосредоточения и мира душевного, они рассеиваются ею так же, как и прочими вещами, и обеспокоиваются этим удовольствием на каждом шагу, и ещё больше, если хотят от этого /беспокойства/ избавиться.

Глава 39

О том, как следует использовать красноречие и храмы, направляя дух к Богу [посредством их]

1. Чтобы направить дух к Богу в вещах такого рода, необходимо заметить, что для начинающих хорошо позволять себе и даже нужно иметь некоторое удовольствие и игру чувств в том, что касается образов и других благочестивых вещей видимых, поскольку они ещё не отлучились и не отказались от вкушения вещей века сего, потому что с помощью сказанного удовольствия оставили другие; подобно ребёнку которого, чтобы отнял руку от одной вещи, занимают другой, да не плачет он, оставшись с пустыми руками.

Однако, для того, чтобы двигаться вперёд, нужно обнажить дух также и ото всех этих смаков и вожделений, которыми может ублажаться воля; ибо дух чистый весьма мало связывается каким-либо из этих предметов, разве только во внутреннем собирании и умном разговоре с Богом. Так что, если и использует образа и риторику, то более как промежуточный шаг, забывая затем, ради своего духа в Боге, всё чувственное.

2. Постольку, хотя и лучше молиться в месте более достойном того, вместе с тем, не противореча сказанному, должно выбирать такое /место/, где меньше препятствуется духу и чувству идти к Богу. В каковом /деле/ нам нужно принимать то, что сказал, отвечая, наш Спаситель жене самаряныне, когда вопросила она Его, кое место лучше подходит для молитвы, храм или гора?; Он отвечал, яко истинная молитва ни на горе, ни во храме, но что те поклонники угодны Богу, которые поклоняются в духе и истине (Ин. 4,23-24).

Откуда, хотя храмы и места мирные предназначены и приспособлены для молитвы (так как храм не используется в иных целях), тем не менее для диалога столь внутреннего, каковой ведём с Богом, должно выбирать такое место, которое меньше занимает и в котором чувство остаётся за спиной. Итак, то не должно быть место приятное и тешащее чувство (как о том многие заботятся), так как собирание духа к Богу не сводится к расслаблению и удовольствию, и услаждению чувства. И поэтому хорошо место уединённое и даже суровое, чтобы дух твердо и прямо восходил к Богу, не препятствуемый и не смущаемый вещами видимыми, - хотя они иной раз и помогают возвыситься духу, но лучшая помощь - это забыть о месте и отдаться Богу. Потому-то наш Спаситель и выбирал места уединённые для молитвы, и такие, которые не слишком занимают чувства, (чтобы подать нам пример), но которые возвышают душу к Богу, -каковы суть горы [которые возвышаются над землёй и обыкновенно пусты в том, что до развлечения чувств].

3. Откуда, истинно духовный никогда не связывает [себя этим и не смотрит на место молитвы, как на столь и не столь подходящее, так как это всё ещё привязывает к чувству; но единственно /привязывается/ к сосредоточению внутреннему, в забывании того и сего, выбирая ради этого место максимально свободное от предметов и забав чувственных, отвлекая внимание ото всего такого, чтобы мочь радоваться больше отрадою творений во своём Творце. Ибо то есть штука знатная, видеть некоторых духовных, кои все суть в составлении речей и подготовке места, подходящего их положению или склонности, а внутреннее сосредоточение, - в котором всё и дело, - творят менее изобильно и имеют его весьма немного; потому что, если бы имели его, то не могли бы удовольствоваться такими способами, а скорее утомлялись бы в них.

Глава 40

В которой обсуждается направление духа к внутреннему сосредоточению, согласно сказанному

1. Стало быть, причина, по которой иные из духовных никогда не перестают входить в радости подлинного духа, есть та, что они никогда не перестают устранять желание радости об этих вещах внешних и видимых. Таковые догадываются, что хотя место подобающее и специально отведённое для молитвы есть храм, и красноречие видимые, и образа для побуждения, всё же не следует поступать так, чтобы усиливать игру и усладу души в храме видимом и подвигающем и забывать о молитве в храме живом, который есть внутренняя собранность души.

Посему, чтобы обратить внимание на это, сказал Апостол: Зрите, яко тела ваши суть храмы живые Духа Свята, который обитает в вас (IKop.3,16). И к такому рассмотрению отсылает нас власть, исходящая от Христа, а именно: истинным поклонникам надлежит поклоняться в духе и истине (Ин. 4.24). Ибо весьма мало значения придаёт Бог твоим молитвам и местам отведённым, если, посредством утверждения желания и удовольствия в них, имеешь несколько меньшее обнажение внутреннее, чем та нищета духовная, которая получается в отрицании всех вещей, которые можешь иметь.

2. Должно тебе, поэтому, чтобы очистить волю от радости и тщетного желания таковой и направить её к Богу в твоей молитве, единственно наблюдать, чтобы совесть твоя была чистой, а твоя воля наставлялась Богом, и ум правдиво поставлен в Нём; и, как сказал, выбирать место, как можно более удалённое и уединённое, и претворить всю радость воли в призывание и прославление Бога; а другим привкусам внешнего не придавай значения, скорее озаботься отрицанием их. Потому что, если находит душа сладость в на- божности чувственной, никогда не преуспеет в том, чтобы превзойти силу радости духа, которая находится в обнажении духовном посредством собранности внутренней.

Глава 41

О некоторых вредах, в которые впадают те, кто отдаются удовольствию чувственному от вещей и мест благочестивых сказанным спсобом

1. Множество вредов, как внутреннего, так и внешнего порядка, получается духовным от желания услаждаться чувственно сказанными вещами. Потому что в том, что касается духа, он никогда не достигнет собирания внутреннего духа, которое заключается в том, чтобы миновать всё это и заставить душу забыть все эти чувственные услады и войти в существо собирания души, и обрести доблести силою. Что до внешнего, то он побуждается не приноровляться для молитвы во всяком месте, но - только в таких, которые ему по вкусу, и так, часто не преуспевает в молитве, ибо, как говорят, не привык к большему, чем книга своей деревни.

2. Кроме того, сие желание причиняет им многое непостоянство, потому что они из таковых, кои никогда не задерживаются долго на одном месте или в одном состоянии, но нынче видишь их в одном месте, завтра в другом; нынче занимают одну келью, завтра другую; /то составляют одну речь, то другую/.

И из них суть также такие, кто проводят жизнь в переменах состояний и образов жизни. Так как они имеют только некое кипение и радость чувственную относительно вещей духовных и никогда не обретают силы потребной для достижения сосредоточения духовного, нужного для отрицания своей воли и подчинения её в перенесении неудобств, то всякий раз, когда видят место благочестное как им кажется, или какой-либо образ жизни или состояние, отвечающее их характеру и склонности, тут же следуют за ним и оставляют то, что имеют. И как они подвизаются ради удовольствия чувственного, то отсюда исходит то, что всегда готовы искать иного, потому что вкус чувственный непостоянен и быстро перестаёт удовлетворять.

Глава 42

О трёх различиях мест молитвенных. и как надлежит вести себя воле относительно их. Нахожу три вида мест, посредством которых подвизает Бог волю к благочестию.

1. Первые это некоторые расположения территории и обстояний, которые различаются по приятности внешнего вида, либо в зависимости от места на земле, либо по уединённому покою, и естественно пробуждают благочестивые чувства. И это вещь полезная - использовать способность места направлять волю к Богу, забывая при этом о сказанных /приятных/ местах, так как, для того чтобы идти к цели нужно не задерживаться на средствах и поводах более, чем необходимо; ибо если заботиться об утолении желаний и искать игры чувств, то скорее найдёшь сухость духовную и рассеянность духа; потому что удовлетворение и игру духа не обрести иначе, как во внутренней собранности.

2. Посему, оставаясь в таковом месте, должно, забывая о нём, озаботиться тем, чтобы пребывать внутренне с Богом, как бы вовсе и не бывши на сём месте. Ибо, ежели переходить, вслед за сладостью и смаком места, отсюда туда, то это значит искать больше развлечения чувственного и беспокойства души. нежели духовного успокоения.

Так поступают анахореты и другие святые отшельники, которые в обширных и приветливых пустынях выбирают место, меньшее достаточного, возводя тесные кельи и пещеры и заточаясь в них: где Св. Бенито пробыл три года, а другой, как Св. Симон, привязал себя верёвкой, чтобы не брать большего и не ходить далее, чем она ему позволяла; и так многие, каковых никогда не закончим перечислять. Ибо весьма хорошо понимали эти святые, что ежели не погасят желания и алкания ради обретения вкуса и сладости духовных, не смогут быть духовными.

3. Второй вид более специфичен: потому что есть некоторые места - [не дают мне большего] эти пустыньки, чем какие-либо другие - в которых Бог обычно оказывает некоторые милости духовные весьма сладостные, некоторым особенным лицам; так что обыкновенно сердце той персоны, которая получает там некую милость, склоняется к тому месту, на котором она её получает, и ей даются иной раз некоторые великие желания и томления идти в некое место; хотя, когда идёт, не обретает того, что раньше, потому что не находится сие в её руце. Ибо таковые милости оказывает Бог там и тогда, где и когда Он хочет, не закрепляя ни места, ни времени, - и не по чьему-либо усмотрению.

Но, тем не менее, это хорошо - идти; так как паломник обнажается от вожделения к собственности, - чтобы несколько раз помолиться там, из-за трёх вещей: первая та, что хотя (как мы говорим) Бог не прикрепляется к месту, /однако/ кажется, что желает Бог там быть восхваленным этой душой, оказывая там ей некую милость. Вторя та, что душа в большей мере сподобляется к тому, чтобы благодарить Бога за то, что там получает. Третья та, что, со всем тем, много большее благочестие пробуждается там при посредстве памяти.

4. Ради этих вещей должен идти, а не по той мысли, яко Бог связан сим местом для оказания милостей, как будто не может творить их там, где пожелает, ибо гораздо более подобающим местом является душа и более подходящим для Бога, нежели любое место телесное. Об этом читаем в Св. Писании, яко сотворил Авраам алтарь в том самом месте, где явился ему Бог, и призывал там святое Имя Его, и как потом, сходив во Египет, воротился тою же дорогою, где явился ему Бог; и воротился, чтобы воззвать там к Богу, на том же самом алтаре, что воздвиг /ранее/ (Быт. 12,8 и 13,4). Также Иаков обозначил место, где явился ему Бог, опирающийся на некую лестницу, восставив там некий камень, помазанный маслом (там же, 28, 13-18). И Агарь установила имя месту, где явился ей ангел, высоко оценив это место, говоря: Верно есть, яко увидела здесь спину того, кто меня видит (Там же, 16, 13).

5. Третий вид составляют некие места особенные, которые выбирает Бог, чтобы быть там призванным и [услуженным], - такие, как гора Синай, где даровал Бог Моисею закон (Исх.24,12); и место, которое обозначил Аврааму для жертвоприношения его сына (Быт. 22,2); а также гора Хорив, где явился отцу нашему Илии (ЗЦар.19,8); [ и место, которое посвятил своему служению Св. Михаил, - каковое есть гора Каргано, - показавшийся епископу Сипонтино и сказавший ему, что он является хранителем сего места, ради чего там посвящается Богу часовня в память ангелов; а преславная Дева избрала в Риме, посредством необычного знамения снежного, место для храма своего имени (который хотел возвести Патрицио)].

6. Причина, по которой Бог выбирает именно эти места, чтобы быть восхвалённым, предпочитая их другим, известна Ему. Что же до нас, то нам нужно знать, яко всё это ради нашей пользы, и чтобы слышать наши молитвы там и где пожелает, чтобы со всецелою верой к Нему обратились; хотя в местах, специально посвящённых служению Ему, имеем много лучшую оказию быть услышанными, так как Церковь для того их ознаменовала и освятила.

Глава 43

В которой трактуются другие поводы для молитвы, которые используют многие. - Каковые [поводы] суть многие изменения в обрядах

1. Радости бесполезные и присвоение несовершенное, которые, относительно вещей, о каковых сказали, имеют многие лица, по счастью, могут быть как-то терпимы, ибо они пребывают в них достаточно невинными. Великая же опора, которую иные имеют в многоразличных обрядах, введённых для людей малопросвещённых, которым недостаёт простоты веры, нестерпима.

Мы оставим теперь те /обряды/, которые содержат в себе какие-то необычайные имена или термины, которые ничего не означают, и другие вещи не священные, кои люди глупые и душа грубая и подозрительная обыкновенно вставляют в свои молитвы; и которые бывают откровенно злыми, и в которых имеется грех, а во многих и договор оккультный с бесом, чем вызывают они гнев Божий наместо милости, - их здесь не будем обсуждать.

2. Но из них хочу сказать здесь единственно о тех - поскольку не содержат в себе подозрительных вставок такого рода - которые многие наши современники, обладающие невоздержной набожностью используют, полагая всю силу и веру в какие-то приёмы и способы, которыми желают дополнить свои благочестие и молитву; которые разумеют так, будто единого пункта [не достаёт], и выходят за некие пределы, и не получают /от сего/ никакой пользы, и Богом не бывают услышаны, более доверяясь каким-то приёмам и способам, чем живости молитвы, не без великого оскорбления и обиды Богу. Так, /например, они хотят/ чтобы месса была с таким-то количеством свечей, и не больше, и не меньше; и чтобы священник читал бы её таким-то и таким-то образом; и чтобы начиналась она в такой -то час, ни раньше, ни позже; и чтобы состоялась она после такого-то дня, ни раньше, ни позже; чтобы молитвы и паузы были такими и сякими, и в такие-то часы, и с такими-то и такими-то обрядами [или позициями], и не раньше, и не позже, ни иным образом; и чтобы лицо исполняющее мессу, имело бы такие-то данные и принадлежности. И думают, что ежели не хватает чего-либо из того, что они предполагают, то ничего уже не совершается; [ и тысяча других вещей, которые они предлагают и используют].

3. И что того хуже и нестерпимее, так это что иные желают чувствовать в себе некое воздействие /мессы/ или исполнения того, о чём просят, или хотят знать, что будет достигнута цель их обрядоверных молений, - что, по меньшей мере, значит искушать Бога и тяжко гневить Его; настолько тяжко, что Бог иной раз даёт бесу позволение обмануть их, заставив их чувствовать и понимать вещи, совершенно чуждые их душевной пользе, вознаграждая их за ту отсебятину, которую привносят в свои молитвы, не желая чтобы скорее делалось то, чего Бог хочет, нежели то, к чему они стремятся. Итак, поскольку не вверяются целиком Богу, не получают никакого блага.

Глава 44

О том, как должно направлять к Богу радость и силу воли посредством благочестия

1. Известны, стало быть, те, которые настолько же большее упование возлагают на эти дела и обряды, насколько меньшее доверие имеют к Богу, и не добиваются у Бога того, чего желают. Есть некоторые, кто молятся больше ради своей претенциозности, нежели ради чести Божией; которые даже если предполагают, что Бог поможет, если должен помочь, а если нет, то нет, тем не менее, из-за отсебятины и тщетной радости, которую в это дело привносят, умножают без меры свои мольбы, тогда как им лучше бы измениться в вещах более для них важных, таких как очищение по правде своей совести и реальное понимание проблем своего спасения, отодвинув подалее за спину все свои мольбы, которые не об этом. И, таким образом, добиваясь того, что более важно, достигнут также и всего другого, что не является для них благом (несмотря на то, что не просят об этом) гораздо лучше и скорее, чем если всю свою энергию положат на это.

2. Потому что таково обещание Господа, говорящего через евангелиста: Ищите прежде и главным образом Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам (Мт. 6,33); ибо сие есть претензия и мольба, которая больше Ему по вкусу. И чтобы достичь исполнения просьб, которые имеем в сердце своём, нет лучшего средства, чем полагать силу нашей молитвы в вещах, которые больше по вкусу Богу; ибо тогда не только дарует то, что просим, то есть спасение, но ещё и то, о чём Он знает, яко нуждаем ся в том, и что есть добро для нас, хотя об этом и не просим, согласно тому, кто дал благо разумения Давиду во псалме, говоря:

Ограда Господь тем, кто призывает Его в истине (114,18), которые молят Его о вещах, кои суть наивысокоистинны, как относящиеся к спасению; ибо об этих молвит тут же: Волю тех, кто боится Тебя, исполняешь, и просьбы их слышишь, и спасаешь; ибо защитою Бог желающим благого (Пс. 144,19). Итак, будучи ограждёнными, как говорит здесь Давид, не остаётся другой вещи к удовлетворению и предоставлению им, даже такой, какую им на ум не приходило просить. Ибо так читаем, что поскольку Соломону случилось просить у Бога о вещи, которая нравилась Ему, каковой была мудрость, потребная, чтобы править справедливо своим народом, ответствовал ему Бог молвя: Поскольку ты благоволишь более к некоей мудрости, чем к другой вещи, и не просишь победы с умервщлением врагов твоих, - ни богатства, ни долгой жизни, Аз дарую тебе не только мудрость, о коей просишь, чтобы править справедливо Моим народом, но ещё и то, о чём не просил Меня, дарую тебе; то есть богатство, и материю, и славу такие, каких ни до, ни после тебя не имел и не будет иметь царь, тебе подобный (2Пар. I, 11-12).

И так то сотворил, умиротворив врагов его, таким образом, что выплачивали дань ему все в окружности, не беспокоя его. То же самое читаем в Бытии, где Бог, обещая Аврааму умножить потомство его законное подобно звездам небесным, согласно просьбе его к Нему, сказал: Также умножу потомство сына рабыни, ибо он твой сын (21,13).

3. Таким образом, стало быть, следует направлять к Богу силу воли и радость её в молениях, не заботясь о том, чтобы опереться на изобретение обрядов, которые не используются и не одобряются католической Церковью, оставив моду и манеру подсказывать мессу священнику, ибо Церковь там на своём месте, где он держит тот порядок мессы, каковой должен быть; и не хотеть бы им использовать новые приклады, как будто они знают больше, чем Св. Дух и Его Церковь. Чтобы верили, яко ежели по простоте такой не слышит их Бог, то и не услышит, хотя бы много инноваций сотворили.

Ибо таков есть Бог, что ежели испрашивают у Него благого и на Его условиях, то будет им, чего хотят; но ежели идут за своим интересом, не должны говорить к Нему.

4. И в остальных обрядах, относящихся к Богослужению и прочим проявлениям благочестия, не хотели бы прислонять волю к другим церемониям и способам молитвы, чем те, которым обучает нас Христос (Лк.11,1-2); яко ясно ведь, что когда ученики вопросили Его, да научит их молиться, даровал им всё, что нужно для того, чтобы услышал нас Отец Вечный - ибо кто, как не Он, знает Его характер, - и единственное, чему научил Он их, были семь прошений в Отче Наш, в которые включены все наши нужды духовные и преходящие, и не оставил им никаких иных множественных способов говорения и обхождения. Напротив, Он, скорее, сказал им в другой части, чтобы когда молятся, не старались много говорить, так как хорошо знает наш Отец Небесный, в чём нуждаемся (Мт.6, 7-8). Единственно наказал со многою настойчивостью, чтобы упорствовали в молитве, а именно в Отче Наш, говоря в другой части, что нужно всегда молиться и никогда не прекращать (Лк.18,1); но не учит нас /этим/ многоразличию просьб, а только - чтобы они повторялись многократно со рвением и заботою; потому что, как говорю, в них заключено всё, что есть воля Божия, и всё, в чём мы нуждаемся. Оттого, когда Его Величество трижды прибег к Отцу Вечному, все три раза молил одними и теми же словами ОтчеНаша, как говорят евангелисты, молвя: Отче, если невозможно тому быти, чтобы не испить сей чаши, да свершится воля Твоя (Мт.26,39).

А что до обрядов, которыми учит Он нас сопровождать молитву, то это одно из двух: или спрятаться у себя в задней половине, где, без шума и не обращая внимания ни на что, можем творить её с большей полнотой и чистотой сердца, согласно сказанному Им: Егда молишися, взойди к себе в задняя и, затворивши двери, молись (Там же, 6,7), - или, ежели нет, то - в уединённой пустыне, как Он сие творил, и в лучшее и более спокойное ночное время. Итак, нет того, чтобы означать особое время, ни дни особые, ни выделять одни перед другими для проявлений нашего благочестия; ни того, чтобы использовать другие способы, ни того, чтобы играть словами или молитвами помимо тех, что использует Церковь, и как использует; потому что все они сводятся к тому, что мы износим в Отче Наш.

5. И не осуждаю за то, - но, скорее, поощряю, - что есть некие дни, в которые иные лица предполагают совершать дела благочестия [ как некоторые, в девятины] такие, как посты и тому подобное, но упираю на то, чтобы ввели в свои пределы способы и обряды, с которыми сие творят. Как сотворила Юдифь тем, что в Бетулии, которых упрекнула, яко полагают пределы Богу во временах и сроках, в кои надеются на Божие милосердие, говоря им: Вы полагаете Бог у срок для милосердия Его? He к тому это, говорит, - чтобы подвигнуть „Бога к милосердию, но к тому, чтобы пробудить Его гнев (8,11-12).

Глава 45

В которой обсуждается второй род благ различимых, в которых может тщетно радоваться воля

1. Второй вид различимых и обладающих вкусом благ, в которых может радоваться воля, составляют те, которые провоцируют или заставляют служить Богу, и которые зовём провокативными. Таковые суть проповедники, о которых можем говорить с двух сторон, а именно: в том, что касается самих проповедников, и в том, что до слушателей; потому что как в отношении одних, так и других, не ошибёмся, если покажем, как должно вести к Богу радость воли тех и других, соответственно данной практике.

2. Относительно первых, - проповедник, чтобы принести пользу народу и не затруднить себя самого тщетной радостью и самомнением, должен заметить себе, какое исполнение является более духовным, чем вокальным; потому что, хотя пользуется словами сущими, их сила и воздействие лежат не в них, но - во внутреннем духе. Откуда, более высокое учение, которое проповедуется, и более утончённая риторика и возвышенный стиль, в который она одета, не пользуют больше, чем дух. Ибо. хотя истина есть, что Слово Божие действенно само по себе, согласно Давиду, который говорит, яко Он подаёт глас, глас истины (Пс.67,34), однако, также огнь имеет доблесть жечь, а не жжёт, когда субъект не расположен к тому.

3. И для того, чтобы учение возымело свою силу, необходимы два расположения: одно у того, кто проповедует, а другое у того, кто слушает; так как обычно бывает польза, когда имеется расположение со стороны того, кто учится. Отчего и говорится, что каков учитель, таков бывает и ученик. Потому что, когда в Деяниях Апостольских некие семь сынов кого-то из священноначалия иудейского научились заклинать бесов той же самой формулой, что и Св. Павел, рассердился на них бес, говоря: Иисуса исповедую и Павла знаю; а вы чьи будете? (19,15). и набросился на них, обнажил и язвы наложил. Этого не случилось бы, если бы они имели потребное расположение, и если бы не было так, что Христос не хотел, чтобы совершали сие

Его Именем. Потому что однажды нашли апостолы одного, кто не будучи учеником, изгонял беса именем Христовым /Господа Нашего/, и воспрепятсвовали ему, а Господь упрекнул их /говоря/: Не препятствуйте сему, ибо никто не возможет речи злое о Мне вскорости, и ежели во Имя Мое вершит какую-либо доблесть (Мт. 9,38). Однако удерживает гнев на тех, кто обучая закону Божию, не блюдут его, и, проповедуя Духа Свята, не имут его. Яко рече об этом через Св. Павла:


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!