Восхождение на гору Кармель 13 страница



Постольку, душа чистая, осторожная, простая и скромная, должна со всей силой и вниманием сопротивляться и отвергаться откровений и прочих видений, как наиболее опасных искушений, и посему не имеет нужды желать их, но, чтобы идти к единению с Любовью, должна не хотеть их. Именно это хотел сказать Соломон, когда говорил: Что заставляет человека желать и добиваться вещей, которые превышают его естественные способности? (Эккл. 7,1). Как если бы мы оказали: «Никому не нужно, чтобы быть совершенным, желать вещей сверхъестественных путём сверхъестественным, которые превышают его способности».

7. И поскольку на возражения, которые можно привести против этого, уже отвечено в главах 19 и 20 настоящей книги, то, возвращаясь к ним, скажу только, что все они защищают душу на дороге чистой и безошибочной в Ночи веры к единению.

Глава 28

В которой обсуждаются речения /внутренние/, которые сверхъестественным образом могут приключаться духу. - Говорит, каким образом сие бывает.

1. Благоразумный читатель всегда имеет нужду согласиться с намерением и целью, с коими предпринято написание сей книги, - а эти цель и намерение состоят в том, чтобы направить душу во всех её постижениях, естественных и сверхъестественных, без обмана и замешательства, в чистоте веры, к чудесному единению с Богом, - так как знает, что хотя относительно постижений души и науки, которую трактую, не даю ни столь обильного научения, ни стольких подробностей материи и разделений, которые, по случаю, бывают нужны для разумения, всё же не почитаю себя кратким в сей части. Ибо касательно всего этого познания даётся достаточно предупреждений, света и подтверждений для того, чтобы иметь благоразумие и знание себя во всех этих делах души, внешних и внутренних, и чтобы двигаться вперёд.

И сие есть причина, по которой со всей возможной краткостью должно закончить тему постижениями пророчеств, так как в остальном дело сделано, - имея при этом всякий раз сказать много больше, соответственно различиям, способам и манерам, кои в каждом случае встречаются, и каковых познание не имеет конца. На мой взгляд для всего этого довольно, когда сказано о субстанции и науке, и о предосторожностях, соответствующих сему и всему подобному, что может приключиться душе.

2. То же самое сделаем теперь касательно третьего вида постижений, о которых говорим, как о речениях сверхъестественных, которые без какого-либо посредства телесного чувства проговариваются в духе вдохновенных /особ/, и которые, хотя и существуют / в духе/ во многих разновидностях, всё же могут быть сведены к трём, которые следует знать: слова последовательные, формальные и субстанциальные.

Последовательными называются определённые слова и доводы, которым дух, будучи собран в себе, позволяет в соотношении их с собой течь формально и рационально.

Слова формальные суть некоторые слова, различённые и формальные, которые дух воспринимает, но не в себе, а от третьего лица, - иной раз в состоянии собранности, иной раз нет.

Слова субстанциальные суть прочие слова, которые тоже формально сотворяются духу, иной раз собранному, иной раз нет; и которые в субстанции души творят и причиняют те самые субстанцию и добродетель, которые означают.

Все эти перечисленные разновидности будем обсуждать здесь по порядку.

Глава 29

В которой трактуется первый род слов, которые формулирует иной раз дух, собранный в себе. - Говорится о причине таковых и о пользе и вреде, кои могут в них заключаться.

1. Слова последовательные всегда приключаются духу собранному и погружённому весьма пристально в некое размышление. И, в той самой материи, о которой размышляет, он /умной дух/ сам движется последовательно от одного к другому, оформляя слова и доводы подходящим образом с большой лёгкостью и различением; и таковы те неизвестные вещи, которые он проходит, обдумывая и раскрывая их, что ему кажется, будто не он делает это, но другое лицо внутри него размышляет или отвечает или показывает. И поистине некоторым образом так оно и есть, ибо, хотя дух сам творят это в качестве инструмента, Святой Дух многажды помогает породить и оформить те понятия, слова и уразумения истинные. И так они проговариваются как будто третьим лицом в нём самом. Ибо, как разум остаётся тогда собранным и единым с истиной, о которой размышляет, так и дух божественный также остаётся с ним в этой истине - так как Он всегда во всякой истине -, откуда исходит то, что разумение, общаясь таким образом с Божественным Духом, посредуемым этой истиной, одновременно входит формирующим началом во внутреннее и последовательно в остальные истины, соответственные тому, о чём есть размышление; открывает же ему врата и одаривает, подавая свет, Дух Святой, проявитель. Потому что это - один из способов, каким является Св. Дух.

2. И таковым способом, освещая и проявляя этого Мастера, разумение, схватывая некие истины, одновременно самостоятельно формулирует некие высказывания относительно тех истин, которые сообщаются ему другой частью. Способ, о котором можем сказать: голос Иакова, а руки Исава (Быт. 27,22). И тот, кто имеет это, не может перестать верить, что так оно и есть: что речения и слова исходят от третьего лица; [потому что не знает способности разумения формировать слова свои от третьего лица] о представлениях и истинах, которые ему сообщены также третьим лицом.

3. И хотя истинно есть, что в этих сообщениях и освещениях разума он себя в них не обманывает, но может обмануться и обманывается многократно в формальных словах и доводах, которые формулирует о сём разум. Ибо, поскольку этот свет, [который даётся ему иной раз], весьма тонок и духовен, так что разум не способен основательно разобраться в его сущности и формулирует доводы самостоятельно; откуда следует, что многие разы доводы его ложны, а иной раз правдоподобны или дефектны. Ибо, как только начинает ухватывать нить истинной основы, тут же подкладывает своё хитроумие или невежество под своё разумение, - ведь это лёгкая вещь - изменяться соответственно своей способности; и всё это, как если бы разговаривал с третьим лицом.

4. Я знавал одну особу, которая, имея эти речения последовательные, среди некоторых достаточно истинных и субстанциальных, которые выстраиваются Святым Таинством Евхаристии, имела и некоторые довольно еретические.

И пугает меня много то, что происходит в нынешнее время, когда некая душа с чем-то навроде значительности на четыре мараведи, если слышит некие речения о сём в каком-то сосредоточении, тут же крещает их Божьим Именем, и фантазирует, что так и есть, говоря: "Бог мне сказал", "ответствовал мне Бог", - но это не так: не Бог, но [как мы говорили] они сами произносят слова в большинстве случаев.

5. И, кроме того, жажда иметь их и те аффекты, которые они производят в духе, делает то, что эти особы ответствуют сами себе, думая при этом, будто Бог им ответствует и говорит с ними. Откуда выходят великие сумасбродства, если не обуздывать себя здесь с большим тщанием; и если тот, кто наставляет такие души, не внушает им отрицаться таких способов мышления. Потому что в них более, чем скромность и умерщвление, духа проявляется болтливость и нечистота души, мнящей, что сотворилась великая вещь, и что она говорит с Богом; но имеет / на деле/ лишь чуть больше, чем ничего, или ничего, или меньше, чем ничего. Ибо то, что не зачинает /в душе/ смирения, милосердия, и умерщвления, и святой простоты, и тишины, и т.д. - чем может быть?

Говорю поэтому, что может это сильно помешать в продвижении к божественному союзу, так как весьма отдаляет душу - если она этим занимается - от бездны веры, в которой разумение должно оставаться тёмным и в потёмках идти через любовь в веру, а не помощью многих резонов.

6. И если мне скажут, почему разум должен лишать себя каких-либо истин, поскольку освещает их в разумении Дух Божий, и постольку не может здесь быть злого, - скажу, что Св. Дух освещает разум собранный, и что освещает его в способе его собирания, и что разум не может найти лучшего /в глазах Бога/ сосредоточения, чем в вере, и ни в какой другой вещи не освещает Св. Дух разума лучше, чем в вере. Поэтому, чем более чиста и прилежна душа в вере, тем больше получает милости Божьей; и чем более милосердна она, тем лучше освещена и одарена Св. Духом, ибо милосердие есть причина и средство для общения с душой.

И хотя истинно есть, что в некоторых освещениях истин сообщает Он душе некий свет, но он настолько отличен от того, что в вере, без ясного осознания этого, насколько по качеству чистое золото отлично от низших металлов, а по количеству - насколько превосходит море единую каплю воды; потому что единым образом душе сообщается знание одной и двух, и трёх истин, и т.д.; а с другой стороны ей сообщается вся мудрость Бога в целом, каковая есть Сын Божий, который общается с душой в вере.

7. И если мне скажут, что одно не мешает другому, скажу, что много помешает, если душа занимается этим, - потому что она уже занята вещами ясными и мало дающими ей, чего /одного/ довольно, чтобы помешать общению с глубиной веры, в которой Бог сверхъестественно и тайно научает душу и возвышает её до даров и добродетелей: а как (?), она не знает.

И польза, которую приносит это общение в речевых последовательностях, не есть та, которую заранее предполагает получить разумение, - потому что таким способом отклоняет её от себя [согласно сказанному Премудростью в Песнях души: Отведи очи свои от меня, ибо заставляют они меня взлететь (6,4); что значит: лететь далеко от тебя и полагать себя очень высоко]. [Но стоит] только просто и наивно, не полагая разума на том, что сообщается сверхъестественно, направить волю на любовь к Богу, - ибо посредством любви сообщаются нам благая, - и этим путём то, что ранее сообщалось, возрастает в обилии. Посему, ежели к вещам, кои сообщаются сверхъестественно и пассивно, активно прилагается изобретательность природного ума или другие потенции, то они не дотягивают до этих вещей в своём способе действия и грубости, и так, поневоле видоизменяют их в своём ключе, и, как следствие, они изменяются; и так, по необходимости, ошибочно и формально /разум/ движется путём собственных измышлений: и это уже никакое не сверхъестественное, и не его образ, а только весьма естественное и слишком ошибочное и низкое.

8. Бывают, однако, некоторые уразумения столь живые и тонкие, что в состоянии сосредоточенности в иных созерцаниях, при размышлении в понятиях, они с великой лёгкостью и естественно переходят формально в изнесённые слова и доводы, весьма оживлённые, - и о них думают, что они суть не более, ни менее, как от Бога; и это ничто иное, как разумение, которое в свете естественном, имея свободу управления чувствами, без какой-либо помощи сверхъестественного, способно к ещё большему. И отсюда имеем многое; и многие обманулись, думая, что это великие слова и сообщения Бога, и по этой причине они или записывают их, или велят записать. И получается, что не выходит из этого ничего, и не получают субстанции какой-либо истины, и что не служит сие ничему, кроме как высокомерию.

9. Таковых нужно учить не делать ничего, кроме как основать волю свою на смиренной любви и действовать лишь внешним образом, проникнувшись подражанием сыну Божьему в его жизни и смертных муках, так как это дорога ко всякому духовному благу, без многих внутренних размышлений.

10. Также и к этому роду слов внутренних последовательных бес много прилагает руку; главным образом /это случается/ у тех, кто имеет некоторую склонность и аффицированность по отношению к ним. Потому что во время, когда они начинают сосредотачиваться, бес начинает предлагать им обильную материю уклонений, формируя в разуме представления или слова путём внушения, тонко обманывая и приводя к падению вещами правдоподобными. И это один из способов, которым он сообщается с теми, кто заключил с ним какое-то соглашение, молчаливое или гласное, и с некоторыми еретиками, - главным образом с некоторыми ересиархами, снабжая разум понятиями и доводами весьма тонкими, ложными и ошибочными.

11. Из сказанного понятно, что последовательные речения могут порождаться в разуме тремя причинами, которые необходимо знать: божественным Духом, который побуждает и освещает разум, естественным светом самого разумения и бесом, который может говорить путём внушения.

Говоря теперь о знамениях и указателях, позволяющих узнавать, когда действует одна причина, а когда другая, несколько трудно будет преподать вам все признаки и указатели: неплохо будет, если удастся привести некоторые общие, и они таковы:

а) Когда в словах и представлениях, возникающих в душе, одновременно явственно и ощутимо присутствует любовь со смирением и почтением к Богу, сие означает, что через них /т.е. слова и представления/ приходит Дух Свят, который всегда, если оказывает какие-либо милости, подаёт их в такой оболочке.

в) Когда /слова и представления/ происходят единственно из живости и света разума, разум есть тот, кто сотворяет их все, без какого-либо действия добродетелей (хотя воля может естественно любить познание и свет неких истин), и после размышления воля остаётся сухой, хотя и не склоняется ни к тщете, ни к злу, если бес новизны не соблазняет её на это. Не случается этого в тех, кои суть от Духа благого, ибо после /размышления/ их воля остаётся обыкновенно привязанной к Богу и наклонной к добру, - хотя иной раз случается воле оставаться после сухой, несмотря на то, что сообщение исходит от духа доброго; так по каким-то причинам устраивает сие Бог для пользы души; а другой раз душа не очень чувствует движения и действия добродетелей, и будет благом то, что получит. Оттого говорю, что трудно иной раз распознать разницу между теми и другими из-за различных эффектов, которые они производят. Но те /эффекты/, о которых я уже сказал, суть дела обычные, бывающие, однако, в большем или меньшем количестве.

с) Однако, частенько, слова, исходящие от беса, трудны бывают для разумения и распознания, потому что, хотя истинно есть, что обычно остаётся воля сухой касательно любви Божией, и оживляется, склоняясь к чванству, оцениванию и удовольствиям, тем не менее влагает бес иной раз в воодушевление ложную скромность и пылкое упорство воли, основанное на собственной любви, - так что для разумения этого необходимо обладать немалой духовностью. И это бес соделывает, чтобы лучше спрятаться: он прекрасно знает, что очень хорошо иной раз заставить проливать слёзы над сантиментами, которые он влагает в душу, чтобы возбуждать в душе страсти, которых желает. Но всегда старается возбудить волю, которая ценит сказанные внутренние сообщения и уделяет им многое внимание, - почему он и подлаживается к ним и занимает душу тем, что не является добродетелью, а только случаем утратить и ту добродетель, что душа имеет.

12. Сведём таким образом сказанное к необходимым предосторожностям, как касательно одних, так и других, - чтобы не быть ни обманутыми, ни смущёнными им; яко не находим в них никакого достояния, но единственно знаем, чтобы направлять волю с упорством к Богу, в совершенстве исполняя Его закон и Его святые увещания, что есть мудрость святых, радующих нас познанием тайн и истин с простодушием и правдою, которые предлагает нам церковь; ибо этого довольно, чтобы много возжечь воление, без того, чтобы погружать нас в иные глубины и достопримечательности, которые только чудом бывают лишены опасности. Поэтому, имея сие в виду, говорит Св.Павел: Не должно знать более того, что должно (Рим. 12,3).

И сего довольно о материи слов последовательных.

Глава 30

В которой обсуждаются слова внутренние, которые формально сотворяются в духе путём сверхъестественным. - Сообщает о вреде, который может быть причинён, и о необходимой предосторожности, чтобы не быть в них обманутыми.

1. Второй род слов внутренних суть слова формальные, которые иной раз приключаются духу путём сверхъестественным, без посредства какого-либо чувства, либо в сосредоточенности духа, либо нет.

Мы зовём их формальными, потому что они формально говорятся духу третьим лицом, без того чтобы он что-либо вкладывал в них /от себя/. И оттого существуют многие отличия этих слов от тех, о которых мы перестали говорить; потому что имеем не только то отличие, что дух от себя не вкладывает ничего в них, но, как сказано, приключаются иной раз и в состоянии рассеяния /несобранности/ духа, весьма отвлечённого от того, что ему говорится. Не бывает так в ранее рассмотренных словах последовательных, ибо они всегда касаются того, о чём думаешь.

2. Эти слова иной раз весьма формальны, иной раз - не столь; так как часто они суть как понятия, в которых что-то говорится духу, либо в форме ответа, либо в другой форме собеседования с духом. Иной раз это одно единственное слово, иной раз два или больше; иной раз они последовательны, как проходящие /одно за другим/ поскольку их изнесение длится в форме преподания или обсуждения чего-либо с душой, и всё это без какого-либо вклада самого духа, потому что всё это, как если бы одна персона беседовала с другой. Как, читаем, случилось с Даниилом, который говорил беседуя с ангелом в себе. Это было формальное и последовательное рассуждение в его духе (внутри) и обучение его, о чём также сказал и ангел, говоря, что пришёл, чтобы научить его (9,22).

3. Эти слова, когда они не более чем формальны, не производят в душе большого действия. Ибо, обыкновенно, суть единственно для научения или освещения какой-либо вещи; и, чтобы произвести это действие, нет необходимости в сотворении ещё других эффектов, сверх того конечного, что они причиняют. И они же, когда суть от Бога, всегда действуют в душе, поскольку быстро и недвусмысленно погружают душу в то, что её наставляет или научает, - положение, в котором душу, иной раз, не покидают трудности и противоречия, а скорее впадает она в большие; сие Бог сотворяет ради лучшего научения, смирения и блага души. И это противоречие весьма обычно оставляется, когда душе приказывают вещи /принадлежащие/ большинству, или вещи, в которых может присутствовать некое превосходство для души; а в вещах покорности и смирения полагается для души большая лёгкость и проворство. Так, читаем в Исходе (3-4) что когда Бог велел Моисею, чтобы шёл к фараону и освободил народ, тот ощутил такое противоречие, что Бог должен был трижды повелеть ему это и продемонстрировать ему знамения; и всё это не помогло, пока Бог не дал ему в компаньоны Аарона, который и понёс часть чести.

4. Нечто противоположное происходит, когда слова сообщения суть от беса, который в вещах большой важности полагает лёгкость и проворство, а в низких - противоречие. Сие верно, потому, что Бог настолько отвращается видения душ, наклонных к большинству, что даже когда Он приказывает нечто такое и помещает их в соответствущие положения, не желает, чтобы имели проворство и жажду повелевать /большинством/. И в сей живости, которую обычно полагает Бог на душу в этих словах формальных, заключается отличие от других слов последовательных, которые не подвигают духа в такой мере, как эти, ни придают ему такой живости, - так как эти более формальны, и в них разумение меньше вставляет от себя. Хотя это не отменяет того, что иной раз последовательные слова производят большее действие, по причине очень стремительного сообщения, которое иной раз божественный дух имеет с человеком; многие различия имеются скорее в способе. В сих словах формальных у души нет сомнений относительно того, что не она их произносит, яко хорошо видит, что нет, - главным образом, когда она не пребывала в том, о чём ей говорится; а если пребывала, знает весьма ясно и отчётливо, что это пришло с другой стороны.

5. До этих слов формальных душе столь же мало дела, сколь и до тех, последовательных; так как сверх того, что занимают дух тем, что не является законным и ближайшим средством единения с Богом - кое есть вера - могут очень легко быть сфальсифицированы бесом. Потому что иной раз трудно распознать, которые слова суть доброго духа, а которые - злого. Так как не производят большого действия, с трудом могут различаться по их действиям; иной раз ещё и потому, что слова, кои от беса, влагают большую энергию в несовершенных, чем такие же слова от духа благого в духовных. Не следует ни интересоваться тем, о чём они гласят, ни делать из них события, - будь они от благого или от злого духа. Должно, однако, открыть их духовнику зрелому или особе рассудительной и знающей, на предмет того, что согласуется в них с учением и видением, и его советом, и держаться относительно них со смирением и отрицательно. А если не находится такого опытного лица, то много лучше, не делая события из этих слов, не делиться ни с кем, ибо легко наткнуться на такую особу, которая скорее разрушит душу, чем выстроит её. Потому души не должны общаться с кем угодно, ведь это очень важно: промахнуться или попасть в десятку в столь важном деле.

6. И обращайте пристальное внимание на то, чтобы душа, следуя собственному мнению, ни события делала, ни допускала в себя то, о чём говорят эти слова, без тщательного рассмотрения и совета постороннего. Ибо в сей материи случаются обманы тонкие и необычные; и настолько, что, по-моему, если душа не становится во враждебную позицию к таким вещам, не может не впасть в обман во многих из них [больший или меньший].

7. А поскольку эти обманы и опасности, и предостережения относительно них уже обсуждены прежде в главах 17, 18, 19 и 20 сей книги, это освобождает меня от того, чтобы много распространяться здесь о них. Скажу только, что главная наука состоит в том, чтобы ни из чего не делать события, [ хотя нечто и кажется таковым, без руководства во всём рассудка и того, чему научила нас Церковь, и учит всякий день ].

Глава 31

В которой обсуждаются слова субстанциальные,которые внутренне сотворяются духу. - Говорится об отличии их от формальных, о пользе, которую в них имеем, и о смирении и уважении, которые душа должна испытывать к ним.

1. Третий род слов внутренних, о котором ведём речь, суть слова субстанциальные, которые, хотя также формальны, поскольку большей частью формально запечатлеваются в душе, отличаются, однако, тем, что слова субстанциальные производят действие живое и субстанциальное в душе, а чисто формальные действуют не так. Тот факт, что все слова субстанциальные суть формальные, происходит не оттого, что все слова формальные субстанциальны, но единственно оттого, что (как сказано выше) субстанциально запечатлевают в душе то, что означают. Так, ежели Наш Господь формально говорит душе: "Будь блага", тут же субстанциально становится благой. Или если говорит ей: "Люби Меня", тут же обретает и ощущает в своей субстанции любовь Божию; или если ей, много устрашённой, скажет: "Не бойся", тут же ощутит великую отвагу и спокойствие. Потому что Бог сказал, и слова Его, как говорит Премудрость, полны могущества (Еккл. 8,4); и так сотворяется в душе субстанциально то, что Он ей говорит. Ибо сие есть то, что хотел сказать Давид, когда произнёс: Испробовал, что даёт Он гласу Своему, гласу силы (Пс. 67, 34). И так содеялось с Авраамом, когда, говоря с ним, сказал ему: Ходи предо Мной и будь совершен (Быт. 17,1), - тут же сделался совершенным и всегда ходил, почитая Бога.

И такова сила Его Слова в Евангелии, которым излечивал больных, воскрешал мёртвых, и т.д., единственно произнесением его. И так же действуют на некоторые души речения субстанциальные. И суть они для души безмерная важность и драгоценность, ибо суть её жизнь и доблесть, и благо несравненное, потому что одно такое слово больше творит добра, чем сама душа могла бы сотворить за всю свою жизнь.

2. В том, что касается этих слов, не имеет душа ничего, что бы сделать, [ни чего бы хотеть или не хотеть, ни что бы отвергнуть, ни чего бы бояться.

Не имеет ничего, что бы сделать], во исполнение того, о чём они гласят, потому что эти слова субстанциальные не произносит Бог для того, чтобы возложить на душу работу, но чтобы они работали в ней; в чём и состоит отличие их от слов формальных и последовательных.

И говорю, что не имеет, чего пожелать или не пожелать, потому что не требуется желания души для того, чтобы Бог делал Своё дело, и также не довольно нежелания души для того, чтобы Бог перестал бы воздействовать на неё; но должна принимать эти действия /Бога/ с покорностью и смирением.

Не имеет, что бы отвергнуть, потому что действие сих слов в душе субстанциально и исполнено добра Божьего, в котором, - так как принимает его пассивно, - её участие во всём наименьшее.

Не боится никакого обмана, поскольку ни разум, ни бес не могут ни вложиться сюда, ни добиться действия субстанциального в душе, при её пассивности, путём запечатления эффекта и усвоения его слов, если только сама душа не поддастся ему в акте добровольном; и тогда, поселившись в ней, как её господин, впечатает в неё свои воздействия, но не добрые, а злые. [ Ибо, поскольку такая душа становится единой с ним в порочной воле, легко может бес запечатлеть в ней действия своих слов и речений во злобе ея.] Так как по опыту знаем, что даже добрые души во многих случаях он подчиняет путём внушения, влагая в них большую силу, то, если становятся злыми, способен завершить своё дело в них. Но эффектов, подобных тем, благим, не в состоянии произвести, поскольку его слова не идут в сравнение со Словами Бога; рядом с ними их как бы и нет вовсе, и действия их суть ничто рядом с теми, /что от Бога/. Оттого говорит Бог через Иеремию: Что общего у мякины с чистым зерном? Слово Моё не подобно ли огню и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (23, 28-29). Итак, сии слова субстанциальные много служат союзу души с Богом, и поскольку весьма внутренни, весьма субстанциальны, суть и весьма полезны. Счастлива душа, с которой беседует Бог. Говори, Господь, бо раб Твой слушает (1 Цар. 3,10).

Глава 32

В которой обсуждаются схватывания, которые воспринимает разумение чувств внутренних, кои сверхъестественно приключаются душе. - Говорит о причине таковых и о том, каким способом должна обретать их душа, чтобы не иметь в них препятствий на пути единения с Богом.

1. Обсудим теперь четвёртый и последний род схватываний интеллектуальных, которые, как мы говорили, могут приходить уму со стороны чувств духовных, кои частенько сверхъестественно сотворяются душам /особ/ духовных, и кои относим к различённым постижениям разума.

2. Эти духовные чувства могут быть подразделены на два типа:

Первые суть чувства в аффекте воли. Вторые суть чувства в субстанции души. И первые и вторые могут возникать различным образом. Те, что до воли, когда суть от Бога, весьма возвышенны; намного более высоки в сравнении с теми, что до субстанции души, и многоблагодатны, и пользительны. Таковых ни сама душа, ни тот, кто о ней заботится не могут ни знать, ни понимать причину, от которой исходят, ни каким образом Бог оказывает такие милости; потому что они не зависят ни от трудов души, ни от её рассмотрений, хотя те и другие суть доброе приуготовление к ним. Дарует их Бог, кому пожелает, и почему пожелает. Потому что случается, яко одна особа практикуется во многих трудах, и не одаривает её этими прикосновениями, а другая много меньше /трудится/, и ей дарует наивозвышеннейшие, и в большом обилии. Итак, нет нужды в том, чтобы душа была действительно заполнена и занята вещами духовными (хотя это много лучше для обретения их), чтобы Бог даровал эти прикосновения, от которых душа получает сказанное чувство, потому что часто она совсем беззаботна в отношении их. Из этих касаний одни хорошо различимы и проходят быстро, другие не столь различимы и длятся дольше.

3. Эти чувства, поскольку суть только чувства, не принадлежат разумению, но единственно воле, и посему намеренно не обсуждаю их здесь, до той поры, пока будем обсуждать ночь воли и очищение воли от её пристрастий, что произойдёт в Книге Третьей, которая последует. Однако, поскольку часто и очень часто они переливаются в разумное постижение, и в понятие, и в интеллигенцию, необходимо здесь упомянуть о них только в этих видах. Ибо известно, что сии чувства - как те, что до воли, так и те, что до субстанции души, и либо внезапные касания Бога, либо длящиеся и последовательные - часто (как говорил) переливаются в разумные схватывания, понятия или интеллигенции, каковые становятся высочайшими и сладчайшими восприятиями Бога в разуме, которым так же невозможно подобрать именование, как и тому чувству, из которого они излились. И эти понятия иной раз получаются одним способом, иной раз другим; когда более возвышенны и ясны, когда менее, в соответствии с теми касаниями, которые производит Бог - что причиняют те чувства, из которых эти понятия выходят - и соответственно с их особенностями.

4. Чтобы предостеречь и направить разум через эти понятия, в вере, к единению с Богом, не нужно здесь многого места. Ибо, как требуем, чтобы чувства, о которых говорим, сотворялись в душе пассивно, без того, чтобы она делала что-либо со своей стороны для получения их, так же понятия от них принимаются пассивно в разуме, который философы называют возможным, без того, чтобы он делал что-либо со своей стороны. Откуда, чтобы не ошибиться в них, ни помешать пользе, ими приносимой, он не должен также ничего делать с ними, но вести себя пассивно относительно них, без приложения своих природных способностей. Потому что, как это случается, мы говорили, со словами последовательными, очень легко /разум/ своей активностью возмущает и разрушает сии деликатные понятия, которые суть сладкая интеллигенция сверхъестественная, которой не достигает естественная, и не может постигнуть путём делания, но - только приятием.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!