Восхождение на гору Кармель 10 страница



2. Подобное приключилось со градом Ниневиею, о котором было сказано: Adhuc quadragihta [dies], et Nihive sevvertetur. Чем хотел сказать: Отсель в сорока днях опустошу Ниневию (Иона 3,4); что не было исполнено, потому что престала причина сей угрозы, каковой служили их грехи, в которых они начали раскаиваться; а если бы не покаялись, угроза бы исполнилась. Также читаем в третьей Книге Царств (21, 21), яко совершил царь Ахав грех зело великий, и пообещал Бог наслать великую кару (угрожая ему таковой в лице нашего отца Илии) на него самого, на дом его и на царство. И оттого, что Ахав разодрал одеяние своё с горя, и облачился во власяницу, и постился, и спал в мешке, и ходил печальный и угнетённый, ему через того же пророка тотчас были посланы такие слова: Quia igirur humiliatus est mei causa, non inducam malum in diebus eius, sed in deibus fillii sui.

Чем хотел сказать: Поскольку Ахав смирился из любви ко Мне, не пошлю зло, о котором говорил, во дни его, но - во дни его сына (ЗЦар. 21, 27-29). Откуда видим, что, как скоро Ахав изменил свой душевный настрой, Бог также изменил свой приговор.

3. Отсюда можем заключить, для нашей цели, что хотя Бог открывает или говорит душе утвердительно о какой-либо вещи, доброй или дурной, выпадающей на долю этой душе или какой другой, она может измениться в большей или меньшей степени, или видоизмениться, или вовсе отставиться, - соответственно перемене или видоизменению аффекта той души или причины, на которой Бог основывался; и так не исполниться, как на то надеялись, и во многих случаях никто не знает, почему, кроме одного Бога. Потому что, хотя о многих вещах случается Богу говорить и открывать и обещать, но не для того, чтобы тогда же их понимать или обладать ими, а для того, чтобы позже они могли быть поняты, когда на них падёт потребный для этого свет, или когда явятся последствия этих вещей; подобно тому, как мы видим, поступал Он со своими учениками, с коими говорил многими притчами и афоризмами, мудрость которых не была понята до времени, о котором проповедовал, что сбудется, когда сойдет на них Дух Свят, о котором говорил Христос, яко откроет им всё, о чём говорил (Ин. 14, 26) при жизни. И св. Иоанн, высказываясь на въезд Христа Иисуса в Иерусалим, говорит: Haec non cognoverunt disciouli eius primum; sed cuando glorificatus est Iesus, tunc recorati sunt qia haec erant scripta de eo (12,46). Итак, многие весьма специфичные вещи может Бог ниспосылать душе, которые ни она сама, ни её наставник, не понимают до времени.

4. В первой Книге Царств также читаем, что Бог, осердившись на Гелия, священника Израилева за то, что не карал грехи сынов своих, послал сказать через Самуила, среди прочих речений, и следующее: Loquens locurus sum, ut domus tua, et domus patris tui ministraret in conspectu meo usque in semoiteraret in conspectu meo usque in sempiternum. Verumtamen absit hoc a me. И это, как если бы сказал:

Истинно говорил тебе до сего дня, что твой дом и дом отца твоего всегда будут служить Мне пророчеством пред очами Моими, Но теперь это намерение далеко отстоит от Меня. Не сделаю так. (I Цар. 2,30). Яко, поскольку служба жреческая основывалась на чести и хвале Богу, и с этой целью обещал Бог даровать её отцу его навсегда, то, когда повредилось рвение Гелия в чествовании Бога - потому что, как сам Бог послал сетование о сём, восчествовал более сынов своих, нежели Бога, сокрывая грехи их, чтобы не позорить их, - повредилось также и обещание, каковое было бы навсегда, если бы всегда длились его доброе служение и рвение.

5. Итак, не следует думать, будто речения и откровения, исходящие от Бога, должны неотклонно и буквально сбываться, - главным образом потому, что сцеплены с человеческими причинами, которые способны изменяться, варьировать или переходить в противоположные. И насколько они "наклонны" к этим причинам, только Бог знает, ибо не всегда говорит о них (если изрекает слово или вершит откровение), а иной раз умалчивает об условиях, как поступил с ниневитянами, которым определённо говорил, что уничтожит их по прошествии сорока дней (Иона 3, 4). А иной раз объявляет, - как поступил с Ровоамом, говоря ему: Если соблюдёшь заповеди Мои. как Мой слуга Давид. Аз также буду с тобой, как с ним, и тебе воздвигну дом, как Моему слуге Давиду (ЗЦар. 11,38). Однако, объявляет или нет, не можем быть уверенными в понимании, потому что не можем ухватить подлинные тайны Бога, заключённые в словах Его, и множество смыслов. Он обитает на Небе и вещает на дороге вечности: мы же слепые - на земле, и не постигаем без путей плоти и бренности. Понимая это, молвил Мудрец: Бог на небе, а ты на земле: постольку ни речей своих удлиняй, ни словами швыряйся! (Эккл. 5,1).

6. И случится, скажут мне: Если мы не понимаем и не входим в это, почему же тогда Бог общается с нами посредством сих вещей?

Выше я сказал уже, что каждая вещь понимается в своё время, по велению Того, кто изрёк её, и понимает её тот, кому Он хочет дать понимание, и тогда становится видно, почему так получилось, ибо не творит Бог ничего без причины и правды. Оттого что так творится, нельзя ни понять смысла слов и дел Божиих, ни определиться в том, что является, без многих ошибок и без того, чтобы не прийти в состояние сильного смущения.

Об этом хорошо знали пророки, в чьи руки отданы были слова Божии: для них пророчествование было тяжкой работой, в том, что касалось народа; ибо, как уже говорилось, многое из предсказанного не случалось буквально. И по этой причине пророки терпели многие насмешки и издёвки: настолько, что это побудило Иеремию сказать: Насмехаются надо много целый день, все издеваются и презирают, потому что многое имею, дабы возвысить голос против злобы и им обещаю разрушение: и стало мне слово Господне оскорблением и насмешкой во всякое время. И говорю: не вспомню Его и не стану больше вещать Его именем (20, 7). В каковых словах святой пророк хотя и говорит со смирением и являет собой человека слабого, но хорошо даёт нам понять отличие исполнения божественных речей от ближайшего смысла их звучания. Оттого пророков держали за обманщиков, и они столько страдали от своих пророчеств, что тот же Иеремия в другом месте говорит: Formido, et laquens facta est hobis vaticinatio et contritio. Чем желал сказать: Страхом и западнёю сделались для нас пророчества, и сокрушением духа (3. 47)

7. И причина, по которой Иона сбежал, когда послал его Бог предсказать разрушение Ниневии, была та, что он знал разницу между словами Бога в понимании людей и причинами их вызвавшими. Итак, посему не подвергся осмеянию, когда не увидел исполнения пророчества; сбежал ведь, чтобы не пророчествовать; и так оставался в ожидании все сорок дней за стенами города, выглядая, не исполнится ли пророчество?, а как не исполнилось, обиделся чрезвычайно: настолько, что сказал Богу: Obsecro, Domine, numquid non hoc est verbum meum, cum adhuc essem in terra mea? propter hoc praeocupavit, ut figurem in Tharsis. То есть: Молю Тя, Господи, по случаю, не то ли говорил я, когда был в земле моей? потому и противоречил, и сбежал в Тарсис (Иона 4, 2). И досадовал святой, и молил Бога, да лишит его жизни.

8. После сего, как же нам дивиться, что иные вещи, которые Бог говорит и открывает душам, не выходят так, как они их воспринимают? Ибо, поскольку вещи, в которых Бог заверяет душу или показывает ей те или иные вещи, как добрые или злые сами по себе или для других, ежели они основываются на определённых аффектах, или служениях, или оскорблениях, которые та или иная душа в этом случае наносит Богу, и способ, каковым, - если она упорствует в содеянном, - эти вещи совершаются, конечно же не непременен; следовательно, не непременна и Его настойчивость в них. Стало быть, не следует доверять своему разумению, но - полагаться на веру.

Глава 21

В которой разъясняется, как, хотя Бог отвечает на то, о чём. Его просим иной раз, Ему не нравится, что мы используем такой способ обнаружения истины. - И выясняется, как, хотя снисходит и отвечает, во многих случаях досадует.

1. Удостоверимся, как говорили, что некоторые духовные полагают благой любознательностью то, что иной раз для познания некоторых вещей используют путь сверхъестественный, думая, что, коль скоро иной раз Он отвечает на их домогательства, то значит стояние их хорошо, и Богу нравится; в то время как верно, что, хотя и отвечает, ни стояние хорошо, ни Богу нравится, но скорее не нравится; и мало того, во многих случаях Он гневается и скорбит зело.

Причиной сему то, что ни одному творению не разрешается переступать границы, которые Бог положил в естественном порядке для руководства им. Также человеку Он положил границы естественные и разумные для руководства им; следовательно, желать их преступать недозволено, а желать исследовать и постигать вещи путём сверхъестественным значит преступить границы естества; следовательно, это вещь недозволенная, и значит Богу не нравится, - ведь всякое беззаконие Его оскорбляет. Это добре узнал царь Ахав, ибо, хотя и от Бога увещал его Исайя, чтобы просил какого-нибудь знамения, не захотел сделать этого, говоря: Non peram et non tenatabo Dominum. To есть: Не попрошу сей вещи и не искушу Бога (Ис. 7, 12). Потому что сообщаться с Богом путями экстраординарными, каковы суть пути сверхъестественные, значит искушать Его.

2. Скажут: ведь если дело обстоит так, что Богу не нравится сие, почто же тогда Бог иной раз отвечает? Говорю, что иной раз отвечает демон. Но и когда Бог отвечает, говорю, что сие происходит по причине слабости души, которая хочет идти по этой дороге, - для того чтобы не впала в безнадежность и не поворотила на дорогу иную; или для того, чтобы не думала, будто Бог в ссоре с нею и чрезмерно недоволен ею; или в иных видах, о которых Бог знает, основывающихся на слабости данной души. Поэтому, когда видит, что приспело, отвечает и снисходит к этому пути, - как поступает также со многими слабыми и нежными душами: да вкусят и насладятся общением с Богом более ощутительно, как уже говорил выше; но вовсе не потому, что Он хочет или что Ему нравится, когда с Ним сообщаются в таком ключе и таким путём. Ещё каждому Он даёт как уже говорили, согласно его состоянию, потому что Бог подобен источнику, из которого каждый черпает тем сосудом, который принёс с собой, и бывает, что Он дозволяет брать такими вот сосудами и трубами сверхобычными; но вовсе не следует отсюда, что вольно хотеть и брать воду с их помощью, если только то не сам Бог, который может дать когда, как и кому хочет, и через то, что Он хочет, безо всякой нашей претензии на участие в этом. И так, как сказали, иной раз снисходит к потребностям и мольбам некоторых душ, коих, - потому что добры и просты, - не хочет оставить своим вниманием, чтобы не опечалить их, но не потому, что Ему нравится такое их стояние.

3. Сие наилучше уяснится посредством сравнения. Некий отец семейства имеет на столе своём множество различных яств - одно другого лучше. И вот дитя просит блюдо, но не самое лучшее, а первое, какое попадётся: и просит его потому, что знает вкус его лучше, чем иных. И поскольку отец видит, что хотя бы он предложил дитяти лучшее из блюд, дитя его не примет, а только то, что просит, и что для него нет вкуса в других, то дабы не остаться ему без своей пищи и неутешным, даёт ему с печалью то самое. Как видим, именно так поступил Бог с сынами Израилевыми, когда просили Его о царе: дал им его с неохотою, потому что сие не было добром для них. И вот, сказал Самуилу: Audi vocem populi in omnibus quea loquuntur tibi: non enim te abiecerunt, sed me. Чем желал сказать: Слушай глас народа сего и дозволь им царя. как они просят, ибо не тебя отвергли, но Меня (1Цар. 8,7), чтобы не царил Аз над ними. И подобным же образом снисходит Бог к некоторым душам, дозволяя им то, что не является лучшим, потому что они не хотят или не умеют ходить где-либо, кроме как в тех "палестинах". И ещё, некоторые также достигли нежности и услады духа или чувства, и даёт им их Бог, потому что не готовы они вкушать яства более крепкие и твёрдые трудов крёстных Сына Его, каковые Он хотел бы раздавать более, чем какие-либо иные.

4. Несмотря ни на что, по моему мнению, желать познавать нечто путями сверхъестественными хуже, чем желать каких-либо других духовных услад в чувствах. Ибо я не вижу, как может душа, претендующая на них, избежать греха, - по меньшей мере простительного, - хотя бы и преследовала самые добрые цели и была весьма усовершена, и так же тот, кто даёт ей на то указания и дозволения. Потому что не имеем нужды ни в чём таком, так как есть у нас естественный разум, закон и учение евангелическое, которых более чем достаточно, чтобы руководствоваться ими, и нет у нас таких нужд и затруднений, которых не могли бы мы развязать и утолить сими средствами к удовольствию Бога и пользе для души.

И поскольку мы пользуемся разумом и учением евангельским, которые, - хотим этого или не хотим, - говорят нам о неких вещах [ сверхъестественных ], можем принимать только такие из них, которые во многом совпадают с разумом и законом евангельским. И принимать их не потому, что они нам открылись, но по причине разумной, отставив в сторону всякое чувство откровенное; и ещё затем целесообразно рассмотреть и испытать их разумом много тщательнее, чем если бы не было о них откровения, - поскольку демон говорит многие вещи правдоподобные и подходящие, и согласные с разумом, чтобы [тем вернее] обмануть.

5. Где же оставлено нам во всех наших трудах, тяготах и нуждах лучшее и более верное средство, чем молитва и надежда, что Он удовлетворит нас теми средствами, какими пожелает? И посоветуемся с Писанием, в котором читаем, что царь Иосафат, будучи утесняем со всех сторон врагами, подвигнулся на молитву, и сказал святой царь Богу: Cum ignoremus quod facrer debeamus ad te (2 Цар. 20,12). И это, как если бы сказал: Когда не достаёт средств и не приложишь ума к обеспечению нужд наших, единственное остающееся нам - возвести очи на Тя? ибо Ты обеспечиваешь, как Тебе больше нравится.

6. А что Бог также, хотя и отвечает иной раз на такие претенциозные запросы, сердится (хотя и даёт ответ), добро будет теперь подтвердить некоторыми авторитетами Писания.

а) В первой книге Царств (28,6) говорится, что царь Саул попросил, чтобы беседовать ему с пророком Самуилом, который уже умер, и тот явился ему и возвестил пророчество; и вместе с тем Бог разгневался, ибо тотчас упрекнул его Самуил за таковое дело, говоря: Quare inquietasti me, ut suscitarer? To есть: Почто беспокоишь меня воскресением? (Там же, 15).

б) Знаем также, что хотя ответил Бог на моления сынов Израилевых и даде им мясо, коего просили, не замедлил разгневаться на них много; ибо тотчас свёл огонь с неба в наказание, как читаем о сём в Пятикнижии (Числа II, 32-33), и заметил о сем Давид, говоря: Adhuc escae eorum erant in ore ipsorum et ira Dei descendit super eos.

Чем хотел сказать: Ещё держали куски в устах своих, а уже нисшёл на них гнев Божий (Пс. 77, 30-31).

в) И также читаем в Числах (22,23), яко разгневался Бог зело на Валаама пророка, за то, что пошёл к мадианитянам, званный Валаком, царём их (хотя говорил Бог, что делать; но пошёл, потому что имел охоту идти и просил о том Бога), поэтому явился ему, бывшему в пути, ангел с мечом и хотел убить его, и сказал: Preversa est via tua, mihi que contraria. Путь твой извращён и противен Мне. И за то хотел его убити.

7. Такими вот спсобами и многими другими снисходит Бог, гневаясь, к желаниям души. О чём имеем множество свидетельств в Писании и, кроме того, многие примеры. Но в них нет необходимости, ибо дело ясное.

Говорю только, что дело сие рискованное более, чем умею сказать о том, - хотеть общаться с Богом такими путями; и, кто не оставляет их, много заблуждается; и оказывается много раз оконфуженным тот, кто привязывается к таким способам. И понаторевший в таких делах поймёт меня, исходя из собственного опыта. Так как помимо трудности безошибочного познания речений и видений исходящих от Бога, середь них имеется множество исходящих от беса: ибо обыкновенно он приходит по душу в таком же платьи и действует таким же образом, что и Бог, посылая душе вещи, весьма подобные тем, с помощью которых Бог сообщается с нею, - чтобы совратить её, подобно тому, как волк входит во двор овчий в шкуре овчей, так что только с трудом можно распознать его. Именно потому, что говорит много вещей истинных и согласных с разумом, и вещей, которые в самом деле случаются, очень легко обмануться думая, что раз происходят в реальности и точно так, как должны бы происходить, значит они несомненно от Бога. Оттого, что не знают, яко есть вещь наилегчайшая тому, кто владеет светом естественным, познать эти вещи и многие другие, которые были или будут, по их причинам. И поскольку бес держит эту искру разума весьма живой, может с лёгкостью выводить действие из причины, хотя и не всегда этот эффект наступит, т.к. все причины подвластны воле Божией.

8. Приведём пример. Бес знает, что состояние земли и воздуха, и сроки, зависимые от солнца, каким-то образом и в определённой стадии, в такое-то время, когда эти элементы расположатся нужным образом, согласно сроку, который приходит, необходимо становится заразным, и так заражает народ язвой, в большем или меньшем числе. Здесь виждь познание моровой язвы в её причине. Что великого в том, если бес откроет это душе, говоря: "Отныне через год или половину случится мор", который и впрямь случается? И это пророчество беса! Таким же образом может узнать трясение земли, подсмотрев, что пустоты её наполняются воздухом, и сказать:

"В такое-то время сотрясётся земля". Что есть познание натуральное, для коего довольно держать душу свободной от страстей, о чём говорил Боэций в следующих словах: Si vis claro lumine cerrere verum, quadia pelle, timorem spemque fugato,nec dolor adsit. То есть: хочешь познать реальность в естественном свете, отбрось от себя наслаждение и страх, и надежду и скорбь.

9. И так же можно узнать события и вещи сверхъестественные в их причинах, согласно божественному Провидению, которое справедливо и обязательно помогает в том, чего требуют благие или злые причины в сынах человеческих. Поэтому возможно знать естественным образом, что такая-то персона, или такой-то город и иные вещи, придут к такой или сякой нужде, в такую-то и такую-то точку, в которую Бог, в согласии со Своими Провидением и справедливостью, приходит споспешествовать соответственно причине, наказывая или вознаграждая, или в качестве причины, - и после говорить: "В такое-то время дарует Бог то-то или сделает это, или определённо случится то". Как дала знать святая Юдифь Олоферну, убедив его в том, что сыны Израилевы без сомнения будут разбиты, принимая во внимание множество грехов их (II, 12) и беды, что принесли они. И, перечислив грехи их, тут же сказала: Et quoniam haec faciunt, certum est quod in perditionem dabuntur (11,12). Чем хотела сказать: После того, как содеяли таковое, несомненно будут разбиты. Что есть сознание о наказании из причины, - и это всё равно, что сказать: Верно то, что таковые грехи имеют быть причиною таковых кар Божиих, что есть справедливо. И, как говорит божественная Мудрость: Per que quis peccat haec et torquetur. В чём или чем грешишь, через то и мучаешься (наказан бываешь).

10. Бес может узнавать это не только естественным образом, но и из опыта, который получает, подсматривая, как Бог творит вещи, подобные сим, и говорить о них заранее и определённо. Так же св. Товия узнал по причине о наказании города Ниневии; и так предостерёг своего сына, говоря: Смотри, сын, в час. когда я и мать твоя умрём, покинь сию землю, ибо не продлится она. [Video] enim quod iniquitas eius finem dabit.. Вижу ясно,яко та самая злоба должна стать причиной её наказания, от коего прекратится она и разрушится (14, 12-13). Всё это бес и Товия могли также познать не только из злобы города, но и из опыта, наблюдая, как за грехи мира Бог уничтожил его потопом, и за таковые же - содомитов, погубленных огнём, хотя, кроме того, Товия знал то и от Духа Свята.

11. И мог узнать бес (также), яко Пётр по естеству не мог жить более стольких-то лет, и сказал об этом заранее; и так многие другие вещи и многими способами, которых не перечесть; и начинать не стоит по причине их запутанности и тонкости, с которой они вводят в заблуждение; и от каковых невозможно избавиться, не убегая всех откровений и видений, и речений сверхъестественных.

За них справедливо гневается Бог на тех, кто их дозволяет, ибо видит, яко сие есть дерзость, так ввязываться в толикие риски и самомнение и любопытство, и отрасль высокомерия, и корень и основание тщеславия, и презрения к делам Божиим, и начала многих зол, в кои многие впали. Все таковые столь разгневали Бога, что Он намеренно оставляет их в заблуждении и обмане, и слепоте духовной, и сходе с правых путей жизненных, давая место их тщете и фантазиям, как сказал, о том Исайя, говоря: Dominus niscuit in medio eius spiritus veriginis (19, 14). Что значит: Господь вмесил в сердце его дух кружения и замешательства. Что на добром романском означает духа превратного понимания. Каковые слова Исайи просто в точности соответствуют тому, о чём мы говорим, потому что они о тех, кто старается познать вещи, бывающие сверхъестественным образом. И по сему говорит, что вмесил им в сердце Бог дух превратного понимания. Не оттого, что Бог действительно хочет или желает им духа заблуждения, но потому что они сами хотят иметь то, чего не могут заполучить естественным образом. Гневаясь на то, оставляет их лишёнными разума, не подавая им света в том, во что Бог не хочет, чтобы они ввязывались. Итак, говорит (Исайя), что Бог вмесил в них того духа путём отнятия света. И таким образом явился причиной вреда, известного как causa privativa, или причина лишающая, состоящая в том, что Он оставляет их без своего света и благорасположения; будучи же лишёнными таковых, неизбежно входят в заблуждение.

12. И таким образом даёт Бог разрешение бесу, чтобы ослеплять и много обманывать заслуживших это своими грехами и дерзостью, И может сие бес, и удаётся ему это, потому что верят они ему и держат его за духа благого. Настолько, что хотя и много убеждаемы суть в том, что се не он, не имеют способа выйти из обмана, поскольку имеют уже в себе - с попущения Божия - духа превратного понимания; как, читаем, случилось то с пророками царя Ахава, которым дозволил Бог обмануться духом лжи, дав разрешение бесу на них, говоря: Decepies et praevalebis; egredere et fac ita. Чем желал сказать: Превозмоги своею ложью и обмани их; изыди и сотвори тако (ЗЦар.22,22). И столь преуспел с пророками и царём по части обмана их, что не восхотел поверить пророку Михею, который пророчествовал правду прямо противоположную тому, о чём пророчествовали другие. И это случилось, потому что Бог дозволил им ослепнуть, дабы получили они то, чего хотели, ибо следовал и ответствовал им Бог, согласно их похотениям и желаниям; каковые были верным средством и расположением к тому, чтобы Бог дозволил их намеренно ослепить и обмануть.

13. Потому так пророчествовал о сём Иезекииль в имени Божьем, изрекая против тех, кто желает познавать пути Божий из любопытства, от тщеты духа своего, он сказал: Когда таковой человек придёт к пророку, чтобы вопросить его обо Мне, Аз. Господь, отвечу ему Сам, и положу лицо Моё во гнев на такого человека, и даже пророка введу в заблуждение о том. о чем вопрошает: Ego, Dominus, decepi prophetam illum. To есть: Аз. Господь, обману того пророка (14. 7-9). Или то, что должно быть понято, не совпадая с Его благоволением, остается поэтому подверженным обману; и именно это хочет сказать, когда говорит: Аз. Господь, отвечу им Сам, гневаясь; то есть лишает Он своих милости и благоволения такового человека. Откуда, с необходимостью ослепившись, бывает (сей человек) обманутым, по причине потери поддержки Бога. И затем приходит бес, чтобы отвечать соответственно вкусу и желанию того человека; и как ему нравится, ибо получает ответы и сообщения такие, каких хочет, то (в силу этого) впадает во многое заблуждение.

Кажется, будто мы несколько отошли от намерения, которое объявили в начале главы, где обещали доказать, что Бог, хотя отвечает, но иной раз гневается. Однако, если посмотреть внимательно, то всё, что мы сказали, подтверждает наше предположение, ибо по всему видно, яко Богу не нравится, когда желают таковых видений, так что дают повод к тому, чтобы всеми способами быть в них обманутыми.

Глава 22

В которой возбуждается сомнение, почему не дозволяется отсель, в Законе Благодати, вопрошать Бога сверхъестественным образом, как то было в Законе Ветхом. - Обосновывается сие авторитетом св. Павла

1. Нам не уйти от сомнений, и поэтому мы не можем бежать вперёд с той поспешностью, которой бы желали. Ибо как только мы их возбудим, тут же станем обязанными с необходимостью их устранить, чтобы истина учения всегда была прямой и сильной. Однако, в сих сомнениях всегда находится добро, - так как хотя немного и запнёмся в нашем продвижении, они, тем не менее, послужат учению и прояснению наших намерений, как только сомнение обнаружится.

2. В предыдущей главе мы говорили, яко Бог не благоволит к тому, чтобы души стремились получать путями сверхъестественными известные видения, речения и проч. С другой стороны, мы видели в той же главе и заключили из свидетельств, имеющихся в Писании, что пребывавшие в Ветхом Завете использовали сказанный способ общения с Богом, и им это было дозволено: и не только что дозволено, но Бог приказывал им поступать так. И когда они сего не делали, попрекал их Бог, - как видим это у Исайи, - где упрекает Он сынов Израиля за то, что не спросившись Его по-первах, восхотели сойти во Египет, говоря: Et os meum non interrogastis (30,2). То есть: Не вопросили вначале Уст Моих, как мы условливались. А также читаем у Иисуса /Навина/ (9, 14), что когда были обмануты те же сыны Израилевы Габаонитя-

нами, напомнил им эту ошибку там Дух Свят, говоря: Susceperunt ergo de cibariis eorum, et os Domini non interrogaverunt. Чем хотел сказать: Получили пищу свою. а Уст Божиих не вопросили. Итак, видим в божественном Писании, что Моисей всегда вопрошал Бога; и царь Давид, и все цари Израилевы - о своих войнах и нуждах, - и священники, и пророки древние; и Бог отвечал, и говорил с ними, и не гневался, и был благорасположен; а если они не делали сего, то бывал худорасположен, - и такова правда. Почему же после сих, теперь, в Завете Новом и благодатном дела не обстоят так же, как было раньше?

3. На что следует ответствовать, яко главная причина, по которой в Законе Писания дозволено было спрашивать Бога таким образом, и условлено было, чтобы пророки и священники желали откровений и видений от Бога, была та, что вера тогда ещё не устоялась окончательно, и не установился Закон Евангелический; и оттого необходимо было испрашивать Бога, а Ему - отвечать, - когда речами, а когда видениями; иной же раз образами и уподоблениями, а иной - многими другими способами знаменования. Потому что все Его ответы и речения, и откровения были таинствами нашей веры и вещами, касательными до неё или наставляющими в ней. Поскольку же предметы веры были не у человека, но - в устах самого Бога [которые Он изрекал собственными Устами, отчего необходимо было, чтобы (как говорили) вопрошать эти самые Божьи Уста], и оттого упрекал их Сам Бог за то, что в делах своих не вопрошали Уст, которыми отвечал бы Он, направляя их обстоятельства и дела, согласно вере, которой они ещё не владели, поскольку она ещё не укрепилась.

Но теперь, когда установилась вера во Христа и объявлен Закон Евангельский в нынешней эре благодати, не нужно ни вопрошать таковым способом, ни чтобы Он вещал или ответствовал, как раньше, потому что в том, что до нас. Он даровал нам Своего Сына, который есть единое Слово Его, и нет иного; всё, что может быть сказано нам, объединено в этом единственном слове, и нечего больше говорить.

4. И в этом смысл той власти, что употребил св. Павел, желая побудить евреев оставить первоначальный образ действий и обращение с Богом по закону Моисееву, и обратить очи единственно на Христа, говоря: Multifariam multisque modis olim Deus loquens patribus in prophetis: novissime autem diebus istis loctus est nobis in Filio. И это, как если бы сказал: То, что издревле говорил Бог во пророках отцам нашим многими способами и разным манером, теперь, в конце концов, в сии дни, сказал нам это в Сыне всё разом (Евр. 1,1). Этим даёт апостол уразуметь, что Бог как бы уже замолчал и не имеет более что сказать, - так как то, что ранее высказывал частями через пророков, теперь сказал в целом, давши нам целое, кое есть Его Сын.

5. Потому-то нынче тот, кто желает вопросить Бога или ищет неких видений или откровений, не только делает глупость, но и оскорбляет Бога, не полагаясь целиком на Христа, но желая каких-то иных вещей или новшеств.

На каковое желание Бог мог бы ответить ему таким образом, говоря: "Ежели ты имеешь уже все вещи высказанными в Моём Слове, которое есть Сын Мой, и других нет, что могу Аз ответить или открыть тебе большего, чем это? Возложи все упования на Него, ибо в нём имеешь все речения и откровения, и найдёшь в Нём даже больше того, о чём просишь и чего желаешь. Потому что просишь речений и откровений частных, а если устремишь очи свои на Него, найдёшь их в целом: ибо Он есть все Мои речения и ответы, и все Мои видения и все Мои откровения. Всё, что Аз вам открываю, говорю, отвечаю и объявляю: даю вам сие через Брата, Общника и Учителя, Приз и Награду. Потому что с того дня, как сошёл Аз на Него Духом Моим на горе Фаворской, говоря: Hic est filius meus dilectus in quo mihi bene comlacui, ipsu audite (Мтф.17,5); что означает: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Моё благоволение:Его послушайте: отселе отнял Аз длань Свою ото всех этих способов просвещения и отдал это Ему; Его послушайте, ибо Аз более не держу веры, которую бы хотел открыть, и ничего, о чём бы хотел объявить. То, о чём раньше вещал, было обещанием Христа: и ежели Меня вопрошали, были то просьбы и упования о Христе, в котором всё благо, - как нынче это даётся в учении евангелистов и апостолов; и сверх того, кто ныне вопрошает Меня таким образом и хочет, чтобы Аз вещал или что-либо открывал, - некоторым образом ещё раз спрашивает о Христе, и испрашивает ещё веры, и потерпит в сём неудачу, ибо уже дарована она во Христе; и так нанесёт большую обиду Моему возлюбленному Сыну, потому что не только есть в сём недостаток веры, но это как бы обязывает Христа ещё раз воплотиться и пройти через жизнь и первую смерть. Не найдёшь (ибо) чего (ещё) просить, ни о чём пожелать видения или откровения от Меня. Смотри лучше туда, где найдёшь всё это уже сделанным и дарованным, и ещё много более, - на Него.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!