Кубанский государственный университет



Краснодар, Россия

КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАФОР

С СЕМАНТИКОЙ ВОДЫ

В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

 

В статье исследуются когнитивные основания метафорических образований, содержащих семантический компонент «вода», в дискурсе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мотивация образов рассматривается с позиций онтопсихологической интерпретации.

Ключевые слова: архетипическая символика, бессознательное, дискурс, образно-символическая реальность, онтопсихологическая интерпретация образов.

 

Одной из характерных дискурсивных особенностей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является присутствие семантики воды в различных лексических проявлениях. Мысль о воде как элементе образно-символического представления о действительности может быть рассмотрена на уровне осознания архетипической символики, составляющей содержание бессознательной части психики человека [5].

Глубинные смыслы личности в скрытом виде проявляются на когнитивном уровне дискурса. Рассмотрение метафорических образований, содержащих семантический компонент вода, открывает возможность исследовать ментальные процессы, увидеть творческую индивидуальность с присущим ей духовным миром. Опираясь на когнитивную теорию метафоры М. Блэка [1] и Дж. Лакоффа – М. Джонсона [2], мы учитываем, что в процессе формирования у человека картины мира перцептивная и лингвистическая информация представлена при кодировании в одном и том же концептуальном формате [4, с. 73]. Эта позиция соответствует антропоцентрическому принципу исследования явлений, в соответствии с которым истоки языковой метафоры обнаруживаются не в правилах логики, а в особенностях человеческого сознания и мировосприятия, в закономерностях возникновения образов у конкретной творческой языковой личности.

Образно-символическая реальность, представленная в дискурсе романа «Мастер и Маргарита», включает следующие характеристики образа воды, употребленного в метафорическом аспекте.

В ряде метафор используется непосредственно лексема вода: на балконе у Понтия Пилата «вода пела замысловатую приятную песню в фонтане», позже речь идет о том, что «песня воды в фонтане» нарушала молчание. Метафора – вода пела песню. Петь – издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальное произведение. Петь может человек, когда его охватывают эмоции – радостные либо грустные. В когнитивном плане в метафоре актуализируется возможность использовать голос, не молчать. Прокуратор выносит свой вердикт осужденным, первосвященник Каифа отказывается помиловать Иешуа. Никто не смеет обсуждать принятое решение. Только вода в фонтане продолжает петь свою песню. Возможность иметь свой голос в 1930-е годы была актуальна для автора романа. Понтий Пилат, глядя на фонтан, «видел, как вздувалась над трубочкой водяная тарелка, как отламывались её края, как падали струйками». Фокус метафоры – тарелка, у которой отламываются и падают края. Фонтан, образуя форму диска, напоминает тарелку. Вода, будучи жидкой, не имеет границ и формы, но как будто дает согласие быть организованной в фонтан и создает иллюзию того, что ее «кусочки», ломаясь, отделяются, отпадают. Бессознательное констатирует иллюзорность жизненной активности, молодости и долговечности – герой, видящий таким образом фонтан, – Понтий Пилат, для которого все это далеко позади.

Фонтан как образ бессознательного на сознательном уровне трактуется как символ жизненной энергии, долговечности, эротической любви, юности [3]. В дискурсе романа образ фонтана используется как фокус метафоры в нескольких случаях: когда конферансье Бенгальскому оторвали голову – «кровь фонтанами из разорванных артерий на шее ударила вверх и залила и манишку и фрак»; в магазине на Смоленском рынке после истории с Бегемотом – получив удар подносом по плешивой голове, «толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из неё фонтан селёдочного рассола»; когда Азазелло поджег жилище мастера – ожидая своих седоков, «трое чёрных коней храпели у сарая, вздрагивали, взрывали фонтанами землю». Таким образом, кровь ударила фонтанами, фонтан селедочного рассола, кони взрывали фонтанами землю. В денотативном плане фонтан предполагает струю, выбрасываемую вверх из отверстия силой давления. Когнитивные характеристики могут свидетельствовать о высвобождении накопившейся энергии, в примерах – негативной, и, как следствие, – облегчение душевного состояния автора. Образ-символ помогает нам предположить, что переживает бессознательное человека.

О чистой реке воды жизни говорит Иешуа в записях Левия Матвея, а в конце романа, после всех перипетий, пережитых героями, стоя на Воробьевых горах, герои видят, как «аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки». Вода в символике бессознательного означает рождение, смерть, очищение [3]. Чистота воды имеет значение как показатель позитивного и жизнеполагающего гомеостатического элемента, как условие осуществления будущего – будущего, которое непременно будет у героев романа.

В дискурсе романа представлены оценочные предикаты в сочетании с лексемой вода. Образ воды как активного действующего начала обозначен в следующих сочетаниях: вода хлещет в ванну широкой струёй из сияющего крана; в ванной страшно гудела вода и в кухне тоже; вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия; шум воды, низвергающейся по желобам и прямо по ступеням той лестницы, по которой прокуратор шел днем для объявления приговора на площади; вода сплошной пеленой валила за окном; шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют; вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки; вода била и поворачивала тела; затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом; водавскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами; в дымном зареве грозы, воды и огня.

Кроме этого из воды образованы стихийные проявления природы: «Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок»; «чуть видная в пелене воды – уходила в Ершалаим до нитки мокрая конница»; «мастер и Маргарита соскочили с седел и полетели, мелькая, как водяные тени, через клинический сад».

Семантические предикаты – ядерные семантемы, играющие ведущую роль в структуре пропозиции, – сочетаются с актантной семантемой вода как элементивом – стихийной силой как источником изменения в положении дел (вода хлещет, низвергается, валит сплошной пеленой, шумно катится, обрушивается, затопляет, сливается с горизонтом; вода вскипела, взметнулась; дымное зарево воды) или агентивом – одушевленным производителем действия (вода угрожает, бьет и поворачивает тела, страшно гудит). В сигнификативном плане все ядерные семантемы предполагают сверхактивное, чрезмерной силы проявление признака. Внеязыковая ситуация, организующая фрейм, в каждом случае связана с прорывом водной стихии, с изменением в связи с этим действительности. Мира, где не было воды, уже нет, а новый мир только рождается водной стихией, и это рождение предрешено, обречено на очищение и обновление мира. Формирование метафорической проекции с семантемой вода на когнитивном уровне означает придание водной стихии сверхъестественных сил, обращение к ней как к избавлению от всего, что приносит боль, страдания и мучения. Когнитивное отображение приводит к пониманию аксиологической актуализации компонента метафоры вода.

Образ воды как пассивного, умиротворяющего начала обозначен в следующих сочетаниях, представленных в дискурсе романа: вода струилась, омывая их копыта; вода оказалась теплой (она может быть и холодной или пахнущей нефтью); вода тихо журчала; тихий шепот падающей в гроте воды; вода манила ее после воздушной гонки; вода в пруду почернела.

Качества воды, обозначенные в дискурсе, не связаны с активными действиями: вода подвергается изменению, выступает как фактитив (результатив). В процессе персонификации (шепот воды, вода манила) также использованы пассивные предикаты. В денотативном плане представлено состояние покоя. Сигнификативный аспект демонстрирует разнообразные проявления этого покоя. Внеязыковая ситуация, организующая фрейм, подтверждает, как будто гарантирует, что покой возможен, он есть, и связан он с водой. Традиционная метафора «водное зеркало»: «…Маргарита прошла еще над одним водным зеркалом, в котором проплыла под ногами вторая луна…» использована в контексте, гарантирующем безопасность героям романа. Когнитивное основание метафорического переноса в приведенных примерах связано с обращением к удивительным и разнообразным свойствам воды, с признанием воды одновременно загадочной и простой в своих проявлениях как первозданной основы бытия.

По словарю образов Менегетти, вода как образ бессознательного при выведении его на сознательный уровень означает рождение, смерть, очищение [3]. Возможно, это те ценности, которые были главными для автора дискурса и которые он бессознательным образом воплотил в образе воды в романе. Рассмотрение метафорики позволяет в этом случае проанализировать когнитивные процессы, связанные с онтологической интерпретацией образов.

Метафорически употребляются в дискурсе романа другие лексемы, содержащие сему воды и являющиеся своеобразными ее воплощениями.

Маргарита видит ленточку реки, а потом тусклые лезвия рек. Когнитивное отображение в метафоре представляет реку сначала как женское украшение, потом в процессе метафоризации во фрейме актуализируется компонент опасности, острого начала. Река, по Менегетти, на сознательном уровне обозначает жизненный курс, прогресс, движение вперед [3].

Лексема дождь в денотативном аспекте как вид осадков – фокус / источник метафоры денежный дождь. В результате переструктурировки области цели / рамки (денежный) по образцу источника возникает когнитивное отображение, основанное на семантике множественности, актуальной в сигнификативном аспекте структуры источника: деньги падают во множестве, и это ассоциируется с атмосферными осадками. Семантика множества присутствует и в метафоре реки кепок.

В метафорах ливень света, капельки света фокусом / источником являются «водяные» лексемы. В сигнификативном плане становится важным количество света, который в результате когнитивного отображения метафоры уподобляется воде. Бессознательно автор дискурса никогда не забывает о воде. Метафорически свет в дискурсе измеряется водоемом: озеро электрического света, дрожащее озеро московских огней. На когнитивном уровне в процессе метафоризации для автора дискурса свет получает физическую структуру воды – пространства, у которого нет границ и формы и которое образует для человека его первозданную среду. Онтологическая интерпретация образа воды – первостихии, гомеостатического элемента, дающего жизнь, – открывает ту скрытую реальность, которая недоступна сознательному видению. В дискурсе романа в основе интерпретации воды как символа бессознательного – жизнеутверждающее начало как основа нравственного возрождения человека, как символ высвобождения творческого потенциала автора.

Практической целью представленного исследования является познание аутотентичности человека, соответствия его собственной природе. Онтопсихологическая интерпретация образов позволяет исследователю предположить, «каким образом в процессе жизни, под влиянием обстоятельств формируется творческая индивидуальность с присущим именно ей духовным миром, стремлениями, ценностями, сферами отношений, представлениями о себе, о других и их роли в жизни, о своем предназначении» [3, с. 2]. Обобщенный опыт взаимодействия автора дискурса с окружающим миром представлен в когнитивном аспекте бытия созданной индивидуальной метафоры.

 

Библиографический список

1. Блэк Макс. Метафора // Теория метафоры: сб. статей / пер. М.А. Дмитровской. М., 1990.

2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М., 2004.

3. Менегетти А. Словарь образов: практическое руководство по имагогике.       М., 1991.

4. Сухих С.А. Коммуникативная компетентность личности в общении: учеб. пособие. Краснодар, 2016.

5. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: пер. с нем.       М., 1994.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!