Глава 2. Библия: религиозные и философские основания спасения 6 страница
Операция удаления греха из тела Исайи и наделения его статусом пророка легла в основу стихотворения «Пророк» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он.
И он кустам.моим приник
И вырвал грешный мои язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом.
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем.
Во грудь отверстную водвинул.
Как труп, в пустыне я лежал.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
Исполнись волею.моей
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей».
Итак, основная миссия библейских пророков заключалась отнюдь не в пророчестве как таковом, это не провидцы, а в обличении и осуждении греховной жизни, ведущей к смерти. Пророк - это судья, отсюда эпоху пророков можно назвать эпохой суда над греховным человеком, над людьми, которые погрязли в болоте греха, которых затянула трясина танагальности.
В эпоху пророков представлены иные, чем в эпоху патриархов, принципы обшения Бога с человеком.
Во-первых, если в эпоху патриархов Бог выбирает посредников среди людей и заключает с ними договора-заветы с целью через патриархов донесли их до людей, то в эпоху пророков заветы уже не заключаются, а пророки формируются, конструируются по образу и подобию Бога
|
|
Во-вторых, если в эпоху патриархов Бог сам судит людей, функцию судейства он не доверяет людям, то в эпоху пророков он делегирует часть своих полномочий смертным людям, а тем самым люди в лице пророков приближаются к Богу, они реально уподобляются Богу.
Таким образом, несмотря на всю противоречивость и неоднозначность в оценках эпохи пророков, явно просматривается тенденция приближения человека к Богу, а Бога - к человеку. И, наконец, появляется Богочеловек, живущий среди людей, знающий нужду и потребности человека Но это была уже другая эпоха - эпоха апостолоа
Обязательная литература:
1. Библия: Книга пророка Исайи. Книга пророка Иеремии. Книга пророка Иезекииля,
§ 6. Бог и человек в эпоху апостолов
Как уже говорилось ранее, апостолами назывались ученики Иисуса Христа. Напомню, что имя Иисус восходит к древнееврейскому «Егошуа», что значит «Бог спаситель», а имя «Христос» переводится как Мессия, т. е. посланник. Таким образом, уже само имя Иисуса Христа указывает, что перед нами никто иной, как человек, посланный Богом спасать людей. Отсюда Иисус Христос выступает посредником между Богом и человеком, и в этом плане он тождественен патриархам и пророкам.
|
|
Иисус Христос, как и предшествующие ему медиаторы, постоянно подчеркивает, что его устами говорит Бог. «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12:49). Иисус Христос, подобно пророкам, лишен не только свободы слова, но и свободы действий. «...Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10).
Кроме того, Бог создает Иисуса Христа, конструирует его подобно великим пророкам. Вы знаете, что хотя мать Иисуса Христа была смертно! женщиной, но в то же время он родился и от Духа Святого, и его рождение
было «запрограммировано» Богом. Опыт такого рождения уже имелся у Бога, именно таким же образом, еще задолго до своего зачатия, программируется, а затем появляется на свет пророк Иеремия. Более того, практически в одно и го же время рождаются от Духа Святого и от женщины не только Иисус Христос, но и пророк Иоанн. Однажды ангел Гавриил прибывает к двум женши-нам-родственницам, Елисавете и Марии, и сообщает им радостную весть, что зачнут они от Духа Святого. Елисавета прожила с мужем Захарием уже много лет, но детей у них не было, Мария же была девой, ибо она пока оставалась невестой Иосифа. Елисавета родила сына Иоанна, а Мария - Иисуса Христа. При этом Иоанн как бы пребывает в эпохе пророков и его можно назвать пророком, ибо свою миссию он видит в обличении порочных людей и выступает как судья, полномочия которого были возложены на него Богом. Иоанн также крестил Иисуса Христа и многих других людей, отсюда он получает прозвище «Креститель». Иоанн Креститель прожил недолго, царь Ирод посадил Иоанна в тюрьму за то, что тот обличал царя, а затем, по настоянию своей дочери Иродиады, велел отрубить Иоанну голову.
|
|
Итак, два человека были запрограммированы Богом одновременно: Иоанн Креститель и Иисус Христос. Один - пророк, другой - Богочеловек, сын Бога. Приоритет был отдан Иисусу Христу во многом благодаря внешним обстоятельствам: Богочеловек должен был быть рожден девой, которой и оказалась Мария, а не Елисавета. При этом повзрослевший Иисус Христос, тесно пообщавшийся с людьми, довольно резко противопоставляет свою позицию позиции пророка.
Вспомните, что основной целью деятельности пророков выступало осуждение людей за их греховную жизнь, пророки пришли в этот земной мир судить людей. Иисус Христос же, как заклинание, повторяет одну и туже фразу. «Не судить я пришел, а спасать». «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3:17). Это высказывание может быть переформулировано без искажения содержания очень коротка «Я не пророк». Иисус Христос вполне сознательно, а порой даже демонстративно, показывает свою неприязнь к институту пророчества вообше и к пророкам в частности. В этом отношении показательным примером может выступать отношение Иисуса Христа к Иоанну Крестителю, к этому традиционному пророку, но попавшему не в ту эпоху.
|
|
Казалось бы, Иисус Христос очень высоко оценивает пророка Иоанна Крестителя, говоря, что этот пророк самый величественный из всех пророков, которые когда-либо рождались от смертных женщин, но в то же время Иисус Христос добавляет, что в Царстве Небесном Иоанн Креститель будет занимать самое низшее место среди людей, живущих в этом царстве. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). Но в та-
ком случае неизбежно встает вопрос о причинах негативного отношения Иисуса Христа к пророкам. А причин здесь в основном было три.
Во-первых, пророки, как неоднократно указывалось ранее, свою миссию видят в том, чтобы судить людей. Но в суде судья видит в людях только плохое, порочное, ведь за добродетельные поступки человека не будут судить. Но все дело в том, что в любом человеке уживается грех я добродетель, зло и доброта Нужно только увидеть эту добрую сторону человека Поэтому Иисус Христос и повторяет, что он не пророк, ои не судья, а учитель, его задача не наказывать, а воспитывать добродетельного человека
Во-вторых, пророки судили людей, наказывали их за отступление от заветов и нарушение законов, в них содержащихся, но все бесполезно. Судишь людей, наказываешь их, а они по-прежнему продолжают себя вести недостойно. Иначе говоря, пророчество как судейство людей не оправдало себя, пророки, образно выражаясь, расписались в своей слабости «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:16-17).
В-третьих, пророки в своих действиях по спасению людей опирались на законы, они считали, что достаточно не нарушать законы, которые были дарованы людям Господом Богом и исчезнет зло в это мире, т. е. люди будут спасены. Однако Иисус Христос прекрасно понимает, что для спасения исполнение требовании, содержащихся в законах, явно недостаточна Можно даже нарушать законы, но при этом быть добродетельным, а можно придерживаться буквы закона, ни на йоту ие отступать от законов, но при этом быть подобно какому-либо бесу. «...Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест н пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам*) (Мф. 11:18-19).
Несмотря на то, что Иисус Христос часто повторяет, что Он пришел в этот мир не нарушать законы («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17)), тем не менее он сознательно нарушает их. Иисус Христос не соблюдает постов, субботы, омовений, присутствует на пирах, на которых пьет вино, общается с нечистыми, блудницами, самарянами. Наконец, ои не осудил женщину, которая по закону должна быть осуждена и побита камнями. В Евангелии от Иоанна приводится следующий эпизод из жизни Иисуса Христа Привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, и сказали, что согласно закону Моисея, она должна быть побита камнями. Но Иисус Христос не только не стал этого делать, но, обратившись к законникам со словами «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ион. 8:7), остановил расправу.
Но нельзя утверждать, что Иисус Христос, нарушая законы, хотел тем самым установить в этом мире беззаконие. Конечно, он не этого хотел.
Своими действиями Сын Человеческий хотел показать, продемонстрировать недостаточность закона для спасения человека Допустим, если бы женщина-проститутка была побита камнями, то не о каком ее спасении не могло быть и речи. Но, оставшись живой, остается хоть маленькая, но реальная надежда что она одумается и станет добродетельным человеком. Законы могут быть плохими, а могут быть хорошими Последние необходимо выполнять, ну а плохие законы также необходимо, но не исполнять, а нарушать, что и делает Сын Человеческий. Так, согласно закону моисееву, в субботу ничего делать нельзя, кроме как молиться Богу. Но Иисус Христос в субботу демонстративно лечит больного, вытаскивает попавшего в яму осла, говоря тем самым, что добрые дела всегда можно и нужно совершать, даже в субботу.
Иисус Христос демонстрирует не только свое негативное отношение к законам и пророкам, но и к иудейской религии. И это несмотря на то, что Он подчеркивает, что Его миссия заключается в спасении иудеев. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24, 26), детям, окруженным псами.
Но Иисус Христос не только критик и разрушитель, он и носитель новых ценностей, которые и пришел утвердить в мире. Смысл миссии Иисуса Христа прекрасно выразил апостол Павел: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности... ветшающее и стареющее близко к уничтожению... Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетова-ниях. Ибо, если первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать место другому» (Евр. 7:18; 8:13,6).
Закону Иисус Христос противопоставляет веру, пророчеству (судейству) - любовь, национальной религии евреев, являющейся, по сути дела религией выживания - мировую религию спасения, названную позже христианством. Последняя строится на принципах веры и любви, а не на законе и принципах подчинения. А в любви все стороны равны, поэтому «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
На принципах любви и дружбы строятся отношения между Богом и посредниками, медиаторами. Как вы уже знаете, Бог в качестве посредника предлагает своего сына и, как представляется, такого рода выбор сыграл решающую роль в становлении новых ценностей и новых, ранее не наблюдаемых, отношений между Богом и людьми. Отец к своему сыну уже не относится как к рабу, более того, отец всегда видит в своем чаде (или хочет видеть) себя. Отец, как правило, оставляет своему сыну наследство, постепенно передает ему свою власть, учит и воспитывает его в надежде, что сын вырастет достойным и займет место отца Более того, нормальный, адекватный отец мечтает, что его сын будет лучше, чем отец и избежит тех ошибок, которые совершил последний.
На принципах отцовско-сыновьих отношениях выстраиваются взаимоотношения между Богом и Иисусом Христом, при этом Сын, согласно логике этих отношений, избегает ошибок Своего Отца. И дело здесь не в том, что Сын восстал против Отца, ом продолжает Его дело, но уже не допускает ошибок, которые в свое время совершил Его Отеи, Постепенно Отец полностью лессирует, передает свои полномочия своему Сыну и, вследствие этого, Иисус Христос становится Богом, что и явилось одной из причин генезиса новой мировой религии — христианства. Таким образом, Иисус Христос из посредника, медиума становится Богом и поэтому сам нуждается в посредниках, которые бы явились связующим звеном между Богом и людьми Этими посредниками и выступили апостолы.
Илсус Христос выбирает посредников не по принципу «господин-раб», а по принципам дружбы и любви. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил Вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15:12-15).
При этом выбор апостолов Иисус Христос осуществляет по аналогии выбора Богом посредника в лице Иисуса Христа Иначе говоря, как Бог выбирал в качестве медиума Иисуса Христа, так и Иисус Христос выбирает себе посредников в лице апостолов. «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:16), «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... Я в них, и Ты во Мне...» (Ин. 17:22-23). Ийсус Христос дает огромные полномочия своим ученикам-друзьям, т. е. апосгдлам, в частности, любые просьбы апостолов к Богу-Отцу, не говоря уже об Учителе, будут беспрекословно выполняться. «Истинно говорю вам: что вы сйяжете на земле, то будет связано на небе... Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:18-19). И вполне закономерно, апостолы воспринимают сами себя соработниками Бога «Мы соработннки у Бога...», - говорит апостол Павел. «Разве не знаете, что мы будем суд^ь ангелов, не тем ли более дела житейские?» (Жор. 3:9; 6:3).
Люди
в лице апостолов все более и более приближаются к Богу, они
сами становятся богами, а бог - человеком.
Та^им образом, в Библии прослеживается своеобразная эволюция во взаимоотцошеНиях между Богом и людьми
Во-первых, если в эпоху патриархов посредники выступали рабами Бога которые Должны были беспрекословно выполнять все Его указании все заповеди и законы, то в эпоху пророков посредники уже возлагали на себя такую важную функцию йога, как судейство. В эпоху апостолов дальнейшее развитие получили пРактика и опыт Бога в передаче своих функций людям в лице учеников Христа
- апостолам. Последние возложили на себя основную функцию Иисуса Христа -быть спасителями человечества, его учителями.
Во-вторых, эволюционировали как Бог, так и посредники. В эпоху патриархов посредники были рабами, в эпоху пророков - судьями, в эпоху апостолов - соратниками и друзьями Бога
Такое направление в эволюции взаимоотношений между человеком и Вогом приводило к тому, что человек, принимая на себя часть функций Бога, постепенно обожествляется, он реально уподобляется Богу, а значит, спасение возлагается уже на самого человека
Обязательная литература:
1. Библия: Второзаконие.
2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса М., 1994. Главы: Антитеза закона и благодати; Объем понятия закона; Трагедия закона С. 14-41.
§ 7. Фнлософско-антр о пологические основания эпохи патриархов
В структуре Библии довольно четко выделяются три историко-культурные эпохи: патриархов, пророков и апостолов. Все они охватывают определенные исторические периоды, которые, во-первых, характеризуются специфическими взаимоотношениями между Богом и человеком и, во-вторых, определяются своеобразными философскими установками
В эпоху патриархов основным средством спасения представлены знания, которые концентрируются в заветах и законах, представляющих собою определенную форму знаний. Более того, Бог создает мир, но при этом милостиво разрешает человеку овладевать знаниями путем наречения именами особей животного мира «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет [их], и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным...» (Быт. 2:19-20). Как отмечает русский философ С.Н. Булгаков, «это наречение имен не было произвольным выдумыванием кличек имя есть выражение сущности, опознаваемой человеком. Поэтому наречение имен было как бы духовным завершением творения». Иначе говоря, Бог передает человеку функцию носителя знаний. Если Бог выступает творцом, созидателем, то человек -субъектом знания.
В Коране, другой религиозной книге, ситуация передачи знаний человеку представлена более явственно и однозначно. Бог Корана, в отличие от
библейского Бога, обучает Адама познанию всего сущего, названию всех вещей, а не только особей животного мира. И это знание было настолько важным и существенным, что ангелы вынуждены были подчиниться такому всезнающему Адаму.
И обучил Адама Он
Названиям всего, что суще.
Затем Он перед ангелами все представил
И сказал: «Теперь вы назовите Мне все это,
Если правдивы вы (в словах своих)».
И молвили они: «Хвала тебе (Владыка)!
Мы ведаем лишь то, чему Ты нас научил,
Поистине один лишь Ты
И мудрости, и знания исполнен!»
Сказал Он: «О Адам!
Ты сообщи им все названия (вещей)».
И вот когда он сообщил им это,
Бог сказал: «Ужель Я вам не говорил.
Что Мне известны тайны неба и земли,
Я знаю то, что схоронили вы (в сердцах)
Им глаголите открыто».
И вот Мы ангелам сказали:
«Адаму низко поклонитесь»,
И те поклон ему отдали (Корова. Сура 2:31-34).
В Едемском езду Бог заключает с Адамом первый завет, который состоял из запрета - есть плоды с дерева познания добра и зла «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Бог, таким образом, выдал Адаму определенную совокупность знаний, полагая, что коль человек знает, то будет действовать согласно этой информации.
Здесь обнаруживается тождество позиции Саваофа философским установкам Сократа и Платона Как известно, великие греческие философы считали, что спасение тождественно владению человеком знаниями По мнению Сократа, человек, зная добро и зло, не будет поступать плохо. Эту стра-тегему спасения можно было бы назвать когитарной
Термин «когитарность» требует разъяснения. Широкую известность получило высказывание великого европейского философа Рене Декарта пСо^Ио ег%о хит», т. е. «мыслю, следовательно, существую». Мышление, продуктом которого выступает знание, - вот, по мнению Декарта, самое эффективное средство спасения. К мышлению восходит и термин
«когитарность». Итак, в основании стратегемы когитарности, которая была характерна для эпохи патриархов, лежит философе к о-антропологиче екая идея о том, что знание является наиболее эффективным средством спасения Главным недостатком такой стратегемы, как известно, выступает ее идеализм (не в онтологическом, а праксеологическом аспекте). Перефразируя известное выражение, можно воскликнуть: «Саваоф и Сократ предполагают, а че-ловеки располагают». Знания не всегда реализуются в соответствующих поступках. Человек знает, как подобает вести себя, но зачастую действует по-иному. Адам знает, что нельзя есть плодов с дерева познания добра и зла, но, тем не менее, ест.
Религиозные интерпретаторы Библии единодушны в том, что в падении человека виноват сатана, который сбивает его с истинного пути. Представляется, что не будь у Саваофа этого вечного антагониста, Божественная стратегия, идентичная сократовской, увенчатась бы успехом. Но дело в том, что сатана оппонирует Богу, и, как представляется, в его задачу входит развенчивание саваофо-сократовской стратегемы спасения.
Первые действия, которые предпринимает сатана по отношению к людям, заключались в следующем. Змей хочет только удостовериться, точно ли Адам и Ева знают, что им сказал Бог. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог. не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Змей задает провокационный вопрос, ведь вполне возможно, что первые люди не поняли слов Бога или, прослушали его слова, как это часто бывает с нерадивыми учениками. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которые среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2-3). Таким образом, сатана удостоверился, что первые люди являются прилежными учениками, они знают, что сказал им Учитель.
Сатана, который «хитрее всех зверей полевых», делает вид, что он придерживается той же стратегемы, что и его оппонент, т. е. верит в спасение с помощью знаний. Однако, в отличие от своего великого оппонента, сатана прекрасно осознает слабые стороны этой стратегии «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4—5). Змей понимает, что атрибутом мышления, продуктом которого являются знания, выступает сомнение. Мало ли что запрет идет от Бога, мало ли что родители говорят своему ребенку: «Не играй со спичками - сгоришь», надо самому проверить, удостовериться - «а правда ли?». Правду ли говорит Бог: «Умрете, если съедите плод с дерева познания добра и зла?» Змей, выдавая альтернативу «нет, не умрете», тем самым бросает сухие ветки в тлеющие угли сомнения. И огонь сомнения разгорается, при этом костер разгорается и под влиянием человеческой психосоматики.
Во-первых, телесные потребности толкают человека на нарушение запрета. «Не пев Иванушка из козлиного копытца, в козленка превратишься», — наставляет своего братца Аленушка Иванушка знает, что нельзя, во всяком случае со слов своей сестрички, но пить-то хочется! Верх берут потребности тела, и вот результат - Иванушка превращается в козленка «Не ешьте от дерева познания добра и зла, смертью умрете», - по отечески увещевает первых людей Бог, но увидели Адам с Евой, что плоды вожделенны, телесность хочет, и вот результат - изгнание из рая!
Во-вторых, нарушение запрета вызывается духом неподчинения, духом противоречия, свойственным человеческой психике Этот мотив зафиксирован в формуле «хочу именно потому, что запрещено». В русской былине про Василия Буслаева, который не верил мни в сон, ни в чох», следующим образом описывается его гибель. Однажды Василий Буслаев гулял со товарищами и видит, лежит черный камень, а на нем надпись: «Через этот камень не прыгать, а кто прыгнет - сломает голову». Тотчас Василий разбежался, прыгнул и... погиб. «Не ешьте от дерева познания добра и зла- смертью умрете», - ею психика толкает на нарушение запрета Тем более змей науськивает, вкрадчиво так говорит: «Да ерунда все это! Будете как боги, если нарушите запрет». Да, запрещено, но хочется быть богом, не все же время подчиняться. Съели Адам с Евой плоды и вот результат: произошла первая антроп-ная катастрофа.
В-третьих, нарушение запрета может стать следствием простого человеческого любопытства. Хоть и слышиыь часто; «на чужих ошибках только дураки учатся», но ведь любопытно! Не было бы любопытства, не было бы и науки! Пусть говорят: «любопытной Варваре нос оторвали», но от природы никуда не убежишь Запретил Бог есть плоды с дерева познания добра и зла, но любопытство победило - и вот результат, о котором знает любой образованный человек, воспитанный в христианской традиции.
Сатана исходит из сущности стратегемы когитарности и ни на йоту не отступает от нее. Но тогда и суждение, произнесенное змеем, «нет, не умрете», оказывается истинным Ведь если исходить из сущности саваофско-сокра-товской стратегии, то знание добра и зла вполне достаточно для спасения человека Иначе говоря, если человек знает, что такое добро и зло, то он будет придерживаться добра и тогда ему обеспечена вечная жизнь, т. е. он не умрет.
Более того, сатана не лжет и тогда, когда высказывает суждение, что люди будут как боги, знающие, что такое добро и зло. С одной стороны, сатана ведь не обещает первым людям, что они будут жить как боги, ибо прекрасно понимает, что жизнь, реальное поведение людей и знание добра и зла не тождественные понятия, как по наивности считают Саваоф и Сократ, что знание об истинной жизни не являются гарантом жизни «по правде». С другой стороны, сатана не утверждает, что люди будут как боги, чувствующие
добро и зло. Змей прекрасно знает, что имеет дело с существами, созданными по образу и подобию Бога, этого Великого Когитариста, лишенного телесности, а значит и чувственности. А будь первые люди наделены чувствами добра и зла, то трагедии можно было бы избежать!
Таким образом, в падении людей виноват отнюдь не сатана 11ричины антропной катастрофы лежат в стратегеме ветхозаветного Бога, они вытекают из сущности когитарности, сатана же только доводит до логического конца эту божественную стратегему и демонстрирует ее тупиковость. Казалось бы, назрела необходимость в радикальном изменении божественной стратегии. Но, увы! Саваоф, как и в последующем адепты Сократа, предпочел иной путь, путь эволюционного преобразования этой стратегии, оставляя в неприкосновенности ее сущность.
Бог, с целью повышения эффективности стратегии когитарности, вынужден вводить в ее структуру внезнаниевые элементы, одним из которых выступает страх, чувство опасности. Поскольку опасность представляет для человека зло, постольку страх можно определить как чувствование или пред-чувствование зла и его опасности для человеческой жизни. Но чувство не относится к мыслительному знанию, оно выходит за рамки когитарности. У первых людей, которые поверили сатане, не было этого чувства. Однако в последующем через весь текст Ветхого Завета красной нитью проходит мысль о необходимости формирования у человека чувства страха, чувства опасности зла. При этом страх формируется в основном путем наказаний, которые весьма суровы, если не сказать жестоки. Потоп, уничтожение в огпе, стихийные бедствия, войны - все это направлено на формирование чувства опасности зла, греха, т. е. страха.
Постепенно формируется человек, чувствующий и ненавидящий зло, т. е. обладающий чувством страха «Страх Господень - ненавидеть зло», -так емко и точно определяет страх Соломон в своих притчах, а затем добавляет: «Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8:13). Соломон уже обладает чувством страха, он чувствует зло (а не только знает его), он его ненавидит, а ненависть - это тоже разновидность чувства.
Другим чувственным элементом, который Бог вносит в когитарную стратегему, становится вера. При этом вера в Ветхом Завете в эпоху патриархов понимается двояко и выполняет две функции.
Во-первых, вера выступает как противоположность сомнению. Бог > верен, что одной из причин антропной катастрофы явилось го, что человек (асомневался в истинности сказанного Им, Великим Источником Жизни, и поверил какому-то змею. Неслучайно в дальнейшем Бог, заключая заветы с патриархами, специально оговаривает, чтобы люди не поклонялись чужим богам, читай, не слушали оппонентов Бога Иначе говоря, нельзя сомневаться
в истинности божественных постановлений и наказов Если будешь исполнять все требования Бог без тени сомнения, то будешь жить вечно. «Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего... любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его; и будешь жить и размножишься... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:16-19). С такими словами обращается Бог к еврейским племенам, стоящим перед рекой Иордан и стремящимся вступить на землю обетовашгую. Таким образом, вера, понимаемая как отсутствие сомнения, выступает как явление, противоположное знанию, ибо, во-первых, знание всегда предполагает сомнение и, во-вторых, вера является формой чувственности. В последнем случае вера представляет собой чувствование истинности Божественных постановлений и императивов
В подтверждение приведенной интерпретации ветхозаветной веры можно напомнить о тех сюжетах, где рассказывается, как Бог иногда испытывает своих посредников-патриархов с целью удостовериться, насколько они верят Ему, Всесильному Богу. Другими словами, он пытается узнать, не остались ли крупицы сомнения в тех, кого он избрал проводниками своей миссии. Так, Он искушает Авраама, когда повелевает ему принести в жертву своего единственного, долгожданного и любимого сына Исаака Авраам должен был заколоть его, как барана, и сжечь на костре. Воистину жестокое испытание! И все это только для того, чтобы удостовериться, что Авраам пе сомневается, т. е. верит Богу! Как известно, Авраам без тени сомнения безропотно выполняет требования Бога «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Быт. 22:6-8). Можно только догадываться о переживаниях Авраама, но он не ропщет, не сомневается. Надо, так надо! «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:10). Поскольку Авраам с честью прошел испытание, ангел в последний момент останавливает его.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!