Глава 3. Экзистенциальность 2 страница



местах. В исламе это Мекка, место, где родился пророк Мухаммад в индуизме - город Бенарес на Ганге, для буддистов или христиан - места, сыгравшие важную роль в жизни Гаутамы Будды или Христа Когда святая земля была ■завоевана мусульманами, Офомное количество паломников стало стекаться и к другим местам деятельности святых и апостолов, особенно в Рим (связанный со святыми Петром и Павлом) и Сантьяго-де-Компостела (связанный с Иако-вьгм, сыном Зеведеевым) и т. д. Для паломника места неравнозначны, он стре­мятся только к высшим, святым местам, для туриста же все так или иначе (.тавшие известными места одинаково ценны.

Человек постмодерна лишен своей территории, и это явление можно назвать детерриториальностью. По отношению к территории можно вести речь о трех образах жизни: дотерриториальном, территориальном и детерри-ториальном.

Дотерриториальная стадия развития человека характеризуется отсут­ствием какой-либо организованности, она характерна для детского образа жизни, опыт здесь еще не упорядочен, поэтому дети не умеют вести себя со­гласно общепринятым нормам.

Территориальная сгадия характеризуется наличием организованногс пространства и опыта При этом территориальный образ жизни присущ взрос­лым и старикам, которые являются носителями опыта и знаний и которые спо­собны что-нибудь сказать о высшей цели человеческого существованиа

Детерриториальная стадия развития характерна для человека постмо-лерннсткой реальности и представляет собой совокупность разнообразных поверхностных опытов, в которых отсутствуют доминирующие знания. Де-территориальный человек вбирает в себя различный опыт, ибо исходит ж того, что все в этой жизни может пригодиться, ибо жизнь непредсказуема Сегодня ты работаешь переводчиком в издательстве, а завтра тебя увольняю! в связи его с закрытием, и ты уже менеджер строительной фирмы (опыт при­годился), а через год понадобится опыт водителя и т. д. Для детерриториапь-ного человека асе виды и формы опыта равнозначны, доминирующий опьп отсутствует. Детерриториальный образ жизни характерен для подростков тинейджеров, жадно вбирающих в себя различный опыт и с равным интере сом занимающихся любой деятельностью.

Постмодерн пронизывает все виды человеческой деятельности, в тоь числе и искусство. Если в эпоху модерна в любом произведении искусства будь-то картина, художественное произведение, музыка, наличествует пен тральная и второстепенная идеи, которые оказывают огромное влияние н; сюжет произведения, то нетрудно догадаться, что постмодернистское произ ведение искусства будет характеризоваться отсутствием центральной идеи неупорядоченностью, анархичностью содержания. Примером постмодерни стского произведения может выступать.художественный фильм Арсени

15'9

Тарковского «Зеркало», в котором представлен неупорядоченный поток со: нания, нагромождения воспоминаний молодого человека о своей жизни с бытия и события спонтанно возникают и исчезают, не имея ни определенно пенностно-смыслового содержания, ни временной последовательности. Пр странство воспоминаний разрастается безо всякой упорядоченности; обрыв-звуков и смутных, чувств, обломки и осколки вещей, запахи и голоса, лица связанные с ними эмоциональные ассоциации - все это выплескивается I глубин памяти героя, наслаивается, часто соединяется в какие-то фантасм гории. Нет ни сюжета, ни завязки, ни целенаправленных действий и посту ков героя; есть только поток воспоминаний, неизбежно сопряженных с гру­стью. Другим примером постмодернистского произведения может выступат картина художника М. Ромадина «Мастерская русского художника М. Ш мякина в Нью-Йорке», на которой изображен сидящий художник, а вокруг беспорядке овеществленные воспоминания М Ромадина: картины, эскиз, скелет, гитара, собака, столик, лошадь, где-то наверху летает петух и т. д. И все эти веши равнозначны, ни одна из них не доминирует.

В постмодернистских произведениях часто стираются границы между жанрами, в частности серьезное историческое описание повседневной жизн средневекового монашества может иметь крутую детективную завязку, здесь ярким примером может выступать роман Умбэрто Эко «Имя розы». В этом романе детективная линия и историческое исследование равнозначны, невоз­можно сказать, какая из них главная, Доминирующая. Отсутствие жанровой опредленности и центральной идеи можно назвать коллажем, тогда как для произведения модерна характерна ярко выраженная сюжетная линия и дру­гие художественно-стилевые опреленности.

Ценностная равнозначность приводит к тому, что в постмодернист­ской реальности начинает доминировать игра Все подчинено игре: бизнес, политика, отношения между мужчиной и женщиной. Игровые автоматы и развлекательные шоу становятся символами постмодерна Но игра всегда противопоставлялась серьезности, игровое отношение к жизни в эпоху мо­дерна однозначно противопоставлялось серьезному отношению к человече­скому существованию.

А сейчас обратим внимание на следующее. Игровой автомат схож с гал-лющшаторными психотропными средствами, они своими компьютерными, не-презентативными картинками, своими фантастическими образами замещают реальность, шизофренируя деятельность человека Да и человек, переживающий очередные приключения героев телесериала, тоже шизофренирует. Сознание и деятельность шизофреника характеризуется отсутствием глубинной цели, не­упорядоченностью поведения. Сознание шизофреника скользит по поверхности, ни одна из существующих ценностей у него не занимает доминирующего поло­жения, все ценности равны. Но ведь все эти характеристики шизофреника тож-

десгвенны основным характеристикам человека постмодернистской реальности И мы вынуждены констатировать, что мы живем в эпоху тотальной шизофрении и что мы все, увы, шизофреники! Но в таком случае, а кем был человек эпохи модерна? Это человек, который часто был одержим какой-либо центральной идеей, но ведь это один из признаков паранойи!

Можно еще бесконечно долго сравнивать две эпохи — модерна и по­стмодерна, но общие представления, я думаю, уже получены. Поэтому с це­лью подъитоживания зафиксируем основные характеристики модерна и по­стмодерна в следующей схеме.

 

МОДЕРН ПОСТМОДЕРН
I. Центрированность 1. Децентрированность (дисперсия)
2. Ценностное неравенство 2. Равенство ценностей
3- Иерархия ценностей 3. Анархия ценностей
4. Цель 4. Отсутствие цели
5. Неравноправие 5. Плюральность
6. Нетерпимость 6. Толерантность
7, Мужское начало 7. Женское начало
8. Конструкция 8. Деконструкция
Ч. Созидание 9. Разрушение
10. Определенность 10. Неопределенность
11.Оседлость 11. Номадичностъ
12. Глубина 12. Поверхность
13. Паломник 13. Турист
14.Терр ито риальность 14. Детерриториальность
15. Углубление 15. Скольжение
16. Сюжет 16. Коллаж
17. Серьезность 17. Игривость
18. Взрослость 18. Детство
19. Паранойя 19. Шизофрения

У человека, находящегося в том или ином бытии, формируются спе­цифические состояния психики и, коль мы ведем речь о философско-антропологических смыслах постмодернистской реальности, то обойти эту проблему мы не можем. Итак, попытаемся ответить на вопрос: «какие со­стояния психики становятся доминирующими у человека находящегося в условиях постмодернистского бытия?»

Для ответа на этот вопрос опять-таки обратимся к постмодернистско­му равенству ценностей. Присмотримся внимательнее к словосочетанию «все равно». Смысл этого языкового выражения прямо говорит о психическом, духовно-ценностном состоянии человека постмодернистского бытия: когда

отсутствует разница между ценностями, человеку становится безразлично, какую ценность предпочесть. Ведь все ценности равны. Такое состояние ду­ши называют безразличием.

Кроме того, равенство ценностей приводит к элиминации иерархично­сти души, в которой уравниваются высшие и низшие начала, и тогда все ду­ши становятся равными. А теперь опять обратим свое внимание иа смысл выражения «равные души», которое указывает на равнодушие.

Равнодушный и безразличный человек имеет малую душу, отсюда вы­текает и следующее состояние психики человека постмодернистского бытия - малодушие.

И в нашей жизни мы все больше и больше встречаем людей малодуш­ных, безразличных и равнодушных. Так, французский философ П. Лиотар, путешествуя по Америке, отмечает, что в ситуации, «когда уже ничто более' не находится во власти осуждения или предрассудков, возрастает не только терпимость, но и безразличие. Уже не пытаясь встретить взгляд другого, лю­ди, в конце концов, перестают видеть друг друга Так, на улицах сталкивают­ся, не глядя друг на друга, и то, что может показаться проявлением сдержан­ности и вежливости, на деле - проявление безразличия».

В эпоху модерна равнодушие подвергалось резкому осуждению. При­мечательно, что Данте Алигьери свое повествование о путешествии по аду на­чинает именно с описания встречи с равнодушными. Еще только приблизив­шись к реке Ахерон, на противоположной стороне которой находится Ад Дан­те встречает многочисленную толпу, которую сдерживает грозный Харон, от­казываясь перевести ее на берег Ада. Данте, ужаснувшись их страданиями, робко спрашивает своего проводника, Вергилия: «Чей это крик? Что это за лю­ди?» «И вождь в ответ: «То горестный удел / Тех жалких душ, что прожили, не зная / Ни славы, ни позора смертных дел. / И с ними ангелов дурная стая, / Что, не восстав, была и не верна/Всевышнему, средину соблюдая».

Равнодушные, как показывает Данте, не могут попасть ни в Рай, ни в Ад: им вечно суждено страдать перед вратами загробной жизни Поскольку равнодушные отвергли как высшие, так и низшие ценности, постольку и по­сле смерти им уготована участь вечно занимать срединное места Обратим внимание на то, что равнодушные в загробной жизни (конечно, если таковая существует) стремятся в Ад, но даже туда их не пускают! Данте спрашивает Вергилия о том, что так терзает равнодушных, и «он: Ответ недолгий подо­бает. / И смертный час для них недостижим, / И эта жизнь настолько нестер­пима, / Что все другое было б легче им. / Их память на земле невоскресима; / От них и суд, и милость отошли. / Они не стоят слов: взгляни и мимо!»

Во многих культурах по отношению к равнодушным и безразличным используют еще одно слово, выражающее сущность их психического состоя­ния - «ничтожество», происходящее от слова «ничто». Данте, окинув взором

огромный поток равнодушных, восклицает: «И понял я, что здесь вопят от боли / Ничтожные, которых не возьмут / Ни Бог, ни супостаты божьей воли».

Если нет в душе ни высшего, ни низшего начала, то тогда ничего не остается, только пустота. Поэтому безразличную душу называют пустой, а носителя этой пустоты - ничтожеством.

Равнодушная душа имеет еще одну характеристику - эта душа моно­тонная или однотонная. И на самом деле, душа, в которой нет ни высших, ни низших начал, в которой все одинаково, принимает один тон. Датский фило­соф Серей Кьеркегор следующим образом описывает ничтожную душу «В результате моей жизни получится «ничто» - она представляет собой одно настроение, один колорит; выйдет, таким образом, нечто вроде картины ху­дожника, которому поручили изобразить переход евреев через Красное море он покрыл все полотно красной краской, поясняя, что евреи перешли, а егип­тяне утонули».

Равнодушная или ничтожная душа и помыслы имеет ничтожные, пус­тые, но в таком случае даже греховная душа становится предпочтительней равнодушной: в первой хотя бы страсти кипят, а последняя лишена и этого -ока пуста. С. Кьеркегор отмечает: «Мысли современного человека жидки и непрочны, как кружева, а сами люди жалки, как кружевницы. Людские по­мыслы слишком ничтожны даже для того, чтобы называться греховными... Желания людские степенны и вялы, страсти спят - люди только «исполняют свои обязанности» и то, как торгаши-евреи, позволяющие себе немножко иоурезать червонец».

Таким образом, в постмодернистской реальности начинает доминиро­вать человек, у которого преобладают равнодушие, безразличие, малодушие, монотонность и ничтожество. Все эти состояния человеческой психики нель­зя отнести ни к экзистенциалиям, ни к трансценденталиям, ни к когитариям. Экзистенциалист формируются, как я уже говорил, в процессе осознания и переживания человеком неподлинности своего существования. Это тоска, скука, страх, суета, томление духа, одиночество и др. Но когда человек стре­мится вырваться за границы своего низшего, ложного бытия в мир высший, истинный, то у него формируется специфическое состояние психики, со­стоящее из трансценденталий, это надежда, вера, любовь. Экзистенциальные установки могут эволюционировать в установки трансцендентальные, но то­гда встает вопрос «а куда могут быть отнесены те психические состояния, которые характеризуют человека постмодернистского бытия?» «В каком на­правлении они способны эволюционировать?» Для ответа на эти вопросы обратим внимание на следующее. Монотонная жизнь всегда сопровождается скукой. Но со скукой можно бороться, например, ходить в гости, на вечерин­ки и т. д., но можно и присмотреться к этой нёисчезающей скуке и обнару жить, что живешь неподлинной жизнью. В этом случае мы оказываемся в

экзистенциальной ситуации. Душевное состояние, которое характерно для человека постмодернистской реальности, можно назвать предэкзястенциали-стским, а ее свойства предэкзистенцнапиями.

Таким образом, человек постмодернистского бытия, оказавшись в ус­ловиях равенства ценностей, предстает перед нами равнодушным, малодуш­ным, безразличным, ничтожным и монотонным, при этом асе эти душевные качества можно назвать предъэкзистенциалиямв, которые могут эволюцио­нировать в экзистенциалии. Отсюда логика изложения природы человека приводит нас к необходимости описания экзистенциальности человеческого существования. Иначе говоря, природа человека и ее эволюция от предзкзи-стенциальности к экзистенциальности, а затем к трансцендентальнс-сти.

Обязательная литература:

1. БодрийарЖ. Америка. СПб., 2000.

2. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. Омск, 2001. Параграф «Формы проявления неправды: равнодушие и безразличие». С. 147-165.

3. Къеркегор С. Афоризмы эстетика // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону, 1998.

Дополнительная литература:

1. ДелезЖ. Логика смысла. М; Екатеринбург, 1998.

2. Деррида Ж. Письмо к японскому другу // Вопросы философии. 1992. №4.

3. Казаков К Ф. Европейская история: блуждание души, Кемерово, 1999.

4. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 4.

§ 3. Человек в неподлинном бытии

Понятия «экзистенциальность», «экзистирование» восходят к терми­ну «экзистенция». Этот термин произошел от позднелатинского ех(з)ЫепНа или лат. ех(з)Шо, что означает «существую». Понятие «экзистенция» (су­ществование) активно использовалось в средневековой философии, в кото­рой оно противопоставлялось «эссенции» (сущности). В латинском языке причастность к сущности обозначалась глаголом ехзе (быть). Быть и суще­ствовать - эти понятия в романской языковой ментальности дихотомичны и противоположны. Быть означает обладать сущностью, опираться на креп-

кий, прочный фундамент, а существовать - быть вовне, не иметь сущности, жить в отрыве от нее.

В русском языке сущность и существование являются однокоренкыми словами, в силу чего в русской ментальности эти слова не противопоставля­ются друг другу, как это принято в западноевропейской культурной тради­ции. В русской ментальности существование всегда связано с сущностью, которая является или про-является в существовании. Например, поступая плохо, человек проявляет, как говорят, свою «гнусную» сущность, ибо суще­ствование не может быть оторвано от сущности. Но это убеждение характер­но только для русской ментальности. Что же касается западно-европейской культурной и языковой традиции, то здесь закрепилось представление о том, что существование может быть оторвано от сущности, и это нашло отраже­ние в понятии «экзистенция». Отсюда первоначально экзистенцию можно определить как существование без сущности, без основы.

Именно с такого рода экзистенции начинается анализ и исследование человека в таком философском направлении, как экзистенциализм, который возникает в Западной Европе в конце 20-х гг. прошлого века. В Германии ос­новоположниками и основными представителями экзистенциализма были фи­лософы Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Карл Ясперс (1883-1969). Появление в 1927 г. книги М. Хайдеггера «Бытие и время», которая вскоре приобрела ши­рокую известность не только в Германии, но и в других европейских странах, ознаменовало возникновение нового направления в философии- экзистенциа­лизма. Во Франции экзистенциализм возникает также в 1927 г. и соотносится с выходом книги Габриеля Марселя (1889-1973) «Метафизический дневник» (1927). Однако наибольшую по1гулярность экзистенциализм во Франции получа­ет в годы второй мировой войны, именно в это время выходит книга Ж.-П. Сар­тра «Бытие и ничто» (1943) и философское произведение А Камю (1913-1960) <<Миф о Сизифе» (1943). Кстати, французские экзистенциалисты были не толь­ко философами, но и писателями. Ж.П. Сартр - автор пьес «Мухи», «Взаперти ГЖаровня)», романов «Тошнота», «Дороги свободы». А. Камю написал широко известную повесть «Посторонний», пьесу «Калигула». В 1947 г. вышел его роман «Чума», за ним последовали пьесы «Осадное положение» и «Праведни­ки». «Падение» было его последним романом. В 1957 г. А. Камю получил Но­белевскую премию по литературе, 4 января 1960 г. он погиб в автомобильной катастрофе. К этому следует добавить, что Ж.-П. Сартр за повесть «Слова» (1964) тоже был удостоен Нобелевской премии но публично от нее отказался. Мотивы отказа он изложил в интервью которое можно прочитать в сборнике его избранных произведений.

По мнению экзистенциалистов, человек вначале существует, а затем приобретает свою сущность. Иначе говоря, в жязни существование предше­ствует сущности, в то время как в технике наоборот, сущность предшествует

существованию. Как пишет Ж.-П. Сартр: «Возьмем предмет, изготовленный человеческими руками, например, книгу или нож для разрезания бумаги. Этот предмет, с одной стороны, производится определенным образом и, с другой стороны, приносит определенную пользу... Мы можем сказать, что у ножа сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует существованию». Что же касается человека, то он «сначала существует, оказывается, появляется в мире и толь­ко потом он определяется....Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком, каким он сам себя сделает». Здесь важно подчеркнуть несовпаде­ние сущности и существования.

Сущность и существование не совпадают, на что указывает вся исто­рия и логика науки. Ведь если бы они совладали, то всякая наука была бы излишней, любая наука стремится проникнуть в сущность существующих явлений. И только на сущностном уровне открываются и формулируются законы и теоретические принципы, а значит, фиксируются истины. Не может избежать подобного соотношения сущности и существования и человеческая жизнь. На сущностном уровне любая человеческая жизнь характеризуется неповторимостью, уникальностью. Каждый человек старается прожить свою жизнь именно как свою собственную. Такого рода жизнь называется подлин­ной. Термин «подлинный» в толковых словарях трактуется как «настоящий, не скопированный, являющийся оригиналом». Подлинная жизнь — это жизнь настоящая, истинная, индивидуально неповторимая, не являющаяся копией жизни других. Но такого рода жизнь - вотчина сущности, а мы ведем речь о существовании, об экзистенции, а не об эссенции,

А теперь вернемся к первоначальному пониманию экзистенции, кото­рая представляет собой существование без сущности. Но человеческую сущ­ность в рамках экзистенциального подхода к человеку мы уже определили сущность (эссенция) человеческой жизни видится в ее подлинности. В таком случае, следуя логике определений, экзистенцию мы должны определить как существование человека без подлинности, т. е. лишенной подлинной, инди­видуальной, неповторимой жизни. Иначе говоря, экзистенция - это непод­линное, ненастоящее существование человека

Такое понимание экзистенции, несмотря на то, что представители экзи­стенциализма вкладывают в это понятие разные смыслы, порой совершенно про­тивоположные, вполне соответствует если не букве, то духу экзистенциализма как философского направления. Обратим внимание на то, что происхождение термина «экзистенция» часто связывают с латинским глаголом ехяЫеге, что оз­начает «выходить за границы». М- Хайдеггер сближает экзистенцию со словом «экстазис». Экзистенция, согласно М. Хайдеггеру, есть устремленность бытия вовне, близкая к экстазу. При таком толковании экзистеипии возникают по край­ней мере два вопроса, на которые необходимо дать ответ. Во-первых, о каких

границах и пределах идет речь? и, во-вторых, зачем, с какой целью или почему человек в экзистенции устремляется вовне, почему он стремится выйти за эти границы? Некоторые философы, например Мераб хМамардашвили, отвечая на первый вопрос, утверждают, что «человек преодолевает границы самого себя». Но такой ответ не устраняет неопределенности, которая содержится в вопросе. Более того, если человек вышел за свои, собственно человеческие, границы, то он уже не является человеком. Развитие этой мысли может иметь различные, в том числе и антигуманные, следствия.

Только уточнив, что экзистенция - это неподлинное бытие, становится понятно, что человек стремится выйти за его пределы. Только тот, кто живет ненастоящей, неподлинной жизнью и осознавший это, будет стремиться, хотя бы в мечте, выйти за ее границы. Иначе говоря, субъект, который нахо­дится в экзистенции, начинает экзистировать. Причина экзистирования -осознание неподлинности своего существования. При этом нельзя сказать, что экзистирование является атрибутом человеческой активности В тех слу­чаях, когда человек живет подлинной, настоящей жизнью, у него отпадает необходимость в экзистировании, т. е. а преодолении границ своего сущест­вования, выхода за его пределы. В подлинном бытии экзистирование лиша­ется смысла. Таким образом, экзистенцию можно определить следующим образом. Экзистенция - это неподлинное, ложное бытие, за пределы которого человек пытается вырваться.

Отсюда первым этапом в изложении экзистенциальности человеческо­го бытия должно стать описанию неподлинного бытия, т. е. самой экзистен­ции. Неподлинное бытие - это бытие, навязанное человеку извне, это бытие не свое, чужое и чуждое человеческой индивидуальности В неподлинном бытии все люди похожи друг на друга, мир стандартизирован - все думают об одном и том же, едят одно и то же, пьют из одних и тех же разовых ста­канчиков. В неподлинном бытии господствует Великая и Тотальная Аноним­ность, Без-личность. Мы слышим: «в этом году принято носить...», но кто все это носит, неизвестно, нет субъекта, нет личности. В мире массовой моды все становятся похожими друг на друга. Многие принимают эту жизнь, не хотят быть индивидуальностью, хотят быть как все. Типичное заявление: «Мне надоело так жить, я хочу жить как все». Умирает человек и оказывается, что на его надгробном камне можно выбить только одно: «Жил как все».

Для обозначения тотальной безличности М. Хайдеггер использует тер­мин Пая Мап. Мап ~ это местоимение в немецком языке, указывающее на то, что кто-то что-то делает {тапгаисЫ - курят, тапх1п%1 - поют). Но философ просто не может оставить эти безличные предложения без субъекта-подлежашего.-Поэтому М. Хайдеггер к местоимению тап приставляет ар­тикль среднего рода, а само местоимение пишет с большой буквы, так и по­лучился новый термин <Лм Мап, обозначающий "тотальную безличность как

субъект. Как отмечает екатеринбургский философ А.В. Перцев, появление Безличности как субъекта позволяет сказать, что «теперь носило Лгз Мап, обсуждало аая Мап, покупало <кк Мап, смотрело йая Мап, штудировало екгз Мап, предпочитало Ааз Мап, — все вообще и никто конкретно».

Конечно, &а$ Мап на русский язык никак не переводится, но у русско­го человека особый склад ума и особая меитальность, он стремится перевес­ти, казалось бы, совсем уж непереводимые слова, находя для них соответст­вующие аналогии в родном языке. В нашем случае да$ Мап в переводе на русский означает «Все» или «Некто». Человек, который становится как все, ведет себя подобно множеству других, теряет свою индивидуальность и не­повторимость. Он уже не сам, он как все. И если выделить субъекта в без­личных предложениях, то вполне достаточно дополнить его словами «Все» или «Некто». «Сегодня все читают детективы Е. Акунина». Субъект этого суждения - пресловутое «все».

Итак, первая характерная особенность неподлинного бытия заключа-ется в его безличности, анонимности, в отсутствие индивидуальности. Для выражения этой особенности неяодлииного бытия используются термины 4ах Мап, «Все», «Некто».

В условиях неподлинной жизни существование человека становится идентичным поведению других, и вместе с элиминацией индивидуальных особенностей поведения исчезает индивидуальная ответственность Человек а условиях неподлинного бытия перекладывает свою ответственность на плечи других. И такого рода действия вполне логичны, ведь человек действу­ет не сам, а как все, вот пусть вес и отвечают. Перекладывание своей ответст­венности на других явилось одной из причин грехопадения

В Библии ситуация грехопадения описывается следующим образом. После того, как змей спровоцировал первых людей на нарушение запрета Бога «не вкушать плодов с дерева познания добра и зла», Ева увидела, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). После этого Бог спрашивает Адама: «...Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:11—12). Из этого текста видно, что Адам перекладывает ответственность за свой проступок на жену. Конечно, Ева первая попробовала запретный плод и дала его Адаму. Но ведь Адам это не Ева, он мог бы отказаться, более того, осудить жену. Но этого не произошло, он послушался жены своей. Но, переложив ответственность на жену, Адам тем самым продемонстрировал, что он окунулся в неподлинное бытие, что потерял свою уникальную неповторимость, стая подобным всем. Казалось бы, Бог осуждает Адама за то, что ои послушался своей жены, но дело не в том, что кто-то слушает кого-то, Бог недоволен процедурой перекладывания

ответственности. После Адама Бог спрашивает Еву, ела ли она запретных плодов, а Ева в ответ: «Змей меня обольстил, и я ела». Опять ответственность перекладывается, и виноватым оказался змей.

В неподлинной жизни ответственность может перекладываться на безли­кое дох Мап или на лишенное индивидуальности «Все». Так, следователь, веду­щий дело об избиении группой молодых людей одинокого прохожего, обнару­живает среда них парня, активного члена пацифисткой организации Разумеется, следователь интересуется мотивами, побудившего этого парня ввязаться в драку. И на вопрос следователя: «А ты-то зачем полез в драку, ведь ты же идейный про­тивник силовых методов решения споров?» - следует отвел «Все дрались, и я пошел драться». «А кто все-то?» И в ответ опять «Все». Оая Мап. Безликий субъ­ект по имени <(Все». «Почему пошел учиться на юриста?» - «Все поступают на юриста, и я поступил». Опять безликий субъект «Все». Таким образом, второй особенностью неподлинного бытия выступает явление перекладывания своей ответственности на другого на безликое «Все».

Неподлинная жизнь является абсурдным существованием. Абсурдная жизнь лишена разумности, разумной цели, иначе говоря, это бессмысленная жизнь. В абсурдной жизни невозможно найти ответа на вопрос «зачем». В неподлинном существовании отсутствует ответ на вопрос «зачем я живу?». Символом абсурдной жизни может выступать Сизиф,

Сизиф - абсурдный герой. Один из мифов о Сизифе гласит, что он, умирая, приказал своей жене бросить его тело на городской площади без ло-фебения. Но такие действия в те времена относились к наиболее тяжким преступлениям и не могли остаться без наказания. Ведь даже во время войны делали перерывы, чтобы похоронить убитых. Сизиф же просит свою жену его не погребать, В мифах утверждается, что Сизиф тем самым хотел прове­рить жену, любит она его или нет. И все-таки была другая причина, о которой мы можем знать, если принять во внимание дальнейшие действия Сизифа Итак, тело Сизифа брошено на площади. Попав после смерти в подземный мир, Сизиф начинает жаловаться богам, которые, разумеется, возмущены таким поступком. Плутон разрешает Сизифу вернуться в мир живых, чтобы наказать жену. Однако Сизифу только это и нужно. Многие годы он опять прожил на берегу моря со своей любимой женой, которую и не думал нака­зывать. Таким образом ему удалось обмануть богов и вернуться в мир живых Долго боги просили Сизифа вернуться в мир мертвых, но Сизиф и не по­мышлял о возвращении. И однажды Гермес все-таки схватил сопротивляю­щегося Сизифа и утащил его в ад. Боги приговорили Сизифа к тому, чтобы он поднимал большой камень на вершину горы, но, когда цель была достиг­нута, камень скатывался вниз и все начиналось сначала Так Сгоиф вкатывает камень на гору снова и снова - бесконечно.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!