Глава 3. Экзистенциальность 3 страница
Представьте себе Сизифа. Вот он вкатывает на гору камень: лот заливает глаза, от напряжения и усталости дрожат ноги, все тело ноет, голова гудит. И вот камень на вершине и сразу стремительно катится вниз. Опять Сизиф вкатывает камень... Зачем, с какой целью, ведь все равно камень скатится? Труд совершенно бессмысленный! Это и есть абсурдная жизнь. Сизифа наказали боги, но яас-то кто и за что наказал?
Утром встаешь, бежишь на работу: пот заливает глаза, от напряжения и усталости дрожат ноги, все тело ноет, голова гудит. На следующий день все сначала. Наконец, получаешь зарплату. «Ага, - думаешь, — есть все-таки смысл в этой работе». Но деньги истрачены, камень катится вниз и ты опять вкатываешь его на гору: пот заливает глаза, от напряжения и усталости дрожат ноги, все тело ноет, голова гудит... Итак изо дня в день, из года в год проходит жизнь, и ты задаешь себе вопрос «зачем?». «Зачем нужна такая жизнь, ведь это не моя жизнь, я хочу жить по-другому, а живу как все, вкатываю камень па гору?».
Итак, яеподлинная жизнь нашла отражение в понятии «экзистенция», при этом неподлинная жизнь характеризуется анонимностью, элиминированием индивидуальности, перекладыванием ответственности с себя на безликого субъекта и, наконец, абсурдностью. Поэтому человек, находящийся в условиях абсурдного бытия, т. е. в экзистенции, стремится выйти за его пределы, т. е. начинает экзистировать.
|
|
Обязательная литература:
1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий
человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 23-92.
2, Сартр Ж.-Т1. Экзистенциализм - это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тош
нота. Избранные произведения. М., 1994. С. 433-469.
Дополнительная литература:
1. Аббанъяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М, 1993.
3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М, 2000.
4. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.,! 993.
5. ЯсперсК. Истоки и смысл истории. М., 1991.
§ 4. Основные формы экзистирования
Экзистирование произошло от лат. ехзШеге, что означает «выходить за границы», в контексте человеческой экзистеьциальности экзистировать означает выходить за пределы неподлшшого бытия. Философская теория экзистирования представляет собой комплекс методов, приемов, способов, используемых человеком для преодоления неподлинности бытия Однако необходимо констатировать, что какого-либо единого, универсального метода выхода человека за пределы своей экзистенции философами до сих пор не создано. Были предложены различные рекомендации и способы выхода человека из неподлинного бытия, которые мы и рассмотрим.
|
|
По мнению Ж.-П.Сартра, к экзистированию может быть отнесена проек-гивность человеческой активности. Вспомним его высказывание: «Человек вначале существует, появляется в мире, и только потом он определяется, находит свою сущность». Начиная существовать, человек ничего собой не представляет, он Ничто, которое только движется к бытию и обретает свою сущность Таким образом, экзистирование осуществляется в направлении от Ничто к Бытию Но и з неподлиниом бытии человек тоже ничто, он здесь как все, подобно песчинке в море песка. Человек заброшен в неполлинный мир и поэтому вынужден экзистировать, устремляться в будущее. Как пишет А. Камю: «Изо дня в день нас несет время безотрадной жизни, но наступает момент, когда приходится взваливать ее груз на собственные плечи. Мы живем будущим: «завтра», «позже», «когда у 1вбя будет положение», «с возрастом ты поймешь». Восхитительна эта непоследовательность - ведь, в конце концов, наступает смерть. Приходит день, и человек замечает, что ему тридцать лет... Он принадлежит времени и с ужасом осознает, что время - его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься». Но, несмотря на подобную абсурдность, человек все же предпочитает жить мечтой, проектом.
|
|
Экзистировать человек обычно начинает тогда, когда он находится в среднем возрасте, т. е. в тридцать, сорок, пятьдесят лет. Именно в это время он осознает ншодлинность своего существования. Экзистируют люди при разных режимах и общественных системах. Экзистировали в эпоху «развитого социализма», когда хозяйство было плановым, производство и сбыт продукции регламентирован, человек оказывался винтиком в этой рациональной машине Как пишет А.В. Перцев: «Вырваться из неподлинного существования в плену этой рациональности убежать от нее можно было только в переживание мечты, представляющей отложенную на потом подлинную, собственную жизнь. Именно эта абсурдная мечта, без которой невозможно выжить, но которую страшно исполнить, поскольку она окажется утраченной, именуется у Ж.-П. Сартра «проектом», а в одном из рассказов В.М. Шукшина - «мечтой-идеей»... В этом мире раииональности, неподлинности уникальность индивидуальной живой души грозит совершенно сойти на нет Воз-
можности проявить ее нет в настоящем, но нет и в будущем, ибо будущее тоже уже предопределено рациональностью Госплана и самого передового социального учения. Это будущее - одно на всех. И вырваться из этой рациональной предопределенности, из обреченности на неподлинность можно только в мечте- «проекте», окончательно порвав с производством, которому подчинено все. Общему «светлому будущему», которое уже перестало манить, противопоставлялось индивидуальное «светлое будущее», которому каждому виделось по-своему, мечта о прекрасной жизни на пенсии, вдали от поднадоевшего до сартровской «тошноты» общественного производства Мечта эта, впрочем, в эпоху «застоя» вполне переводилась в практический план: многие специалисты устраивались на «вредные» производства, чтобы пораньше выйти на пенсию, но при этом получать достаточно денег дня полноценной жизни, О пенсии ничуть не стеснялись говорить молодые, полные сил, люди. Выбор рода занятий определяло одно - возможность, пусть ценой чрезмерного напряжения сил и здоровья, как можно раньше оставить постылое «индустриальное общество» как царство чуждой рутины и обрести наконец всю полноту радости индивидуального, подлинного существования».
|
|
Мечта-йлроект» как вид экзистирования характерна также и для так называемого «развитого капитализма», который рационализирован анонимными финансовыми структурами и где личность нивелируется, становится такой же как «все». Безличность, негодлинность, анонимность современного капитализма прекрасно описаны в романах Харуки Мураками. Так, в романе «Охота на овей» человек-овца символизирует анонимность «развитого капитализма». Этот абсурдный персонаж имеет множество лип, он способен воплощаться в различные образы, но никогда не имеет своего собственною лица. И когда Оаца вживляется в мозг человека, то человек перестает быть самим собой. Над ним господствует Овца. При этом немногие понимают, что господство Овцы приведет человечество к гибели. И если отвлечься от художественной символики и образности то можно однозначно сказать, что Овца, укорененная в человеческой психике, выступает символом неподлинности человеческого существования Отсюда делается вывод, с которым вполне можно согласиться, что неподлинное существование грозит человечеству гибелью. Появляется страх. И герои романов X. Мураками используют различные виды экзистирования, чтобы окунуться в ласковые воды подлинной жизни, в том числе в мечту.
Итак, первый вид экзистирования - это жизнь с мечтой о подлинном, собственном существовании. Однако такого рода экзистирование не способно вывести человека за границы неподлинности. Разумеется, мечта способствует выживанию человека в условиях неподлинности, но не более того, мечтая о собственном неповторимом существовании, человек по-прежнему остается в границах Тотальной Неподлинности.
Следующим видом экзистирования может выступать так называемая опора на скоротечные ситуации подлинности в условиях неподлинного бытия Аб-
сурдное, неподлинное бытие полностью охватывает человека, и вырваться из него не представляется возможным Тогда возникает мысль о самоубийстве. А. Камю делает вывод что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно*. Быть или не быть - вот один из основных вопросов человека неподлинного существования
Быть - таков ответ экзистенциалистов, во всяком случае Камю. В бешенном потоке неподлинности всегда остаются островки, на которых человек ощущает свою неповторимость и подлинность своей жизни Эти островки называются ситуациями, они недолговечны, иногда скрываются под водой, иногда появляются вновь. Это скоротечные ситуации подлинности в неподлинном мире, опираясь на которые, человек выживает в этом абсурдном бытии. Тот же Сизиф, вкатывающий камень в гору, испытывает счастье, когда он спускается с горы. «Сизиф, - пишет Камю, - интересует меня во время этой паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу тгого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины горы в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня».,Камю считает, что только с возвращением сознания человек начинает.жзиетировать. Но я бы не согласился с таким выводом Экзнстенциоиаль-яость - это сфера чувственности, это душевные переживания человека, нахо-,тящегося в условиях абсурдного бытия. Впрочем, и сам Камю ведет речь не об абсурде как таковом, а о чувстве абсурда. А чувственность сознанием не преодолеешь. От того, что мы осознали абсурдность существования, оно не станет подлинным, и даже наоборот: человеку тяжелее жить с осознанием неподлинности своего существования. Как представляется, Сизиф, спускающийся с горы, испытывает чувство счастья, чувство собственного достоинства, своей подлинности и неповторимости, ибо его абсурдная жизнь осталась в прошлом и будет в будущем, о которых он не думает, он отгоняет мысли об абсурдности своего бытия. Сизиф, спускающийся с горы, счастлив «мигом одним». Это и есть скоротечная ситуация подлинности в неподлинном мире, ради которой можно смириться даже с абсурдностью. Как поется в песне; «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
В принципе, в любой неподлинной жизни встречаются ситуации подлинности, которые и способствуют выживанию человека Даже в концлагерях, где абсурдность бытия достигает своего предела, человек находит, как заметил омский философ Д.М. Федяев, ситуации, которые помогают ему выжить в этом неподлинном бытии.
Порой ситуации подлинности в неподлинном мире принимают довольно парадоксальные формы, это так называемые экстремальные, пограничные ситуации, в которых человек переживает себя неповторимым, чувствует, что он не похож на других. Одной из таких пограничных ситуаций является нахождение человека перед лицом смерти. Допустим, человек лежит на постели и чувствует приближение смерти В этой ситуации он осознает свою неповторимость и уникальность, он впервые (может быть) почувствовал ответственность за прожитую жизнь, испытывает чувство вины за некоторые поступки. Перед лицом смерти он как бы очнулся и понял, что существует подлинная, настоящая жизнь, а раньше он жил как все. Однако он знает, что никто не может заменить его на смертном одре, умрет он сам.
В экстремальных ситуациях, которые являются ситуациями подлинности в неподлинном мире, проявляется подлинная коммуникация, которая отсутствует в неподлинном, повседневном существовании человека. В неподлинном бытии встречаешь знакомого и после приветствия сразу же следует ничего не говорящая фраза «как жизнь», а сам думаешь, не дай бог, начнет вдруг рассказывать о своей жизни, с ума сойдешь. А в ответ слышишь «нормально» и, облегченно вздыхая, ты идешь дальше. В неподлинном бытии и общение оказывается не-подлинным, формализованным, знакомых много, а настоящих друзей нет. Но в экстремальных ситуациях люди раскрываются друг перед другом, передают друг другу свои интимнейшие переживания, причем заметим, свои, а не чужие. Вот почему фронтовая дружба так высоко ценится людьми и однозначно относится к подлинным ценностям человеческого существования.
Другой вид экзистярования - это бунт, направленный против неподлин-ного существования, в процессе которого рушится бытие или его ценностные основания. Бунт возникает спонтанно, часто неосознанно, ибо экзистирование -это сфера чувств. Даже сознание того, что результатом бунта будет крушение прежней жизни, карьеры, не может остановить человека, который готов с криком «Да пропади все пропадом» порвать с прежней жизнью. Раб восстает, раб бунтует. Как пишет Камю: «До своего восстания он страдал от всевозможного гнета Нередко бывало так, что он безропотно выполнял распоряжения куда более во>, мутительные, чем то, последнее, которое вызвало бунт. Вытесняя в глубь сознания бунтарские устремления, раб молча терпел, живя скорее своими повседневными заботами, чем осознанием своих прав. Потеряв терпение, он теперь нетерпеливо начинает отвергать все, с чем мирился раньше».
Камю выделяет различные виды бунта: он пишет о метафизическом, историческом бунтах, а также о бунте в искусстве. Метафизический бунт - «это восстание человека против своего удела и против всего мироздания Этот бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели человека и вселенной.. Метафизический бунтарь заявляет, что он обделен и обманут самим мирозданием». Метафизический бунтарь всю вину за неподлинность своей жизни возлагает ка
высшие силы, управляющие мирозданием. В конечном счете, метафизический оунт - это восстание против бога, которое начинается с дискуссии «Но речь идет не о куртуазной беседе. Речь идет о полемике, воодушевляемой желанием взять вверх. Раб начинает с требования справедливости, а заканчивает стремлением к 1едподству. Ему в свою очередь тоже хочется власти. Бунт против удела человеческого сочетается с безоглядным штурмом неба, цель которого — пленить царя небесного и сначала провозгласить его низложение, а затем приговорить к смертной казни. Человеческий бунт переходит в метафизическую революцию». Метафизический бунт заканчивается низвержением всех тех ценностей, которые, по мнению бунтаря, поддерживали неподлинное его существование. Человек хочет жить по-своему, по-человечески, но бог говорит ему: «Живи так, как я хочу». И бунтарь убивает Бога
Человек бунтует и в сфере искусства Окруженный красотой, он вдруг начинает чувствовать, что вся эта красота уничтожает его индивидуальность, заставляет его жить по своим канонам, но человек хочет жить по-своему. И возникает бунт против искусства, который выливается в отрицание искусства вообще. Писарев проповедовал пренебрежение к эстетическим ценностям вообще во имя ценностей прагматических, утверждая, что пара сапог полезней всех произведений Шекспира.
Отдельной формой экзистирования могут выступать иллюзорные способы преодоления неподлинного существования, в частности наркотики и алкоголь. Когда человеку становится тошно от жизни, он нередко напивается и создается иллюзия подлинности его жизни. Но на самом деле это форма бегства как от неподлинного, так и от подлинного существования.
Формой экзистирования можно назвать также бегство от неподлинной жизни в никуда. Человеку порой настолько тошно от неподлинной жизни, что он, ничего не понимая, срывается с места и уходит, не зная куда, но только чтобы не жить здесь и так. Экзистирующий человек часто действует неосознанно, в какой-то момент жизни вся его душа испытывает острое желание перейти границы своей неподлинности. При этом человек не думает о последствиях своих действий, главное - уйти от надоевшей до тошноты прежней жизтш.
В романе X. Мураками «К югу от границы, на запад от солнца» описывается специфика экзистирования сибирского крестьянина «Представь, - обращается одна из героинь этого романа, Симамота, к своему другу, - вот ты крестьянин, живешь один-одинешенек в этой дикой Сибири и каждый день на своем поле горбатишься. Вокруг - никого, насколько глаз хватает. Куда ни г: инь, везде горизонт - на севере, на востоке, на юге, на западе. И больше ничего. Утром солнце на востоке взойдет - отправляешься в поле; подойдет к зениту - значит, перерыв, время обедать; сядет на западе - возвращаешься домой и спать ложишься... И так каждый день, из года в год, из года в год...
...И приходит день, и что-то в тебе умирает... что-то такое... Каждый день ты видишь, как на востоке поднимается солнце, как проходит свой путь по небу и уходит на западе за горизонт, и что-то в тебе рвется. Умирает. Ты бросаешь плуг и тупо устремляешься на запад На запад от солнца. Бредешь день за днем как одержимый — не ешь, не пьешь, пока не упадешь замертво. Это и есть сибирская горячка - "Ы51епа зФелапа"».
В принципе, мы все болеем этой сибирской горячкой, но протекает она у всех по-разному: у кого в острой форме, у кого в облегченной, а некоторые даже не замечают, что переболели этой болезнью. Но эта болезнь как никогда вскрывает сущностную особенность экзистирования, которая проявляется в том, что главное для экзистирующего человека- это бегство от неподлинной жизни, но куда бежать, на этот вопрос экзистирование ответить не может. «"Но что там, к западу от солнца?" Симамота опять покачала головой. "Я не знаю. Может, ничего. А может, и есть что-то..."». Экзистирование - это чувственная реакция, говорящая о необходимости бегства человека от неподливной жизни, а ответ на вопрос «куда бежать?» содержится в разуме, который задает цели человеческой активноста Но экзистирование лишено руководства разумом.
Итак, подведем итоги.
Экзистирование представляет собой методы и способы преодоле человеком неподлинного бытия, осуществляемые на чувственном уровне человеческой активности.
Основными формами экзистирования выступают
1) уход в мечту-проект,
2) опора человека на подлинные моменты и ситуации, содержащиеся в неподлинном бытии,
3) нахождение человека в экстремальных ситуациях,
4) бунт,
5) иллюзорно-наркотические,
6) бегство в никуда.
При этом только первые две формы экзистирования способствуют выживанию человека в условиях недаддинного бытия Последние же формы экзистирования могут привести человека к гибели: нахождение человека в эк ных ситуациях по существу есть балансирование между жизнью и смертью; зультатом бунта может стать отрицание всех витальных ценностей, а иллюзорно-наркотические формы экзистирования и бегство в никуда своим конечным результатом имеют смерть. Таким образом, экзистенцнальность как философскя установка не может выступать теорией спасения. Подобный недостаток экзи-стешшалыюсти так или иначе осознается философами-экзистенциалистами. По мнению немецкого философа К Ясперса, экзистирование может привести к изволу и нигилизму и поэтому его необходимо дополнить трансцендевцией К
пишут современные философы СП. Мареев и В.Т. Арсланов: «И устремленность экзистенции, тем самым, обретают у.Ясперса характер трансцендирования А без грансценденции, замечает Ясперс, экзистенция оказывается бесплодным, лишенным любви "демоническим упрямством"».
Обязательная литература:
1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 120-195; 316-335.
2. Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. (Очерки жизненной философии). Екатеринбург, 2001, Очерк «Неизвестный экзистенциализм; драматургия А. Вампилова». С. 164-190.
Дополнительная литература:
1. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
§ 5. Экз и стен цн ал ни и фрустрации в человеческом существовании
Экзистенциалиями называются такие душевные состояния, которые характерны для человека, находящегося в условиях экзистенции, т. е. неподлинного бытия. Это такие состояния, как озабоченность, тревожность, одиночество, страх, скука, тоска, ужас, свобода от, отчаяние, заброшенность и ряд других.
По своим внешним характеристикам экзистенциалии похожи на психические состояния человека, находящегося в критических жизненных ситуациях. При этом в психологии довольно детально разработан понятийный аппарат, с помощью которого фиксируются критические жизненные ситуации и описываются психические состояния человека В критических жизненных ситуациях, к которым относятся стресс, фрустрации, конфликт и кризис, происходит нарушение психического равновесия, вызванное неспособностью субъекта справиться с жизненными препятствиями.
Стресс, стрессовые состояния психики, сопровождают человека всю жизнь, можно сказать, что стресс - это перманентное жизненное состояние. Вызывается оно тем, что на пути удовлетворения какой-либо потребности возникают препятствия, с которыми нельзя быстро справиться Скажем, человек захотел пить, подходит к крану, открывает его, но оттуда раздается «сердитое» урчание, со свистом вырывается воздух, но только не вода Тогда он берет чайник, но и тот оказывается пустым. Человек ошеломлен, расстроен, озабочен, бегает по кухне, как загнанный и западню дикий зверь Человек находится в сосгоянии стресса
Фрустрационное состояние психики формируется в ситуациях, когда у субъекта существует сильное желание достичь цели (удовлетворить потребность), но он натыкается на преграду, препятствующую этому достижению. Например, человек хочет свободы, но, увы, реализации этой потребности мешают стены тюрьмы. Человек, будучи фрустрирован, испытывает такие состояния психики, как беспокойство, напряжение, вину, тревогу, ярость, враждебность, зависть, ревность, иногда впадает в апатию, утрачивает интерес к жизни и т. д.
Фрустрационные состояния психологически формируются внешними барьерами, каковыми могут выступать физические (например, стены), биологические (болезнь, старость), психологические (страх), социокультурные (нормы, правила, запреты) и другие препятствия. Именно этим фрустрации отличаются от конфликтов, последние вызваны двумя или более психологическими внутренними преградами. Например, у нас на двоих десять рублей, я хочу пирожное, а мой друг - пива, никто не хочет уступать друг другу и возникает конфликтная ситуация.
Следующей, четвертой, формой критических жизненных ситуаций выступает кризис. Жизненные события, которые ведут к кризису, создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. Дж. Капдан описал четыре последовательные стадии кризиса:
1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;
2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультативными;
3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги, депрессии, чувством беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может начаться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение
Экзистенциалии фиксируются в тех же терминах, что и фрустрации, а это создает иллюзию их идентичности. При этом внешнее сходство экзистенциалии с фрустрациями и стрессами говорит о том, что неподдинное бытие, выражением которого служит понятие «экзистенциалия», представляет собой тотальное критическое жизненное состояние человека Однако философ никогда не станет отождествлять экзистенциалии с фрустрациями по следующим причинам.
Во-первых, фрустрации - это психические расстройства, вызванные неспособностью человека преодолеть какие-либо конкретные препятствия, а
экзистенциалии - это душевные состояния человека, находящегося в условиях не подлинного бытия.
Во-вторых, выход человека из фрустрированного состояния видится в преодолении конкретных внешних препятствий, а экзистенция предполагает экзистирование, т. е. выход за границу неподлинного бытия.
В-третьих, фрустрационные состояния всегда предполагают наличие конкретных препятствий, которые и вызывают ту или иную фрустрацию, а для возникновения экзистенциалии конкретных видимых препятствий нет, но в их роли выступает все неподлинное бытие в целом.
Экзистенциалии возникают неожиданно для человека при отсутствии видимых и осознаваемых причин и препятствий. Фрустрации же всегда возникают при наличии видимых, физических, культурных, биологических и других препятствий. Так, страх - это и экзистенциалия, и фрустрация. Страх как фрустрация может возникнуть в следующей ситуации Вы идете по темному лесу, а тропинка проходит через заброшенное кладбище Это препятствие, которое вам необходимо преодолеть. Вдруг скрылась луна, и на вас наваливается страх. Вы осторожно бредете на ощупь по кладбищу и, вдруг с грохотом падает старое надгробие, вас охватывает ужас. Экзистенциалия -это нечто иное. Идете вы после экзаменов домой по ярко освещенной улице, счастливые от того, что еще один экзамен сдан, никаких препятствий для счастья нет и вдруг с вашим настроением что-то происходит странное: в душе появляется какая-то тревожность, которая разрастается и вот уже липкие лапы страха схватили вашу душу. Если страх как фрустрация указывает вам на внешнее препятствие, то страх как экзистенциалия говорит вам о неподлинности вашего существования. Казалось бы, и в первом, и во-втором случаях, речь идет об одном и том же психическом состоянии, но говорят они о разном, и причины их возникновения различные.
В художественной и философской литературе часто можно встретить описание экзистенциалии, их возникновение и специфику их развития Так, одной из основных экзистенциалии выступает скука, которая может перерастать в тоску, а последняя - в тошноту. Вначале неподлинное существование вызывает скуку, затем от такой жизни становится тоскливо и, наконец, наступает момент, когда становится тошно жить на белом свете. Один из романов Ж.-П. Сартра так и называется-«Тошнота».
Его герой - человек среднего возраста, Антуан Рокантен, занимающийся исследованием жизненного пути некоего французского авантюриста эпохи Наполеона. Часто бывает скучно, поэтому он много путешествует, но все равно ощущение бессмысленности жизни не исчезает. «Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят - вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно». Такая жизнь вызывает ску-
ку. Скука и тоска приходят также и от мыслей. «Мысли - вот от чего особенно муторно... Они еще хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус. А внутри мыслей - слова, оборванные слова, наметки фраз...» Тянутся дни, серые, однообразные, похожие друг на друга. И приходится «жить как живой мертвен. Есть, спать. Спать, есть. Существовать вяло, покорно, как деревья, как лужа, как красное сиденье трамвая».
В таком тоскливом, неподлинном существовании человек начинает ощущать себя лишним, никчемным и даже смерть кажется тоже лишней, поэтому самоубийство бессмысленно. Зачем? «И я сам - вялый, расслабленный, непристойный, переваривающий съеденный обед и прокручивающий мрачные мысли, - я тоже был лишним. К счастью, я этого не чувствовал, скорее я понимал это умом, но мне было не по себе, потому что я боялся.это почувствовать (я и сейчас этого боюсь, боюсь, как бы это не подкралось ко мне сзади, со стороны затылка, не вздыбило меня взметнувшейся глубинной волной). Я смутно думал о том, что надо бы покончить счеты с жизнью, чтобы истребить хотя бы одно из этих никчемных существований Но смерть моя тоже была бы лишней. Лишним был бы мой труд, моя кровь на камнях, среди этих растений, в глубине этого улыбчивого парка. И моя изъеденная плоть была бы лишней в земле, которая ее приняла бы, и наконец мои кости, обглоданные, чистые и сверкающие, точно зубы, все равно были бы лишними: я был лишним во веки веков».
И вот тоска постепенно переходит в тошноту. Причем тошнота может возникнуть спонтанно, без видимых на то причин. Вот, Антуан Рокантен беседует с человеком, у которого даже нет имени, так, прозвище «Самоучка», который с восхищением высказывает банальную мысль, что всех людей надо любить. И наваливается на Антуана Рокантена тошнота «Так вот, что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне это безразлична Странно, что все мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторялась еще несколько раз... Приступ был в «Приюте путейцев», а до того, когда однажды ночью я смотрел в окно, а потом еще в воскресенье в городском парке и еще несколько раз».
Вот тошнота наваливается на Антуана Рокантена в кафе «Дело плохо! Дело просто дрянь: гадина, Тошнота, все-таки настигла меня. На этот раз что-то новое — это случилось в кафе». За стойкой бара стоит бармен в голубой рубашке. «Его голубая ситцевая рубаха радостным пятном выделяется на фоне шоколадной стены. Но от этого тоже тошнит. Или, вернее, это и есть Тошнота, Тошнота не во мне: я чувствую ее там, на этой стене, на этих под-
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!