Глава 2. Библия: религиозные и философские основания спасения 5 страница
Таким образом, Иов все более и более убеждается в своей невиновности и, соответственно, в несправедливости по отношению к нему, поэтому у него рождается мысль: а не вызвать ли на суд самого Бога Вначале эта мысль
кажется ему кощунственной. Бог и человек - несравнимые вещи: «Ибо Он не человек, как я, чтобы я мог отвечать Ему и идти вместе с ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, - и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе» (Иов. 9:32-35). Но, беседуя с друзьями-оппонентами, единственный на Земле непорочный человек восклицает: «Но я к Вседержателю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом» (Иов. 13:3). И, наконец: «Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав» (Иов. 13:18).
Вполне возможно, что Иов поторопился со своим решением, не исключено, что Бог — суровый, но справедливый, - прекратил бы испытывать его на крепость веры. Но Иов понимает, что он подточен болезнью и дни его сочтены. «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов. 17:13). В этой ситуации даже друзья-оппоненты наконец согласились со своим несчастным другом, приняв его сторону, однако спор продолжается, В него вступает молодой человек, который со свойственной этому возрасту пылкостью продолжает обвинять Иова «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» (Иов. 32:1-2).
|
|
Елиуй как заклинание повторяет одно: «Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Иов. 34:12). Для доказательства своих слов он использует в различных вариациях один и тот же аргумент: «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать; Ты поступаешь несправедливо?» (Иов. 36:22-23).
Для нас особый интерес представляют слова и действия Бога, который наконец-то вмешивается в спор. В сущности, Бог поддерживает позицию не Иова, и не его друзей-старцев, умудренных жизнью, а пылкого, неопытного юноши. «Где был ты, - спрашивает Бог Иова и далее демонстрирует свое могущество, - когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38:4-5). Главным ар1ументом Бога становится напоминание о своем творческом могуществе, которое уже давно доказано: ибо это Он создал землю, все живое и неживое, одним словом — Бытие в его полноте. «Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?» — восклицает Он, обращаясь к Иову. «Вот бегемот, которого Я создал, какн тебя...» (см.: Иов. 40:10) и т. д.
|
|
На первый взгляд реакция Бога на речи Иова кажется очень странной, ведь праведник (а с ним согласились и его друзья-оппоненты) вызывал Бога на суд, обвиняя его в несправедливости по отношению к самому себе. Иначе говоря, Бог в глазах и мыслях Иова представал Судьей, при этом и его дру-
зья-оппонеяты защищали Бога именно как Судью, пытаясь доказать справедливость его приговора. Бог- же в своей ответной речи ни словом, ни намеком не обмолвился о себе как Судье. Вместо этого Он демонстрирует свое могущество перед Иовом. Создается впечатление, что Бог, Всезнающий и Премудрый, не знаком с требованиями формальной логики В Его ответной речи явно обнаруживается логическая ошибка, именуемая «подменой тезиса». Вместо того чтобы доказывать справедливость своих действий по отношению к Иову, показать ему, что Он как Судья всегда прав, Ьог доказывает, что Он - творец бытия. Как оценить такую странную логику? Неумением правильно мыслить? Вряд ли! Библия, что бы о ней не говорили воинствующие атеисты, достойна уважения, ибо в ней сконцентрирован жизненный опыт сотен поколений. К тому же формальная логика является логикой именно в силу того, что она имеет отношение к формам мышления, но не к его содержанию. Бога же интересует содержание спора, его сущность. И мне бы хотелось особо подчеркнуть, что реакция Бога только на первый взгляд кажется алогичной, но по существу, в содержательной своей части она вполне логична, а точнее, сверхлогична, т. е. выходит за предела формальной логики
|
|
Все дело в том, что Иов воспринимал Бога только как Судью, да и из содержания речей Софара, Вилдада и Елифаза следовало, что Бог - это судья, законодатель и не более того. Казалось бы, нет никакой опасности в том, что Его, Бога, воспринимают в качестве судьи Однако такая опасность существует, и именно в этом и заключается сущность спора Бога и Иова Эта опасность заключена в забвении истинной природы и функции Божества, той сущности, о которой не догадывались Иов и его друзья Ведь если сущность Бога свести к судейству и генерации юридических норм, созданию правовой реальности, то придется подвергнуть сомнению его сущностный признак быть источником бытия, источником жизни. Поэтому Бог вынужден доказывать, что Он не только судья, и даже вовсе не судья, ибо функция судьи - это только одно из проявлений Его сущности, но никак не сама сущность. Поэтому Он демонстрирует не справедливость как таковую (что не трудно было бы сделать), а свое могущество как создателя всего существующего. В ответной речи Иову Бог несколько раз повторяет «Я создал», т. е. подчеркивает, что Он - источник всего существующего.
|
|
Читая заключительные строки этого библейского текста, можно подумать, что спор (или судебное состязание?) Бога с Иовом закончился победой человека. Бог не только возвратил Иову все потери, но и преумножил его богатство. Имущество Иова возросло ровно в два раза, у него снова появились дети, и прожил Иов еще сто сорок лет. Однако очевидно, что это поверхностное впечатление. Книга Иова в действительности заканчивается констатацией неполноты стратегемы юридизма, в которой Бог воспринимается только как Судья. Если бы Бог был похож на человека, то его рассуждения можно было бы представить в следующем виде: «Мечтал создать челове-
ка добродетельного, а получился человек юридический, который при любом затруднении сразу заводит судебное разбирательство. Мечтал о человеке, который бы не сомневался а могуществе Бога, а создал человека, который в иди т в Боге только судью. Мечтал о человеке, творческом, а получился человек, который слепо следует законам завета».
Таким образом, в книге Иова прояснялись важнейшие смыслы человеческого бытия. Спор Иова с самим Создателем показал невозможность понимания праведности только как законопослушности. Стратегия Бога потерпела крах, потому что Бог теряет свою сущность источника жизни, носителя высших витальных ценностей.
Таким образом, в эпоху патриархов взаимоотношения между Богом и человеком строятся на принципе закона, именно Бог заключает с человеком заветы (договора), которые человек обязан строго выполнять, что гарантировало б. спасение человека. Но основным недостатком такой позиции выступило то, что закон и система договоров не способны искоренить зло в этом мире Кроме того, Бог превращается в судью, с которым человек способен вести судебное разбирательство. Поэтому в следующую эпоху, а именно эпоху пророков, эти недостатки в стратегии Бога подлежали критическому осмыслению, и шел активный поиск новых принципов взаимоотношений Бога с человеком
Основная литература:
1. Библия: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иова.
§ 5. Бог и человек в эпоху пророков
Конечно, наиболее существенным признаком пророка является наличие в нем способности предсказывать, предвидеть будущее. Но существует множество типов людей, которые способны предсказывать будущее и которых, увы, мы не можем назвать пророками, например гадалки, колдуны, волхвы, астрологи и др.
Планирующее и целенаправленное человеческое сознание всегда старалось заглянуть в будущее. По большому счету, постановка цели и движение к ней человека уже может быть рассмотрено как своеобразное предвидение будущего. Будущее небезразлично человеку и знание его оказывает существенное влияние на человеческую жизнь- необходимо предвидеть будущий урожай, исход битвы, которая еще не началась, выбрать суженого, с которым предстоит прожить жизнь или, по меньшей мере, некоторое время и т. д. От решения этих проблем зависила судьба человека, его жизненный
путь. «Что будет, что случится, какое будущее ждет меня?» - жизненные потребности в поисках ответов на эти вопросы и породили различного рода гадателей и предсказателей судьбы. Не будь у человека желания узнать свое будущее, не было бы и предсказателей. А если есть, то появляются на базарных площадях и в респектабельных офисах предсказатели Как говорится, плати только деньги! Иногда мы обращаемся к цыганкам или сами гадаем на картах, бобах, кофейной гуще. Потребность узнать будущее порождает спрос на астрологов, а если есть спрос, будет и предложение, и вот мы уже внимательно следим за астрологическими прогнозами!
Все вышеперечисленные виды предсказаний опираются на те или иные представления о природе, причем природе неживой, мертвой, события в которой происходят либо случайно, либо закономерно. Если мы гадаем на картах, то предполагается, что наше будущее зависит от случайно выпавшей карты, астрологи исходят из идеи наличия в мире необходимости, которая проявляется в расположении звезд и их способности оказывать влияние на судьбу человека. Но как бы то ни было, все эти виды предсказаний роднит то, что они опираются на природу, которая лишена духовности, разумности, на природу неживую, мертвую. Это и составляет сущность непророческих предсказаний. Пророки же говорят от имени высшего источника жизни, разумного и даже сверхразумного существа
Такое различие мйкду не пророческими и пророческими предсказаниями довольно ясно осознавалось библейскими пророками Так, один из них, Исайя, писал: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:19-20). Обратим внимание на риторический вопрос в вышеприведенном высказывании Исайи «нужно ли спрашивать у мертвых о живых». Поскольку вопрос риторический, постольку в нем уже содержится ответ: «Нет, нельзя спрашивать мертвое, неживое о жизни. Жизнь всегда сложней и выше неживого. Мертвое не способно предсказать будущее живого человека». Что может сказать кофейная гуща, разлитая на поверхности блюдечка, о судьбе живого человека? А что могут сказать мертвые, холодные звезды о нашей жизни? Да ничего. А если пророк спрашивает Бота о судьбе человека, то это означает, что обращается он к высшему, духовному источнику жизни и говорит от его имени, а не от имени мертвой природы.
Кроме того, если к гадалкам и астрологам обращаются люди, которые хотят знать свое будущее, то к пророкам с такими просьбами не обращаются. Пророки сами говорят о судьбе человечества, причем даже тогда, когда это человечество не желает знать свое будущее.
Таким образом, пророчество как вид предсказания характеризуется тем. что, во-первых, оно осуществляется от имени Бога как высшего источника жизни и, во-вторых, идет в разрез с желаниями человека знать свое будущее.
В Библии представлены два исторических этапа в развитии пророчества. Первый этап связан с деятельностью так называемых «сонм» пророков, т. е. объединении, сообществ пророков. Как пишет философ А.П. Лопухин: «С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют своего рода общества или так называемые «сонмы»... Эти сонмы представляли собою общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершай торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители Завета, бесстрашные обличители идолопоклонства - закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому, хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако временами пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявших и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни».
Общественные пророки обычно располагались вблизи таких крупных религиозных центров, как Гива, Вефиль, Рамафаим, а в последующем также Самария. Для представителей этой исторической формы пророчества был характерен религиозный зкстаз и фанатизм. Израильские общественные пророки носили полотняные одежды и специальные пояса и собирали милостыню, чтобы прокормиться. Иначе говоря, пророчество было их профессией, которая кормила их. Религиозные обряды общественных пророков включали в себя песнопения, пляски, прорицания, а также самобичевание и истязание тела различными орудиями пытки.
Своими песнопениями и плясками они как бы гипнотизировали людей, вовлекая их с свое действо. Так, Саул, возвращаясь домой из Рамафаима, встретил группу пророков и дал вовлечь себя в их экстатические пляски и песнопения. Во второй раз это произошло с ним в самом Рамафаиме, куда он явился в погоне за Давидом. Навстречу ему вышел Самуил со своими пророками и, загипнотизировав его плясками, пением и восклицаниями, вовлек в свой хоровод.
В течение нескольких столетий группы странствующих пророков были в Ханаане обычным явлением. В первой книге Царств сказано, что когда войдешь в город, то «встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и перед ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют» (1 Цар. 10:5). После распада единого еврейского государства на Иудею и Израиль общественных пророков становится еще больше, при этом особый всплеск пророческого провидения пришелся на время царствования Ахава, царя Из-
раильского, который взял в жены Иезавель и под ее влиянием стал служить совсем другому богу, Ваалу. При этом пророки однозначно расценили отход администрации Ахава от заветов Бога Саваофа как предстоящую неизбежную гибель царствования Ахава В Библии указывается, что измена Ахава Саваофу сопровождалась засухой, неурожаем, голодом и междоусобицей. И вполне понятно, что многие священники, служители и пророки Бога Саваофа стали предрекать гибель Ахаву и всей его администрации, вследствие чего Иезавель стала истреблять пророков. В конце концов Ахав был убит в одном из сражений с сирийцами.
В последующем общественные пророки сосредоточили свое внимание на обличение человеческих пороков, они высмеивали недостатки и слабые стороны человеческой натуры. В песнях, сказаниях общественных пророков звучала одна центральная мысль: ((Люди! Вы отошли от идеалов и законоа. дарованных вам Богом, поэтому вы погибнете, погибнете, ибо отошли от источника жизни». Примерно так же вели себя и исламские дервиши, и русские юродивые. Постепенно общественные пророки эволюционировали в сатириков, обличителей общественной и личной нравственности, и эта форма пророчества сходит на нет. На смену общественным пророкам приходят пророки-писатели.
Вторая историческая форма пророчества, хотя и выступала завершающей формой многовековой традиции религиозного прорицательства, но новые пророки уже довольно резко отличалась от общественных пророков или прозорливцев. Во-первых, пророчествование пророков-писателей не было их профессией, они не зарабатывали на жизнь предсказанием будущего. Исайя был зажиточным земледельцем. Амос - скотоводом, Иеремия - потомком аристократического жреческого рода, а Иезекииль - жрецом в Иерусалимском храме. Во-вторых, пророки-писатели были мудрецами, учителями народа, общественными и политическими деятелями. К их мнениям прислушивались хотя бы уже в силу их общественного положения, в то время как мнения нищенствующих общественных прозорливцев часто игнорировали
В основу классификации пророков-писателей можно положить различные критерии. 'Гак, если будет взят исторический критерий, т. е. время, когда жили и творили пророки, то тогда пророки делятся на ранних и поздних. Последние творили в эпоху вавилонского плена, а ранние пророки- это те, чья деятельность приходится на эпоху существования еврейского государства или двух самостоятельных еврейских государств До плена, в VIII в. до н. э., т. е. еще до захвата еврейских государств Ассирией, жили четыре пророка: в северной части, Израиле, проповедовали Амос и Осия, в южной части, Иудее, - Исайя и МихаЙ. Это были ранние пророки.
Поздние пророки появляются спустя столетие после ранних пророков, их деятельность падает на конец VII в. до н. э. Это было время, когда Ассирия уже захватила северную часть еврейской страны (Израиль), а Вавилон
оккупировал южную часть - Иудею. Затем следует вавилонский плен и исход евреев из этого плена, после чего предпринимаются попытки возрождения еврейского государства. В это время и жили поздние пророки. Иеремия, Со-фония, Наум и Аввакум творили во времена вавилонского нашествия, Иезе-кииль пророчествовал в вавилонском плену, в это же время в разгромленной Иудее свои идеи выдвигает Авдий. После плена появляются Аггей, Иона, Малахия, Захария. Создаются книги Даниила, Иоиля, Исайи.
Пророков еще принято делить на пишущих и непишущих. В основу такого деления положен признак «каким образом излагались мысли того или иного пророка». Если в письменной форме, то такого пророка называют «пишущим», если в устной, то относят к «непишущим». Наиболее выдающимися непишущими пророками были Илия и Елисей Пишушие пророки, в свою очередь, делятся на малых и великих.
Большие или великие пишущие пророки - это такие пророки, которые написали большие по объему работы. По христианской традиции выделяются четыре книги больших пророков - Исайи, Иеремии, Иезеклиля и Даниила. В еврейском каноне книги Даниила среди пророческих книг не фигурируют А малых пророков выделяют двенадцать - это Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софоний, Аггей, Захарий и Малахий. К малым пророкам относят тех, кто написал мало. Итак, согласно еврейской Библии, выделяются три главных и двенадцать малых пророков.
Библейский пророк - это медиум, посредник между Богом и людьми, наконец, это посланник Бога, выполняющий Его волю. Поэтому пророк лишен свободы воли и свободы выбора, ибо он говорит то, что было сказано ему Богом, и выбрал его Бог. Философско-религиозные основания, на которые опирается библейская реальность, коренятся в специфике взаимодействия Бога с человеком и для того, чтобы раскрыть эту специфику, необходимо ответить на следующие вопросы.
Во-первых, когда появляются пророки, в какой атмосфере и при каких жизненных условиях? Во-вторых, зачем необходимы были такие субъекты, как пророки? с какой миссией Бог посылает в этот мир пророков? В-третьих, кого избирает Бог? почему этот человек, а не какой-нибудь другой, удостаивается высокой чести быть избранным в качестве пророка? Итак, нам необходимо ответить на три вопроса: когда? зачем? кого?
Итак, «когда появляются пророки?». На этот вопрос ответ в принципе уже звучал ранее. Но необходимо учитывать, что ответ на вопрос «когда?» предполагает не только указание на время появления пророков, но и раскрытие особенностей тех жизненных условий, которые определяют эпоху пророкоа Это было время расселения евреев на Ханаанской земле, которое сопровождалось междоусобными войнами. Кроме того, вражеские колесницы попирали землю, которая уже стала еврейской. В эпоху перманентных войн ожесточают-
ся сердца людей, падает нравственность. Еврейский этнос оказался на краю гибели, причем его уничтожали не только мечи и копья солдат вражеских армий, но происходило и самоистребление. Еврейский народ жил не по принципам, которые были представлены в заветах. При этом большинство еврейского народа даже не осознавало, что они вступили на тропу танатальности Так, Бог Саваоф напутствует Исайю: «...пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» <Ис. 6:9-10). Бог констатирует, что сердце еврейского народа огрубело, они не видят и не слышат, что их затянула трясина танатальности Бог часто называет еврейский народ «жестоковыйным», т. е. жестоким и не знающим добра. Такой народ Бог уже не только не любит, он его ненавидит. К любимому народу Бог обычно обращается со словами «мой народ», а здесь он произносит «этот народ», подобно тому, когда мы любим родину, то произносим «моя страна», а если не любим, то бросаем презрительное «эта страна». Израильтяне «сделались тучны, жирны, переступили лаже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда» (Игр. 5:28). Кроме того, евреи потеряли всякое чувство стыда. «Стыдятся ли они, делая мерзости? - задается риторическим вопросом пророк Иеримия, и здесь же отвечает: - нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иер. 6:15). В такие времена бездуховности, в душной и мрачной атмосфере и появляются пророки.
Второй вопрос: «зачем необходимы были пророки, с какой миссией Бог посылает в этот мир пророков?» Я думаю, что многие уже догадались об особой миссии пророков, что цель пророков заключается в спасении людей от самоистребления, что пророки пытаются вырвать человека из цепких когтей зверя, имя которого - танатальность. Как рассказывает один из пророков, Иезекииль: «И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!"» (Иез. 2:3^1).
И в этой ситуации Бог опять становится судьей. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы» (Ис. 3:13) и посылает своих пророков также с целью устроить суд над непокорными людьми, посылает с целью «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:10). В этом наставлении явно доминирует тема наказания, - из шести слов наказа четыре прямо указывают на наказание. Впрочем, и слово «насаждать» тоже не является конструктивным, во всяком случае, добро нельзя насаждать и вводить
данному в силу того, что мы предполагали услышать то, что главная миссия пророка предсказывать, предвидеть, оказывается, - нет! Главная миссия пророка -осудить человека, пророк - это не предсказатель, а судья.
Поскольку основная задача пророка связывается с его судейством, постольку пророк как судья очень остро воспринимает неправду, он ее чувствует, он видит порок там, где простые смертные его не видят и не чувствуют. Он указывает людям на порочность их жизни, а это многим не нравится, и поэтому пророки часто вызывают у людей чувство неприязни, презрения и даже ненависти. Как пишет русский философ А.В. Медведев: «Пророк говорит людям: вы почитаете ложные идеалы, поклоняетесь не тем кумирам, идете по пути зла и несправедливости. Он говорит: вы должны отрш^уть от себя то, к чему привыкли, ибо это есть ложь, грех и беззаконие...
Не каждый имеет смелость прислушаться и внять голосу пророка, поскольку это означает сказать самому себе, что ты жил не так, что ты жил не во имя того, что твоя жизнь оказалась неправедной. Чтобы последовать за пророком, человеку необходимо сделать над собой усилие, совершить огромную духовную работу, отказаться от привычного и удобного. Да, конечно, как говорил поэт, «душа обязана трудиться», но не всякий способен на подобный духовный труд. И потому не просто косность мышления, не просто привязанность к стереотипам и шаблону, но зачастую и неготовность к титаническому духовному труду является субъективной причиной неприятия пророка и враждебного отношения к нему».
Такое отношение к пророкам со стороны обывательски мыслящих людей нашло отражение в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк».
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведение пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока
Пророк как судья видит в людях только порок и злобу, конечно, отчасти пророк учит людей правде, но пророк - это не учитель, это судья, обличитель. Люди изгоняют его из города и пророк вынужден бежать в пустыню и жить одиноко. Изредка он возвращается в город.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
120
Посыпая петом я главу,
Из городов бежал Я нищий,
И вот в пустыне я живу.
Как птицы, даром божьей пищи;
Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был. не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден. Как презирают все его!
Быть пророком - это тяжелая обязанность и большая ответственность и некоторые люди, даже если их избирал Бог в качестве пророка, пытались каким-нибудь образом избежать этой миссии, за что несли наказание от Бога Так, в качестве пророка был избран Иона, которому Бог Саваоф сказал, чтобы тот шел в город Ниневию и пророчествовал там, т. е. обличал бы жителей.(того города. Но представьте возможные последствия для человека, который приходит в чужой для него город и говорит местным жителям, что они живут не по правде, что они погрязли в грехе, и по этой причине их город будут > ничтожен. При этом необходимо учитывать то, что жители Ниневии живут как и большинство людей: ссорятся соседи (с кем не бывает такого), муж и жена изменяют друг другу, начальство берет взятки и т. д. И вдруг приходит со стороны человек и начинает утверждать, что такого рода жизнь приведет к уничтожению города. Незавидна судьба такого обличителя! Вспомним хотя бы Сократа, который критиковал демократию, что и явилось истинной причиной того, что его, семидесятилетнего старца, приговорили к смертной казни. Иона прекрасно осознавал, чем для него лично грозит его пророческая миссия в Ниневию, он испугался, сел на корабль, который отплывал в другой город. Он бежал от возложенной на него Богом миссии Но Господь сотворил на море ураган, что грозило гибелью кораблю. Команда корабля молилась Богу, но все напрасно. И, наконец, внимание членов корабля было обращено к Иону и было выяснено, что именно он стал причиной урагана, ибо бежал от
Бога. Бросили Иона за борт в бушующее море, и ураган стих. Иону же проглотил кит, и был Иона три дня и три ночи во чреве кита, молил он Бога, что никогда больше не ослушается Его, исполнит Его наказ. И тогда кит извер" Иону на сушу и пошел Иона со своей пророческой миссией в Ниневию.
Третий вопрос, на который нам необходимо ответить, чтобы вскръг сущность как пророков, так и философско-религиозную основу эпохи пророков, «кого избирает Бог пророком?», «какой человек удостаивался высоко чести носить гордое звание пророка?»
В принципе и здесь не составит особого труда ответить на этот вопро-Человек, который обличает других в грехах, который, как писал М.Ю. Ле монтов, в очах людей читает «страницы злобы и порока», просто обязан бы непорочным, безгрешным. Именно такие люди и становятся пророками. Но увы! Таких людей практически нет! Поэтому Бог предпринимает различны действия для создания таких людей. Бог сам создает пророков.
Иеремия был избран пророком задолго до своего рождения, да что там говорить, еще до зачатия! Иеремии еще не было, но Саваоф уже задум произвести на свет безгрешного человека, как в последующем Иисуса Хр" ста. Будучи взрослым, Иеремия так описывает свое призвание в пророки: «было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:4—5).
Иезекииля Бог формирует путем вселения в него духа от себя, то б Иезекииль рождается дважды, первый раз как физическое существо, второ раз путем обретения Духа Святого. Когда Иезекииль увидел на небе кол~-ницу и престол Господний, он рухнул лицом вниз, тут-то Бог и вселяет в не дух. «И когда Он говорил мне, - вспоминает Иезекииль, - вошел в меня дух поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне» (Иез. 2:2). Кром того, Бог заставляет Иезекииля съесть свиток, на котором было написан миссия пророка. «И сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед» (Иез. 3:3). Разумеется, процесс поедания свитка был символическим, это означало, что знания того, что должен дела пророк, не остались для него чем-то внешним, а вошли в плоть и кровь с укоренились в его психике.
На свитке, который съел Иезекииль, было написано всего три слова, по крайней мере три слова он увидел краем глаза, когда засовывал этот свиток в рот. Слова эти- «плач, и стон, и горе» (Иез. 2:10). Слова эти и выражали собою квинтэссенцию пророческой миссии, а именно судить порочных людей, да так, чтобы стоял плач, и стон, и горе.
Что же касается избрания третьего главного пророка - Исайи, то по отношению к нему Бог избирает несколько иную тактику Он очищает этого
пророка от греха, вырезает у него все беззаконное. Бог, подобно хирургу, проводит ряд операций по удалению злокачественной опухолд имя которой - грех и беззаконие. «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и кос1гулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:6-7).
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!