Глава 2. Библия: религиозные и философские основания спасения 2 страница



Продолжение таблицы

 

Иудаизм Православие Католицизм Сокр.
Даниила Книга пророка Даниила Даниила Дан.
VIалые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония. Аггей, Захария, Малахия Книги пророков: О с ии, Иоиля, Амоса, Авдия, Иона, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии, Малахия Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия Ос, Иоил., Ам., Авд., Иона., Мих., Наум., Авв., Соф., Агг., Зах., Мал.
  Первая, вторая, третья книги Маккавейские (неканонические) 1-3 Маккавейские 1 Мак., 2 Мак., ЗМак.
  Третья книга Ездры (некано нич ее кая) 4-5 Ездры ЗЕзд.

Итак, иудейская Библия состоит из трех отделов; Пятикнижие Моисея, книги пророков и Писания. Иудейская Библия с некоторыми изменениями канонизирована христианами и вошла в христианскую Библию под названи­ем «Ветхий Завета. Христиане Ветхий Завет также делят на три раздела, но используют иные, чем это принято в иудаизме, названия. Это книги сказаний, книги пророков и книги поучений.

Эта структура переносится христианами и на Новый завет, в котором выделяются сказания, составленные из евангелий и деяний апостолов; поуче­ния, в которые входят апостольские послания и книга пророков, причем она представлена в единственной форме, это книга Иоанна Богослова

 

Наименование книг Их авторы и время появления Сокр.
Евангелие от Матфея Матфей, первый евангелист, апостол из 12-ти. Писал для евреев, 42 г. Мф.
Евангелие от Марка Марк, ученик апостола Петра, второй евангелист, апостол из 70-ти. Писал для римлян, 52-67 гг. Мк.

 

Продолжение таблицы

 

Наименование книг Их авторы и время появления Сокр.:
Евангелие от Луки Лука, врач, первый иконописец, третий евангелист, апостол из 70-ти. Писал для греков, 55 г. Лк.
Евангелие от Иоанна Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, апостол из 12-ти. Писал в конце I в. Ин.
Деяния святых апостолов Лука, автор Евангелия, ученик Павла, писал в 63 г. Деян.
Соборное послание апостола Иакова Иаков, апостол из 12-ти. Писал в 42-55 гг. в Иерусалиме  
Первое послание апостола Петра Петр, апостол из 12-ти, Писал в 63-64 гг., Рим 1 Пет,
Второе послание апостола Петра 65 г. 2 Пет.
Первое послание апостола Иоанна Иоанн Богослов, автор Евангелия, апостол из 12-ти. 1 Ин.
Второе послание апостола Иоанна Конец! в., Эфес 2Ин.
Третье послание апостола Иоанна   ЗИн.
Послание апостола Иуды Иуда (не предатель), апостол из 12-ти. Писал в 63-65 гг. Иуд.
Послания апостола Павла Павел, бывший гонитель христиан  
К римлянам 59 г. Рим.
Первое послание к коринфянам 58 г. 1 Кор.
Второе послание к коринфянам 58 г. 2 Кор.
11ослание к Галатам 56 г. Гал.
Послание к Ефссянам 63 г. Эф.
Послание к Филиппинцам 63 г. Флп.
Послание к Колоссеянам 63 г. Кол.
Первое послание к Солушнам 53 г. 1 Фес;! Сол.
Второе послание к Фес сало никийцам 54 г. 2 Фес. 2 Сол.
Первое послание к Тимофею 65 г. 1 Тим.
Второе послание к Тимофею 67 г. 2 Тим.

78 Продолжение таблицы

 

Наименование книг Их авторы и время появления Сокр.
Послание к Титу 64 г. Тит.
Послание к Филимону 63 г. Флм.
Послание к Евреям 65 г. Евр.
Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Иоанн Богослов, апостол и евангелист из 12-ти. Писал в 68 г. на острове Патмос Откр.; Апок.

Итак, иудейская Библия состоит из трех отделов: Пятикнижие Моисея, книги пророков и Писания. Иудейская Библия с некоторыми изменения канони­зирована христианами и вошла в христианскую Библию под названием «Ветхий Завет». Христиане Ветхий Завет также делят на три раздела, но используют иные, чем это принято в иудаизме, названия. Это книги сказаний, книги проро­ков и книги поучений. Эта структура переносится христианами и на Новый За­вет, в котором выделены сказания, составленные из евангелий и деяний апосто­лов; поучения, в которые входят апостольские послания и книга пророков, при­чем она представлена в единственной форме, это книга Иоанна Богослова.

Библия как совокупность книг собиралась с ГХ в. до н. э. по П в. н. э., т. е. на протяжении тысячелетия. Первые записи, вошедшие в Тору, относятся к 1Х-УШ вв. до н. э„ в них записывались два цикла древнееврейских мифов. Один цикл мифов сложился в племени Иуды, племенного бога этого племени звали Яхве, поэтому ученые именуют эти мифы «кодексом Яхвиста»; другой цикл мифов принадлежал племени под началом Ефрема, в котором бог обо­значался абстрактным понятием «элохим», и этот цикл мифов ученые назва­ли «кодекс мифов Элохистом». В Тору входят, как вы уже знаете, пять книг, приписываемых Моисею, это Бытие, Исход, Левий, Числа и Второзаконие. Последняя книга Торы была оформлена в VII в. В У-1У вв. до н. э. Моисеево пятикнижие обрабатывалась еврейскими богословами-книжниками, которые и придали Торе нынешний вид.

Второй и третий отделы Танаха - Пророки и Писания, создавались в VI-V вв. до н. э. Время создания Нового Завета - это 1-П вв. н. э.

На структуру Библии большое влияние оказали не только процессы ее канонизации, но и содержание этой священной книги, в которой описывается история не только древних иудеея, но и христиан, история племен и народов, живших со II тысячелетия до н. э. по I в. н. э. Но любая история, тем более такая долгая, делится на периоды, называемыми историческими эпохами. Поэтому в содержательном плане Библию можно структурировать по исто­рическим эпохам, которые еще нужно вычленить и зафиксировать. Для этого необходимо обратиться к описываемым в Библии историческим событиям

 

Обязательная литература:

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета

§ 3. Основные библейско-и стари чес кие эпохи

Прежде чем приступить к характеристике библейских эпох, необходи­мо сделать важную оговорку. История, о которой пойдет речь, это события, представленные в тексте Библии. Нам придется отвлечься от вопросов соот­ветствия описываемых в Библии событий тому, что происходило в реальной истории народов. Тем, кого интересует данная проблема, надо обратиться к обширному кругу сочинений из области исторической библеистики Не пы­таясь разрешить кипящие здесь споры, я в равной степени мог бы допустить, что все содержание Библии представляет собой вымысел, либо, напротив, она отражает реальные события. Здравый смысл подсказывает, что истина лежит посередине, и какая-то часть событий, описанных в Ветхом и Новом заветах, имеет реальную историческую подоплеку, в то время как другие представляют собой предания и мифы. Но наша задача лежит в иной плоско­сти. Перед нами - Библия, в которой представлена определенная, написанная история. Именно она и будет выступать объектом нашего исследования Пе­ресказывая события этой истории, мы должны вскрыть антропологические основания человеческой духовности.

В Библии собственно истории предшествует так называемая предысто­рия, которая включает создание человека, жизнь Адама и Евы в раю, а также их изгнание из рая. Следующий период можно назвать допотопным Его гра­ницы четко очерчены библейскими событиями Начало этой эпохи связывается с земной жизнью потомков Адама и Евы, братьев Каина и Авеля, а окончание, разумеется, - с великим потопом, в результате которого погибает агрессивный человеческий род. В живых остаются только Ной и те, кто был с ним в ковчеге, в частности три его сына - Сим, Хам и Иафет. При этом родословная Авраама, первого послепотопного патриарха, деятельность которого стала основанием новой исторической эпохи патриархов, восходит к роду Сима.

Братоубийство, с которого начинается допотопный период, символизи­рует внутриродовую агрессию. В последующие исторические эпохи агрессив­ность человека сохраняется, но она переносится с внутриродовых отношений на другие родовые группы и племена. Армия союзных еврейских племен, вторгшаяся на Ханаанскую землю, нещадно истребляет жителей местных го­родов. Культивируется агрессивность древних евреев по отношению к неев­рейским племенам. Все случаи внутриплеменной агрессии подавляются, а за

ними следуют наказания. Внутриродовая агрессия ставила допотопного чело­века перед угрозой самоистребления. И в этом случае допотопный человек ка­зался более агрессивным, чем общественное животное. У общественных жи­вотных, как показал впоследствии К Лоренц, в процессе эволюции естествен­ных органов нападения (клыки, когти, клювы и т. д.) вырабатываются своеоб­разные механизмы сдерживания внутриродовой агрессии (бегство, позы по­корности, жалобные крики и т. д.). Волк может убить своего собрата по стае одним ударом клыка по яремной вене, но этого не происходит. Если бы отсут­ствовали сдерживающие агрессию механизмы, то волки давно бы самоистре-бились. У первых людей не было биологических механизмов сдерживания аг­рессии в силу отсутствия врожденных органов нападения. Когда у человека появились искусственные органы нападения (острый камень, дубина, копье и другое оружие), то человек оказался перед угрозой самоуничтожения. С помо­щью орудий труда и нападения человек вырвался из животного мира, он стал человеком цивилизованным, но не имеющим биологических механизмов сдерживания агрессии. Необходим был поиск таких механизмов сдерживания, и они были обнаружены и сосредоточены в культуре.

Культура — это система ценностей, сдерживающих агрессию человека цивилизованного. При этом культурные и цивилизационные компоненты чело­веческой активности должны находится в некоей гармонии При доминирова­нии пивилизационной составляющей над культурной возможна гибель куль­турно-исторической общности людей. Это было обосновано О. Шпенглером.

Допотопные времена характеризуются появлением человека цнвили-чации, но еше не оккультуренного, не имеющего механизмов сдерживания своей агрессии. Это закрепилось в значениях имен допотопных людей имя "Каин» происходит от древнееврейского глагола «кана» - приобретать соб­ственность, словом «каин» также обозначают медное или железное копье. Каин - человек с оружием в руках, охраняющий свою собственность. Именно Каин строит город, который он называет по имени своего сына — Енох. У Еноха родился Ирод («бодрствующий в нисхождении»). Ирод родил Мехиае-ля («забывший Бога»), Мехиаель родил Мафусала («просящий о смерти»). Муфасал родил Ламеха. Но не только значения имен допотопных людей го­ворят нам о том, что появляется человек цивилизации без культуры Текст Библии прямо указывает на генезис такого рода человека.

У Ламеха рождается четверо сыновей. Иавал стал «отцом живущих в шатрах со стадами». Авель также был скотоводом, но нигде не акцентирует­ся, что он жил в шатре. Шатер - это символ цивилизации, которая распро­страняется и на скотоводческие племена. Другой сын Ламеха - Иувал, был отцом «всех играющих на гуслях и свирели», цивилизованный человек нуж­дался в развлечениях и наслаждениях Третий сын Ламеха — Тувалкаин, был «ковачем всех орудий из меди и железа». Четвертым сыном Ламеха был ле-

гендарный Ной, человек, владеющий многочисленными ремеслами, и высту­пающий символом технизированной цивилизации. Именно Ной оказался способным построить такое сложное сооружение, как ковчег.

Поскольку сформировался человек-цивилизации, лишенный культурных преград для агрессии, постольку Бог заключает завет с Ноем, включив в него всего один пункт, - не проливать кровь человека Это был запрет па агрессию, выполнение которого было необходимым и достаточным условием размножения человека. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою чело­века: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9:6-7). Таким образом, человек, живущий в «гюслепотопные времена», получил, согласно библейскому тексту, основные навыки преодоления животной агрессивности и превратился из человека цивилизованного в человека культурного

После допотопной истории Бог вселяет в человека страх смерти. С этим библейское повествование связывает уменьшение количества лет чело­веческой жизни. В допотошгую эпоху люди жили слишком долго и поэтому пресыщались жизнью, уставали от нее н ждали смерти чуть ли не как празд­ника. Из текста Библии мы узнаем, что Адам жил 930 лет, Сиф - 912, Енос -905, Каин- 910 и т. д. (см. Быт. 5:1—12). Ною было 500 лет, когда у него ро­дились Сим, Хам и Иафет, а умер первый патриарх в возрасте 950 лет. Таким образом, можно определить, что допотопные люди жили в среднем 900-800 лет. В следующую эпоху люди жили в основном уя.е не более 200 лет.

В первом отделе Танаха - Торе, после изложения допотопной истории описываются жизненные перипетии еврейского народа Они начинаются с жизнеописания Аврама - уроженца города Ура, находящегося за Ефратом, на территории нынешнего Ирака. После смерти отца 75-пятилетний Аврам с женой Сарой и племянником Лотом отправляется в Ханаан В Месопотамии они жили безбедно и основная причина, побудившая Аврама покинуть свою родину, носила религиозный характер. Бог приказал Авраму покинуть Месо­потамию и следовать в иные земли, которые Бог обещал отдать Аврааму во владение. Эти территории получают название земли обетованной и иденти­фицируются с Ханаанской землей, ставшей целью в кочевой жизни еврейско­го народа и определившей содержание целой исторической эпохи.

Ханаан - земля, обещанная Богом еврейскому племени Аврама, вклю­чала в себя Синайский полуостров, Палестину, нынешнюю Иорданию, Си­рию, Ливан и часть Саудовской Аравии, т. е. практически весь Ближний Вос­ток. Бог был довольно щедр по отношению к избранному им народу!

В путешествие Аврам отправился с большим караваном и отрядом вооруженных сдут в количестве 300 человек. Земля Ханаанская принесла Авраму, в сущности, одни лишь разочарования. На возвышенностях, где он чувствовал себя свободно, пастбища были скудны, деревьев росло мало, слу-

чалось, не хватало топлива, и не на чем было готовить пишу. Воду приходи­лось носить издалека, к тому же в Ханаане нередко бывали засухи, и пастби­ща выгорали дотла. Во время одного из таких засушливых сезонов Аврам, доведенный до отчаяния, подошел к египетской границе и просил гостепри­имства у фараоновых чиновников. Египтяне привыкли к такого рода гостям, они давали вооруженный отпор племенам, совершающим разбойничьи набе­ги, но мирным скотоводам не отказывали в гостеприимстве

Спустя некоторое время Аврам возвращается в Ханаанскую землю. Богатство растет, скот множится, что еще нужно кочевнику, чтобы достойно встретить старость! Но не было детей, не было наследников. Поэтому Аврам берет себе наложницу, рабыню из Египта по имени Агарь, которая родила ему сына Измаила. Прошло 13 лет, Измаил подросток, Авраму 99 лет. И Бог велит Авраму сплотить своих подданных в единый народ и в единую религи­озную общину. Заключается договор между Богом и Аврамом, который за­крепляется процедурой обрезания, и впредь все мальчики племени Авраамс-ва на восьмой день жизни должны пройти эту операцию. Кроме того, Аврам после заключения договора становится Авраамом, что означает «отец множе­ства народов», а Сара становится Саррой, что соответствует титулу «ваше высочество». Акт изменения имен должен придать Аврааму княжеское дос­тоинство, уровнять в правах с соседними царями и возвысить их над людьми своего племени.

Когда Аврааму исполнилось 100 лет, сбылось Божье обещание: Сарра родила сына От счастья она целыми днями смеялась, радовалась, и поэтому сына назвали Исааком (от глагола «смеяться»), Исаак подрос и уже играл со своим сводным братом Измаилом. Сарра же с возрастающим беспокойством наблюдала эти игры, так как ее терзала мысль, что наследником может стать Измаил. В ней росла неприязнь и к Измаилу, и к его матери Агари. Наконец Сарра добилась того, что соперники покинули родной дом. Измаил стал пре­красным охотником и непревзойденным стрелком, сражался наемником в египетских войсках и впоследствии женился на египтянке. После того как Агарь с Измаилом покинули стойбище Авраама, отец больше никогда не встречался со своим сыном. Арабы до сих пор верят, что ведут свой род от Измаила и что он и Агарь похоронены в Мекке. На их могиле была возведена Кааба- величайшая святыня ислама

Исаак уже подрос, возмужал, и Авраам решил его женить. Но он не хочет, чтобы сын взял в жены женщину чужих кровей и поэтому посылает верного слугу к своему брату. Я напомню, что Авраам родился в Месопота­мии, его отца звали Фарра. У Фарры было три сына' Аврам, Арал и Нахор. Аран умер рано, оставив только одного наследника — Лота, которого Авраам взял с собой в землю обетованную. Нахор тоже кочевал, но Авраам знал, в

каких местах кочует его брат. Слуга нашел невесту для Исаака из рода Фар-ры, это была Ревекка, внучка Нахора.

Аврааму гаюке наскучила жизнь вдовца, и он женился еще раз. От это­го брака было шестеро детей. Исаак, боясь, что наследство может быть раз­делено между всеми, настаивал на том, чтобы дети от второго брака покину­ли земли своего отца. В Библии сказано, что они положили начало племенам, враждебно настроенным против потомков Исаака.

Лвраам умер в возрасте 175 лет. Все его наследство перешло в руки его сына Исаака.

Через двадцать лет супружеской жизни у Ревекки с Исааком наконеи-то появляются дети, сразу двойня - Исав и Иаков. Братья жили, мягко говоря, не дружно. Первым на свет появился Исав, вторым, соответственно, - Иаков. Это означало, что право первородства, т. е. наследования собственности, принадлежит Исаву. Однако Иаков с помощью матери хитростью и обманом добился права быть наследником. Однажды Исаак, предчувствуя скорую смерть, посылает Исава на охоту, намереваясь по возвращении сына благо­словить его на наследство. Однако Иаков предстал перед отцом, который к старости ослеп, под видом брата и получил право на наследство.

Возвратившись, Исав был в гневе и хотел убить Иакова, поэтому по­следний вынужден был покинуть Ханаан. Он отправился к своим родствен­никам в Месопотамию и остановился у внука Нахора - Лавана. Потомки Фарры — люди хитрые, но такова была эпоха, таковы были нравы: Лаван хо­чет обхитрить Иакова, Иаков, соответственно, - Лавана. Так, у Лавана были две дочери: старшая - некрасивая Лия и младшая - красавица Рахиль. Иаков просит в жены Рахиль, Лаван соглашается, но с одним условием: Иаков дол­жен семь лет отработать у Лавана скотником и пастухом, и по окончания это­го срока он может взять в жены Рахиль. Прошло семь лет, стада умножились, и но завершению контракта был устроен пир. Иаков выпил вина и проснулся на брачном ложе в объятиях старшей дочери Лавана Лии Конечно, Иаков взбешен, но Лаван убеждает его, что он не может отдать замуж младшую дочь, не выдав предварительно старшую. Опять Иаков семь лет ухаживает за скотом своего дяди, чтобы получить Рахиль. Так, через четырнадцать лет батрачества Иаков приобрел двух жен. Однако Иаков также обманул своего дядю, которого практически разорил. Разбогатев, Иаков возвращается в зем­лю Ханаанскую, где мирится со своим братом Исавом.

От брака с дочерьми Лавана - Рахилью и Лией - и от двух их служа- " нок Иаков имеет 12 сыновей и дочь Дину. В повествовании о 12 сыновьях Иакова переплетены легендарно-мифологические и исторические элементы, отразившие процесс формирования племенных групп израильского народа Сыновья Иакова - Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Иосиф и Вениамин (от Рахили); Дан, Неффалим, Гад и Асир (от наложниц) -

эпонимы-родоначальники 12 колен израилевых (племен еврейского народа), вошедших затем в племенной союз. Само число носит сакрально-мифологический характер, и в последующем мы неоднократно будем встре­чать число 12.

Иакову не суждено было спокойно жить в Ханаане. Его единственную лочь изнасиловал сын местного царя, которого сыновья Иакова убивают. Умирает любимая жена Рахиль при родах Вениамина Сын от Лии, Рувим, вступает в преступную связь с наложницей Иакова Валлои, т. е. практически со своей мачехой. Умирает отец Иакова - Исаак, который, по легенде, про­жил 180 лет и был похоронен в семейной гробнице, в которой покоятся тела Авраама и Сарры.

Далее события разворачиваются следующим образом. Одного из сы­новей Иакова, Иосифа, братья невзлюбили, ибо он ябедничал на них отцу. Подобрав момент, они продали Иосифа заезжим купцам в рабство, а сами сделали вид, что Иосиф погиб в пустыне от клыков хищного зверя. Иосиф попал в Египет, где сделал блестящую карьеру, станов правой рукой фараона и заведуя продовольственным сектором этой огромной страны Однажды Иосиф предугадал грядущую засуху и поэтому заранее набил царские амба­ры зерном. И вот наступила засуха, от которой пострадал весь Ближний Вос­ток. Соответственно, род Иакова также оказался на грани голодной смерти. Чтобы выжить, родственники прибыли в Египет, Иосиф простил своих братьев, и весь род израипев поселился в дельте Нила Пастбища были обильные, и израильские поселенцы за четыреста лет быстро размножились. Плодовитость еврейских пастухов вызвала беспокойство у нового фараона, который считал их чужеземцами.

В те времена фараон возводил новую столицу Египта, огромные воен­ные и продовольственные склады, нужны были рабочие, ими стали израиль­ские кочевники. Они трудились как рабы под палящим солнцем, изготавли­вали кирпичи и строили дома Но и в этих условиях численность еврейских поселенцев быстро возрастала. Тогда фараон приказал отбирать у израиль­ских матерей всех новорожденных мальчиков и бросать их в Нил. Спасся только Моисей, который родился у супружеской пары племени Левин. Его воспитала одна из дочерей фараона. Когда Моисею исполнилось сорок лет, он был уже блестящим египетским аристократом, но знал, что в нем течет кровь Израиля. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик избивает израильтянина, работающего на обжиге кирпичей, и убил его. Разумеется, Моисею грозила смертная казнь, поэтому он покинул пределы Египта и толь­ко через сорок лет восьмидесятилетним стариком возвратился в Египет.

И вот Моисей по научению Бога начинает пропагандировать среди уг­нетенных евреев идею необходимости покинуть Египет и уйти в землю обе­тованную, Ханаанскую. Разумеется, египетский фараон не отпускает их, но

на помощь сынам израилевым приходит Бог, который насылает на Египет десять бедствий. Воспользовавшись суматохой, израильтяне разграбили еги­петские дома и двинулись через пустыню к земле обетованной

В пустыне израильтяне скитались сорок лет, голодали, роптали, сража­лись с воинственными племенами и наконец подошли к реке Иордан, за кото­рой и начиналась земля, обещанная израильскому народу Богом. Моисей уми­рает, так и не вступив на долгожданную землю Ханаанскую. Предводителем еврейского народа становится Иисус Навин, и под его руководством еврейские племена завоевывают долгожданную землю. Здесь заканчивается большой ис­торический период который можно назвать исторической эпохой

Понятие «эпоха» используется историками и философами для описа­ния и объяснения основных этапов исторического процесса, для его периоди­зации. Так, в истории выделяются «эпоха древности», «эпоха средневековья», «эпоха нового и новейшего времени». Эпохой называют, как правило, боль­шие исторические периоды. Границы эпохи обычно носят условный харак­тер, и в качестве границ, как писал в свое время В.И. Ленин, берется «осо­бенно выдающееся и бросающееся в глаза историческое событие, как вехи больших исторических периодов». Рассматриваемая мною историческая эпо­ха довольно четко очерчена если не временными рамками, то событиями. Начало первой эпохи, описываемой в Библии, представлено жизнью и дея­тельностью Авраама, а конкретней, перемещением его племени из Месопо­тамии в Ханаан. Заканчивается эпоха исходом еррейских племен из Египта и прибытием их в землю Ханаанскую.

Внутри исторической эпохи происходят отдельные исторические эпи­зоды, например рождение Иакова, ссора его с братом Исавом, исход еврей­ских племен из египетского плена, сорокалетнее блуждание еврейских пле­мен по пустыне и ряд других. Все эти события имеют важное значение, ибо они составляют содержание эпохи

Кроме того, исторические эпохи выделяются в зависимости от того, какие носители исторических событий стоят в центре этих больших истори­ческих периодов и определяют их специфику. В марксистской философии истории историческая эпоха фиксируется в зависимости от того, какой класс стоял в центре исторических событий Что же касается библейской реально­сти и истории, то в центре выделенной эпохи стояли праотцы, или патриархи. Поскольку Библия - это религиозное произведение, постольку в центр биб­лейской исторической эпохи логичней поставить не класс, а тех людей, с кем Бог вступает в непосредственный контакт. Субъектами библейской истори­ческой эпохи выступают также те, кто является проводником Божественных идей и ведет народ к поставленным Богом целям. В рассматриваемую эпоху такими людьми выступили патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей. К пат­риархам часто относят и 12 сыновей Иакова, в частности, в Новом Завете

Стефан называет патриархами 12 сыновей Иакова (Деян. 7:8, 9). Патриархи -это главы родов, или племен. Отсюда описываемая историческая эпоха явля­ется, по сути дела, эпохой патриархов.

Историческая эпоха характеризуется тем, что в этот период осуществ­ляются незначительные, незаметные, но важные события, которые, накапли­ваясь, вызывают резкие перемены, изменения жизненного уклада, поведения субъектов исторического процесса. Резкая смена одной эпохи другой осуще­ствляется в каких-либо легко фиксируемых событиях, которые получают на­звание эпохальных. Эпохальными событиями, представляющими собой гра­ницы эпох, могут выступать достижение человеком намеченных целей, осу­ществление мечты, идеалов. В жизни отдельного человека эпохальными со­бытиями могут стать женитьба, резкая смена вида деятельности, которые повлекли за собой кардинальное изменение поведения. Смена одной истори­ческой эпохи другой предполагает важные изменения не только в жизненном укладе людей, но и во многих сферах духовной жизни, в частности в религи­озной. И если в библейской истории первоначальный исторический период можно назвать эпохой патриархов, то новая эпоха, которая пришла ей на смену, это эпоха пророков.

Итак, объединенные еврейские племена подошли к границам Ханаан­ской земли, именно это событие ознаменовало начало новой исторической эпохи - эпохи пророков. Но эту землю обетованную необходимо завоевать. Иисус Навин оказался талантливым организатором и военачальником, он воспитал воинов, создав боеспособную сорокатысячную армию.

Иордан форсирован, взяты города-крепости Иерехон, Гая, Макед, Ливна, Лахис, Еглен, Хеврон и другие. Нешадно истребляются местные жи­тели, а тем, кто выжил, уготована участь рабов - так создавалось жизненное пространство для нового этноса Завоеван сначала южный Ханаан, затем па­ли города северного Ханаана. Через семь лет боевых действий завоеванная территория целиком оказалась под властью еврейских войск, она разделена на десять округов. Израильские племена расселяются на благодатной земле, но мелочная зависть, раздоры из-за установления границ, местничество по­дорвали национальную спаянность. К тому же покоренные народы Ханаана тольке~»еждали случая, чтобы вернуть утраченные ими земли. Начались бес­конечные войны как с местными племенами, так и между собой.

Борьбу с врагом часто возглавляли герои, патриоты еврейского народа Среди них были и женщины, например Дебора, получившая почетное имя «матерь Израиля». Другим известным героем выступает Самсон, поднявший израильтян на борьбу против филистимлян, которые пришли со стороны мо­ря и двинулись вглубь материка Самсона избирают судьей, и этот судья, т. е. правитель, наводит на врагов панический ужас. Так, в одной из стычек с фи­листимлянами Самсон ослиной челюстью убивает тысячу врагов Филистим-

ляие не могли понять источник силы Самсоиа и уговарили его жену, фили­стимлянку по национальности, выведать тайну израильского богатыря. Ока­залось, что сила Самсона - в его волосах. Тогда у спящего Самсона острига­ют волосы, берут его в плен, ослепляют и заставляют вращать мельничные жернова в тюрьме. Однажды пленника привели на пир, чтобы пирующие фи­листимляне позабавились видом поверженного Самсона Он попросил пово­дыря подвести его к столбам, поддерживающим кровлю дворца Поскольку волосы Самсона в тюрьме вновь отросли, сила опять вернулась к богатырю, и он сдвинул столбы, в результате чего кровля рухнула и погребла под собой три тысячи врагов. Погиб и Самсон, но легенда о герое остается в памяти народа и внесена в библейский текст.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!