II. ПОЗДНЕЙШИЕ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ



 

В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

В Средние века личность Христа не была в числе главных проблем. Другие вышли на первое место, та­кие, как учение о грехе и милости и связанное с ним учение об искуплении. Краткое указание на самые важ­ные моменты учения о Христе у Фомы Аквинского бу­дет достаточным для понимания, как дела в этой облас­ти обстояли во время Реформации.

В вопросе двойственной природы Христа Фома Аквинский придерживался принятого богословия. Личность Логоса стала двойственной после соединения при Воплощении, и это соединение «препятствовало» раз­витию человечности до независимой личности. Двух­сторонняя благодать была вложена в человеческую при­роду Христа из-за его союза с Логосом: а) благодать единения, или достоинство, происходящее от объедине­ния человеческой природы с Божественной, так чтобы человеческая природа тоже стала объектом поклонения, и б) благодать освящения, которой был удостоен Хрис­тос, как человек, и которая поддерживала человеческую природу в ее отношениях с Богом. Человеческое зна­ние Христа было тоже двух родов, а именно, знание, дан­ное Ему, и знание приобретенное. Благодаря первому Он мог знать все, что могут знать люди и что дано им в откровении, т.е. своего рода совершенное знание, кото­рое, однако, ограничено тварными границами. Благода­ря же второму Он знал все, что может быть известно через интеллектуальные способности. Не существует передачи качеств между двумя природами (в абстрак­ции), но и человеческие, и Божественные качества мож­но приписать одной Личности. Человеческая природа Христа не всемогуща, но подвержена человеческим пе­реживаниям, таким, как печаль, горе, страх и гнев. Во Христе — две воли, но окончательное решение принад­лежит Божественной воле. Человеческая воля всегда подчинена Божественной.

 

ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ

 

В лютеранской христологии есть одна особенность, которая заслуживает особого внимания. Лютер твердо верил в учение о двух природах и их нераздельном единстве в Личности Логоса. Но его учение о реальном присутствии во время Вечери Господней вело к необходимости признать, что после Вознесения чело­веческая природа Христа — вездесуща. Так возникло лютеранское учение, что «каждая из природ Христа пронизывает другую и что его человечность обладает атрибутами Его Божественности» («Лютеранские сим­волы», стр. 132). Но в то время как определенные Бо­жественные качества, такие, как вездесущность, всемо­гущество, были приписаны человеческой природе, в от­ношении приписывания человеческих качеств Боже­ственной природе наступило колебание, и с течением времени эта сторона вопроса сама собой отпала. По Формуле Согласия Божественная природа передает Свои качества человеческой природе, но использова­ние их зависит от воли Сына Божьего. Нужно, однако, отметить, что эта Формула очень двусмысленна, если и не вовсе непоследовательна в своих утверждениях (Шмид, «Доктринальное богословие», стр. 340). Не­удивительно поэтому, что лютеранские богословы сами не могут прийти к согласию по данному вопросу.

Учение о передаче атрибутов (качеств) привело к спору в Лютеранской Церкви. Лютеранские богословы, по-видимому, поняли, что логика требовала передачи ка­честв в самый момент соединения двух природ. Но до­пустив это соображение, они сразу же оказались перед вопросом о том, как тогда объяснить жизнь, полную уни­жения, как она описана на страницах Евангелия. Это повело к диспуту между гиссенскими и тюбингенскими богословами. Одни считали, что Христос отложил в сто­рону Божественные качества, полученные при Вопло­щении, или же использовал их только эпизодически; а другие считали, что Он всегда обладал ими, но скрывал их или использовал их только тайно. Хемниц является самым важным представителем первого мнения, а Бренц — второго. Формула Согласия в целом склоня­ется на сторону первого мнения. И оно постепенно на­чинает преобладать в лютеранских церквах. В труде Квенштеда, в чьих руках учение приобрело окончатель­ные очертания, присутствие сугубо Божественных сил в человечности Христа становится только возможностью. Сегодня среди некоторых лютеран есть заметная тен­денция отказаться от своего характерного взгляда и принять тот взгляд реформатов, что качества каждой из природ могут быть приписаны Личности, (ср. «Лекции об Аугсбургском вероисповедании», стр. 91; Ширехер, «Основополагающий труд о системе евангельского лю­теранского богословия», стр. 458).

Самое полное официальное изложение позиции реформатов относительно учения о Христе находится во второй Гельветской конфессии, подготовленной в 1566 г. Цитируем некоторые из самых важных положений:

«Итак, Сын Божий равен и единосущен Отцу, что касается Его Божественности; истинный Бог, не только по имени или по усыновлению, или по особой милости, но по сущности и природе... Поэтому мы отвергаем бо­гохульное учение Ария, высказанное против Сына Бо­жьего... Мы также учим и веруем, что вечный Сын веч­ного Бога был сделан Сыном Человеческим, от семени Авраама и Давида; не через посредство какого-либо человека, как утверждал Евион, но что в высшей чистоте Он был зачат от Святого Духа и рожден от Девы Ма­рии... Более того, наш Господь Иисус Христос не имел души без понимания или разума, как думал Аполлина­рий, и не имел плоти без души, как учил Евномий; но у Него была душа с ее разумом и плоть с ее чувствами... Мы признаем поэтому, что в одном и том же Иисусе Христе, нашем Господе, было две природы — Боже­ственная и человеческая; и мы говорим, что эти две при­роды так соединены друг с другом, что они не поглоще­ны друг другом и не смешаны, не спутаны, но скорее соединены в одной Личности (качества каждой природы остаются сохраненными и в покое), так что мы поклоня­емся одному Христу, нашему Господу, а не двум... По­этому мы отвергаем ересь Нестория, которая делает двух Христов из Одного и разрушает единство Личности, а также мы отвращаемся от безумия Евтихия и монофелитов и монофизитов, которые разрушают пристойность человеческой природы. Поэтому мы не учим, что Боже­ственная природа во Христе страдала и что Христос по Своей человеческой природе присутствует в мире и на каждом месте. Ибо мы не учим и не думаем, что тело Христа перестало быть настоящим телом после Его про­славления или что Он обожился так, что устранил Свои качества, касающиеся тела и души, и стал полностью Божественной природы и одной только сущности; по­этому мы не допускаем и не принимаем неразумные тонкости и темные, запутанные и непоследовательные споры Швенкфельда и подобных ему пустых фокусни­ков в этой области, и сами ими не являемся».

 

В ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ

 

В течение восемнадцатого века в изучении Лично­сти Христа произошло поразительное изменение. До этого времени исходная точка была преимущественно богословская, и христология, поэтому была теоцентричной. Богословы, занятые созиданием учения о Христе, исходили из Логоса, второй Личности Троицы и затем стремились объяснить воплощение так, чтобы соблюс­ти единство Личности Спасителя, а также целостность и подлинность двух Его природ. Но в течение восем­надцатого века росло убеждение, что это не было лучшим методом и что более удовлетворительные резуль­таты можно получить, начиная исследования «ближе к дому», т. е. с изучения исторического Иисуса. Начал­ся новый христологический период. Более ста лет вни­мание было сконцентрировано на образе Спасителя, представленном нам в Евангелиях, и многие так восхи­щены результатами «этого изучения, что говорят о но­вом открытии Иисуса. Точка зрения была антрополо­гическая, а результат — антропоцентрический.

Может оказаться теперь истинным утверждение Макинтоша, что «эти прилагательные не означают се­рьезной разницы во мнениях, касающихся решитель­ных выводов», так как «антропоцентрический не дол­жен путаться с гуманитарным», но фактически новый метод использовался таким образом, что результаты были скорее разрушительными, чем созидательными. Применение этого метода шло рядом с сильным от­вращением к авторитету и к сверхъестественному, и со все увеличивающимся призывом к разуму и опыту. Главным фактором в складывании учения об Иисусе стало не то, что Библия говорит о Нем, но наши собственные открытия в исследовании Его жизни и наш опыт переживания Его. Было сделано опасное и дале­ко идущее различие между историческим Иисусом, очерченным авторами Евангелий, и богословским Хри­стом, плодом богатого воображения богословских мыс­лителей, начиная со дней Павла, и чей образ запечатлен в вероисповеданиях Церкви. Господь славы был ли­шен всего сверхъестественного — или почти всего — и учение о Христе уступило дорогу учениям об Иису­се. Тот, Кого Церковь всегда рассматривала как объект Божественного поклонения, теперь стал просто учителем нравственности. Было, конечно, немало попыток удержать что-то от религиозного значения Иисуса Христа, но и они испытали сильное влияние духа вре­мени. Мы ограничимся кратким указанием на выдаю­щиеся точки зрения, касающиеся Христа.

 

А) Точка зрения Шлейермахера

 

В христологии Шлейермахера Иисус, можно сказать, едва ли возвышается над человеческим уровнем. Уникальность Его Личности состоит в том, что Он обладает совершенным и непрерывающимся чувством единения с Божественным, а также полностью осуще­ствляет предназначение человека в Своем характере безгрешного совершенства. Он был вторым Адамом, совершенно человеком, как и первый, но помещенный в более благоприятные обстоятельства и остающийся безгрешным и совершенным в послушании. Он явля­ется новой духовной главой расы, способной оживить и поддержать высшую жизнь всего человечества. Его сверхъестественное достоинство объясняется особым присутствием Бога в Нем, в Его высшем Богосознании. Он — совершенный религиозный человек, Источ­ник всякой истинной религии; и через Его живую веру все люди могут стать совершенно религиозными.

Исключительный характер Христа указывает на Его необычное происхождение, потому что в Нем нет наследственных влияний, которые вызывали бы гре­ховные наклонности. Нет необходимости признавать Его рождение от Девы. Его Личность была создана творческим актом, переведшим человеческую природу в план идеального совершенства.

 

Б) Концепции Канта и Гегеля

 

Умозрительный германский рационализм тоже за­являет о сочувственном одобрении специфично хрис­тианских учений и признает за ними большой вклад в дело изучения рациональной истины.

 

Кантианский Христос

 

Для Канта Христос был прежде всего просто абстрактным идеалом, идеалом этического совершенства. Что спасает, так это вера в этот идеал, а не в Иисуса как Личность. Церковь совершила ошибку, когда она применила к Нему эпитеты и концепции, которые по праву принадлежат только этическому идеалу, кото­рый Он просто символизирует. Этот этический идеал, который от начала парил перед духовными очами Бога и может называться Сыном Божьим, сошел с Небес и воплотился в той мере, в какой это могло реализовать­ся на земле в совершенной человечности. Он открыл­ся в истинах разума и является содержанием рацио­нальной истины, и Иисус был ее самым выдающимся проповедником и первопроходцем. Если понимать это правильно, это спасает человека, независимо от каких-либо личных отношений с Иисусом Христом. Эта точ­ка зрения устраняет Евангелие Нового Завета, обкра­дывает нас, лишая нашего Божественного Господа и оставляет нас только с проповедником морали.

 

Гегельянский Христос

 

Для Гегеля верования Церкви в отношении Личности Иисуса Христа являются просто попытками человеческих высказываний об онтологических идеях — символами, выражающими метафизическую истину. Он рассматривает человеческую историю как процесс Божьего становления, самораскрытия разума в усло­виях времени и пространства. Единственно в этом смысле Слово стало плотью и обитало с нами. Бог воплощается в человечности, и это воплощение выра­жает то, что Бог и человек — одно. Хотя студенты Ге­геля различаются в вопросе о том, понимает ли он воп­лощение как чисто расовое или же рассматривает уни­кальное воплощение Иисуса Христа как его кульми­нацию, — последнее кажется верным истолкованием. По Гегелю, историческое проявление Бога во Христе рассматривается двумя различными путями. Челове­чество в целом воспринимает Иисуса как человеческо­го Учителя, принесшего учение о Царствии Божьем и высший код нравственности и давшего нам пример, живя в соответствии со своим учением, даже если это стоило ему смерти. Но у верующих более высокий взгляд. Вера признает Иисуса как Божественного и завершающего трансцендентность Бога. Все, что Он делает, становится откровением Божьим. В Нем Сам Бог приближается к нам, касается нас и таким образом поднимает нас до Божественного сознания. Здесь мы встречаемся с пантеистическим определением челове­ческого и Божественного в учении о Христе. Конечно, Церковь выражает эту идею только символически и несовершенным образом; философия, — сказано нам, — дает этому более совершенное выражение.

 

В) Кенотические теории

 

В кенотическом учении была сделана замечательная попытка улучшить богословское толкование учения о Личности Христа. Термин «кеносис» взят из Флп. 2:7, где говорится, что Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Греческое слово, которое здесь переведено как «уничижил» (или «опусто­шил»), - «ekenosen». Ошибочное толкование этого текста стало библейским основанием учения о кеносисе, вместе с другим текстом, 2 Кор. 8:9: «обнищал ради вас...» Эти тексты были поняты так, что при воплоще­нии Христос «опустошил» Себя, лишился Своей Боже­ственности. Но против такого толкования есть серьез­ные возражения: 1) Д-р Ворфилд показал, что «опус­тошил Себя» противоположно обычному значению тер­мина «сделать Себя незначительным» («Христология и критицизм», стр. 375), и 2) подразумеваемый объект этого действия — это не Божественность Христа, а Его равенство с Богом в силе и славе. Господь славы, став рабом, Сам сделал Себя незначительным. Однако кенотицисты на этих двух отрывках основывают учение о том, что Логос буквально стал, т.е. превратился в чело­века, уменьшив Себя (лишив потенциала) или полнос­тью, или частично, до размеров человека, а затем возрас­тал в мудрости и силе, пока, наконец, Он снова не усвоил Себе Божественную природу.

Эта теория, по всей видимости, родилась по двум мотивам: из желания поддержать реальность и целос­тность человечности Христа и в то же время подчерк­нуть огромное величие уничижения Христа, в котором Он, будучи богат, обнищал ради нас. Кенотическая те­ория приняла несколько форм.

По Томасиусу, Божественный Логос, удерживая при Себе Свои, присущие Ему моральные качества абсо­лютной силы, свободы, святости, истины и любви, ли­шил Себя временно Своих относительных качеств все­могущества, вездесущности и всеведения, но после вос­кресения воспринял их снова.

Теория Гесса, которая была более абсолютной и последовательной, а также и более популярной, состо­ит в том, что Логос при Воплощении буквально пре­кратил Свои космические функции и Вечное ведение и уменьшился абсолютно до условий и ограничений че­ловеческой природы, так что Его сознание стало созна­нием человеческой души. Эта теория очень близко подходит ко взглядам Аполлинария.

Эбрард, реформатский богослов, учил о двойной жизни Логоса. С одной стороны, Логос уменьшил Себя до размеров человека и обладал чисто человеческим созна­нием, но с другой стороны, Он также удержал при Себе и использовал Свои Божественные совершенства в тринитарной жизни без каких-либо перерывов. Одно и то же «эго» существует одновременно в вечной и во временной форме и является как бесконечным, так и конечным.

Мартенсен утверждает, что в Логосе во время Его унижения была двойная жизнь из двух несообщающихся центров. Как Сын Божий, сущий в недре Отчем, Он продолжал свои тринитарные и космические фун­кции, но как лишенный силы Логос, Он ничего не знал об этих функциях, а то, что Он — Бог, Он знал только в том смысле, в каком подобное знание возможно для человеческих возможностей.

Эта теория, некогда очень популярная в той или другой форме, и до сих пор некоторые ее защищают, сейчас утратила свое обаяние. Она искажает учение о Троице, противоположна учению о неизменности Бога и расходится с теми текстами Писания, которые при­писывают Божественные качества историческому Иисусу. Если выразить наиболее последовательно основную мысль этой теории, то она учит, по словам Ла Туша, «воплощению через самоубийство Бога».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!