ВАЖНОСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ



 

Пока на Востоке шумели христологические споры, на Западе на первое место вышли другие проблемы, такие, как греха и благодати, свободы воли и Божественного предопределения. Вряд ли можно переоценить их важность, с точки зрения практического христианства. Их отношение к труду искупления даже более явно, чем христологические вопросы. Именно в этой области проходят основные демарка­ционные линии великого разделения в христианстве. Доктор Канингем говорит: «Никогда, конечно, не было даже какой-то видимости истинной личной ре­лигии там, где отрицалась Божественность Сына Бо­жьего; но очень часто исповедание здравого учения на эту тему, к тому же в течение долгого времени, сочеталось с почти полным отсутствием настоящей ре­лигии. В то же время, говоря о пелагианском споре, мы видим, что не только действительной религии по­чти никогда не было там, где не было исповедания существенного здравого учения по его центральным вопросам, но также — и в этом суть контраста, — упадок истинной религии всегда сопровождался боль­шим количеством ошибок в учении по этим вопросам; действие и противодействие обоих (учения и рели­гии) друг на друга было быстрым и явным» («Исто­рическое Богословие», I, стр. 321).

 

АНТРОПОЛОГИЯ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ

 

Главный интерес греческих Отцов лежит в области теологии и христологии, и хотя они обсуждали вопросы антропологии, это происходило несколько поверхностно. В их понимании греха и благодати был известный дуализм, который привел к довольно туманным представлениям с ударением на тех учениях, которые более родственны позднейшим учениям Пелагия, а не Августина. В известной степени можно сказать, что они под­готовили путь пелагианству. В нашем кратком обсуж­дении достаточно будет коснуться лишь основных идей. Их взгляд на грех, особенно вначале, существенно происходил из их противления гностицизму с его под­черкиванием физической необходимости зла и отрица­нием свободы воли. Они выделяли тот факт, что сотво­рение Адама по образу Божьему не включало в себя его морального совершенства, но только способность его природы к нему. Адам мог грешить и грешил, по­пав таким образом под власть сатаны, смерти и грехов­ного развращения. Падшая физическая природа пере­далась через размножение человечеству, но это само по себе не является грехом и не делает человечество виновным. Не существует первородного греха, в стро­гом смысле этого слова. Они не отрицают солидар­ность человеческой расы, но признают его физическую связь с Адамом. Эта связь, однако, относится только к телесной, чувственной его природе, которая передается от отца — сыну, а не к высшей и рациональной сторо­не человеческой природы, которая в каждом отдель­ном случае является прямым творением Бога. Эта связь не оказывает непосредственного влияния на волю, но воздействует на нее только опосредованно, че­рез интеллект. Грех всегда происходит в свободном выборе человека и является результатом слабости и невежества. Следовательно, детей нельзя рассматри­вать как виновных, потому что они наследовали толь­ко физическую испорченность.

Нужно, однако, отметить, что были некоторые отклонения от этого основного мнения. Ориген, допуская, что известная наследственная испорченность присуща каждому при рождении, нашел объяснение этому в падении души, совершившемся до рождения и до времени, так он подошел очень близко к учению о пер­вородном грехе. И Григорий Нисский еще ближе по­дошел к этому учению. Но даже великий Афанасий и Златоуст старательно избегали этого учения.

Учение о Божественной благодати, преобладающее у греческих Отцов, было, естественно, под сильным влиянием их концепции греха и во многом ею определя­лось. В целом, главное ударение делалось скорее на свободной воле человека, чем на действии Божествен­ной Милости. В деле возрождения инициатива припи­сывается не благодати, но воле человека. Но хотя воля начинает труд, она не может закончить его без Боже­ственной помощи. Сила Божья сотрудничает с волей человека и делает ее способной отвернуться от греха и делать то, что угодно в очах Божьих. Эти Отцы не всегда делали ясное различие между добром, которое способен делать природный человек, и духовным доб­ром, которое требует силы Духа Святого.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!