ПЕЛАГИАНСКИЕ И ПОЛУПЕЛАГИАНСКИЕ СПОРЫ
В пелагианском споре взгляды Августина на грех и благодать подверглись проверке. Неудивительно, что они встретились с оппозицией, так как эти вопросы ни когда еще не обсуждались в подробностях. Восточная Церковь предпочитала подчеркивать элемент свободы в человеческой природе, в противоположность языческой идее судьбы (фатума). Признавалось, что человеческая воля была испорчена и подчинилась сатане, чувственным соблазнам и смерти, а также то, что новая жизнь сообщалась при крещении. В общем, греческие Отцы довольствовались тем, что помещали благодать Божию и свободную волю рядом друг с другом.
Ввиду всего этого было совершенно естественно, что взгляды Августина, который все, в том числе и свободную волю, выводил из Божественной благодати, столкнулись с противоположной тенденцией, представленной Пелагием. Обе системы были абсолютными антиподами. Пелагий впервые огласил свои взгляды в Риме в 409—411 гг. Его система была представлена в Североафриканской Церкви его учеником Целестием. В то же время Пелагий отправился в Палестину пропагандировать свои взгляды. Вопрос о его отходе от принятых учений Церкви возникал на некоторых Соборах. В 412 г. Селестия признали еретиком в Карфагене и отлучили его, когда он отказался взять обратно свои заявления. Сам Пелагий был обвинен в ереси перед Синодами в Иерусалиме и Диосполисе (тоже в Палестине), но специальными разъяснениями и квалификацией некоторых своих утверждений ему удалось удовлетворить судей, и он был оправдан — 414 — 416 гг. В 416 г. пелагианство было осуждено как ересь на Синодах Милева и Карфагена, и это решение было окончательно утверждено колеблющимся епископом Рима Зосимой, который вначале вручил Пелагию сертификат ортодоксии в 418 г. Наконец, на Ефесском Соборе 431 г., который осудил несторианство, был также вынесен приговор осуждения пелагианству.
|
|
Между крайностями августинианства и пелагианства возникло среднее движение, известное в истории как полупелагианство. Фактически эта средняя позиция послужила тому, чтобы сделать ясным, — как ничто другое не могло бы это сделать, — что только такая система, как у Августина, с ее сильной логической последовательностью, могла успешно выстоять против яростных атак Пелагия. Полупелагианство сделало тщетную попытку избавиться от всех трудностей, давая место и Божественной благодати, и человеческой воле, как координирующим факторам в обновлении человека, и основывая предопределение на предвиденной вере и послушании. Падшая человеческая природа сохраняет элемент свободы, благодаря которой она и может сотрудничать с Божественной благодатью. Возрождение — это совместный результат обоих факторов, но в действительности именно человек, а не Бог начинает этот труд.
|
|
Полупелагианские взгляды особенно распространились в Галлии. Их главным представителем был Кассиан, аббат из Марселя. Они нашли также способных защитников в Фаусте из Региума и Геннадии из Марселя. Но им не хватило внутренней последовательности, и они не могли выдерживать дебатов против такой тесно связанной и компактной системы, как августинианство. Система была осуждена на важном Соборе в Оранже, который отстоял умеренное августинианство.
Учение Августина о грехе и благодати было принято как антропология Западной Церкви, хотя его принятие даже там не было повсеместным. Влиятельные люди, такие, как Лев и Григорий, Беде и Алкуин были его сторонниками, хотя они и не были так жестки, как Августин, в отстаивании утверждения предвечного осуждения погибшего. Они подчеркивали порабощение человеческой воли и абсолютную нужду в Божественной Милости для обновления. Можно сказать, что самые важные лидеры Церкви оставались верными наиболее практичной части антропологии Августина в течение двух-трех веков после него.
|
|
Синод в Оранже принял умеренное августинианство как учение Церкви. Пелагианство и полупелагианство оба были осуждены как противные истинной вере. Августинианекое учение о спасении только верой было победным, но учение о непреодолимой благодати предопределения было замещено учением о благодати в таинстве крещения. И учение о двойном предопределении — предопределение также и ко злу — было покинуто в 529 г. Постепенно общий упадок Римской Католической Церкви повел к движению в сторону полупелагианства, которое до этого крепко утвердилось на Востоке. С течением времени Латинская Церковь приняла антропологию Греческой Церкви и с тех пор является ее сторонником.
Вопросы для дальнейшего изучения
- В чем антропология Востока отличается от западной?
- Были ли пелагианские и августинианские догматы новыми для Церкви?
- В чем была главная ошибка Пелагия?
- Как его учение о свободной воле воздействует на учения о грехе и благодати?
- Почему он подчеркивает свободную волю человека?
- Является ли его учение о свободной воле психологически возможным?
- Почему его объяснение универсальности греха недостаточно?
- Как он понимает Божественную благодать?
- Какую ценность он ей приписывает?
- Отрицает ли он благодать как внутреннюю энергию?
- Каковы библейские основания его учения?
- Как понимал Августин свободу воли до и после грехопадения?
- Приписывал ли он греху волевой аспект или нет?
- Рассматривал ли он вожделение как грех или нет?
- Как вы оцениваете его утверждение о грехе как лишении, нужде?
- Превосходит ли его учение о первородном грехе учение Ранних Отцов? Если да, то как и в чем?
- Как он понимает передачу греха?
- Как его учение о грехе и благодати привело его к учению о предопределении?
- Какова его концепция о предопределении на осуждение?
|
|
Литература
- Wiggers, Augustinianism and Pelagianism.
- Cunningham, St. Austin.
- Moxon, The Doctrine of Sin, pp. 47-140.
- Cunningham, Historical Theology, I, pp. 321-358.
- Harnack, History of Dogma, V, pp. 61-261.
- Seeberg, History of Doctrines, I, pp. 328-381.
- Loofs, Dogmengeschiedenis,pp. 183-238.
- Thomasius, Dogmengeschichte, I, pp. 437-557.
- Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 345-356.
- Otten, Manual of the History of Dogmas, pp. 357-386.
- Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 222-243.
- Shedd, History of Christian Doctrine, II, pp. 26-110.
- Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 176-198.
- McGiffert, A History of Christian Thought, II, pp. 71-143.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!