ДОКТРИНА ТРОИЦЫ ПОСЛЕ ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ
В Англии Самуил Кларк, придворный проповедник при королеве Анне, издал в 1712 г. свой труд о Троице, где он приближался к арианскому взгляду на субординацию. Он говорит об Отце, как верховном и единственном Боге, единственном Источнике всего сущего, власти и авторитета. Рядом с Ним изначально существовала вторая Божественная Личность, называемая Сыном, Который ведет Свое бытие и свои качества от Отца, не по простой необходимости или по природе, а по изъявлению избирательной воли Отца. Он отказывается заниматься вопросом, был ли Сын рожден из сущности Отца или же был сотворен из ничего; существовал ли Он от вечности или только до всех миров. Вместе с этими двумя существует третья Личность, которая имеет свою сущность от Отца через Сына. Он подчинен Сыну и по природе, и по воле Отца.
Некоторые богословы Новой Англии критиковали учение о вечном рождении. Эммонс даже называл его «вечной бессмыслицей», а Моисей Стюарт заявил, что это выражение было очевидным языковым противоречием языка и что их самые выдающиеся богословы, в течение сорока прошедших лет, выступали против него. Он сам не любил этого выражения, потому что рассматривал его как противоположное настоящему равенству Отца и Сына. Следующие слова, похоже, выражают его точку зрения: «Отец, Сын и Святой Дух — это слова, которые означают различия в Божестве, проявленные нам в деле искупления, и вовсе не предназначены отмечать вечные отношения в Божестве, какие они есть сами по себе».
|
|
Савеллианские истолкования Троицы можно найти у Сведенборга, который отрицал Троицу по существу и говорил, что, когда мы говорим — Отец, Сын и Дух Святой, — мы просто указываем на различия в вечном Богочеловеке, воспринявшем человеческую плоть в Сыне и действующем через Духа Святого; также можно найти савеллианство и у Шлейермахера, который говорит, что Бог Сам в Себе, как неведомое единство, лежащее в основе всех вещей, — это Отец, Бог, Который входит в созидательное личностное существование в человеке, и особенно в Иисусе Христе, — это Сын, а Бог, как жизнь воскресшего Христа в Церкви — это Дух Святой; подобные же взгляды у Гегеля, Дорнера и других. У Ритчля и многих модернистов современности снова появляются взгляды Павла Самосатского.
Вопросы для дальнейшего изучения
- В каком смысле схоласты рассматривают доктрину Троицы как тайну?
- Почему Росселин отрицает численное единство сущности Бога?
- Как Церковь рассматривает его учение?
- Почему Жильбера из Пуатье обвиняли в тетратеизме (четверобожии)?
- Какова была природа савеллианства у Абеляра?
- Как Церковь относилась к его учению?
- Рассматривали ли схоласты божественную сущность Сына или Его личное существование как цель происхождения?
- Какое различие они проводят между происхождением Сына и исхождением Духа?
- Какую связь они выражают с помощью термина «circumincessio» (непрерывное, постоянное происхождение)?
- Как Кальвин определяет личность в Троице?
- Как он понимает происхождение Сына?
- Где мы видим, что учение о Троице развивается по арианским линиям, где — по савеллианским и где по линии чисто экономической Троицы?
|
|
Литература
- Seeberg, History of Doctrines, II, cf. Index.
- Otten, Manual of the History of Dogmas, II, pp. 84-99.
- Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 337-339; II, pp. 96-103, 311-318.
- Cunningham, Historical Theology, II, pp. 194-213.
- Fisher, History of Christian Doctrine, cf. Index.
ДОКТРИНА О ХРИСТЕ
I. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ
К христологической проблеме можно подойти как с точки зрения собственно богословской, так и с точки зрения собственно богословской, так и с точки зрения сотериологии (учения о спасении). Хотя Ранние Отцы Церкви не упускали из виду сотериологическое значение учения о Христе, они не подчеркивали его в своих основных дискуссиях. В атмосфере тринитарных споров было совершенно естественно, что к изучению Христа нужно подходить с позиций богословия. Решение тринитарного спора было таково, что Христос, как Сын Божий, единосущен Отцу и потому является Самим Богом, и это тут же породило вопрос о том, каково соотношение между Божественной и человеческой природой во Христе.
|
|
Ранние христологические споры не очень назидательны. Слишком видны были страсти, важную роль играли недостойные интриги, и иногда даже дело доходило до проявлений жестокости. Могло показаться, что в такой атмосфере могут родиться только ошибки, однако же эти споры привели к формулировке доктрины о Личности Христа, которая до настоящего времени рассматривается как известный стандарт. Дух Святой вел Церковь, часто через позор и смешение, в ясную атмосферу истины. Некоторые считают, что Церковь взялась за нечто слишком высокое, когда она пыталась определить тайну, которая по своей природе превосходит все определения. Нужно иметь в виду, однако, что Ранняя Церковь и не заявляла о своей способности проникнуть, а глубины этого учения, не претендовала, что она дает решение проблемы воплощения в Халкедонской формуле. Она просто старалась защитить Истину от ошибок людей, склонных к теоретизации, и дать ее формулировку, которая предостерегла бы от различных конструирований истины, явно не по Писанию.
|
|
Церковь стремилась выразить учение о Христе, в котором отразились бы следующие моменты: а) Его истинная Божественность; б) Его истинная, собственная человечность; в) единство Божественного и человеческого в одной Личности и г) отличие Божественного от человеческого в одной Личности. Она чувствовала, что, пока эти требования не осуществлены или же осуществлены только частично, учение Церкви о Христе будет дефективным. Все христологические ереси, возникавшие в Ранней Церкви, происходили от неспособности соединить все эти элементы в доктринальном утверждении истины. Одни полностью или частично отрицали истинную и полную человечность. Другие подчеркивали единство Личности за счет двух различных природ, а третьи выделяли особый, отличный друг от друга характер двух природ во Христе, за счет единства Личности.
ПЕРВЫЙ ЭТАП СПОРА
А) Обстановка
Этот спор тоже имел свои корни в прошлом. Евиониты и динамические монархиане отрицали Божественность Христа, а докетисты, гностики и модалисты отвергали Его человечность. Они просто отбрасывали одну из сторон проблемы. Другие были менее радикальны и отрицали либо полную Божественность Христа, либо Его совершенную человечность. Ариане отрицали, что Сын-Логос, воплотившийся во Христе, обладал полнотой Божества. А с другой стороны, Аполлинарий, епископ Лаодикии (умер в 390 г.), отрицал истинную и полную человечность Иисуса Христа. Он понимал человека, как состоящего из тела, души и духа, и искал решения проблемы двух природ во Христе в теории, будто Логос занял место человеческого духа. По его мнению, было бы легче утверждать единство Личности Христа, если бы Логос рассматривался просто как занявший место высшего рационального принципа в человеке. И снова против Ария он защищал истинную Божественность Христа и стремился защитить Его безгрешность, замещая человеческий дух (пневму), который он рассматривал как седалище греха, — Логосом. По его мнению, совершенно человеческая природа неизбежно была бы греховной. Более того, он пытался сделать Воплощение понятным, предполагая вечное стремление к человеческому в Самом Логосе, как прототипе человека. Но решение Аполлинария не могло удовлетворить, потому что, как говорит Шедд, «если рациональную часть удалить из человека, он станет или идиотом, или животным». Цель Аполлинария, однако, заслуживает всяческой хвалы, потому что он стремился защитить и Единство Личности, и безгрешность Христа.
Против решения проблемы, предложенной Аполлинарием, возникла серьезная оппозиция. Три каппадокийца и Иларий из Пуатье считали, что, если бы Логос не усвоил Себе человеческую природу во всей ее полноте, он не мог бы быть нашим совершенным Искупителем. Весь грешник целиком должен быть обновлен, поэтому Христос должен был взять человеческую природу в ее целостности, а не просто наименее важные ее части. Они также указывали на докетический элемент в учениях Аполлинария. Если бы у Христа не было действительной, настоящей человеческой воли, то не было бы ни действительного испытания, ни действительного развития Его человечности. Однако даже оппоненты Аполлинария, подчеркивая полную человечность Христа, представляли ее себе, как перекрывающую Его Божественность. Григорий Нисский даже говорит, что плоть Христа была преображена и утратила все свои особенные качества при соединении с Божественным.
Результатом этих предварительных стычек было то, что Александрийский Синод в 362 г. утвердил существование человеческой души во Христе. Слово «душа» использовалось Синодом в том смысле, что она включала в себя и рациональный элемент, который Аполлинарий называл «пневмой» или «нус».
Б) Партии в споре
Несторианская партия
Некоторые из Ранних Отцов Церкви использовали такие выражения, которые будто бы отрицали существование двух природ во Христе, и их постулатом была одна природа, «воплощенное и обожаемое Слово». С этой точки зрения Марию часто называли «Богородицей», матерью Бога. Такая тенденция была в особенности в Александрийской школе. С другой стороны, Антиохийская школа ударилась в другую крайность. В особенности это видно в учении Феодора Мопсуестинского. Исходной точкой он принял полное человечество Христа и совершенную действительность Его человеческих опыта и переживаний. По его мнению, Христос действительно сражался с человеческими страстями, проходил через реальные искушения, из которых выходил победителем. Он приписывал силу Христа в сохранении Себя от греха следующим моментам: а) Его безгрешному рождению и б) союзу Его человечности с Божественным Логосом. Феодор отрицал существенное обитание Логоса во Христе и допускал только моральное пребывание. Он не видел существенного различия, кроме как в степени, между пребыванием Бога во Христе и в верующих. Моральное обитание Логоса в человеке Иисусе здесь существует вместо Воплощения. Тем не менее, Феодор отшатывается от вывода, к которому неизбежно ведут его взгляды, — что во Христе — двойственная природа, два человека, между которыми существует моральный союз. Он говорил, что союз столь близок, что о двух можно говорить, как об одной Личности, точно так, как муж и жена называются одной плотью.
Логическим развитием антиохийского взгляда является несторианство. Идя по стопам Феодора, Несторий отрицал правомочность слова «Богородица» по отношению к Марии по той простой причине, что она родила человека, сопровождаемого Логосом. Хотя Несторий не делал неизбежного из этого утверждения вывода, его оппонент, Кирилл, считал именно его ответственным за этот вывод. Он указал, что а) если Мария — не Богородица, т.е. мать одной Личности, и притом Личности Божественной, то Воплощение Бога заменяется общением человеческого существа с Логосом и б) если Мария не Богородица, то отношения Христа к человечеству изменились, Он больше не является настоящим Искупителем человечества. Последователи Нестория не колебались вывести это заключение.
Несторианство дефективно не только в учении о двух природах Христа, но и в учении об одной Личности. Истинная Божественность и настоящая человечность здесь допущены, но представляются не так, чтобы образовать действительное единство и составить одну Личность. Две природы являются также двумя личностями. В несторианстве совершенно упущено важное различие между природой, как субстанцией, которой совместно обладают, и Личностью как относительно независимым существованием этой природы. Вместо того чтобы соединить две природы в единое самосознание, несторианство помещает их рядом друг с другом, и они не имеют ничего общего, кроме нравственного и сочувственного союза между ними. Человек Христос не был Богом, но Он был носителем Бога, обладателем Божества. Христу поклоняются не потому что Он — Бог, а потому, что Бог в Нем. Сильный момент в несторианстве — это то, что он старается отдать должное человечности Христа. В то же время он идет против всех библейских доказательств единства Личности в Посреднике. Несторианство оставляет Церковь с превосходным примером истинного благочестия и нравственности в лице человека Иисуса, но обкрадывает ее, лишая богочеловеческого Искупителя, Источника всей духовной силы, милости и спасения.
Партия Кирилла
Самым выдающимся оппонентом несторианству был Кирилл Александрийский. По его мнению, Логос воспринял, усвоил человеческую природу в ее полноте, чтобы искупить ее, но в то же самое время Он образовал только одну Личность в Богочеловеке. Его терминология, однако, была не всегда ясной. С одной стороны, он, кажется, учит просто тому, что Логос воспринял человеческую природу, так что во Христе существуют две природы, образовавшие неразделимый союз в одной Личности Логоса, безо всяких изменений в самих природах. Но он также использовал выражения, которые подчеркивали единство двух природ во Христе посредством взаимообмена качествами, и говорил о Личности Христа, как бы именно в Нем осуществилось это единство. Великое значение Кирилла Александрийского — в том факте, что, вопреки несторианству, он подчеркнул единство Личности Христа. Три момента, которые он особенно выделил, были следующие: а) неразделимое соединение двух природ; б) безличность и зависимость человечности, которую Логос использует, как Свой инструмент, и в) единство и постоянство Личности Христа. Все эти три положения были в совершенной гармонии с ортодоксальным учением того времени. Однако иногда Кирилл Александрийский использовал выражения, которые, по всей видимости, оправдывали позднейшую ошибку Евтихия. Он применял термин «природа» только к Логосу, а не к человечности Христа, используя его, таким образом, как синоним «ипостаси». Это дало повод приписывать ему учение о том, будто после Воплощения во Христе была только одна, Божественная, природа, а монофизитам это дало возможность ссылаться на него, когда они хотели доказать, что, как была только одна Личность, так была только и одна природа в Посреднике. Они продолжали свои ссылки на него, несмотря на его напряженное отрицание какого-либо смешивания природ. Собор в Ефесе привел к компромиссу, указывая, с одной стороны, что термин «Богородица» приложим к Марии, и утверждая, с другой стороны, учение о двух различных природах Христа.
Евтихианская партия
Многие из сторонников Кирилла были неудовлетворенны. Они не были расположены к учению о двух различных природах. Евтихий, пожилой монах с довольно неуравновешенными взглядами и сильными антинесторианскими предубеждениями, взял сторону Александрийского богословия в Константинополе. По свидетельству Феодорита, он утверждал то растворение человеческой природы в Божественной, то смешение двух природ в некую третью. По его мнению, человеческие качества во Христе были поглощены, ассимилированы Божественным, так что Его Тело было не такое же, как наше, и Он не был человеком в собственном смысле этого слова. Осужденный Константинопольским Собором в 448 г., он обратился ко Льву, епископу Рима. После того как Лев получил полный отчет обо всем этом деле от Флавиана, епископа Константинополя, который побуждал его выразить свое мнение, он направил Флавиану свое знаменитое определение («Томос»). Так как этот «Томос» глубоко повлиял на Халкидонскую формулировку, следует отметить его основные положения:
а) Во Христе — две природы, которые постоянно друг от друга отличаются.
б) Эти две природы объединяются в одной Личности, при этом каждая из них исполняет свою собственную функцию в воплощенной жизни.
в) Из единства Личности вытекает коммуникация (связь с окружающим).
г) Труд искупления требовал Посредника, как человеческого, так и Божественного одновременно, как подверженного страстям, так и бесстрастного, как смертного, так и бессмертного. Воплощение было актом нисхождения со стороны Бога, но в нем Логос не перестал быть Богом. Образ слуги не отделим от образа Божьего.
д) Человечность Христа постоянна, а ее отрицание предполагает докетическое отрицание реальности страданий Христа.
Все это действительно суть западной христологии.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!