ИХ УЧЕНИЯ О СПАСЕНИИ, ЦЕРКВИ И КОНЦЕ СВЕТА



 

Сотериология Иринея неясна. Он говорит о необходимости веры для совершения крещения. Эта вера — не просто интеллектуальное принятие истины, но включает в себя самоотдачу души, что выражается в святой жизни. В крещении человек возрождается; его грехи смыты, и внутри него рождена новая жизнь. По всей видимости, у Иринея нет ясной концепции уче­ния Павла об оправдании верою, потому что его пред­ставление отношений между верой и оправданием дру­гое. Вера неизбежно ведет к соблюдению заповедей Христа и потому достаточна, чтобы сделать человека праведным перед Богом. Дух Божий одаряет человека новой жизнью, а главной характеристикой новой жиз­ни является принесение плодов праведности в добрых делах.

В трудах Тертуллиана нет заметного развития в учении о практическом значении всего совершенного Христом. Вновь появляется морализм: грешник покаянием зарабатывает себе спасение в крещении. Однако его представление учения о покаянии является осо­бенно интересным: он вводит здесь юридические тер­мины, которые в позднейшем богословии будут приме­няться при характеристике искупительного труда Хри­ста. Он рассматривает Бога как Законодателя и Су­дью, Который смотрит на грех как на беззаконие и вину и поэтому требует удовлетворения, а вместо него нала­гает наказание. Грехи, совершенные после крещения, требуют удовлетворения раскаянием, при раскаянии наказание отвращается. В этом изложении мы нахо­дим основания для католического таинства «епити­мьи». Использованные судебные термины, такие, как «судья», «вина», «наказание», «удовлетворение за на­несенный ущерб», будут впоследствии перенесены на труд Христа в богословии Церкви.

В своих учениях, касающихся Церкви, эти Отцы являют тенденцию сдаваться иудаизму, заменяя идеей внешней общины — идею духовного общения. Они посеяли семена, которые принесут плоды в Римско-католической концепции Церкви (Киприан). Они со­храняют идею о том, что Церковь есть духовная об­щина верующих, но представляют ее совпадающей с внешним общением. Фактически они говорят, что ви­димая организация есть канал Божественной Благо­дати, и обуславливают участие в благословениях спа­сения членством в видимой Церкви. Те, кто отделяет себя от внешней церковной общины, которая является апостольского происхождения и имеет своей гла­вой — «семя апостольское», — тот отказывается также и от Христа. Благодаря влиянию Ветхого За­вета, на передний план выходит идея посредничаю­щего священства.

Антигностические Отцы в основном защищали учение о телесном воскресении, основывая его на воскресении Христа и на обитающем в верующих Духе. Ко­нец придет, когда дьяволу удастся дать всему нечести­вому сборищу нового главу — Антихриста. Затем явится Христос, и шесть тысяч лет существования мира завершается первым воскресением и субботним покоем тысячелетия. В Палестине верующие будут пользоваться богатствами земли. После тысячелетия будут новое небо и новая земля и благословенные бу­дут жить в разного рода степенях (категориях) в оби­телях, приготовленных для них.

 

Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. Есть ли прогресс у антигностических Отцов в учении о Боге?
  2. Как понять идею рекапитуляции в христологии Иринея? Обращает ли внимание его теория на грех как индивиду­альную вину и обеспечивает ли индивидуальное искуп­ление? Какие другие аспекты труда Христа наблюдают­ся в его произведениях?
  3. Верил ли он в обожение человека?
  4. Как у него соотносятся Божественная Благодать и чело­веческие заслуги? В чем именно он изменил концепцию Церкви?
  5. Как Ириней понимал эсхатологию?
  6. Понимание Троицы у Тертуллиана. В чем недостаток этой теории?
  7. Что характерно в учении Тертуллиана о Логосе?
  8. Как повлиял монтанизм на его взгляды?
  9. Какие юридические термины он ввел в богословие? От­носились ли они к труду Христа?
  10. Представляет ли юридический элемент искажение чис­того Евангелия?

 

Литература

 

  1. Scott, The Nicene Theology, pp. 95-102, 178-184, 210-112, 230-236, 281-286.
  2. Moody, The Mind of the Early Converts, pp. 204-237.
  3. Cunningham, Historical Theology, I, pp. 139-146, 158-163.
  4. Morgan, The Importance of Tertullian in the Development of Christian Dogma.
  5. Harnack, History of Dogma, II, pp. 230 - 318.
  6. Seeberg, History of Doctrines, I, pp. 118-140.
  7. Loofs, Dogmengeschiedenis, pp. 87-101.
  8. McGiffert, A History of Christian Thought, I, pp. 132-148.
  9. Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 138-152, 160-169.
  10. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 84-98.

VI. АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ОТЦЫ

 

Точно так же, как в предыдущем веке, иудейская религиозная ученость и эллинская философия соеди­нились, чтобы произвести определенный тип мышления, представленный Филоном, — так и во втором—тре­тьем веках эллинская ученость соединилась с истина­ми Евангелия, причем самым удивительным образом, чтобы породить александрийский тип богословия. Ве­дущие богословы этого времени сделали попытку ис­пользовать глубочайшие размышления гностиков в вы­страивании веры Церкви. Поступая, таким образом, они обратились к аллегорическому истолкованию Библии. Истины христианской религии превратились в науку, изложенную в литературной форме. Самыми важны­ми выразителями этой формы христианской учености являются Климент Александрийский и Ориген.

 

АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ОТЦЫ

 

Климент и Ориген представляют богословие Востока, которое было более умозрительным (философским), чем западное. Оба они были влиятельными учителями школы для новообращенных в Александрии. Климент не был ортодоксальным христианином в той мере, как Ириней и Тертуллиан. Он не придерживался Правила веры так, как они, но следовал путем апологетов, стре­мясь соединить современную ему философию с христи­анской традицией, и иногда практически заменял одно другим. В отличие от Тертуллиана, он был расположен к философии и настаивал на том, что христианский богослов должен строить мост между Евангелием и язы­ческой ученостью. Он находил источники Божествен­ного знания, как в Писании, так и в разуме, который он непомерно превозносил, и своими аллегорическими ис­толкованиями широко открыл дверь для всевозможных человеческих умствований. Его оценку греческой фи­лософии нельзя назвать последовательной, иногда он обзывает ее плагиатом из еврейских пророков.

Ориген родился от христианских родителей и получил христианское образование. Он был с детства ребенком «скороспелым», не по годам развитым, и очень рано стал практиковать строгий аскетизм. Он наследо­вал своему учителю, Клименту, как преподаватель в школе для новообращенных в Александрии («катехист»). Чтобы подготовить себя к этому труду, он глу­боко изучил неоплатонизм, который тогда входил в моду, и основные еретические системы, особенно гностицизм. Его слава быстро распространялась, и большое число студентов посещало его лекции. Он был самым образо­ванным и одним из самых глубоких мыслителей Ран­ней Церкви. Его учение носило философский характер, и позднее он будет осужден за ересь. Он боролся про­тив гностиков и нанес решительный удар монархианству. Но это все попутно, а главной его целью было выстроить систему христианского учения. Его основ­ной труд — «О принципах» — это первый пример по­ложительной и полной системы богословия. Часть его учения была впоследствии объявлена еретической, но он имел огромное влияние на развитие доктрины. По­хоже, что он хотел быть ортодоксальным христиани­ном: он твердо стоял на Слове Божьем и Правиле веры, как стандартах истолкования; он утверждал, что нельзя принимать на веру ничего противоречащего Писанию или закономерным выводам из него. Однако его бого­словие носит на себе отпечаток неоплатонизма, а его аллегорические толкования открывали дверь для всех видов умствования и произвольного толкования.

 

ИХ УЧЕНИЕ О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

 

Как и апологеты, Ориген говорит о Боге в абсолютных терминах, как о Непознаваемом, Вечном, Непреходя­щем, в Котором нет ни в чем недостатка; и как антигнос­тические Отцы, он отвергает гностические различения между добрым Богом и демиургом или Творцом мира. Бог — один, тот же в Новом Завете, что и в Ветхом. Он приписывает Богу абсолютную причинность всего, и так как он понимает такие его качества, как Всемогущество и Справедливость только вечными в действии, то он учит, что творение вечно (вечное сотворение).

Нельзя сказать, что Климент Александрийский вполне ясно представляет Логос: он подчеркивает Его личное существование, Его единство с Отцом и Его вечное про­исхождение, но также представляет Его, как Божествен­ный Разум, а также говорит о Его подчиненности Отцу. Он делает различие между действительным Логосом Бога и Сыном — Логосом, Который явился во плоти. С самого начала Логос является посредником Божествен­ного Откровения: Он отпечатывает Божию Мудрость на труде творения, передавая людям свет разума, раскрывая им истину особым образом, а также через Воплощение Иисуса Христа. Свет Логоса служит язычникам, как сту­пень к более полному свету Евангелия.

Ориген говорит, что Единый Бог есть, прежде всего, Отец, но Он открывает Себя и совершает Свой труд через Логос, который является личностью и вечным вместе с Отцом, зачатым Им одним вечным актом. В связи с происхождением Сына, всякая идея об эманациях и разделении отброшена. Но хотя Ориген при­знает полную Божественность Сына, он использует не­которые выражения, указывающие на субординацию (подчинение). Говоря о вечном происхождении, он так строит фразу, чтобы учить не просто о временной, исто­рической субординации, но о существенном подчине­нии Сына Отцу. Он иногда называет Сына «вторым Богом». При Воплощении Логос Сам соединил Себя с человеческой душой, которая в своем предсуществовании оставалась чистой. Природы Христа различны и раздельны, но считается, что Логос Своим воскресени­ем и вознесением обожил свою человеческую природу.

Климент и не пытается объяснять отношение Святого Духа к другим Личностям Троицы, а взгляд Оригена на третью Личность еще более далеко отстоит от католической доктрины, чем его концепция о второй Личности. Он говорит о Святом Духе, как первом тво­рении Отца через Сына. Отношение Духа к Отцу не столь близко, как отношение Сына. Больше того, Дух не участвует, не действует в сотворении как в целом, но только в святых. По природе Он обладает добротой, обновляет и освящает грешников и является объектом поклонения, как Божество.

Учения Оригена о человеке необычны. Он учит о предсуществовании человека, и это включено в его теорию вечного сотворения, так как первоначальное творение состояло исключительно из разумных духов, равных друг другу и вечных. Настоящее положение человека предполагает их падение из святости в грех, совершившееся в предсуществовании, что явилось при­чиной сотворения нынешнего материального мира. Падшие духи стали душами и одеты телами. Материя была создана именно для того, чтобы обеспечить им жилище, а также как средство для дисциплинирования и очищения этих падших духов.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!