В) Основные учения гностицизма



 

Мы не можем обсуждать различные гностические системы, такие, как учения Валентина и Басилида, но учения можем только коротко указать общие черты гности­ческих учений. Всю систему пронизывает дуализм, ко­торый проявляется в утверждении, что есть два пер­воначальных принципа или бога, которые противопо­лагаются друг другу как высший и низший, или даже как хороший и плохой. Высший или хороший Бог — это неизмеримая бездна. Между Собой и конечными созданиями Он вводит длинную цепь эонов или сред­них существ, эманации от божественного, которые вме­сте составляют Плерому, или полноту божественной сущности. Только через этих посредствующих су­ществ высший Бог может войти в различные отноше­ния с сотворенными существами. Мир не создан хо­рошим Богом, но является результатом, возможно, па­дения Плеромы и является произведением подчинен­ного и, возможно, враждебного божества. Этот подчи­ненный бог называется Демиург, и он идентифициру­ется с Богом Ветхого Завета и описывается как низ­шее, ограниченное, страстное и мстительное существо. Он контрастирует с высшим Богом, источником доб­ра, добродетели и истины, Который открыл себя во Христе.

Материальный мир, как произведение меньшего и, возможно, злого бога, является злым в основе своей. Однако в нем находится остаток духовного мира, а именно: душа человека, искра света из вышнего мира чистоты, который какими-то необъяснимыми путями оказался вовлеченным в злую материю. Ее освобожде­ние может быть достигнуто только вмешательством доброго Бога. Путь освобождения был обеспечен тем, что из царства света в мир тьмы послан специальный посол. В христианском гностицизме этот посол всегда ассоциируется со Христом. Он представлен по-разному, то как небесное существо, появляющееся в кажу­щемся теле, то как земное существо, с которым времен­но соединяются высшая сила или дух. Так как мате­рия сама по себе зла, этот высший дух не мог иметь обычное человеческое тело.

Участие в искуплении или победе над миром осу­ществляется, завоевывается только с помощью тайных обрядов гностических сообществ. Важную часть ис­купления играло посвящение в мистерии брака со Христом, со своеобразным крещением, магическими именами и специальным помазанием, через которые до­стигалось тайное знание высшего Существа. В этом отношении гностицизм все более и более становился системой религиозных мистерий. Люди разделялись на три класса: пневматики (духовные), которые состав­ляли элиту церкви, душевные, являющиеся обычными членами церкви, и «хилики» (плотские) или язычни­ки. Только первый класс действительно способен к Высшему знанию (эпигносису) и таким образом полу­чает высшее благословение. Второй класс может быть спасен через веру и дела, но достигнет только низшего благословения. Принадлежащие к третьему классу — безнадежно погибшие.

В этике или моральной философии, сопровождаю­щей эти взгляды на искупление, доминировали ложные оценки чувственного опыта, что приводило либо к стро­гому аскетическому воздержанию, либо к низменной Чувственности, разврату, рожденному из уверенности, что ничто в действительности не может служить поме­хой для тех, кому благоприятствуют небеса. С одной стороны, это был аскетизм, и с другой — распутство. Обычная эсхатология церкви не находила себе места в этой системе. Учение о телесном воскресении мертвых не признавалось. Когда душа окончательно освобож­далась от материи, она возвращалась к Плероме, и это означило конец.

 

Г) Историческое значение гностицизма

 

Даже гностицизм, этот грозный враг христианства, не смог остановить движение христианства вперед. Многие были действительно временно увлечены его смелыми умонастроениями или его мистическими обрядами, но большинство верующих не были обмануты ни его фантастическими построениями, ни его соблаз­нительными обещаниями тайного благословения. Фак­тически, у гностицизма была короткая жизнь. Как ме­теор, он на мгновение осветил небо, а затем внезапно исчез. Он был преодолен прямыми опровержениями со стороны Отцов Церкви, затем созданием и широким распространением кратких формулировок основных фактов христианской религии («Правила веры»), бо­лее рациональным объяснением Нового Завета и огра­ничением его канона, с исключением всех ложных евангелий, деяний и посланий, которые до этого нахо­дились в обращении. Однако он повлиял на Церковь, и эти следы долго оставались в ее жизни. Некоторые из его особенностей Церковь усвоила, и через некото­рое время они принесли свои плоды в Римско-католи­ческой Церкви с ее особенными теориями о таинствах, ее философией о скрывающемся Боге, к Которому нуж­но приближаться через посредников (святых, ангелов, Марию), ее разделением людей на высших и низших и ударением на аскетизме.

Церковь также извлекла действительную пользу от появления гностицизма, но только косвенно. Она научилась ясно обозначать границы Божественного Откровения и определять соотношение Ветхого Завета с Новым. Более того, она очень живо осознала необходимость в выработке кратких утверждений истины, основанных на существующих формулах крещения, которые могли служить образцами истолкования (Пра­вила веры). Было также и очевидное доктринальное приобретение. Христианство впервые было осознано как «доктрина» и «тайна». Был подчеркнут интеллектуальный элемент в христианской религии, и это обо­значило настоящую точку отсчета для догматического развития. Христианская идея о Боге была освобожде­на от мифологических построений гностиков. Церковь стала сознательной обладательницей той истины, что Бог есть Верховное Существо, Творец и Вседержитель, Один и тот же в Ветхом и Новом Заветах. Учение о Демиурге и его творчестве было отставлено, и дуализм гностиков, делающих материю в существе своем злой, был преодолен. Против гностической тенденции рас­сматривать Иисуса Христа как один из эонов был под­черкнут Его уникальный характер как Сына Божьего, и в то же время была защищена Его истинная человеч­ность против всех докетических отрицаний. Великие факты Его жизни, Его рождения от Девы, чудеса, стра­дания, смерть и воскресение, — все были утверждены и увидены в более ясном свете. Более того, учение о спасении через искупительный труд Христа было выд­винуто против бредовых умопостроений гностиков, и всеобщая способность людей воспринимать Евангелие Иисуса Христа была подчеркнута в ответ на гности­ческие учения об исключительности и их гордость.

Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. Есть ли следы Назарян, Евионитов и Елкасаитов в Но­вом Завете?
  2. Какова связь отрицания Божественности Христа с иуда­измом?
  3. Есть ли указания в Новом Завете на гностицизм? На какие тексты Нового Завета могли опираться гностики (ложно ли, истинно ли)? Какими источниками пользова­лись гностики?
  4. В чем проявляется антииудейская направленность гнос­тиков?
  5. Почему христология гностиков называется «докетизм»? Какой метод толкования избрали гностики, чтобы осно­вываться на Писании? Каким образом гностики разли­чали между pistis и gnosis?
  6. Являются ли этическими у гностиков различия между добром и злом, миром этим и Царствием Божиим?
  7. Какие еще есть философские системы, где есть учение о недостижимом Боге и промежуточных существах?
  8. Чем была обоснована временная популярность гности­цизма: их философией или их эзотерической (мистичес­кой) религией?
  9. Почему Гарнак вряд ли прав, называя гностиков «первы­ми христианскими богословами»?

 

Литература

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!