III. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ



 

МАРКИОН И ЕГО РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

А) Его характер и цель

 

Маркион был уроженцем Понта, вынужденным покинуть свой дом, по всей видимости, из-за прелюбодеяния. Он прибыл в Рим около 139 г. Он представляется человеком очень серьезным, выдающихся способно­стей, действующим как реформатор. Он сначала попы­тался повернуть Церковь соответственно своему обра­зу мышления, а когда это ему не удалось, он вынужден был организовать своих последователей в отдельную церковь и искать всеобщего признания своих взглядов с помощью активной пропаганды. Его часто относят к гностикам, но правильность этой классификации сей­час считается сомнительной. «У Маркиона была ско­рее сотериологическая, чем космологическая цель, вера, а не знание, занимала самое важное место в его систе­ме, и он не разрабатывал ни восточные мифы, ни гре­ческие философские проблемы и исключал аллегорические толкования» (Луфс). Это находится в согла­сии с утверждением Гарнака, который говорит, что Маркиона не следует называть гностиком, как Басилида и Валентина, и приводит следующие доказательства своего мнения: 1) им руководил не метафизический и не апологетический интерес, но чисто сотериологический, 2) он поэтому главное ударение делал на чистом Евангелии и вере (не на знании), 3) он не использовал философию — по крайней мере, не в качестве главно­го принципа, в своей концепции христианства, 4) он не пытался основать школы философов, но хотел рефор­мировать церкви в согласии с истинно Павловым Евангелием, потому что он считал, что их христианство легалистично (иудаизм!) и, как он считал, отрицает сво­бодную благодать. Когда ему это не удалось, он орга­низовал свою собственную «церковь». Сиберг тоже выделяет Маркиона для отдельного рассмотрения.

 

Б) Его основное учение

 

Для Маркиона великим вопросом было соотношение Ветхого и Нового Заветов. Он нашел ключ к этой проблеме в Послании Галатам, которое говорит об иудейской оппозиции Павлу, и Маркион предположил, что другие апостолы разделяли эту оппозицию. Он при­шел к убеждению, что Евангелие было испорчено его смешением с Законом. Поэтому он взялся за труд раз­деления Закона и Евангелия и выработал свою теорию противоположностей или антитез. Он принимал Вет­хий Завет как истинное Откровение Бога евреев, но за­являл, что Он не мог быть тем же самым, как Бог Ново­го Завета. Он есть Создатель мира, но не является Бо­гом совершенным. Он правит со строгостью и справед­ливостью, полон гнева и ничего не знает о милости. Однако Он не противоположен Богу Нового Завета, т. е. не является злым, но только меньшим богом.

Бог Нового Завета, с другой стороны, добр и мило­стив. Он был неизвестен до пятнадцатого года Тиберия, когда Он открылся во Христе, о Котором часто говорят как о Самом добром Боге. Христа нельзя рав­нять с Ветхозаветным Мессией, так как Он не уклады­вается в пророческие изображения грядущего Иску­пителя. Он пришел как проявление доброго Бога, и Он не осквернял Себя принятием на Себя реального тела, так как Он ничего не хотел брать из царства Де­миурга, но Он просто принял кажущееся тело, чтобы сделать Себя понятным. Он отменил Закон и все труды Демиурга, который за это подверг Его казни на кре­сте через князей мира. Но из-за нереальности Его тела распятие не повредило Христу. Он провозгласил Еван­гелие любви и свободы от Закона Ветхозаветного Бога, открывая, таким образом, путь спасения для всех, кто верит, и даже для нечестивых в подземном мире. Пред­полагалось, однако, что большинство человечества по­гибнет, обреченное огню Демиурга. Добрый Бог не на­казывает их, просто их у Него нет. Это его суд над нечестивыми. Так как Маркион верил, что апостол Павел был единственным апостолом, который действи­тельно понял Евангелие Иисуса Христа, он свел канон Нового Завета к Евангелию от Луки и десяти послани­ям великого апостола язычников.

 

МОНТАНИСТСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

 

А) Его происхождение

 

Хотя монтанизм можно рассматривать как реакцию против нововведений гностиков, он сам характеризуется новаторскими тенденциями. Монтан появил­ся во Фригии около 150 г., и поэтому его учение часто называется фригийской ересью. Он и две женщины, Приска и Максимилла, объявили себя пророками. На основании Евангелия от Иоанна они считали, что пос­ледняя и высочайшая стадия Откровения наступила. Пришел век Параклета, и он говорит теперь через Мон­тана, что близок конец мира. Откровения, данные че­рез Монтана, были, главным образом, посвящены тому, что Писания недостаточно аскетичны. Из этого можно заключить, что самым существенным элементом в монтанизме является его законнический аскетизм.

 


Б) Его главные учения

 

По учению монтанизма, последний период откровения открылся с приходом Параклета. Поэтому настоящий век — это век духовных даров и особенно пророчества. Монтан и его соработники рассматривали себя как последних из пророков, приносящих новые откровения. В целом монтанисты были ортодоксальны и принимали правило веры. Они сильное ударение де­лали на близости конца света и ввиду этого настаива­ли на строгих нравственных требованиях, таких, как безбрачие (или во всяком случае — один брак), пост и строгая нравственная дисциплина. Они чрезмерно пре­вознесли мученичество и абсолютно запрещали бежать от преследования. Более того, у них была тенденция превозносить особые харизмы в Церкви за счет обыч­ных служений и служителей. В то время как Маркион особенно обращался к писаниям Павла, Монтан более искал поддержки в Евангелии и посланиях Иоанна.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!