I. АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ И ИХ БОГОСЛОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
ИХ ИЗВЕСТНЫЕ ТРУДЫ
Апостольские Отцы — это те Отцы церкви, которые, как предполагалось, жили еще до того, как умер последний из апостолов, некоторые из которых считаются учениками и кому приписываются самые ранние христианские произведения. Главным образом, это шесть имен, которые дошли до нас, а именно: Baрнава, Герма, Климент Римский, Поликарп, Папий и Игнатий. Первый из них является предположительно (на сомнительном основании) тем Варнавой, который известен как спутник Павла в Деяниях Апостолов. Он считается автором в высшей степени антииудаистского Послания, хотя его авторство и сомнительно. Герма является предположительно тем человеком, о котором упоминается в Рим. 16:14, хотя тоже без особых оснований. «Пастырь» Гермы, приписываемый ему, содержит ряд видений, требований и уподоблений. Это труд весьма сомнительной подлинности, хотя в Ранней Церкви он пользовался большим уважением. Климент Римский мог быть соработником Павла, упомянутым в Фил. 4:3. Его обычно представляют как епископа Рима, хотя он мог быть и скорее всего, был там просто влиятельным пастором. Он является автором Послания к Коринфянам, содержащим общие нравственные наставления и особые увещания, вызванные несогласиями в Коринфской Церкви. Некоторые подвергают сомнению подлинность этого послания, хотя и без особых оснований. Возможно, это самый ранний из подлинных остатков ранней христианской литературы. Поликарпа обычно называют «епископом Смирны», но Евсевий говорит о нем более точно, называя его «этим благословенным и апостольским пресвитером». Он был учеником Иоанна и написал короткое Послание Филиппийцам, состоящее, главным образом, из практических советов на библейском языке. Палий, называемый «епископом Иераполиса», был современником Поликарпа и, возможно, также учеником Иоанна. Он является автором «Изложения речей Господа», из которого у Евсевия сохранились только несколько незначительных богословских отрывков. Игнатий, обычно известный как «епископ Антиохии», тоже жил во дни последнего из апостолов. Он считается автором пятнадцати писем, но сейчас только семь из них рассматриваются как подлинные, хотя даже и в их авторстве некоторые сомневаются. К этим писаниям можно добавить еще два, принадлежащих неизвестным авторам, а именно: Послание Диогнету и Дидахе. Первое иногда приписывается Юстину Мученику, так как он написал «Апологию Диогнету». Однако его авторство весьма сомнительно по соображениям внутренних доказательств. Автор приводит причины того, почему многие христиане оставили язычество и иудаизм, описывает основные черты характера и поведения христиан и объясняет эти черты учением христианства, которое он излагает замечательно сильно и кратко. Послание Дидахе, обнаруженное в 1873 г., было, вероятно, написано около 100 г. после Рождества Христова. В первой части содержатся нравственные предписания по схеме «Двух путей», пути жизни и пути смерти, в то время как во второй части даются указания, касающиеся порядка проведения собраний и церковного управления. Они перемежаются утверждениями о последнем времени и возвращении Христа на землю.
|
|
|
|
ФОРМАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ПИСАНИЙ
Часто обращают внимание на то; что при переходе от учения Нового Завета к изучению творений Апостольских Отцов видна их огромная разница. В них нет той свежести, оригинальности, глубины и ясности. И это не удивительно, потому что они означают переход от истины, данной по безошибочному вдохновению Духа, к истине, воспроизведенной ошибающимися первопроходцами. Их воспроизведения должны были по Необходимости полностью опираться на Писание и быть основополагающего типа, озабоченного более начальными принципами веры, чем глубокими истинами религии.
Их учения характеризуются некоторой скудостью. Они обычно находятся в полном согласии с учениями Писания и часто выражаются точно в библейских словах, но очень мало разъясняют их и вовсе не систематизируют. И это тоже никого не должно удивлять, потому что прошло еще очень мало времени для обдумывания истин Писания и усвоения великой массы материала, содержащегося в Библии. Канон Нового Завета или ещё не установился, и это объясняет, почему эти Ранние Отцы так часто цитируют устную традицию, а не написанные слова. Больше того, нужно иметь в виду, что среди них не было философских умов со специальным образованием, которое подготовило бы их к преследованию истины, и выдающимися способностями ее систематического изложения. Несмотря на их сравнительную бедность, писания отцов, однако, очень важны, так как они свидетельствуют о каноничности и целостности книг Нового Завета и образуют богословскую связь между Новым Заветом и более умозрительными писаниями апологетов, которые появятся во втором веке.
|
|
Второй характеристикой учений апостольских отцов является нехватка определенности. В Новом Завете есть несколько типов апостольской керигмы (проповеди): Петра, Павла и Иоанна. Все трое находятся в полном согласии относительно фундаментальных истин, но каждый из них подчеркивает различные стороны истины. Может показаться удивительным, что Апостольские Отцы, предпочитая тип Иоанновой проповеди, с которой они, возможно, были лучше знакомы, не имеют определенной привязанности ни к одному из этих типов. Однако можно сделать несколько предположений для объяснения этого факта. Для различения типов проповеди требуется значительное их обдумывание. Ранние Отцы стояли слишком близко к Апостолам, чтобы определить характерные черты их учения. Затем, христианство для них было, в первую очередь не знанием, которое нужно добыть, а принципом нового повиновения Богу. Сознавая нормативную ценность слов Иисуса и апостольской керигмы, они не пытались определять истины откровения, но просто повторяли их в свете собственного понимания. И наконец, общие условия их жизни, учитывая большое влияние языческой философии того времени, а также языческого и иудейско-эллинского благочестия, — были неблагоприятны для правильного понимания характерных различий между несколькими типами апостольской керигмы.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ИХ УЧЕНИЯ
Все отмечают, что творения Апостольских Отцов очень Мало содержат того, что было бы доктринально важным. Их учение находится в согласии со Словом Христа Божьим и часто представлено в дословных цитатах из Писания, но именно по этой причине нельзя сказать, чтобы они увеличивали или углубляли наше проникновение в истину или проливали свет на внутренние взаимоотношения доктринальных учений Писания. Они свидетельствуют о простой вере в Бога, как Творца и Правителя Вселенной, и в Иисуса Христа, Который действовал в сотворении и во всей древней диспенсации и, наконец, явился во плоти. Используя библейское описание Бога как Отца, Сына и Святого Духа, а также говоря о Христе как о Боге и человеке, они не сознают возникающих от этого свидетельства проблем. Подвиг Христа, как Искупителя, не всегда представлен одинаково. Иногда Его величайшее значение видят в том факте, что Он через Свои страдания и смерть освободил человечество от греха и смерти; а иногда в том, что Он открыл Отца и учил новому нравственному закону, причем видя связь этих фактов, но не их соответствие, соотношение. В некоторых случаях смерть Христа представлена скорее как обеспечивающая для Людей милость покаяния и открывающая путь для нового послушания, чем основу для оправдания человека. Сильное морализирование является, возможно, самой слабой точкой в учениях Апостольских Отцов. Это связано с морализмом языческого мира того времени и является характерным для природного человека, как такового, и неизбежно служит интересам законничества.
Таинства понимаются как средства, которыми благословения спасения передаются человеку. Крещение зачинает новую жизнь и обеспечивает прощение всех грехов или же только прошлых грехов (Герма и II Климент); Вечеря Господня является средством передачи человеку благословенного бессмертия или вечной жизни.
Отдельный христианин постигает Бога верою, которая состоит в истинном знании Бога, доверии к Нему и отданности Ему. О человеке говорится, что он оправдывается верой, но отношение веры к оправданию и новой жизни понимается неясно. Сильное тяготение к законничеству (фактически направленное против учения апостола Павла) наиболее заметно именно в этом вопросе. Вера — это просто первый шаг на пути жизни, от которого зависит нравственное развитие личности. После того как в крещении человеку даруется прощение грехов, человек далее заслуживает это благословение своими добрыми делами, что становится вторым и независимым принципом, наряду с верой. Христианство часто понимается как «новый закон», и любовь, ведущая к новому послушанию, занимает главное место. Не милость Божия, но добрые дела иногда оказываются на переднем плане.
Христианин представлен как человек, живущий в христианской общине, в церкви, которая все еще радуется обладанию харизматическими дарами, но также являет все растущее уважение к церковным должностям, упомянутым в Новом Завете. В некоторых случаях епископ становится выше пресвитеров. Живое чувство суетного и переходного характера современного мира, а также вечной славы будущего мира ясно проявляется в их творениях. Конец всего видится очень близко, а представления об этом конце берутся из ветхозаветных пророчеств. Царство Божие рассматривается как высшее благо и чисто будущее благословение. В понимании некоторых авторов (Варнава, Герма, Папий), его окончательной форме предшествует тысячелетнее Царство. Но какое бы внимание, ни уделялось тысячелетию, гораздо большее ударение делается на грядущий Суд, когда Божий народ получит небесные награды, а нечестивые будут осуждены на окончательную погибель.
Вопросы для дальнейшего изучения
1. Как объяснить неопределенный характер учения Ранних Отцов?
2. Какие моменты их учения несовершенны?
3. Какие семена римско-католического учения уже здесь присутствуют?
4. Каковы различия в их освещении подвига Христа? Как нам их понимать?
5. В какой форме в их посланиях появляется морализм или легализм (законничество)?
6. Как объяснить это явление? Возможно ли, что определенные утверждения Писания все равно бы вызвали это явление?
7. Верно ли утверждение некоторых богословов (Гарнак), что христология апостольских Отцов — это в какой-то степени христология усыновления, а не рождения?
Литература
- Llghtfoot, The Apostolic Fathers.
- Lechler, Das apostol и nachap. Zeitalter.
- Moxom, From Jerusalem to Nicaba, pp. 99—162.
- Gunningham, Historical Theology, I, pp. 94—120.
- Scott, The Nicene Theology, pp. 82-86, 142-160.
- Moody, C. N., The Mind of the Early Converts, pp. 10 -101.
- Harnack, History of Dogma, I, pp 141 -221.
- Seeberg, History of Doctrines, I, pp. 55—82.
- Loofs, Handboek der Dogmengeschiedenis, pp. 57—66.
- Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 62—98.
- Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 41—47.
II. ИСКАЖЕНИЯ БЛАГОЙ ВЕСТИ
Во втором веке христианская религия, как новая сила в мире, открывшаяся в организации Церкви, должна была вступить в борьбу за существование. Она должна была защищаться от опасностей снаружи и изнутри, должна была оправдать свое существование и должна была сохранить чистоту учения перед лицом ошибок, вкравшихся в весьма тонкой форме. Само существование Церкви было под угрозой из-за государственных преследований. Первое преследование было чисто иудейским, из-за того факта, что Церковь была ограничена пределами Палестины и что Римское правительство до поры до времени рассматривало последователей Христа как иудейскую секту и поэтому относилось к религии, как дозволенной. Но когда стало ясно, что христианство заявляет о своем универсальном характере и таким образом угрожает религии государственной и что христиане в массе своей не выказывали уважения к государственным делам и отказывались принимать участие в идолопоклонничестве римлян, и особенно в их поклонении императору, Римское правительство возбудило целый ряд преследований, которые угрожали самому существованию христианской Церкви. В то же время христианство очень страдало от письменных атак со стороны таких выдающихся умов того времени, как Лукиан, Порфирий, Цельсий, людей с философским складом ума, которые выдвигали свои аргументы против христианства. Эти аргументы типичны для философской оппозиции христианству всех веков и часто напоминают аргументы, используемые рационалистическими философами и критиками в наши дни. Но как бы ни были велики эти опасности извне, существовали еще большие опасности, угрожавшие Церкви изнутри. Они состояли в различного типа искажениях Благой вести.
ИУДЕЙСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ
Существовало три группы евреев-христиан, которые проявляли иудаистские наклонности. Их следы встречаются даже в Новом Завете.
А) Назаряне
Это были иудейские христиане, которые приняли христианские догмы. Они пользовались только еврейским Евангелием от Матфея, но в то же время признавали Павла как истинного апостола. В отличие от других иудейских сект, они верили в Божественность Иисуса и Его рождение от Девы. Они связывали себя строгим соблюдением Закона, но не требовали этого от христиан-язычников. «Они были, — как говорит Сиберг, — действительно иудейскими христианами, в то время как две следующие группы были только христианскими евреями».
Б) Евиониты
Эта секта в действительности представляла собой продолжение учения иудейских оппонентов апостола Павла и была фарисейского типа. Ее сторонники отказывались признавать апостольство Павла, которого они рассматривали, как отступника от Закона, и требовали, чтобы все христиане подчинились обряду обрезания. У них был взгляд на Христа, как у Керинфа, причиной этого было их желание поддержать монотеизм Ветхого Завета. Они отрицали и Божественность Христа, и Его рождение от Девы. По их мнению, Иисус отличался от других только строгим соблюдением Закона и был избран как Мессия за Свое благочестие по Закону. Он осознал это в момент Своего крещения, когда Он получил Духа, сделавшего Его способным исполнить Свое предназначение, Свой труд пророка и учителя. Они избегали думать о Нем, как испытавшем страдание и смерть.
В) Елкесаиты
Эта группа представляла собой тип иудейского христианства, отмеченного теософскими умозрениями и строгим аскетизмом. Отвергая рождение Христа от Девы и утверждая, что Он родился, как другие люди, они в то же время говорили о Нем, как о высшем духе и ангеле. Они рассматривали Его как воплощение идеального Адама и также звали его высшим архангелом. Обрезание и суббота высоко почитались; они практиковали частые омовения, которым приписывали магическое очищение и значение примирения; среди них почиталась магия и астрология. У них были тайные учения, касающиеся соблюдения Закона. Их движение было, вероятно, попыткой добиться общего признания иудейского христианства, адаптируя его к синкретическим тенденциям того времени. По всей вероятности, Послания Колоссянам и 1 Тимофею ссылаются на эту ересь.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!