Царственные Мученики



 

От нашей канонизации Государю святости не прибавится. А по существу вопрос далеко не простой - ведь речь идет о монархе, с этим связано очень многое... Царь и народ едины. Единство это закреплено церковным таинством миропомазания, венчания на царство. Связь эту нельзя разрывать безнаказанно. Надо выяснить - как, почему, при каких обстоятельствах произошло отречение? Какие последствия имело? Как было воспринято народом? Не послужило ли тому, что открылись ворота для революции? Тут же нужно говорить и о Распутине. Какова его действительная роль? Все надо изучить, а это требует времени... Вопросы большей частью касаются личности самого Государя. Что касается его семьи, то здесь дело проще - они невинные страдальцы, мученики. Если церковно-историческое исследование, документы и материалы покажут нам то же самое и в отношении царя, тогда будет стоять вопрос о канонизации. Мы просто обязаны провести тщательные и добросовестные изыскания.

Одоление смуты, сс. 175-176

 

Решение этого вопроса (канонизации Царской Семьи) есть акт огромной, общенациональной, исторической значимости, и попытки его «волевого» радикального ускорения - совершаемые даже с самых благонамеренных позиций - принесут больше вреда, чем пользы. Ведь существующие ныне препятствия на пути прославления Царственных Мучеников (ни для кого не секрет, что в России, да и в самой Церкви есть весьма влиятельные силы, противящиеся этому) попущены Богом с некоторой благой целью. Лишь тогда, когда духовное развитие сегодняшней России достигнет той меры, которая позволит их преодолеть, - русский народ докажет свою готовность к этому дару (а обретение новых святых, новых небесных заступников - всегда дар Божий). Пока же - мы просто-напросто еще недостойны его.

Одоление смуты, с. 257

 

Нормальное течение русской жизни, ее историческая преемственность не могут быть восстановлены до тех пор, пока не будет поставлена последняя точка в деле об изуверском убийстве Царской Семьи. Эта проблема имеет несколько аспектов. Вопросы юридические, правовые - должны получить свое решение в ходе дорасследования этого преступления с учетом всех имеющихся на сегодняшний день данных. Российская государственность должна смыть с себя кровавое пятно Екатеринбургского злодеяния.

Одоление смуты, с. 323

 

На повестке дня сегодня стоит вопрос о канонизации Царственных Мучеников... Проблема подлинности останков, выдаваемых за останки Царской Семьи, приобретает в этой связи особое значение. Со временем они, в качестве святых мощей, могут стать объектом благоговейного почитания верующих, поэтому всякая возможность ошибки - и уж тем более злонамеренной подделки - должна быть исключена. Здесь, учитывая равнодушие официальных властей к требованиям провести всестороннее, объективное, гласное исследование, неизмеримо возрастает роль общественности. Сегодня только с помощью широкого общественного резонанса можно обеспечить непредвзятость и профессионализм экспертизы.

Одоление смуты, сс. 323-324

 

Смерть царевича (Димитрия) могла быть выгодна только тому, кто стремился уничтожить саму Россию, нанося удар в наиболее чувствительное место ее церковно-государственного организма, провоцируя гражданскую войну и распад страны. В связи с этим небезосновательной выглядит версия о религиозно-символическом характере убийства царевича, олицетворявшего собой будущее Православной русской государственности. Косвенными свидетельствами в ее пользу служат сегодня многочисленные доказательства ритуального характера убиения Царственных Мучеников в Екатеринбурге в 1918 году.

Русская симфония, с. 177

 

Царь Православный

 

Да, государством должен править помазанник Божий, монарх. Но не станет ли призванный впопыхах, без должного духовного разумения и соборного рассмотрения царь тем, от кого предостерегает нас апостол, о котором сказано в Апокалипсисе? Таковы мои опасения, но они не отменяют того очевидного факта, что для пользы России необходимо, чтобы Русское государство возглавил человек глубоко верующий, православный, пребывающий в духовном единстве с народом, составляющий с народным телом одно целое.

Одоление смуты, с. 170

Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть... видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер царской власти - не земной, но небесной, по слову Писания: «Сердце царя - в руце Господа... Куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1).

Русская симфония, с. 374

 

Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой символически соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое. В своем царском служении он «не от мира сего», и поэтому перед ним, как перед Богом, все равны, и никто не имеет ни привилегий, ни особых прав. «Естеством телесным царь подобен всякому человеку. Властию же сана подобен... Богу. Не имеет бо на земли вышша себе. Подобает убо (царю) яко смертну, не возноситися, и, аки Богу, не гневатися... Егда князь беспорочен будет всем нравом, то может... и мучити и прощати всех людей со всякою кротостию», - говорится в одном из сборников второй половины XVI века.

Русская симфония, с. 164

 

Русский государь не есть царь боярский. Он не есть даже царь всесословный - то есть общенародный. Он - Помазанник Божий.

Русская симфония, с. 167

 

Верховная власть православного Государя одновременно есть покровительница народных святынь и гарантия политической стабильности общества, непреодолимая преграда на пути разрушительных партийных склок, вернейшая защита России от беспредела амбициозных и властолюбивых политиканов, рвущих страну на части во имя удовлетворения своих сребролюбивых и тщеславных вожделений.

Одоление смуты, сс. 339-340

 

Церковь

 

Православная Церковь - соборная совесть народа. Она, как заботливая мать, воспитала в нем его лучшие черты. Она сурово обличала его грехопадения и давала силы восстановить утраченное. «Кто жаждет - прииди ко Мне и пей», - возглашала Церковь словами Священного Писания и щедро поила пришедших и уверовавших живой водой евангельской правды. Прочтите - верующий вы человек или нет - Нагорную проповедь Иисуса Христа, Господа нашего, подъявшего на рамена Свои груз всех грехов, неправд и злоб наших, претерпевшего во искупление их унижения и издевательства, оплевания, биения и страшную, поносную смерть на Кресте - прочтите эти свидетельства безграничного милосердия Божия (Евангелие от Матфея, гл. 5, 6, 7) и скажите честно: где-нибудь, когда-нибудь встречали ли вы учение более возвышенное, чистое и преисполненное любви?...

Одоление смуты, с. 9

 

Особенно громко и ясно должен звучать голос церковного вразумления в годины всенародных испытаний и смут. Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, прикрываясь мнимой «неотмирностью» тогда, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели. Потому-то я и считаю для себя необходимым внести свою посильную лепту в воссоздание Святорусской державы. Объединяющее и примиряющее влияние Церкви сегодня тем более потребно, что при обилии сокрушающей критики особенно заметно почти полное отсутствие положительных, созидательных, всесторонних программ.

Одоление смуты, с. 107

 

Самонадеянный гордец ничего в Церкви не поймет. В упор будет смотреть - и не увидит. Чудеса будет наблюдать - и не заметит... Так что если кто искренне правды взыскует, тому прямая дорога в Храм.

Одоление смуты, с. 159

В Церковь, к Богу нельзя приходить с «инспекционной целью» - как, мол, там дела, чего хорошего? Основанием истинной, живой веры (что есть дар бесценный, поверьте!) может стать лишь покаянное, смиренное обращение за помощью к Тому, Кто сказал: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя...» (Пс. 49:15). «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23:26), - обращается Господь ко всем нам словами Священного Писания. В Церковь можно войти лишь преклонив свою горделивую выю под ярмо послушания Заповедям Божиим.

Одоление смуты, с. 198

 

Все ошибочные мнения о Церкви происходят из-за непонимания людьми главной истины учения Хpистова - о спасении человека. Зная немощь и растление естества человеческого, Пpеми-лосеpдный Господь заповедал нам спасаться не в одиночку - разрозненно и самостоятельно, но совместно, помогая друг другу на этом пути, составляя единую духовную семью, единое благодатное царство добра - Церковь Христову. Соединяясь в духе Истины и Любви, мы с вами становимся Церковью по мере того, как воплощаем в нашей жизни заповеди Божии. Церкви Своей Господь даровал все необходимое для спасения человеческого: законных пастырей, правую веру, благодатные Таинства.

Одоление смуты, с. 280

 

Именно Церковь стала центром святоотеческой государственности - не насилующей народа, не создающей рабства, следящей за духовным возрастанием и нравственным самосовершенствованием каждого. Церковная идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав, как это было на Западе. Здесь берет начало весь уклад русской жизни, как бы ни изменялись его формы с течением времени.

Одоление смуты, с. 9

 

Чада мои, знайте - если нам, людям, бывает порой трудно разобраться, где истинная Церковь, то уж главный враг ее, сатана, прекрасно это понимает. Зная, что только в Церкви возможно спасение человека, он всеми силами старается уничтожить ее. Многовековая история Церкви написана слезами и кровью мучеников за веру. «В мире будете иметь скорбь, - предрек Господь Своим последователям, искателям правды Царства Божия, - но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Во всей полноте сбылось это пророчество Спасителя на судьбе Православной Церкви. За все время ее существования вряд ли можно найти хоть один момент, когда православные не подвергались бы гонениям.

Голос вечности, с. 264

 

Знайте и помните, что именно Церковь есть больница для исстрадавшейся души человеческой. Принесите сюда груз своих недоумений и соблазнов, грехов и печалей - здесь излечивается любая болезнь греховная, ибо врачует не человек, но Врач Всемогущий, сказавший о Себе: «(Я) Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Голос вечности, с. 265

 

Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? - Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным - без лести, мужественным - без жестокости, щедрым - без расточительства, стойким - без фанатизма, сильным - без гордости, милосердным - без тщеславия, ревностным - без гнева и злобы? - Церковь Православная!

Одоление смуты, с. 32

 

Нет в мире силы, способной заставить замолчать голос церковной проповеди, от полноты любящего сердца вещающий о нашей всенародной обязанности спасти Святую Русь, сохранить и приумножить драгоценное наследие предков.

Одоление смуты, с. 55

 

Русская Православная Церковь... вероучение Господа нашего Иисуса Христа содержит непо-врежденно и верно. Любое уклонение, любая ошибка, на которые можно было бы указать как на пример, есть заблуждения того или иного человека, будь он мирянин или лицо духовного звания. Эти личные заблуждения не нарушают чистоты хранимого всей соборной полнотой Церкви исповедания. Вину отдельных личностей недопустимо переносить на всю Церковь!

Одоление смуты, с. 314

 

По отношению к той позиции, которую должна занимать Церковь в современном мире, существуют две неприемлемые крайности. Согласно одной из них - Церковь полностью «не от мира сего», а потому она принципиально не может вмешиваться в какие бы то ни было мирские дела. Нелепость подобных взглядов очевидна. Достаточно сказать, что если бы такая точка зрения восторжествовала в истории, не было бы у русского народа ни Сергия Радонежского, активно способствовавшего политической централизации русских земель вокруг Москвы, ни Иосифа Волоцкого - первого приверженца «симфонии властей» духовных и светских, ни патриарха Гермогена, всемерно препятствовавшего политическим притязаниям иноверных претендентов на Российский престол, ни Иоанна Кронштадтского - грозного обличителя революционеров и мятежников.

Одоление смуты, с. 106

 

На протяжении столетий Церковь и Государство в России были связаны столь неразрывно, столь прочно, что казалось: крушение Российской Империи неминуемо повлечет за собой и крушение Русской Церкви. Это представлялось тем более вероятным, что после петровских реформ живо-творящие соборные начала оказались поврежденными равно в области государственного и церковного управления... Последняя отчаянная попытка восстановить эти начала на уровне политическом, земском, закончилась на Дальнем Востоке неудачей вследствие военного поражения в Приморье. Но даже сама попытка эта - пусть и неудачная - стала возможной лишь потому, что четырьмя годами раньше, в Москве, на Поместном Соборе 1917-1918 гг. чудесным успехом завершилась деятельность ревнителей восстановления благодатных соборных начал в жизни Церкви. Государство пало под натиском Смуты. Церковь - выстояла...

Русская симфония, сс. 468-469

 

Две тысячи лет стоит Святая Православная Церковь посреди мирских бурь. Двадцать столетий несет она людям свет Истины, преизобильно подавая дары благодати Божией тем, кто готов следовать ее увещевающему гласу. Бесценны сии дары - спасительные, животворящие, врачующие наши греховные язвы. Потому-то все силы зла, вся бездна ада, - горя безумной ненавистью к Богу и завистью к спасаемому человечеству, - прилагают неимоверные усилия, дабы уничтожить ненавистное Православие, исказить, обессилить его, развратить православный народ и сокрушить национальную государственность, являющуюся «оградой церковной». По многим признакам можно судить, что сегодня эта многовековая брань близка к кульминации. Так стоит ли удивляться бесчисленным ранам, полученным нами в сей яростной борьбе? Стоит ли дивиться царящему безверию и духовной немощи, когда Сам Господь предрек, что лишь «малое стадо» сохранит Ему верность среди гонений и соблазнов «последнего времени»?

Одоление смуты, с. 133

 

Церковь есть больница для души, и, как во всякой больнице, в ней пребывают люди страждущие недугами (в данном случае - нерадением, духовной леностью и т.п.). Всесилие же врачевства церковного подтверждается выздоровевшими - сонмами бывших грешников, возведенных благодатию Божией к вершинам святости и благочестия. Таковы все прославленные Церковью угодники Божии, постепенно очищавшие себя от греховной порчи.

Одоление смуты, с. 134

 

Церковь есть хранилище истин, драгоценный ковчег, содержащий в себе учение о Боге, мире, человеке, - в том числе и о богоугодных формах человеческого общежития: государственного, общественного, семейного. Она Самим Господом призвана к тому, чтобы свидетельствовать миру об этих истинах, вразумляя произволяющих и обличая злонамеренных.

Одоление смуты, с. 137

 

В своей мистической полноте Церковь, как Тело Христово, - совершенна и неприступна, по слову Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Никакие земные бури, никакие человеческие мятежи и нестроения, никакие порывы сатанинских, демонических сил не могут нанести ее единству, ее спасительным свойствам, ее благодатной мощи никакого, даже самомалейшего ущерба. История подтверждает это весьма наглядно. Небесная, «торжествующая» Церковь есть Церковь воскресшего Христа, «смерть поправшего и дьявола упразднившего». Но Церковь «земная», понимаемая как сообщество верующих, находится в непрерывных борениях. Православное предание определяет ее как Церковь «воинствующую», и в битвах, случается, она получает раны, несет урон и ущерб.

Одоление смуты, с. 236

 

Историческая жизнь Церкви в ее духовной полноте самодостаточна и независима от стихий суетного и мятежного мира. Что бы ни происходило вокруг, какие бы богоборческие вихри ни бушевали в среде грешных и страстных человеков - Православная Церковь, как Богочеловеческий организм, никакого ущерба не понесет, ибо содержимая ею Божественная Истина вечна и неизменна, абсолютна и не подвержена никаким изъятиям. Порукой тому - Сам Господь Иисус Христос, небесный Глава святой Церкви Своей, засвидетельствовавший о Себе словами Священного Писания: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть, и был и грядет, Вседержитель» (Апок. 1:8).

Одоление смуты, сс. 254-255

 

Церковь ввергается в искушения и изымается из них по воле Божией, в соответствии с недомыслимым Промыслом Его, и это промыслительное устроение церковного бытия ни в коем случае не может служить для отдельных людей - будь они простыми мирянами или высокопоставленными иерархами - оправданием их равнодушия и бездействия, когда речь заходит о построении христианской государственности.

Одоление смуты, сс. 255-256

 

Существует ли вообще в наше время Единая Истинная Церковь? Конечно, существует! Но где же она? По каким признакам можно отыскать ее среди множества современных ветвей христианства? Во-пеpвых, настоящая Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское вероучение, проповеданное апостолами. Как сами апостолы, так и их полноправные преемники, епископы первых веков, тщательно наблюдали за чистотой веры, отлучая от Церкви тех, кто уклонялся в ложные мудрствования и неправые учения. «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», - предупреждал народ церковный святой пеpвовеpховный апостол Павел (Гал. 1:8)... Вторым признаком Истинной Церкви является благодать... Хотя благодать есть сила невидимая, существует внешнее условие, по которому можно судить, присутствует ли она в Церкви или нет. Это условие - апостольское преемство. Со времен первых христиан благодать давалась верующим в Таинствах церковных. Совершителями этих Таинств были сперва сами апостолы, затем - епископы и священники. Право совершать Таинство передавалось исключительно преемственным способом. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Если огонь погас, или цепь преемства прервалась - нет больше ни священства, ни таинств, потеряна благодать Божия и утрачены средства освящения верующих... Наконец, желающий найти истинную Церковь Христову, может сделать это с помощью исторического исследования. Истинная Церковь несомненно должна восходить историей своей к апостольским временам. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная ветвь христианства, чтобы отыскать истину, ибо не может быть истинной Церковь, возникшая спустя много столетий после апостольских времен. Такая «церковь» - плод человеческого суемудрия и своеволия, доказательство гибельного заблуждения своих последователей.

Одоление смуты, сс. 280-283

 

Все совершается промыслительно, и мы не знаем конечной судьбы Церкви в современных условиях жизни, но признаки печальные.

Пою Богу моему, с. 352

 

Нет на свете уз крепче, нежели узы осмысленного религиозного долга, нет и наказания страшней, чем отлучение от Церкви - врачевательницы падших человеческих душ, надежной проводницы верующих ко спасению в блаженной вечности.

Русская симфония, с. 390

Православная Церковь сформировала и воодушевила русскую государственность, даровала народному бытию великую цель и вечный смысл бытия, образовала наш национальный характер, соделав его драгоценным ковчегом для благоговейного хранения Истин Божественного вероучения. Русская духовность неразделимо срослась с державностью, и уничтожить одно без другого было просто невозможно. Потому-то издавна, осторожно и терпеливо, маскируясь и лукавя, подтачивали русоненавистники и богоборцы это соборное единство. Программы, имевшие своей целью уничтожение России как оплота христианской государственности в мире, были спланированы не вчера и выполнялись тщательно и неуклонно.

Русская симфония, сс. 267-268

 

Дерзостно и нагло, как никогда ранее, лжеименный человеческий разум претендует на самоценность, на некое высшее знание и значение, бросая вызов Богу, бесстрашно попирая Закон Божий, отвергая Крестную Жертву Христову. Большая часть человечества отвергает Единую Соборную Апостольскую Церковь, которую «нашего ради спасения» оставил на земле Сам Христос и которую до скончания века не одолеют, согласно Его обетованию, врата адовы. В этом страшном море всеобщей апостасии малым островком спасения еще удерживается Православная Россия, недавно освободившаяся милостью Божией от многодесятилетнего богоборческого пленения.

Стояние в вере, с. 10

 

Черная сотня

 

В пылу полемики зачастую совершенно теряется начальный смысл понятий. Так, например, произошло с названием «черносотенец». Те, кто употребляет его в виде бранной клички, очевидно и не подозревают, что оно имеет многовековую и весьма достойную историю. Впервые словосочетание «черная сотня» появляется в русских летописях XII века. Долгое время на Руси общество делилось на два разряда лиц - «служилых людей» и «черных». Черные люди, называвшиеся иначе «земскими», объединяли в своих рядах ремесленных горожан и свободных хлебопашцев, в отличие от служилых, чья жизнь была неразрывно связана с государственной службой. Соответственно «черные сотни» представляли из себя форму местной самоорганизации земских людей, чьим трудом и ратным героизмом из века в век мужала и крепла Россия.

Одоление смуты, сс. 147-148

 

Сегодня необходим титанический труд, чтобы извлечь, наконец, нашу Родину из... псевдоисторического хлама и мусора, отмыть от нечистот и вернуть ее истории фактическую достоверность и нравственное величие. Вот, например, зловредный миф о «черносотенных еврейских погромах», который стараниями наших средств массовой информации превратился в патентованное средство для иллюстрации «зоологического русского антисемитизма». Ведь он не выдерживает никакой критики, никакой фактологической проверки. Возьмем для примера самый страшный по своим результатам (более 500 убитых) одесский «погром» октября 1905 года, ставший сегодня хрестоматийным аргументом борцов с антисемитизмом. Так он, строго говоря, вообще не подходит под это название, ибо неизвестно еще - кто кого громил. Иудеев погибло (по их собственным данным) около 300 человек, «погромщиков» (по данным правительства) - почти столько же. Это при том, что безоружной толпе противостояли «отряды еврейской самообороны», обладавшие, по собственному признанию, к началу беспорядков 350 револьверами, которые через день были дополнены большой партией оружия, розданной в одной из городских синагог... Понятно, что по прошествии стольких лет нечего считаться, кто прав, а кто виноват, но придерживаться исторической правды все же необходимо.

Одоление смуты, с. 267

 

На волне противостояния смуте стали быстро развиваться и расти православно-патриотические партии и организации. Русское собрание и Союз Михаила Архангела, Союз Русского Народа и Монархическая партия, другие общественные союзы и объединения встают на пути дальнейших потрясений... Типичными пунктами программ правых партий (которые с «легкой» руки советской исторической «науки» до сих пор представляются человеку, мало сведущему в этом вопросе, некими зловещими организациями) были следующие требования (на примере Русского Собрания): - Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение... Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах. - Царское Самодержавие должно основываться на постоянном единении Царя с народом. - Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной народности служить России... в достижении общегосударственных задач... Все попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы. - Верховным мерилом деятельности государственного управления... должно быть народное благо, причем государство, открывая достаточно простора для местного самоуправления, должно блюсти, чтобы это самоуправление нигде не клонилось к ущербу русских народных интересов - религиозных, умственных, хозяйственных, правовых и политических. Это была платформа, которая смогла тогда сплотить здоровые силы русского общества.

Русская симфония, сс. 262-263

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!