Сердечное безмолвие



 

Что же такое сердечное безмолвие? Это очень высокое состояние сердечной области человеческого духа. Это великое состояние. Немногие подвижники благочестия достигали этих высот. Сердечное безмолвие заключается в том, что человек как бы замыкается в своем сердце и внутренне, духовными очами предстоит в трепете и в страхе пред лицем Божиим. Для него тогда не существует внешнего мира. Есть только он - и Господь. Вот это состояние и называется сердечным безмолвием: когда в сердце не подымается никакой помысл, никакое греховное движение, ничего, что нарушило бы внутреннюю тишину и внутреннее созерцание Бога Слова.

Голос вечности, с. 51

 

Сердце

 

В страстном сердце бушует ветер греха, ветер погибели. Сюда прилетают слуги лукавого и, как птицы, похищают все, что сеется в злое сердце. Не может такое сердце воспринять Божественное слово. И поэтому оно остается совершенно бесплодным. Человек, имеющий греховное сердце, как бы атрофирует сам, своим волеизъявлением чувство духовного восприятия... Но есть люди, которые имеют иное сердце - не совсем порочное, но как бы окаменелое. Такое сердце страшится всякого труда. Человек, имеющий окаменелое сердце, прислушивается к слову Божественному, даже воспринимает его, но не готовит себя ко всякого рода испытаниям, не укореняет в себе истинного учения. И потому, по слову Христову, когда он встречает искушения или гонения за слово Божие, то тотчас соблазняется, «увядает» и даже отпадает, потому что сердце его малодушно, не приспособлено к борьбе. Есть и третья категория людей. Это люди, которые в жизни своей хотят сочетать одно и другое, служить Богу и маммоне, т. е. воспринять учение Божие и в то же время обогатиться в веке сем... И я бы сказал, что большинство из нас как раз уподобляется людям, которые имеют... тернистое сердце.

Голос вечности, с. 185

 

Если сердце бывает свободно от страстей, то и ум бывает свободен от помрачения. В силу этого под целомудрием можно понимать нравственную чистоту сердца, воздержание от плотских страстей, сквернословия, соблазнительных телодвижений и нескромных взглядов.

Пою Богу моему, с. 59

 

Симфония властей

 

Важнейшим носителем соборного духа в народе, обществе и государстве является Церковь. В имперском государственном механизме Православного Царства именно тесное, «симфоническое» сплетение Церкви и Империи является основой жизнеспособности и крепости равно светской и церковной властей.

Русская симфония, с. 425

 

В России во все века Церковь была заинтересована в сильной, здоровой и ответственной власти. Не из подобострастия, конечно, а потому, что такая власть - это мир вместо гражданских конфликтов и войн, это возможность воспитать из русских детей достойных граждан, а не безродных рвачей и беспамятных себялюбцев, это возможность научить русских девушек быть верными женами и любящими матерями, а не размалеванными блудницами, это возможность спокойно и внятно объяснить людям, что смысл жизни - в спасении души, то есть в творении добра и правды, а вовсе не в бешеной гонке за деньгами и славой. Такая власть всегда укрепляла на Руси свое единство с народом бережным отношением к его святыням. Потому-то их взаимоотношения даже в худшие времена быстро теряли характер конфликта, недоверия и отчуждения, без лишнего труда становясь отношениями сослужения, соработничества на ниве Божией, угождения Господу в делах правды и благочестия.

Одоление смуты, с. 37

 

На попечительном, отеческом отношении Церкви и духовно-нравственной стороне государственной и общественной жизни веками основывалась «симфония властей» - светской и духовной. Эта симфония есть такое их взаимное отношение, когда каждая несет полноту ответственности в своей области, в то же время взаимно поддерживая, дополняя и обогащая друг друга. К этому идеалу не может не стремиться Церковь, ибо в нем во-площен многотысячелетний опыт христианской национальной государственности - человеколюбивой и сострадательной, в отличие от той беспощадной системы, которую в России ныне пытаются прикрыть фиговым листком «демократии».

Одоление смуты, с. 38

 

Отношения Церкви и государства на деле есть отношения двух властей - светской и духовной. Всякая власть от Бога, и потому - пока управление государством не будет осознано как религиозное служение, как «Божие тягло», - не ждите добра. «Симфонии властей», то есть их гармоничного взаимного сочетания, не получится. Тем более бесплодно нынешнее модное поветрие, считающее верхом совершенства теорию «разделения властей» на исполнительную, законодательную и судебную при полном отсутствии централизованного контроля. Разделение не может нести в себе доброе начало, в нем «генетически» заложены семена конфликтов и ссор. Другой вопрос, что и единство не принесет добра, если оно искусственное, механическое, внешнее. Основой единства должна быть духовная общность, и здесь роль Церкви незаменима. Дай нам, Господи, уразуметь это как можно скорее...

Одоление смуты, сс. 199-200

 

Русь, по милости Божией, была создана и возвеличена совокупным неустанным трудом «священной сугубицы» - Церкви и Государства, власти светской и духовной, воплощенных благодатными фигурами Помазанника Божия - Царя и церковного предстоятеля - Патриарха. Их гармоничное и творческое сослужение, получившее название «симфонии властей», стало воистину «русской симфонией», позволившей России за долгие столетия ее бурной истории одолеть все беды и напасти, смуты и мятежи, агрессии и войны, в изобилии обрушивавшиеся на страну.

Одоление смуты, с. 253

 

В суровые годины испытаний и смут, в эпохи бурные и мятежные, которыми столь богата отечественная история, это учение о симфонии властей становилось для российского государственного корабля надежным кормилом и прочной опорой. Вплоть до страшной духовной катастрофы, постигшей наш народ вслед за богоборческими революциями 1917 года, один из основных законов Державы прямо и недвусмысленно гласил: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния...».

Русская симфония, сс. 427-428

 

Только в православном царстве возможна та «симфония властей», о которой писали и церковные подвижники, и видные государственные деятели России. Но такая власть - это дар Божий, ее нужно вымолить, надо заслужить: верой и, главное, верностью заповедям Господним. Все же другие формы земного правления посылаются нам за грехи, и надобно иметь много терпения и мужества, чтобы нести на себе этот крест, искупая покаянием и смирением отступление народа от пути спасения.

Стояние в вере, с. 102

 

Необходимо не только осознать свои прегрешения, но и добровольно воспринять на себя те или иные скорби и страдания во искупление своих грехов. Только тогда по-настоящему будет совершаться наше исправление... Если мы будем отвергать всякие скорби, считая их незаслуженными, если станем оправдывать себя пред Богом, то покаяние наше будет тщетно.

Голос вечности, с. 238

 

Скорби

 

Не бойся тех скорбей и искушений, с которыми тебе приходится встречаться дома и на работе. Всему надлежит быть. Набирайся терпения на всю жизнь.

Время приобретения, с. 64

 

Любое нравственное совершенствование возможно только через скорбь. Человек оплачивает свое духовное возрастание теми тяготами, которые встречаются на его пути, тем терпением, тем умением пережить боль, которые свойственны лишь опытным и мудрым. Беда лишает человека ощущения внешнего благополучия и заставляет пересматривать свое духовное состояние. И первый шаг на пути христианского совершенствования - это признание своего неблагополучия. Шок, духовная встряска. Когда такое происходит, человек начинает чувствовать, что в жизни его что-то неверно, чего-то не хватает. И если он будет при этом, не боясь, задавать самому себе неприятные, «проклятые» вопросы - он неизбежно придет в Церковь, придет к религиозному мироощущению, к пониманию того, что без Бога невозможно полноценно существовать.

Одоление смуты, с. 220

 

Скорбь, связанная с отсечением греховных привычек, впоследствии принесет радость, а благоденствие подвигнет к благодарению Бога за Его к нам неизреченные милости.

Дай мне твое сердце, с. 67

 

Стремление к покою, к освобождению себя от всякого рода скорбей и лишений расслабляет наш душевный организм. На пути спасения обязательно будут скорби - либо непосредственно от врага, либо от людей. Но поскольку лукавый слишком коварен и жесток - против него очень трудно бороться в одиночку, и если уж он начнет искушать нас лишениями и скорбями, то мы своими немощными силами навряд ли перенесем все это.

Голос вечности, с. 80

 

Ты правильно поступаешь, когда сравниваешь свои страдания со страданиями других и находишь, что они против последних во много раз легче.

Дай мне твое сердце, с. 222

 

Ты потому не переносишь с терпением встречаемые тобой скорби, что не знаешь их значение. А в Новом Завете сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Дай мне твое сердце, с. 280

 

Без скорбей не проживешь. Они - двигатели в нашей застойной жизни. Не будь их, мы бы давно засохли без действия.

Дай мне твое сердце, с. 309

 

Если бы ты поплакала от скорби и плач свой обратила в молитву ко Господу о помощи, то все бы стало на свое место. Попробуй сие совершить, и ты сама увидишь приходящую к тебе помощь. Только молись не от обиды, а от желания иметь мир и чистоту.

Дай мне твое сердце, с. 323

 

Чрезмерная скорбь, несомненно, от лукавого.

Дай мне твое сердце, с. 256

 

Конечно, если ты в тяжкие минуты говоришь себе, что тебе еще мало этих страданий за грехи твои, в таком случае ты поступаешь хорошо.

Дай мне твое сердце, с. 219

 

Если у тебя появится или вообще будет пребывать скорбь о том, что муж недугует, то этим не смущайся. Это скорбь естественная. Нельзя же быть истуканом и никак не реагировать на немощь ближнего. Спасительной скорбь будет тогда, когда ты будешь не обижаться, а сострадать недугу мужа и молиться о его исцелении.

Дай мне твое сердце, сс. 331-332

 

Славолюбие

 

Как мы хотим, чтобы люди о нас думали и говорили только хорошее! Оно, конечно, приятно, когда люди говорят о нас доброе, - но только при условии, что мы воистину хорошие и прежде всего смиренные люди. А если у нас нет смирения? Если нет в нас настоящей добродетели, а только одна видимость - вы думаете, хорошо, что и в этом случае люди доброе о нас рекут? Нет! Спаситель мира прямо сказал: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Горе вам - потому что человек, приклоняющий свое ухо и сердце к славе или похвале человеческой, не утвержден в добре. Достаточно сказать что-либо о таком человеке унизительное или прискорбное, как он сразу меняется и в лице, и в настроении.

Голос вечности, с. 250

 

Служение

 

Где бы ни служить, лишь бы это служение приносило пользу людям и себе. О дальнейшем не будем загадывать. Господь Сам устроит во благо и спасение наших душ.

Время приобретения, с. 42

 

В церкви нет национальностей, «несть эллин и иудей»; она различает людей только по служениям. Есть служение царское, есть - патриаршье, есть - монашеское, есть служение мирян. Так вот, русское служение - одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское - заключается в том, чтобы до конца времен стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни Веры. Доколе мы помним об этом - жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам - нашим и Божиим! А за верность долгу и понесенные труды воздаст Господь воинам Своим воздаянием великим и вечным, всех благ которого не может вместить ныне жалкое человеческое воображение.

Одоление смуты, с. 233

Если ты от всего сердца стремишься посвятить себя служению Богу, то тебе не следует искать себе «братьев» среди иного пола.

Время приобретения, с. 7

 

Смерть

 

Смерть, разрешая наши узы на земле, ставит нас пред лицем вечной Правды. И вот здесь-то и произойдет испытание нашей совести. Здесь-то и состоится проверка нашего багажа. Здесь будут определяться, возлюбленные братья и сестры, наши деяния, наша склонность духовная. Если большая часть нашего душевного устроения будет склоняться к добру, значит, мы шли в своей жизни к Богу. Если же наоборот, преимущество в наших душах получит зло, значит, на земле мы удалились от Бога, а следовательно, и от жизни вечной.

Голос вечности, с. 126

 

Отвергая истины Церкви, мы совершаем самоубийство духовное, гораздо более страшное, нежели телесная смерть, ибо лишаем себя не этой временной жизни, но жизни вечной, блаженной, полной высшего смысла и духовного торжества, святой радости, о которых, живя в грешном мире, не можем составить себе понятия!

Одоление смуты, с. 201

 

Спрашиваешь, как тебе вести себя в предсмертные минуты? Прежде всего, твердо уверься в том, что в настоящее время твое положение послано от Господа для твоего спасения. Далее. Предай себя всецело воле Божией. Помни, что для тебя сейчас единственный подвиг добродетели, который будет тебе сопутствовать в жизнь вечную, заключается в терпении и молитве. Говори Богу: «Господи, хоть я и недостойна Твоей милости, но Ты по Своему человеколюбию помилуй мя и не лиши Своего Царствия. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Не допускай ни отчаяния, ни чрезмерной надежды, но иди средним путем - путем плача о злых содеянных и надежды на милосердие Божие за молитвы духовного отца.

Дай мне твое сердце, сс. 192-193

 

Смерть без покаяния может свидетельствовать о тайных и явных грехах человека.

Дай мне твое сердце, с. 232

 

Размышлять о смерти хотя бы и за службой полезно, но это размышление должно сопровождаться плачем о грехах, а не о видах смерти.

Наука смирения, с. 228

 

Осуждать умерших погрешительно. Что же касается того, достигнут ли вечного спасения те люди, которые осуждали Церковь и ее священнослужителей, то надо сказать твердо: нет. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», - говорит св. Киприан Карфагенский.

Дай мне твое сердце, с. 251

 

Не ужасайся тому, что смерть внезапно нашла на человека. Это нам урок, чтобы мы всегда помнили об исходе и жизнь свою проводили спасительно.

Наука смирения, с. 100

Смирение

 

Истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги - как ратные, так и гражданские. Но все непременно надобно делать с разумом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.

Одоление смуты, с. 206

 

Смирение препобеждает всякие лукавые замыслы человека, и молитва смиренного всегда бывает услышана Богом.

Время приобретения, с. 40

 

Единственным противоядием гордости является смирение. Это величайшая добродетель, которая, несомненно, способствует нам с вами на пути духовного восхождения.

Голос вечности, с. 69

 

Смирение - трудно определимое понятие, поэтому лучше смотри на образ Христа, смирившегося нас ради.

Дай мне твое сердце, с. 100

 

Смирение многих привело к спасению.

Голос вечности, с. 69

 

Одной из главных христианских добродетелей является смирение. Смиряясь с волей Божией, которая открывается людям и целым народам в изменении обстоятельств жизни, в скорбях и тяготах, закаляющих дух и укрепляющих веру, мы свидетельствуем перед Господом о признании собственной немощи, о жажде благодатной помощи свыше. Такая вера, такая надежда, основанные на словах Самого Христа: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), - никогда не остаются без ответа. Попытки же несмотря ни на что, собственными силами достичь желаемого - даже если цель сама по себе полезна, благочестива и похвальна - свидетельствуют о пагубной гордыне, полонившей сердце такого самонадеянного делателя.

Стояние в вере, с. 211

 

Нельзя думать, как это допускают люди атеистически настроенные, что смирение пред Богом связывало человеческие способности... Смирение связывало только гордость, которая переносит центр внимания с Бога на человека и препятствует замечать свои ошибки или погрешности, а следовательно, и исправлять их.

Пою Богу моему, с. 316

 

Защищать справедливость ближнего перед начальством необходимо, хотя бы тебе за это и выговаривали. Вот когда тебя лично будут обижать, тогда и смиряйся и прощай.

Время приобретения, с. 147

 

Многие из вас могут подумать: ну что тут особенного - помыслить, что все добрые, а мы вот только плохие? Действительно, произнести в мыслях такие слова легко, не требуется здесь от нас особых подвигов. А вот прийти в настоящее сознание самих себя, сердцем осознать, что мы находимся в рабстве у греха, - это уже дело великое. Но если мы люди грешные, то можем ли мы кого-либо осуждать, или кому-либо досаждать, или прекословить, или возражать и тем более гневаться? Конечно, нет, возлюбленные братья и сестры, и в этом-то и заключается величие смирения. Если мы осознаем это, если постараемся отвергнуть гордыню, воспринять настоящее смирение, то, поверьте, мы, несомненно, преуспеем на спасительном пути.

Голос вечности, с. 70

 

Надо о себе думать смиренно, без превозношения и считать себя счастливой при сознании, что ты хоть и последняя, но все же являешься духовной дочерью своего отца, который прилагает свои старания к твоему уврачеванию.

Время приобретения, с. 24

 

Там, где ты сомневаешься в своем смирении, и не требуется особо его.

Время приобретения, с. 41

 

Ты спрашиваешь, почему тебе так трудно смиряться пред людьми. Это потому, что ты еще не взошла на ту ступень христианской любви, о которой сказано, что любовь милосердствует (сострадает) и все переносит (1Кор., 13-я глава). Вот если ты в меру своих сил будешь сносить немощи ближних, тогда и достигнешь истинного смирения.

Дай мне твое сердце, с. 148

 

В смирении ты еще несовершенна, раз некоторых людей ставишь ниже себя... Когда ты достигнешь в своем чувстве, а не в разуме только понимания, что ты хуже всех, тогда я скажу, что... (ты) достигла высшей ступени совершенства. Тогда ты сама почувствуешь, как близок к тебе Господь.

Дай мне твое сердце, с. 150

 

Умоляю тебя, оставь свои убеждения, основанные на правдивости человеческой, и восприми убеждения Христовы, основанные на любви. Ты слышишь, как Он учит: если «вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:23-24). Не ты имеешь, а на тебя имеют обиду!

Дай мне твое сердце, с. 171

 

Не доброе твое смирение от мысли, что ты грешнее всех сестер и поэтому не хочешь с ними даже встречаться. Потому-то тебе и надо с ними встречаться, что они лучше тебя и научат тебя добру.

Дай мне твое сердце, с. 244

 

Одного желания быть кроткой и смиренной недостаточно. Необходимо желание свое приводить в действие. Без этого все наши желания не получат осуществления. Если человек голодный, то он всеми силами своими ищет утолить голод. Вот так должны и мы с тобой действовать в своем желании приобресть добродетели.

Наука смирения, с. 253

 

Смирение пусть будет всегда в твоем сердце, и увидишь Божию милость на себе.

Время приобретения, с. 135

 

Итак, мы положили с тобой научиться смирению... В чем состоит этот путь? В признании самого себя хуже всех людей, вменение себя ни во что. Чтобы путь сей начать успешно, необходимо расположить самого себя к радушному перенесению всякого рода скорбей и искушений. И в каждом искушении или уничижении видеть для себя преподаваемые уроки смирения... Открой очи свои и виждь. Послушай, что говорит о себе авва Дорофей: «Если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле» (авва Дорофей, с.189). Вот и ты усматривай в своих горечах проявление твоей гордыни и поступай по совету аввы Дорофея. Запомни: все горечи, что идут к тебе..., воспринимай как уроки смирения. В таких случаях говори: «Господи, достойна я уничижения, научи меня настоящему смирению».

Наука смирения, сс. 280-281

 

Оправдаться можно, но опять-таки со смирением. Однако гораздо спасительнее всегда говорить: «Простите, виновата». Так учат нас подвижники благочестия.

Наука смирения, с. 26

 

Раз уж ты просишь у Господа научить тебя смирению, то с радостию воспринимай посылаемые тебе от Господа уроки смирения (искушения), иначе напрасен будет весь твой труд.

Наука смирения, с. 98

 

Смута

 

Смута - отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием - дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, Богоугодного жития. Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и поношений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти.

Одоление смуты, с. 42

 

То, что происходит ныне на русской земле, - не ошибка «верхов» и не случайность. Это - яростный порыв бесовщины уничтожить Святую Русь в самых источниках ее, в душах людей русских. Это - дьявольские дела, попытка сатаны и приспешников его упразднить дело Христово, дело спасения человечества от тьмы страстей и рабства греху. Так что же - будем ли мы медлить и далее, искушая долготерпение Божие, ожидая, когда исполнится чаша гнева Его, уготованная нам, маловерным и малодушным, променявшим свое духовное первородство на чечевичную похлебку из заграничных тряпок с яркими этикетками, пепси-колы, жвачки и «гуманитарной помощи»? Или - одумаемся, наконец, очнемся от дурмана и забытья «цивилизованной» жизни, взглянем на наше бытие трезвенным и непредвзятым оком?

Одоление смуты, с. 43

 

Нынешняя смута неизбежно отражается и на Церкви как на сообществе верующих. Тут важно помнить, что чистота веры, ее догматическая и нравственная, святоотеческая полнота и неповрежденность - это те святыни, на пороге которых должно замирать всяческое разномыслие, если мы не хотим оказаться отторгнутыми от спасительной благодати Божией. Если человек будет проводить благочестивую, трезвенную, молитвенную жизнь, Господь непременно дарует ему и потребное разумение во всех житейских делах - включая сюда и политические проблемы. Корень дела - личное благочестие. Будем подвизаться по мере сил, и никому не удастся нарушить наше благодатное соборное единство. Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским - их необходимо терпеть как искушение, как вражеский соблазн, покрывая братской любовью и смиренным вразумлением.

Одоление смуты, с. 205

 

Смута означает утерю народом, обществом, государством согласного понимания высшего смысла своего существования.

Русская симфония, с. 374

 

Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала XX веков) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки бессовестных убийц, во втором - у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов...

Русская симфония, с. 374

 

С точки зрения психологической - смута есть прискорбное помрачение русского самосознания, своего рода «социальная шизофрения», расслаивающая единую историческую личность народа, раскалывающая его единое мировоззрение множеством хаотических, страстных увлечений - несостоятельных, ложных и пагубных. С точки зрения культурной - это судорожный обрыв преемственной многовековой традиции, питающей народную жизнь бесценными соками совокупного опыта многих поколений; разрушение целостности эстетического, художественного восприятия мира, болезненный исход в беспочвенный и бездушный модернизм, паразитирующий на дурных энергиях индивидуалистического извращенчества. С точки зрения национальной - смута представляется потерей естественного иммунитета против разрушительных, всесмесительных космополитических воздействий извне и внутренних болезнетворных тенденций распада. С точки зрения государственной - утерей державной крепости и независимости от внешних корыстных влияний иных стран.

Русская симфония, с. 375

Внешними признаками смуты являются следующие ее черты: 1. Отсутствие в обществе единого здравого мировоззрения, всенародного согласия по важнейшим, принципиальным вопросам человеческого бытия и жизни страны. 2. Отсутствие законной власти, происхождение которой не было бы омрачено ни братоубийственной кровью, ни коварной узурпацией, ни ложным, искусственным правопреемством. 3. Отсутствие необходимого духовного содержания государственной формы, являющееся прямым следствием нарушения «симфонии властей» - светской и духовной. 4. Отсутствие действенных механизмов согласования естественных интересов различных социальных групп: сословных, политических, профессиональных. 5. Отсутствие здравого инстинкта самосохранения народа и государства, порождающее возможности для внешнего, постороннего вмешательства во внутреннюю жизнь страны. 6. Отсутствие прочного государственного единства и территориальной целостности державы, раздираемой внутренними противоречиями, недееспособностью центральной власти и агрессивными вожделениями соседей.

Русская симфония, сс. 375-376

 

Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России - возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обессиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...

Русская симфония, с. 376

 

Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе недостаточны для того, чтобы обуздать злокозненных бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос.

Русская симфония, с. 389

 

Наша нынешняя смута - закономерный результат того страшного духовного истощения, которое стало неизбежным следствием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, перенесенных русским народом за последнее столетие. И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные, духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма-человекобожия, обрядившегося ныне в «либерально-демократические» одежды, - сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета.

Русская симфония, сс. 412-413

 

Наше время не зря называют смутным - в умах и сердцах миллионов людей замутились ныне многие простые и очевидные истины, низвержены без разбора все авторитеты. Мы перестали вникать в смысл понятий, став легкой добычей злонамеренных средств массовой информации, манипулирующих сознанием дезориентированных, обманутых людей, которые безропотно усваивают ложные идеи и губительные антидуховные стереотипы. Пользуясь повальным умственным затмением и религиозно-нравственным оскудением Руси, ненавистники России прежде всего стремятся разрушить те уникальные, многовековые идеи и ценности, которые обеспечивали русскому обществу его феноменальную стойкость и жизнеспособность.

Русская симфония, с. 419

 

Времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута - отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием - дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, богоугодного жития. Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и искушений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти.

Русская симфония, с. 182

 

Смута. Ее религиозной основой, ее духовной первопричиной стал грех гордыни, который, явившись сатанинским искушением самовластья, соблазнил соборную душу Руси. В суете и беспорядках... народ не сумел удержать смиренное сознание промыслительности русской жизни. Вопреки богоустановленному порядку, он восхитил себе Божие право - счел себя источником власти, присвоил право решать, какой быть России далее. В упоении мятежа люди как бы обезумели, забыв, что источник власти на земле один - Бог Всемогущий, засвидетельствовавший о Себе: «Аз есмь Бог-ревнитель. Славы Моея иному не дам».

Русская симфония, сс. 183-184

 

Для укрощения Смуты необходимы меры не только административные, государственные, но прежде всего - религиозно-нравственные, духовные.

Русская симфония, с. 198

 

Стоит, пожалуй, еще раз сказать, что главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. Что никакие злоумышленники не смогли бы раскачать русскую государственность, если бы мы сами не ослабили ее, подточив духовные основы державной мощи России. Что значительная часть чиновной администрации давно уже тяготела к либеральной западной псевдокультуре, несовместимой с истинами Православия. Что интеллигенция в своем огромном большинстве была прямо враждебна Церкви, придерживаясь откровенно атеистических или спиритически-оккультных воззрений. Что молодежь, лишенная здорового духовного развития, легко попадала в сети экстремистских организаций, прикрывавших звонкой фразеологией заурядный политический терроризм...

Русская симфония, с. 261

 

Духовной первопричиной русской трагедии XX века стало помрачение религиозно-нравственного самосознания народа, поддавшегося льстивым посулам земных, тленных благ и ради них отвергшегося того великого служения народа-богоносца, которое было даровано ему свыше и составляло смысл русской жизни на протяжении многих веков. Стоило пошатнуться краеугольному камню веры, как все огромное здание русской государственности обрушилось, похоронив под своими обломками неисчислимые жертвы материалистического обмана. Более того, религиозная энергия и сила русской души, до того верой и правдой служившие делу спасения, делу торжества евангель-ской нравственности и истины Христовой - потеряв православную опору, были легко «перенацелены» на достижение безумных, губительных псевдорелигиозных целей: «торжества мировой революции», «интернациональной солидарности», «построения коммунизма» и тому подобных химер, скрывавших за привлекательной внешностью смертельное для России богоборческое содержание. Творцы революции, обладая многовековым опытом организации антихристианских социальных катаклизмов, рассчитали точно. Они знали, что всякий народ - дитя. Русский же народ, сверх того - дитя доверчивое, доброе и простосердечное. Одурачив его сказками о «народовластии», «всеобщем равенстве», «классовой справедливости», веру России подвергли страшному, огненному, кровавому испытанию...

Русская симфония, сс. 268-269

 

Анализируя причины церковных смут, пытаясь понять тайные пружины нестроений, терзающих православный люд, необходимо прежде всего уяснить, что корень всяческих бед человеческих - гордыня и ее производные: тщеславие, своеволие, сребролюбие, любоначалие, гнев... «От высокомерия происходит раздор», - говорит Священное Писание (Притч. 13:10), «Надменный разжигает ссору» (Притч. 28:25), «Беззакония ваши произвели разделение» (Ис. 59:2).

Стояние в вере, с. 7

 

В грешном, мятущемся человеческом сердце - первопричина всех и всяческих смут.

Стояние в вере, с. 8

Страшнее всяких иных разделений смуты церковные, ибо с каждым отпадением части членов Церкви, склонившихся на человеческие мудрствования, все меньше и меньше остается спасающихся. Ибо только в Церкви, сохранившей неповрежденным учение Христово, проповедь апостольскую и правила семи Вселенских Соборов, возможно спасение.

Стояние в вере, с. 9

 

Кровавая братоубийственная смута стала естественным результатом утери национально-религиозного единства. Придя к власти на волне этого мятежа, христоненавистники первым делом решили покончить с Православием, прекрасно понимая, что до тех пор, пока жива Русская Церковь, их победа не может быть окончательной, ибо сохраняется возможность возрождения Российской Державы во всем блеске ее государственного могущества и духовного величия.

Стояние в вере, с. 10

 

Смущение

 

Гони от себя смущающего тебя, а не того, кто заботится о тебе и кто подает тебе руку помощи в день испытаний.

Время приобретения, с. 32

 

Не допускай, чтобы смущение одолевало тебя.

Время приобретения, с. 16

 

Не смущайся тем, что по разным обстоятельствам ты не можешь посещать по вечерам церковь. Вспомни четвертую заповедь Моисея и успокойся. За это я тебя нисколько не осуждаю. Не опускай только праздничные дни.

Дай мне твое сердце, с. 19

 

Священнику «быстроделающему» ты можешь высказать свое смущение его действиями. Скажи один раз, а дальше молчи.

Время приобретения, с. 127

 

Смысл жизни

 

Должны же люди понимать, зачем они живут? Ведь человек - не животное бессмысленное... А ведь ответ на этот вопрос определяет всю жизнь человека. Смысл нашей жизни - спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие - лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности. Неверующим трудно это понять. Да и истины церковного вероучения постигаются не логикой рассудка, но опытом любви, не головой, а сердцем. Это каждому доступно...

Одоление смуты, сс. 164-165

 

Смысл и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы вернуть себе первозданное райское состояние чистоты и святости, когда сердце человека было недоступно злу и греху, - то состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения, в Эдеме. И, главное, вернуть себе бесценное сокровище утерянного Богообщения.

Одоление смуты, с. 230

 

В этих условиях, когда делается все, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24), необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования. Но одного этого мало: нужно вернуть смысл и нашему соборному, народному бытию. Вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают в этой связи особую злободневность. Тем более, что события русской истории ни по своим масштабам, ни по нравственному значению не укладываются в рамки рационалистического познания.

Одоление смуты, с. 15

 

Сны

 

То, что происходит с тобой во сне, пусть особенно не тревожит твое сердце. Это не твое, и относить его к себе, как грех, не надо. Борьба есть борьба. В бодрственном состоянии храни свое сердце от греховных чувств. Св. отцы советуют сразу предавать забвению виденное во сне искушение. Поступим и мы с тобой так же.

Время приобретения, сс. 99-100

 

Соборность

 

Главными особенностями соборной государственности являются ее следующие черты: а) Единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание державного строительства, государственной идеологии, общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан... б) Единство государственной власти - надклассовой, надсословной, ограниченной в своем повелевающем действии лишь верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам, - вторая особенность соборной государственности. Такая, укорененная в «небесных», надмирных, религиозно-нравственных идеалах власть - самодержавна и самодостаточна до тех пор, пока своим действием она защищает соборную душу народа от растлевающих внешних и внутренних влияний, вспомоществуя его духовному возрастанию и просвещению. в) Единство духовной власти. Сия христианская церковная власть не имеет орудий принуждения - она есть глас совести народной, глас Божий в нашей земной несовершенной действительности, указующий грешнику спасительный путь возрождения, подвижнику - дорогу дальнейшего совершенствования, каждому - его место в общем соборном служении народа-богоносца, народа-хранителя Божественных истин любви и милосердия, безгневия, верности, смирения и мужества. г) Симфония властей - государственной и церковной, духовной и светской. Под этим разумеется их совместное служение на поприще общественного развития, понимаемое, по слову Священного Писания, как Божие тягло. Такое сочетание - залог справедливости общественного устройства.

Русская симфония, сс. 354-355

 

Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное качество, безумно растрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими миражами грядущего якобы «общества всеобщего изобилия». Русская соборность - это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Смысл этой общности - в служении вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия.

Одоление смуты, с. 11

 

Соборность же... в том, что существует духовная взаимосвязь народа и его возглавителя. Народ возвещает свою добрую волю, призывает из своей среды человека, выражающего свои чаяния, а Церковь освящает такой союз, придавая власти черты религиозного служения, подвига благочестия.

Одоление смуты, с. 170

 

Соборность есть тот исторически сформировавшийся механизм, который неоднократно на протяжении истории помогал России преодолевать тяжелейшие внутренние нестроения. Если мы поддадимся соблазну отсечь кого бы то ни было от этого благотворного соборного процесса, мы совершим непростительную ошибку.

Одоление смуты, с. 251

 

Смута XVII века и католическая агрессия на какое-то время поставили под сомнение саму возможность дальнейшего существования России. Претерпев политический распад и страшное религиозно-нравственное потрясение, русский народ все же преодолел сей жестокий кризис, вернувшись к идее соборного единства державы. Именно соборным путем была пресечена разгулявшаяся Смута, восстановлена государственная независимость России, утверждена на престоле новая династия. Далее последовал период исторического расцвета соборной российской государственности, когда под покровом благодатной соборности Россия доросла до размеров мировой державы, став не только по духу, но и по форме преемницей и наследницей христианского империализма Римской и Византийской империй.

Русская симфония, с. 351

 

Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали, в конечном счете, один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время - может быть, совсем малое - и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству. Это может произойти и в ином обличии, при ином составе народов Российской Империи, но, с Божией помощью, обязательно произойдет - на этот раз уже без ложных, гибельных установок коммунистической государственности.

Русская симфония, с. 353

 

Соборное Уложение, благодаря своей полноте, свело воедино правовые основы самых разных областей общественной жизни, создав, таким образом, гласную, открытую, законодательно сформулированную базу межсословного взаимодействия, на основании которой в дальнейшем была выработана политика державного строительства Православной Империи. Этот универсальный имперский документ создал предпосылки для присоединения Малороссии и Белой Руси, для внутриполитической стабильности и бесперебойного функционирования механизмов государственной власти. Он же - в принципиальном, а не конкретно-практическом виде - еще понадобится нам (или нашим детям) для возрождения Святорусской Державы... Соборная законодательная деятельность середины XVII века и сегодня подает нам высокий пример для преодоления в будущем нашей правовой ущербности. Не подлежит сомнению, что после восстановления подлинной национальной государственности одной из первейших задач русского общества станет восстановление духовной связи российского законодательства с Соборным Уложением и Основными законами Российской Империи. И труд этот ни в коем случае не будет уделом исключительно правоведов-специалистов, но, как встарь, - всех «лучших людей» необъятной Земли Русской!

Русская симфония, сс. 410-411

 

Духом и светом соборности была пронизана на протяжении долгих столетий вся жизнь русского народа и российского государства. При том именно церковные соборы, первый из которых состоялся вскоре после крещения Руси (в 1105 году) при Ярославе I, стали главными хранителями древней духовной мудрости и благочестия. Почти три десятка поместных соборов устрояли и правили нравственно-религиозную жизнь России в течение пяти веков, прежде чем по велению Иоанна Грозного был созван первый земский собор. Казалось, что церковная соборность уже навсегда легла краеугольным камнем в основание земного созидания Святой Руси во всех ее конкретно-исторических формах, будь то Великое княжество Киевское или Владимирское, Московское Царство или Российская Империя.

Русская симфония, сс. 428-429

 

Если соборность предусматривает нравственную цельность и монолитность соборян, которая одна лишь делает возможным доверие нации к самодержавному монарху, ощущение гражданского долга как религиозного переживания, мистического призвания, - то коллегиальность, напротив, представляет собой систему тотального недоверия. В основе такой рационалистической системы лежит убеждение в том, что все люди по природе своей недобросовестны и лишь взаимный контроль членов коллегии друг над другом позволяет избежать печальных следствий людских пороков и страстей.

Русская симфония, с. 438

 

Соскочив однажды с благодатной соборной колеи, российская государственность лишила себя единственного механизма, позволявшего с безупречной точностью настраивать державный механизм Империи. Попытки обрести в этой области некую равноценную замену приводили к бесконечным реорганизациям и перетряскам. По существу, вся история послепетровской России (вплоть до наших дней) есть история длинной череды реформ, сменявших одна другую почти без перерыва и - увы! - без сколь-либо заметного успеха.

Русская симфония, с. 447

 

Николай II, пожалуй, как никто другой из его венценосных предшественников, понимал жизненную необходимость восстановления соборного единства русской жизни. Хорошо зная историю, он прекрасно понимал, что ни дворянство, ни чиновничество, ни органы земского самоуправления не могут стать опорой Царю в стремлении «смирить всех в любовь». Сперва должны быть залечены те глубокие духовные раны, которые мешают восстановить былое мировоззренческое единство народа, единство его нравственных и религиозных идеалов, его национального самосознания и чувства долга. Единственной силой, способной на это, была Православная Церковь. И государь совершенно правильно решил, что сперва должны быть восстановлены соборные начала в церковной жизни, а затем уж, опираясь на ее мощную духовную поддержку, - и в общественно-государственной области. Сначала собор церковный, а уж затем - земский: таковы были планы Николая II.

Русская симфония, с. 451

 

Церковная соборность требует взвешенного и гармоничного сочетания двух величин, двух важнейших своих элементов: патриаршей власти и Поместного Собора. Обретая Патриарха как «столп крепости», как полновластного блюстителя административной, канонической и догматической безупречности церковной жизни, Церковь обретает исконно присущую ей самодостаточность и независимость от государственных нестроений и смут, надежный заслон на пути лукавой «демократии», грозящей ей внутренними мятежами и расколами. Обретая Собор, Церковь обретает «глас народа Божьего», орган, полномочный принимать к своему рассмотрению все без исключения вопросы религиозной жизни, выносить свои суждения по любому недоумению, грозящему разобщить благодатное церковное единство. Патриарх без Собора превращается в беззаконного узурпатора. Собор без Патриарха вырождается в самочинное сборище. Поддерживая друг друга, они неодолимы...

Русская симфония, сс. 472-473

 

Но почему же часто бессильна наша молитва? Почему нередко остаются холодными и черствыми наши сердца? Есть в этом какая-то тайна... Есть. Но тайной она остается только для нас - современных немощных христиан, христиан скорее по имени, чем по духу. Для нас, молящихся об избавлении от своих личных, малых скорбей и соблазнов, устами произнося «избави нас», а на деле разумея «меня, меня»! Эта тайна - тайна церковной соборности, когда каждый молится и просит за всех, как за себя.

Русская симфония, с. 8

 

Соборы

 

Отечественная история, столь богатая общественными катаклизмами, выработала наилучшее, опытом проверенное оружие борьбы со Смутой. Это - Соборы, церковные и земские, не раз становившиеся отправной точкой восстановления порядка на русской земле. Нужно лишь помнить, что Собор - не конгресс и не съезд, где сошедшиеся «народные избранники», преисполненные сознанием собственной значимости, принимают очередные «исторические решения». Собор есть прежде всего религиозный, символический, духовный акт, возвращающий народу, власти и Церкви утраченное в смуте единство, примиряющий их между собой и с Богом, подтверждающий восстановление Закона Божиего как державной основы русской государственности. На эту основу опираются все практические деяния Собора.

Одоление смуты, с. 39

 

Не отвечает русским самобытным традициям и хваленая система «разделения властей», которая, как ржа, разъедает всю систему государственного управления, противопоставляя друг другу властные органы на всех уровнях, стимулирует безбрежное политическое интриганство, бессовестность и карьеризм. Речь может и должна идти лишь о грамотном и гармоничном разделении функций единой по своей природе государственной власти, которая, к тому же, в лице своего Верховного Представителя, должна быть безусловно избавлена от постыдного и циничного балагана так называемых «прямых всенародных выборов». Только соборы, вдохновленные великими религиозно-нравственными идеалами и справедливо представляющие все благонамеренные слои общества, все сословное, профессиональное и территориальное разнообразие современной России, могут стать орудиями для прекращения нынешней смуты. Исторический тому пример широко известен - это смута начала XVII столетия, погашенная деяниями Великого Собора 1613 года.

Одоление смуты, с. 343

 

Осознанное покаяние в грехах забвения заповедей Божиих - вот духовный фундамент, позволяющий соделать Собор дееспособным орудием державного строительства. Не будет покаяния - не будет и Собора. Сколько ни произноси слово «мед» - во рту сладко не станет. Сколько ни называй именем Собора безблагодатные политизированные собрания - ничего не выйдет. Слова мои - не упрек тем, кто, по мере сил и понимания, стремится к созыву Собора, но отеческое, благожелательное предупреждение: не обманывайтесь! История знает даже Вселенский Собор, объявленный впоследствии «разбойничьим». Бог поругаем не бывает - лишь в Духе Святом возможно действительно соборное объединение!...

Одоление смуты, с. 39

 

Настоящий Собор должен соответствовать церковным канонам и русским национальным традициям. А если мы рассмотрим с Вами историю Соборов русских, то обнаружим, что они обладают целым рядом черт, резко затрудняющих всякие политические манипуляции с ними. Те люди, которые сегодня пытаются использовать соборную идею для своих целей, вынуждены будут или выдавать за собор какие-то самочинные сборища, или столкнуться с непреодолимыми сложностями. Я считаю, что сейчас в России надо пока задействовать различные «предсоборные» механизмы. Мы всеми путями должны способствовать созданию тех или иных общественных форм самоорганизации, которые могли бы затем стать опорами при подготовке Земского Собора. И тогда этот процесс рано или поздно придет к своему логическому завершению. Собор же будет настоящим Собором тогда, когда он на деле объединит русский народ, когда результатом его станет всенациональное, общенародное сплочение вокруг единого высокого идеала, который позволит Руси подняться в полный рост, позволит народу вспомнить свои древние исторические корни, осознать свое высочайшее религиозно-нравственное призвание. И когда народ свободно, осознав это, скажет: «Ей, Господи, мы признаем Заповеди Твои своими законами, своими обязанностями, своим служением и долгом и будем в соответствии с ними действовать, строить жизнь личную и государственную», - вот тогда это будет Собор. И такой Собор сможет избрать монарха.

Одоление смуты, с. 225

 

«Правовая юрисдикция» Собора не ограничена. Ибо он выражает мнение всей Земли Русской, соответствующее тем нравственным и религиозным нормам, которые опираются на неколебимое основание всеблагого и всесовершенного Закона Божия.

Одоление смуты, с. 225

 

Путь к воссозданию христианского государства на Руси лежит через Собор. Но для того, чтобы такой Собор состоялся, чтобы он не выродился в очередное «учредительное собрание», «совещание» или какой-нибудь «конгресс» - необходима серьезная и всесторонняя подготовка. Ей-то не спеша и без лишней суеты надо заняться всем, кто чувствует на себе ответственность за будущее страны. Эти предсоборные процессы призваны как бы взрыхлить нашу духовную и политическую почву с тем, чтобы благодатное семя русской соборности, своевременно высаженное и любовно взлелеянное, не зачахло под грузом непомерных политических амбиций и социальных противоречий, но принесло свой добрый, объединительный плод. Короче, Собор - не начальная точка процесса, а его кульминация, венчающая дело и подводящая черту под целым периодом русской истории.

Одоление смуты, с. 260

 

С точки зрения внутреннего «регламента» соборные решения признаются подлинными, если приняты всем Собором единогласно и не противоречат догматам Церкви. Этот принцип коренным образом отличает соборы от иных представительных собраний, на которых вопросы решаются арифметическим большинством голосов. Собор принимает к решению любые несогласия, даже если они исходят от незначительной группы или одного участника. Несогласия разрешаются до тех пор, пока путем свободного рассуждения соборяне не приходят к взаимопониманию. Иначе говоря, Собор не может принять законного решения, поправ при этом мнение сколь угодно незначительного меньшинства несогласных. Это свойство Собора делает его незаменимым орудием в борьбе со смутами, порождаемыми утерей здорового мировоззренческого единства в народе. С одной стороны, учитывая вышеописанное условие, Собор не может быть успешным до тех пор, пока общество не окажется готовым к спасительному единению. С другой стороны, будучи созван, он сам по себе является мощным стимулом к достижению такого единства. Примечательно, что, снисходя к человеческим немощам, соборы зачастую предпочитали оставить некоторые вопросы неразрешенными, если непримиримый спор мог нарушить наметившееся единодушие.

Русская симфония, сс. 359-360

 

Созыв первого Земского Собора стоит в одном ряду с таким судьбоносным для русской жизни событием, как провозглашение в феврале 1547 года бывшего Московского княжества - Русским Царством. В конечном итоге все эти деяния сыграли роль последовательных звеньев одной великой исторической цепи, промыслительно «приковавшей» русский народ к его главному, высшему предназначению - тяжелому и часто неблагодарному труду державного строительства, труду по охранению духовного, «небесного» содержания земного человеческого бытия. С точки зрения развития российской государственности Собор этот также является событием эпохальным, поскольку им отмечено начало созидания нового русского государственного механизма - ибо существование старого вечевого строя стало опасным бременем, грозящим распадом растущей державе. В исторической литературе этот Собор называют иногда Примирительным.

Русская симфония, с. 363

 

Характерная особенность природы земских Соборов заключается в их миротворчестве, в том, что они созываются чаще всего для пресечения нарастающей политической смуты либо для принятия какого-либо экстраординарного решения, которое должно иметь кардинальные последствия для государственной жизни - чтобы избрать Царя или утвердить восшествие на престол законного наследника, принять свод законов, признать вхождение в Русское Царство новых земель и т.д.

Русская симфония, с. 364

 

Всенародное мировоззренческое единство, необходимость прочного единения власти с народом, общенациональное сплочение в деле державного строительства стали для России первостепенными условиями ее выживания среди враждебных иноверческих соседей, в суровых условиях многочисленных внешних и внутренних угроз. Вот почему так строги соборные правила, требующие от народных представителей полного единодушия в важнейших, принципиальных вопросах общественной и государственной жизни, причем единодушия искреннего, основанного на их глубинной мировоззренческой общности и духовном родстве, а не на силе и принуждении...

Русская симфония, сс. 365-366

 

Одной из непременных целей всякого церковно-государственного Собора на Руси было уяснение меры согласия и единодушия в народе по тому или иному основополагающему вопросу русской жизни. Искусство государственного управления и духовного окормления паствы издревле (и не только в России) заключалось в умении объединить народ вокруг великих созидательных идеалов. Эта задача требует попечения, ибо исторический опыт свидетельствует, что одни и те же люди в разное время в разной ситуации могут являть меж собою мир и согласие, приобщаясь к Правде Божией, но могут стать и вместилищем смуты, раздоров и мятежей - участниками страшных преступлений против ближних и собственной души.

Русская симфония, с. 371

 

Строго говоря, «эпоха земских Соборов» заняла на Руси всего полтора столетия. Первый земский Собор, созванный царем Иоанном «на двадцатом году возраста своего», т.е. в 1550 году, отделяют от последнего, который созвал Петр Великий для суда над царевной Софьей в 1689 году, лишь 139 лет - срок, по меркам тысячелетней российской истории, не такой уж большой. И тем не менее было бы непростительной ошибкой считать, что именно этими жесткими временными рамками ограничивается жизнь русской соборности. Являясь одним из основополагающих свойств нашего национального бытия, она - в разных формах, различными путями и с разной степенью интенсивности - определяла его течение неотступно на протяжении всей истории Руси, с момента крещения в днепровском потоке и до наших дней.

Русская симфония, с. 435

 

Эпоха земских Соборов есть одновременно эпоха напряженного державного строительства на Руси, эпоха ее активного геополитического становления, в результате которого Великое княжество Московское из татарского данника превратилось в крупнейшую империю мира. И в том, что это произошло, несмотря на все препятствия и противодействия, - заслуга земских Соборов велика и несомненна.

Русская симфония, с. 436

 

Упразднение земских Соборов как таковых вовсе не оборвало саму соборную традицию народной жизни. В зависимости от исторических обстоятельств может исчезнуть тот или иной государственный институт, но никакими силами нельзя изменить многовековое преемство исторического бытия многомиллионного народа, основополагающие принципы его общественной самоорганизации. Пусть земские Соборы исчезли, но соборный идеал, укорененный в глубинах нравственно-религиозной жизни Руси, остался.Остался как единственный способ достичь извечной цели стремлений русского человека - «смирить всех в любовь».

Русская симфония, с. 437

 

Совесть

 

Само понятие о духе - и производное от него понятие духовности - имеет древнее церковное происхождение. Светские ораторы и публицисты лишь заимствуют его для своих целей, забывая почему-то упоминать о первоисточнике. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая ее безмерно надо всякой земной тварью. Совесть - вот первое осязательное проявление духовной жизни.

Одоление смуты, с. 54

 

Советская власть

 

Доктрина коммунизма узурпировала, извратив и опошлив, те неисчерпаемые источники могучей религиозной энергии, которые веками питали русскую жизнь, обеспечивая духовное здоровье народа и величие державы. Но такая узурпация имела свои неизбежные «издержки». Главная из них заключалась в том, что - в своем большинстве - благонамеренные и доверчивые русские коммунисты принимали всерьез все провозглашенные лозунги. Они бесхитростно и рьяно стремились к созидательному труду, искренне намереваясь строить то сказочное царство всеобщего братства, о котором твердило «единственно верное» учение. Разрушительная, губительная сила дьявольского «совдеповского» механизма в этой вязкой благонамеренной среде слабела год от года, несмотря ни на какие усилия «посвященных» механиков, безраздельно, казалось, контролировавших все его важнейшие элементы.

Русская симфония, с. 317

 

Прямое порабощение народа - предприятие в России практически невыполнимое, поэтому методы непосредственного насилия сочетались у большевиков с активным идеологическим, агитационным воздействием. Для прикрытия своего губительного содержания такая идеология неизбежно должна драпироваться в одежды человеколюбия. Притом чем более жестокой и человеконенавистнической становилась она в своей реальной повседневной практике, тем более «возвышенной», «идеальной», запредельной должна была быть ее официальная, пропагандистская цель. Именно так - используя псевдомессианские мотивы «последнего и решительного боя», спекулируя на естественном многовековом стремлении людей к «царству всеобщего братства и справедливости», разрушителям удалось обольстить русский народ, замутить и исказить его исконное христианское самосознание, искалечить и растлить соборную душу России, привычно, легко и быстро откликавшуюся на всякий мессианский зов. Народ согрешил, поверив лукавым вождям и лживым пророкам, - он поддался дьявольскому соблазну: собственными усилиями, без Бога построить «рай на земле». Только такая великая, всемирная, абсолютная цель могла в какой-то мере оправдать в глазах русского человека те неимоверные жертвы, которые год за годом требовала от него «пролетарская» власть.

Русская симфония, сс. 316-317

 

Практически сразу же после революции в административно-управленческом сословии СССР сложились две фракции, две различные партии, непримиримые по своему отношению к стране, в которой они властвовали. Одна часть искренне ненавидела Россию и ее народ, видя в ней лишь полигон для испытания новых идей или запал для взрыва «мировой революции». Вторая, в меру своего искаженного понимания, все же радела об интересах страны и нуждах ее населения. Борьба между этими фракциями длилась - то затихая, то разгораясь с новой силой, но не прекращаясь ни на миг - вплоть до уничтожения СССР в 1991 году.

Русская симфония, с. 317

 

Долгие годы гигантская машина сталинской империи создавалась в расчете на доведенное до совершенства умение управлять людьми с помощью насилия. Расстрелы и лагеря в этой системе государственно-политических координат вовсе не были исторической случайностью или «прихотью тирана». Они выполняли чрезвычайно важную «санитарную» роль, обеспечивая строгое единство идеологии, послушание и эффективную деятельность вертикали административного управления, контроль над огромным чиновничьим сословием, действенную хозяйственную систему - безжалостно и быстро отсекая при этом все, что могло составить хотя бы малейшую угрозу четкому функционированию государственной машины СССР и стран-сателлитов. Это была глубоко продуманная, универсальная, внутренне логичная и по-своему совершенная структура власти, основанная на доведенном до естественного завершения материалистическом мировоззрении. Начала «целесообразности» и «пользы», вытеснившие в самосознании власти понятия ее религиозно-нравственного долга, справедливости, совести, чести - закономерно привели к торжеству зла в его крайних богоборческих формах.

Русская симфония, с. 324

 

Для хрущевской «оттепели» характерны два главных момента, оказавших наиболее существенное влияние на развитие советского общества. Первый из них - значительная либерализация форм и методов государственного управления. Второй - отказ от национально-патриотического элемента официальной идеологии, ее окончательный перевод на интернациональные рельсы, сопровождавшийся новым витком антицерковных гонений.

Русская симфония, с. 323

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!