Русское национальное самосознание



 

Невозможно человеку обрести смысл существования, пока он не осознает себя как религиозную (т.е. связанную с Богом известными отношениями и обязательствами) личность. Одно из непременных условий для этого - религиозно-национальное самосознание, т.е. осмысление религиозного содержания народного бытия, его промыслительной направленности и определенности. Никогда не поймут таинственного смысла человеческой истории те, для кого она представляется лишь скопищем случайных совпадений, разрозненных событий, поступков и явлений. Недоступным останется понимание истории для тех, кто во всем стремится отыскать действие мертвых, безличных и неизменных «закономерностей», с равной неизбежностью определяющих жизнь природы и человечества. Лишь в рамках церковного вероучения история народов и царств, завоеваний и революций наряду с вопросами, жизненно важными для каждого отдельного человека, получает цельное и непротиворечивое объяснение.

Одоление смуты, с. 16

 

То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия. Вполне допуская их личную благонамеренность и честность, надо все же ясно понимать - такой путь ведет в тупик. Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России - гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепой.

Одоление смуты, с. 34

 

Особенно яростному натиску подверглась область религиозного национального самосознания, христианского мировоззрения и мироощущения народа. Губители знали, что именно здесь сосредоточен главный жизненный нерв русского бытия, отсюда, от родных святынь черпает народ волю к жизни, силу противостояния злу. Потому-то столь изощренно и настойчиво пытались - силой ли или обманом - заглушить, затоптать этот церковный источник живой воды. Ибо народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов, лишенный ясного понимания смысла существования, разучившийся отличать добро от зла, друзей от врагов, становится беспомощным и легко управляемым, сколь бы сильным и многочисленным он ни был.

Одоление смуты, с. 43

 

Сколько бы мы ни пытались изжить остатки своего богоподобия, сколько бы ни калечили человеческую природу по рецептам приверженцев «прогресса», «цивилизации», «общества потребления» и тому подобных нелепиц - не успокоится душа человеческая, доколе не обретет вечный, священный, не подверженный умалению смысл своего бытия. Веками народ русский сознавал цель своего национального, вероисповедного, государственного самостояния в том, чтобы сохранить этот смысл, явленный в откровениях православного вероучения.

Одоление смуты, с. 79

 

Русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью стремлений отдельного человека в его личной жизни, главной задачей супружеского, семейного бытия, смыслом общественного служения и государственного существования России является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Русская Православная Церковь.

Одоление смуты, с. 109

 

Сегодняшний хаос общественного сознания в значительной мере обусловлен тем, что нам все время лгут. Говорят одно, подразумевая другое. Провозглашают одни приоритеты, на деле добиваясь иных. Имитируют движение в одну сторону, реально продвигаясь в другую. Надо отдавать себе отчет: проводимая последние годы политика жестко предполагает денационализацию русского сознания и российской государственности, утрату нашей религиозной и культурной индивидуальности, «унификацию» русской жизни согласно «общемировым» стандартам и превращение страны в один из плацдармов создания «нового мирового порядка», т.е. единого масонского мирового сверхгосударства.

Одоление смуты, с. 192

 

Серьезно осложняет дело утеря большей частью общества религиозно-национального самосознания. Если нет возможности пока восстановить его во всем объеме, необходимо очистить, высветлить такое сознание хотя бы в той части общественности, которая тяготеет к национальным, христианским, патриотическим идеалам. Короче, необходима идеология русского возрождения. Для ее создания нужно прежде всего понять умом, почувствовать сердцем и принять душой те живительные, благодатные духовные истины Православия, которые вдохновляли русскую жизнь на протяжении веков. Это невозможно без личного религиозного, церковного опыта. Поэтому воцерковление народного самосознания - непременное условие нашего возрождения. Но сия область есть область личного духовного подвига, область глубоко интимная и таинственная, так что призывы и лозунги здесь не помогут. Хотя можно сказать вполне определенно - будущее России зависит от уровня личного благочестия каждого из нас. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Надо поставить себе задачу жить так, чтобы посещение Божие не застало нас врасплох, утопающими в страстях и пороках - тогда Бог дарует России былую чистоту, мощь и славу...

Одоление смуты, с. 193

 

Партийщина есть явление для русской жизни чуждое, принесенное извне, и в его рамках вообще невозможно здоровое, самобытное развитие России. Политические партии с различными, зачастую противостоящими друг другу идеологиями и программами являются, с точки зрения духовно-мировоззренческой, идеальным орудием разрушения единства народного самосознания. Народ не есть простая арифметическая сумма составляющих его индивидуумов, но соборная Личность со своей неповторимой индивидуальностью. Эта индивидуальность, ядром которой является религиозное (для России - православное) осмысление мира, должна сохраняться как святыня, как залог жизнеспособности народа, как искра Божия, дающая вечный смысл нашему бытию.

Одоление смуты, с. 195

 

Несмотря... на катастрофичность русской истории, до сего дня из всех нестроений и смут Россия выходила еще более сильной, чем была прежде их начала. Такому течению событий в первую очередь способствовали уникальные духовные качества русского национально-религиозного самосознания. В течение долгих столетий оно опиралось на три фундаментальных мировоззренческих архетипа. Первый из них - архетип державности - в массовом сознании традиционно формулировался в качестве идеологии русского империализма, предполагавшей убеждение во вселенской миротворческой роли российской государственности... Второй архетип русского самосознания - архетип соборности - имеет форму идеологии русского национализма... Третий, самый главный, глубокий и древний архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески оформлен в идеологии русского религиозного мессианизма. Ее развитие стало естественным результатом того неизгладимого воздействия, которое оказала православная Церковь на весь строй русского бытия - личного, семейного, общественного и государственного. В основании такого мировоззрения лежит убеждение в том, что высший, промыслительный долг русского народа - «народа-богоносца» - заключается в обязанностях сохранить догматические и нравственные идеалы христианства и пронести их неоскверненными через все преграды, беды и напасти. Эта идеология, так же, как и первые две, носит ярко выраженный интравертивный, то есть неагрессивный, мирный характер.

Одоление смуты, сс. 215-217

 

На протяжении долгих столетий основные зиждительные начала русской жизни определялись знаменитым лозунгом - «Православие, Самодержавие, Народность». Формально он был предложен графом Уваровым в начале XIX века, но реально определял всю русскую жизнь с эпохи царствования Иоанна Третьего, с того момента, как оформилось централизованное русское православное государство. Нужно иметь в виду, что этот лозунг не есть плод какого-то произвольного человеческого измышления, а констатация объективного факта - того, что гармонично устроенное общество должно содержать в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный, национальный. Элемент духовный - Святое Православие. Элемент государственно-организующий - Самодержавность... И последний элемент Уваровской триады - Народность. Он предполагает наличие конкретного соборного носителя религиозно-нравственных идеалов. Итак: православный духовный фундамент, державная государственная форма и народ как соборный носитель нравственного идеала - такова универсальная формула гармоничного общественного устройства.

Одоление смуты, сс. 222-223

 

Уже сегодня русская идеология, объединяющая благонамеренных россиян, должна освободиться от всех химер, навязываемых обществу дирижерами нынешней смуты, должна признать естественный нравственный закон, общепринятые нормы морали основополагающими ценностями русской жизни, подлежащими общественной охране и государственной защите; категорически отказаться от сомнительных «прав человека», гибельно влияющих на состояние общества (извращенцы и маньяки, проповедники насилия, бесстыдства и вседозволенности не имеют никаких «прав» уродовать нашу жизнь и растлевать наших детей). Русская идеология должна признать общественные обязанности человека, его гражданский долг первичными по отношению к личным правам и отвергнуть современный культ индивидуализма.

Одоление смуты, с. 335

 

Русский соборный опыт значительно отличается от западного, не знающего вообще такого понятия, как соборность... Русское народное представительство не должно иметь ничего общего с лживой западной «демократией», прикрывающей пагубный нравственный плюрализм, который на деле оборачивается произволом богоборчества и растлением душ миллионов людей... Свобода народного волеизъявления на Руси никак не связана с пресловутым «парламентаризмом», превращающим многочисленные и разномастные «законодательные учреждения» в арену партийных распрей и источник общественных смут до тех пор, пока они не попадают под контроль ловких закулисных махинаторов, которые получают полную возможность вершить свои черные дела «от имени народа».

Одоление смуты, с. 343

 

Высочайший уровень национально-религиозного самосознания стал на Руси результатом пяти векового (XI-XVI вв.) церковного воспитания и напряженного размышления народа о своем высшем предназначении и промыслительно определенном месте России в истории человечества. С момента Крещения в 988 году по Р.Х. практически все дошедшие до нас литературные памятники - от «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона и до анонимного «Домостроя», летописных сводов и народных «духовных стихов» - отражают безраздельную поглощенность русской души вопросами религиозно-нравственного самосовершенствования.

Русская симфония, с. 406

 

Лишь величайшее напряжение всех народных сил да милость Божия позволили России «переварить» отраву коммунизма, в значительной мере нейтрализовать его разрушительную сущность, буквально утопив в собственной крови богоборческие порывы марксистской квазирелигии. Более того, даже после учиненного всероссийского погрома русская цивилизация, заключенная в уродливую «советскую» форму, осталась все же стихийно духовной. Жестокими антихристианскими гонениями была загнана в подполье лишь ее «сознательная», церковная часть. В то же время мощное инстинктивное стремление сохранить «надмирные» идеалы русской жизни столь сильно деформировало коммунистическую идеологию, что даже она приобрела в России «идеационный» характер религиозной веры, выдвинув на первый план все ту же задачу воплощения в земную жизнь абсолютных ценностей справедливости, братства и им подобных.

Русская симфония, с. 412

 

Сознание... мистической взаимосвязи «земного» человеческого обустройства с «небесным» религиозным идеалом пронизывает самосознание христиан с древнейших времен. Свое юридическое обоснование оно получило еще в VI столетии по Р.Х. в знаменитых новеллах (т.е. законах) императора Юстиниана, впоследствии признанных Церковью наравне с соборными деяниями и включенных в составленный святым патриархом Фотием Номоканон, а затем и в славянскую Кормчую книгу.

Русская симфония, сс. 425-426

Самосознания народа не существует в «чистом» виде - это всего лишь отвлеченное понятие, помогающее духовно осмыслить исторический путь России. И все же - оно есть и действует как реальная, ощутимая сила, особенно ясно и отчетливо являя себя в деятельности исторических личностей переломных эпох, когда вихрь событий выносит на поверхность жизни глубинные пласты народной психики, мобилизует душевные силы народа, его религиозно-нравственные резервы... Выдвигая на историческую авансцену людей, воплотивших в себе лучшие народные качества, Русь как бы приоткрывает покров таинственности, печатлеющий ее Божественное предназначение, ее промыслительное служение.

Русская симфония, с. 215

 

Силы, сокрушившие русскую православную государственность, вовсе не думали удовлетвориться достигнутым. Следующими шагами, по мысли вдохновителей революции, должны были стать мероприятия по «расхристианиванию» русского самосознания и, более того, формированию антихристианского мировоззрения, антицеркви - как организационной основы богоборчества и кадровой, структурной опоры сознательного сатанизма.

Русская симфония, с. 273

 

Осознание себя третьим Римом... было подтверждено собором православных патриархов и таким образом утвердилось в качестве канонически закрепленного воззрения Вселенской Православной Церкви. В соборном постановлении первосвятителей... «главным и начальным» служением русского патриарха провозглашается обязанность «содержать апостольский престол Константина града...».

Русская симфония, с. 59

 

Ныне, когда после тяжких десятилетий духовного порабощения душа народа с трудом освобождается от гибельных оков вульгарного материализма и воинствующего богоборчества, нам как никогда важно вернуть утраченное было понимание здравых основ государственного устройства. Для этого необходимо открыто утвердить его религиозно-нравственные опоры и принародно, гласно обличить гибельную ложь секуляризованной, бездуховной формы устройства российского общества, в какие бы «благонамеренные» и «цивилизованные» одежды она ни рядилась...

Русская симфония, сс. 335-336

 

Так что же, - будем ли мы покорно ждать, когда яд бездуховности и религиозного одичания окончательно затуманит наше сознание и подорвет основы государственного бытия Руси? Или все же попытаемся вернуть им изначальный священный смысл, возвысимся до понимания своего служения, своего долга - не только индивидуального, личного, но и всенародного, соборного? Хранить Божественные истины веры, ее благодатные дары и древние святоотеческие устои - а именно такова обязанность народа русского, промыслительно возложенная на него Самим Богом, - непросто и нелегко. Для этого потребен тяжелый душевный труд - труд христианского подвижничества и покаяния, державного мужества и стойкости. Но лишь такой труд придает смысл человеческой жизни, обнажает ее высшую ценность и проясняет ее великую, вечную, небесную цель.

Русская симфония, с. 346

 

В России невозможно построение здравой экономики на мировоззренческом основании «общества потребления». Это бессмысленно. Священное Писание учит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам (Мф. 6:33). Нельзя строить хозяйственную жизнь России, исходя из капиталистического принципа неограниченного воспроизводства товаров и услуг. Это абсурд. Господь сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Иная, чем сейчас, должна быть мировоззренческая основа у нашей жизни.

Одоление смуты, сс. 230-231

 

Модернизм и либерализм губительны в области религиозного мировоззрения. Божественная истина не требует «обновлений» и дополнений. От человека она требует только усилий для ее познания, для соединения с Нею.

Одоление смуты, с. 229

Крикливая, но немногочисленная группка сторонников «мирового сообщества» потеряет возможность калечить нашу жизнь тогда, когда мы поймем и ощутим свое единство, осознаем ясно и твердо, что в основании этого единства лежат не финансовые и спекулятивные интересы, но наши многовековые святыни и духовные, общественные, семейные ценности.

Одоление смуты, с. 187

 

Открытость эта (русского народа) - отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной принадлежности. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои народной жизни.

Одоление смуты, с. 12

 

Глубина падения нашего такова, что мы чуть ли не полностью утратили «образ здравых словес», то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой. Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие вполне благонамеренные люди просто не знают, не чувствуют - куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались?

Одоление смуты, с. 53

 

Самодержавие

 

Конституцией Православной России всегда были Заповеди Божии. В евангельских заповедях Сам Господь Бог явил людям Свою святую волю, и потому-то иного источника власти христианство не признает впредь. Именно эту власть воплощал в своем лице Помазанник Божий - Русский Царь. Вот отчего тяготела всегда российская государственность к самодержавной форме устроения. Русское самодержавие - система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти.

Одоление смуты, с. 36

 

Самодержавие можно рассматривать на трех различных уровнях, и все три рассмотрения будут вполне справедливы. Первое. Можно рассматривать его как определенный политический механизм, при котором верховная власть в государстве, ничем не ограниченная, принадлежит монарху. Это механическое рассмотрение, но правильное. Второе. Можно рассматривать самодержавие как государственное устройство, при котором вся полнота власти, определяющей положение дел в стране, принадлежит ее внутренним государственным институтам. Вот, скажем, сегодня Россия не является самодержавной страной с этой точки зрения, потому что она наполовину управляется из-за рубежа. Россия также не являлась самодержавной страной, когда она находилась под властью татаро-монгол, поскольку ханские баскаки поставлялись в Сарае и ярлык на княжение русский князь получал там же, у Великого хана. Сегодня вполне можно провести некую аналогию между двумя этими эпохами. И есть третий уровень понимания самодержавия. Он в первую очередь свойственен русской душе и является уровнем церковным, духовным. Самодержавие в этом случае рассматривается как нравственно-религиозное состояние общества, соборной народной души. Когда народ признает, что он желает жить не под властью Ивана, Петра, Сидора, не под властью каких бы то ни было «правовых» систем, созданных слабым и растленным человеческим разумением, но стремится устроить свою земную жизнь в соответствии с Законом Божиим, с тем Высшим Законом праведности, любви и милосердия, который дан человеку в Откровении. И тогда народ, добровольно подклоняя выю свою под «иго и бремя» Христовых, евангельских заповедей, всю государственную структуру страны венчает фигурой Помазанника Божия - Русского Православного Царя. Все эти три уровня понимания законны и допустимы. Но нас, конечно, должен привлекать прежде всего духовно-мистический уровень.

Одоление смуты, сс. 222-223

Нелепо отрицать, что именно самодержавие возвеличило и утвердило Россию, вознеся ее к вершинам силы и славы, превратив удельное княжество Московское в величайшую империю мира. Именно труды и подвиги державных властителей страны, терпеливых, осторожных и последовательных, из века в век подтверждавших свое прозвание «собирателей земли русской», позволили народу Святой Руси явить свои лучшие душевные качества, одолеть все препятствия бурной и драматичной российской истории. Именно венценосные вожди нации - Помазанники Божии, Русские Православные Цари - как никто другой, заботились о духовном здравии общества, неизменно ограждая Православную Церковь всей мощью государственной власти ради того, чтобы она имела возможность совершать свое святое дело спасения душ человеческих тихо и мирно, «во всяком благочестии и чистоте».

Одоление смуты, с. 338

 

Не человеку, не «высшему должностному лицу государства», не племенному или сословному вождю клялись наши предки в верности на вечные времена. Нет! Они присягали в верности Помазаннику Божию, хранителю и оберегателю Заповедей Христовых на просторах Земли Русской. Потому-то и «заповедано, чтобы избранник Божий, царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем». Здесь - истоки русского самодержавия!... Подумайте, люди русские - кто еще не потерял веры и способности к духовному зрению, - не эта ли клятва доныне тяготеет над нами после страшного преступления изуверов в Ипатьевском подвале? Не этот ли доселе нераскаянный грех возбраняет нам возвращение на естественный, исторически преемственный путь развития страны - путь служения Истине, путь Святой Руси?

Русская симфония, сс. 389-390

 

Православное Царство - живая икона Царствия Небесного на нашей грешной земле - есть великий дар Господа верующему народу за нелицемерное исповедание Христа и верности Его святым заповедям.

Русская симфония, с. 425

 

Свидетельствуя о своем «подзаконном» отношении к заповедям Божиим самим фактом утверждения власти Царя в Таинстве Миропомазания, самодержавие не имеет своих «самостоятельных» нецерковных идеалов и целей. Вопреки расхожему взгляду, православная государственность России не претендовала на самоценность, в идеале смиренно довольствуясь ролью «ограды церковной». Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем ее реальном многообразии к евангельскому идеалу. Иными словами, цель богоугодной власти - содействие спасению душ подданных, в соответствии со словами Божиими: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33:11).

Русская симфония, с. 92

 

Не подлежит сомнению, что самодержавие - наилучший государственный строй из всех известных человечеству, строй, в котором Церковь находится под непосредственным покровительством государства.

Стояние в вере, сс. 101-102

 

Саможаление

 

С саможалением необходимо крепко бороться. Оно есть первый наш враг в деле нашего спасения. Если мы дадим ему действовать в нашем сердце, то добра чистого не видать нам. Мы сделаемся ни горячими, ни холодными, а теплохладными. А теплохладность, ты сама знаешь, Богом не принимается.

Наука смирения, с. 189

 

Самонадеянность

 

Безумие - надеяться на свои духовные силы. Наша природа, наше естество больше всего, конечно, склонны заимствовать не добродетель, а именно греховную сущность, происходящую от того или иного предмета или лица.

Голос вечности, с. 31

 

Когда человек сам собой хочет усилить свои добрые дела без молитвы к Богу о помощи, тогда он теряет и то, что приобрел. Господь смиряет.

Наука смирения, с. 224

 

Самоукорение

 

Самоукорение - путь всех хотящих жить во Христе.

Дай мне твое сердце, с. 253

 

Будь осторожна в своих отношениях к прежним грехам и бойся ненавидеть себя из-за них, ибо ненависть - признак отчаяния, а не благого расположения духа. Ты можешь себя укорять за свою нерадивую жизнь, но ненависти не допускай. Самоукорение с надеждою на милость Божию - это путь спасения. Его и положи в основу своей жизни.

Дай мне твое сердце, с. 255

 

Мучить себя разными укорениями за допущенное не надо... Достаточно и того, что ты имеешь неотразимое желание быть всегда примерной и исполняющей волю Божию. Искушения, конечно, придут, но ты не допускай согласия, и победа останется на твоей стороне. Вот этого я прошу от тебя.

Время приобретения, с. 50

 

Свобода

 

Человеческая свобода, понимаемая как свобода нравственного выбора, - вот первопричина всех исторических хитросплетений! Драгоценнейшее свойство нашего духа, венчающее человеческое богоподобие... Сия священная свобода не есть «осознанная необходимость» материалистической догмы, но бесценная способность к осознанному самоопределению между правдой и ложью, добродетелью и пороком, Богом и диаволом. Именно она безмерно возвышает человека над всей земной тварью, сообщая ему способности к безграничному духовному возрастанию. Именно она налагает на него величайшую ответственность, вся мера которой вскроется для каждого из нас уже на Страшном Суде Христовом...

Одоление смуты, сс. 122-123

 

Две силы действуют в сердце человеческом. Сила первая - Закон Божий, незримо начертанный всемогущим перстом Его на скрижалях нашей души. Совесть - вот неусыпный страж и глашатай этого Закона. Сила вторая - мятежные порывы разрушительных страстей: гордыни и вла-столюбия, тщеславия и алчности, похоти и злобы, зависти и лицемерия. Каждая из двух сил свидетельствует о себе приличным ей образом, пытаясь склонить на свою сторону нашу свободную волю. Здесь - место брани духовной. Здесь решается индивидуальная человеческая судьба и определяется ход мировой истории.

Одоление смуты, с. 123

 

Святые отцы

 

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Напротив - чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче и светлее становится в благодарной памяти потомков религиозно-нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все свои силы на служение Святой Руси, самой жизнью своею исполнили евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Такие деятели становятся излюбленными народными героями, они составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Но еще выше значение тех подвижников, житие которых озаряется ореолом святости, имена которых блещут в великом сонме угодников Божиих, в земле Российской просиявших. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, ходатаями и предстателями за него перед светозарным Престолом Божиим. К ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, на их небесную защиту уповает во время скорбей и бедствий.

Голос вечности, с. 287

 

Наши святые не есть ли яркие свидетели истин Православия?!

Одоление смуты, с. 282

 

В помощь себе возьми советы св. отцов, и они научат тебя, как побеждать те или иные греховные помыслы и движения души.

Время приобретения, с. 105

 

Жажда читать св. отцов - доброе дело, но молитвенное правило не оставляй. Преп. Симеон Новый Богослов говорит, что тот, кто только читает, а не молится, поступает неправо. Пусть чтение св. отцов настраивает тебя на молитву.

Дай мне твое сердце, с. 340

 

Надо признать за истину, что не тот свят, кто никогда в жизни не допускал погрешностей (ибо это невозможно для человека) и ни разу не подвергался насилию греха, но тот свят, кто в силу немощи человеческой допускал ошибки, но быстро их исправлял и больше не повторял.

Пою Богу моему, с. 338

 

Живых никогда не признавай святыми, кем бы они ни были, ибо один Бог ведает тайны сердечные, а мы легко ошибаемся.

Дай мне твое сердце, с. 65

 

Священное Писание

 

Основанием веры нашей является не человеческое мудрствование, а Божественное Откровение, которое наша Матерь-Церковь бережно сохраняет в Священном Предании и Священном Писании, как о том говорит «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Священное Писание нужно для того, чтобы данное нам Божественное Откровение хранилось среди верующих неизменным по существу. Именно поэтому Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь изначала заботилась о том, чтобы иметь наиболее достоверный текст Священного Писания и с помощью Священного Предания охранять его от извратительных толкований «невежд и неутвержденных» (2Пет. 3:16).

Голос вечности, сс. 275-276

 

Секты

 

Россию, в том числе и Санкт-Петербург, захлестывает сейчас поток антицерковных русских библейских переводов - таких, например, как выполненные за границей «Слово Жизни» и «Благая весть от Бога», или же изданные в Москве переводы В.Н. Кузнецовой, активно пропагандируемые и распространяемые организацией, называющейся «Российским Библейским Обществом».

Голос вечности, сс. 276-277

Сегодня безмерно расплодились ложные вероучения и сектантские сообщества, безрассудно и своенравно рассуждающие о вопросах для них недоступных - о Боге, о спасении души, о правилах благочестивой жизни. Молю вас, блюдитесь, дабы не увлечься этим, будьте осторожны и бдительны, памятуя, сколь пагубно может повлиять на душевное здравие общение с подобными обществами.

Голос вечности, с. 279

 

Закон должен защищать свободу совести, а не свободу быть бессовестным. Никто не призывает притеснять традиционные религиозные конфессии - ислам, например, - которые имеют в России исторически сложившийся круг своих приверженцев. Но те религиозные группировки, чье учение содержит элементы, разрушающие семейный, общественный, государственный строй Руси, чье существование поддерживается валютными инъекциями из-за рубежа, чья практика оскорбляет общепринятые нормы общественной морали и нравственности - такие секты не имеют права на существование. И это должно быть законодательно закреплено.

Одоление смуты, сс. 184-185

«Свидетели Иеговы» составляют одну из самых распространенных и опасных антихристианских сект. Их учение представляет из себя пеструю смесь религиозных и политических элементов, в которой активно используется христианская терминология и само Имя Христово, лукаво скрывая за этим свое гибельное антицерковное содержание... В основе вероучения иеговистов лежит искаженное толкование книг Священного Писания, приспособленное и подогнанное для обоснования его антихристианских, антицерковных аспектов. Присваивая себе наименование «истинных христиан», сектанты отвергают учение Святой Церкви, называя церковную иерархию «составной частью мира сатаны», а саму Церковь - «коварной организацией дьявола». Отвергая все основные догматы христианства, сектанты не признают Божественности Иисуса Христа, Сына Божия, отрицают спасительное значение Его искупительной жертвы, бессмертие человеческой души, загробную жизнь, телесное воскресение и Царствие небесное.

Голос вечности, с. 285

 

Несмотря на то, что сектанты... пользуются христианской терминологией и широко цитируют Священное Писание, их учение не имеет ничего общего с христианством и грозит каждому, принявшему его, неминуемой духовной катастрофой. Хотя иеговисты усиленно подчеркивают, что их учение является как бы новым откровением Бога-Иеговы, в действительности оно имеет очень древние корни, будучи тесно связанным с верованиями иудаизма.

Голос вечности, с. 286

 

Если же говорить о духовных первоосновах этого тяжкого заблуждения (иеговистов), то главным из них является человеческая гордыня - и проистекающие из нее высокоумие, своенравие, тщеславие и превозношение. Наша духовная леность, неверие и суетность закрывают нам пути приобретения блаженного, благодатного церковного опыта, лучше и яснее всяких слов подтверждающего истинность святого Православия. Человек, не желающий внутренне трудиться, стремящийся приблизиться к Истине без труда, путем легким и широким, становится скорой добычей для лжеучений, подобных тому, что несет в себе секта «свидетелей Иеговы».

Голос вечности, с. 286

 

Многочисленные религиозные группки и секты, усиленно внедряемые сегодня в нашу жизнь, существуют исключительно на «искусственном питании». Представьте себе, какова была бы судьба бесчисленных ответвлений протестантизма, экзотических кришнаитов в их живописных хитончиках, наших доморощенных буддистов и поклонников далеких махатм - я не говорю уж о сектах, «ихже несть числа» - если бы не текла им из-за рубежа на помощь полноводная река долларов, франков, марок и иной валюты? Что было бы, если бы в своей бурной деятельности им пришлось опираться только на собственные силы? В самом скором времени они бы исчезли, как тени, ибо не имели и не имеют в среде русского народа сколь-либо существенной поддержки. В крайнем случае, их влияние сократилось бы до мизерных размеров этнических общин, традиционно исповедующих тот или иной культ. Иначе говоря, отечественная история, врожденный религиозный такт русского человека и его обостренное нравственное чувство служат надежными залогами того, что никакая межрелигиозная борьба (в случае здравой государственной политики) России не грозит.

Одоление смуты, с. 49

 

Усиленно внедряемые в нашу жизнь ереси и секты несут в себе страшный разрушительный заряд и в области государственного строительства. Отказ от службы в армии, от каких-либо общественных обязательств вообще, отрицание самого института семьи, нравственное и телесное извращенчество - вот плоды потакания «нетрадиционным» религиозным культам в России. Поспрашивайте священников, иноков в монастырях - бедные родители криком кричат, молят: помогите вернуть сына (дочь) к жизни. Под влиянием сектантов люди уходят из дома, бросают жен и детей, попадают в психбольницы, вешаются, стреляются, травятся...

Одоление смуты, с. 190

 

Вся Россия... подвергается сегодня жесточайшей духовной агрессии со стороны антиправославных ересей и сект. И противостоять ей надо в первую очередь силой веры и ревности о Святом Православии. Корень дела не в тех или иных организационных мероприятиях, а в личном благочестии, в личном жизненном подвиге, которые только и могут остановить этот сатанинский натиск.

Одоление смуты, с. 207

 

Даже самые жестокие антихристианские гонения не в состоянии исторгнуть святыни Православия из верующих сердец. Сознавая это, новые хозяева России присовокупили к внешним жестокостям и государственным репрессиям активную деятельность по разрушению внутрицерковного единства, всемерно поощряя разделения и расколы, пытаясь лишить Церковь правильного управления, раздробить ее на враждующие между собой группировки и секты.

Стояние в вере, с. 11

 

Семья

 

Внемлите: когда мы оскверняем святыню семьи, этой «малой Церкви», похотью и ложью, прелюбодеянием и склоками, детоубийством (аборты) и беззаконием (разводы) - гнев Божий грядет на нас за то, что противимся Его святым законам.

Одоление смуты, сс. 60-61

 

Грех родителей воздействует на детей главным образом через плохое поведение. Дети в какой-то мере несут наказание за грех родителей - как искупление родительского греха.

Дай мне твое сердце, с. 338

 

Было время, когда можно было мужу и жене укреплять друг друга в вере, а теперь этого трудно достигнуть.

Время приобретения, с. 27

 

Сергианство

 

«Сергианство» до сих пор вызывает значительные расхождения в оценках даже среди безусловно благонамеренной и патриотически настроенной части православной общественности. Сама личность митрополита Сергия и избранный им курс в области церковно-государственных отношений становятся объектами ожесточенной полемики. При этом одни рассматривают Заместителя Патриаршего Местоблюстителя как мудрого и дальновидного политика, сумевшего в тяжелейшей обстановке сохранить административную структуру Церкви, чистоту веры и каноническую безупречность, преемственность высшей церковной власти. Другие клеймят его едва ли не предателем и вероотступником, подчинившим (из корысти или по малодушию) церковную жизнь России влиянию богоборческого советского государства. К сожалению, нынче полемический, мятежный дух спорливости и самомнения зачастую берет верх не только над исторической истиной, но и над элементарным здравым смыслом, мешая спокойному и беспристрастному рассмотрению дела. Нам же в условиях нынешней русской смуты как никогда важно перевести все внутрицерковные дискуссии в конструктивное, немятежное русло, взыскуя в спорах не словесной победы над оппонентами, но обретения достоверности и правды Божией.

Стояние в вере, с. 12

 

Митр. Сергий приложил все усилия, чтобы легализовать Церковь и получить право на свободное устроение церковной жизни в новых для нее условиях. Задача была не из легких. Главное препятствие заключалось в том, что далеко не все верующие (как в среде епископата, так и среди пресвитеров и мирян) понимали насущную необходимость в легализации. Многие расценивали это как измену Православию и уклонение от истины. Не умея правильно решить, в каких условиях - правовых или бесправных - надежнее сохранится внешняя и внутренняя жизнь Церкви среди богоборческих мероприятий новой власти, они недоверчиво, а то и агрессивно относились к действиям Заместителя в этом направлении. Но митр. Сергий смело вступил на путь легализации. Он предвидел, что в бесправном положении Русская Церковь долго существовать не сможет - ее либо растерзают богоборческие власти и их приспешники-обновленцы, либо, уйдя в катакомбы, она рано или поздно потеряет свое апостольское преемство и чистоту вероучения, превратившись в сектантское сообщество...

Стояние в вере, с. 20

 

Русская Православная Церковь, управляемая митр. Сергием, сохранила свою жизнеспособность, в то время как все отколовшиеся от нее группировки потерпели крушение и погибли в волнах житейского моря. В этом и заключается величайшая заслуга митрополита, который, как опытный кормчий, обошел все подводные камни, грозившие гибелью церковному кораблю, и сильной рукой провел его сквозь штормы и ветры к надежному причалу.

Стояние в вере, с. 21

 

Когда стало ясно, что торжество зла на Руси попущено Богом за наши грехи, что вооруженная борьба с большевиками проиграна, что русскому народу предстоит длительное и тяжкое богоборческое иго, продолжение политической линии на открытую конфронтацию с властью потеряло всякое нравственно-религиозное оправдание. Важнейшей задачей стало - сохранить в сложившихся условиях полноту веры, чистоту святоотеческого православия и канонически безупречные структуры церковного управления. Иными словами - сохранить возможность спасения души для того «малого стада», которое, несмотря на разгул святотатства и угрозу расправы, все же осталось в ограде церковной. Людям духовным стало ясно: время обличений прошло, настало время исповедничества и покаяния, время «пленения вавилонского», из которого извлечь Святую Русь не может никто, кроме Всемогущего Бога.

Стояние в вере, с. 212

 

Одной из главных причин, породивших иосифлянский и другие расколы, является исторически и психологически сложившийся ошибочный взгляд на политику митр. Сергия в области церковно-государственных отношений. Многие лица как духовного, так и светского звания, воспитанные в монархическом духе, считали, что Православие может сохраняться только в условиях монархии. Ярко выраженная антирелигиозная направленность советской власти настолько пугала их, что они опасались всякого сближения с ней и не желали получать от государства даже формальных прав для своего существования, полагая, что, приняв однажды эти права, Церковь тем самым окажется в полной зависимости от богоборческих властей. Подобные настроения были широко распространены в послереволюционной России...

Стояние в вере, с. 101

 

История христианской Церкви знает множество темных периодов ее существования. Начиная с первых дней христианства Церковь гнали - и власти, и иные враги. И вот теперь, в начале ХХ века, сию горькую чашу предстояло испить России. Нужно было смириться перед карой Господней. Прежде всего архипастыри должны были озаботиться тем, чтобы уберечь Церковь от уничтожения. Это означало - добиться от властей признания права на ее законное существование. Без этого Церковь, как нелегальная в государстве организация, рано или поздно заблудилась бы в катакомбах, распавшись на множество обществ и сект, и погубила бы всю свою многомиллионную паству. Поэтому митр. Сергий и взял на себя смелость вступить на путь легализации, объявив об этом в специальной декларации от 16 (29) июля 1927 года. Но этот его решительный шаг был воспринят в церковной среде очень неоднозначно. Многие архиереи, пастыри и миряне усмотрели в нем если и не прямую измену Православию, то, как минимум, посягательство на свободу Церкви. Декларация вызвала возмущение в умах и сердцах верующих, породив множество протестов и разделений. И, тем не менее, как показало время, в той ситуации это был единственно спасительный, хотя и очень болезненный и прискорбный шаг.

Стояние в вере, с. 102

 

Отвергнув отдельные положения декларации, в принципе «соловецкий епископат» согласился с его общей политикой... Что же касается остального церковного общества, то оно сильно разделилось во мнениях. Одна часть полностью признала декларацию, другая - лишь частично (но, блюдя церковное единство, не принимала никаких раскольнических действий) и, наконец, третья часть совершенно отвергла это послание, встав в непримиримое противодействие митр. Сергию и гражданской власти, считая, что сближением с государством Русская Церковь может изменить истине Христовой. Внутренний протест этих людей усугубился тем обстоятельством, что именно на заявлениях о лояльности к государству укрепляла свои позиции обновленческая ересь. Вследствие этого многие клирики и миряне стали отождествлять сближение с гражданской властью с изменой Православию.

Стояние в вере, сс. 106-107

 

Издавая послание, он имел в виду единственную цель - открыто засвидетельствовать правительству о полной аполитичности Церкви и через готовность повиновения гражданским властям получить право на легализацию. Митр. Сергий предполагал установить такие взаимоотношения между Церковью и государством, при которых государство получало бы от Церкви признание и подчинение законам, а Церковь от государства - признание и свободу. При этом подразумевалось, что ни Церковь, ни государство не станут вмешиваться в дела друг друга. То, что сделал Заместитель, вполне согласуется с Евангелием и церковной историей. Сам Господь Иисус Христос Своим примером освятил союз верующих с государством, когда повелел Петру уплатить пошлину за него и за Себя (Мф. 1:24-27). И на вопрос искусителей, подавать ли подать кесарю, Он ответил повелением: «Воздайте кесарево кесареви» (Мф. 22:16-22). При этом власть, которой повелел повиноваться Христос, была языческой, богоборческой, ненавистной для благочестивых почитателей Бога Истинного.

Стояние в вере, сс. 110-111

 

В сущности, декларация митр. Сергия являла собой лишь новую апологию Церкви в защиту ее прав на устроение канонической жизни под покровом гражданской законности. Христова Церковь не может существовать на земле иначе, как только во взаимодействии с государством. Бесправное положение неминуемо ведет к утере канонического преемства, утрате чистоты вероисповедания, расколам, смутам и исчезновению единого церковного организма. Оказавшись в атеистическом государстве, Церковь должна либо страдать от бесправия и подвергаться вечным гонениям, либо добиться от властей юридического признания своего права на существование. Что же лучше? Несомненно, второе. И вот это меньшее среди двух зол и избрал митр. Сергий, издав декларацию. Необходимо также отметить, что митр. Сергий фактически завершил дело, начатое еще Патриархом Тихоном, который всеми силами стремился достигнуть мирного устроения церковной жизни в атеистическом государстве.

Стояние в вере, с. 111

 

Необходимо иметь в виду следующее: 1. В области церковно-государственных отношений Заместитель Патриаршего Местоблюстителя ничего нового не изобрел. Он лишь довел до своего логического завершения ту политику «легализации Церкви» и «мирного сосуществования», которую последовательно осуществлял в последние годы своего служения Патриарх Тихон... 2. Никакие личные недостатки митрополита Сергия не могут служить оправданием для противников «сергианства». Церковь признает единственную причину, наличие которой может оправдать отделение от первенствующего епископа - публично проповедуемую ересь... 3. Личная благонамеренность вождей расколов ни в коем случае не может служить оправданием их незаконных действий. «Ревность не по разуму», как показывает многовековая церковная история, многократно приводила тех, кто подпадал под ее влияние, к печальному и пагубному концу. Нам всем надо раз и навсегда понять, что благодать Божия, попаляющая терние человеческих согрешений и ошибок, покрывает лишь тех, кто искренне стремится подвизаться законно и правильно, но, по немощи, терпит неудачи. Беззакония благодать не покрывает и беззаконникам не споспешествует, независимо от того, какими намерениями они руководствуются, нарушая каноны и правила церковной дисциплины.

Стояние в вере, сс. 211-214

 

Да, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, как и всякий другой человек, ошибался. Да, его кадровая политика была направлена на то, чтобы «умиротворить» государственную власть, и потому, наверно, небезупречна. Да, ему приходилось идти на многочисленные компромиссы с «совдепией», и декларация 1927 года (подписанная им под давлением НКВД, угрожавшего не столько митр. Сергию лично, сколько всей Церкви - новой волной репрессий) содержала целый ряд положений, весьма тягостных для русского православного самосознания. Но... Но элементарная добросовестность заставляет признать, что призывы митр. Сергия «выразить всенародную благодарность Советскому правительству за внимание к духовным нуждам православия» возмущают православную совесть ничуть не более, чем, скажем, заявление Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР с раскаянием в своей «антисоветской деятельности» и Послание Святейшего к Церкви (1923 г.), где он говорит: «Сознавая свою провинность перед Советской властью в ряде активных и пассивных антисоветских действий..., т. е. в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей..., анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира, мы по долгу христианина и архипастыря в сем каемся...». Нелепо, право, ставить человеку в вину, что, надеясь облегчить положение всей Церкви, он берет на себя грех лукавства, подписывая под диктовку палачей текст, содержащий очевидную неправду. Одному Богу известно, что происходило в такие моменты в душе Патриарха Тихона и митрополита Сергия, какова была мера их нравственных мучений и сколько сил потребовалось Заместителю Патриаршего Местоблюстителя на то, чтобы добровольно взвалить на себя столь тяжкий крест, восходя на Голгофу первосвятительского служения в момент наивысшего развития церковной смуты, ясно понимая, что его ждут поношения и оплевания не только от врагов православия, но и от собственных же соратников и единоверцев...

Стояние в вере, сс. 213-214

 

Все совершают ошибки, и я не говорю, что их не было на нашем пути. И митрополит Сергий, декларация которого в 1927 году стала поводом для разделения, не всегда был прав. Но он был искренен в главном - в желании среди гонений, предательств и провокаций спасти Церковь, сохранить ее...

Одоление смуты, с. 175

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!