Межнациональные отношения 3 страница



 

Ведь все беды и скорби, столь обильно излившиеся на наше многострадальное Отечество в нынешнем столетии, являются лишь следствиями забвения нами Заповедей Господних и попрания всесовершенного Закона Божия. Вот почему основная тема большинства проповедей и поучений - человеческий грех и его сущность.

Голос вечности, с. 4

 

И все же - есть нам надежда, есть упование, есть все основания рассчитывать на возрождение Отчизны. Внимательный взгляд просвещенного верой наблюдателя не может не отметить, что Своей земной жизнью Господь как бы прообразовал судьбу избранницы Своей - Святой Руси, исторический путь русского народа, народа-богоносца.

Голос вечности, с. 259

 

Помни, русский человек, - Отечество твое, ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих - отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов «общества потребления» пали некогда христианские государства Европы, разменяв «злато на черепки» - возвышенную духовность Божественной Истины на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент «секс-шопов». Россия же - устояла. Сегодня она - обескровленная, преданная, обманутая, но все еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью - осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской «демократии», «гуманизма», «прогресса». Незыблемой основой этой русской мощи, залогом будущего воскресения Святой Руси была и есть Церковь Православная, торжествующая ныне свою духовную победу над богоборцами и христоненавистниками. Церковь никого не принуждает - но всех зовет разделить с ней это ее торжество. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия - и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство!

Одоление смуты, с. 47

 

Отчаяние

 

Отчаяние гони, как лютого зверя. Оно у тебя появляется от самонадеянности. Совершай то, что в твоих силах, а остальное восполняй смирением и любовью. У святых отцов сказано, что смирение без всяких подвигов может спасти человека. Вот и смиряйся. Не горячись, не кипятись, не ищи каких-то особых подвигов, свойственных древним подвижникам, - твои подвиги в терпении немощей: своих и других.

Дай мне твое сердце, с. 272

 

Когда к тебе приходит состояние безотрадности, невыносимой тоски и безысходности, ты только взывай: «Господи, помоги; Господи, не оставь меня; помилуй немощную рабу Твою!». В эту минуту необходимо терпение и упование. Это время испытания. Полезно открыть такое состояние своему духовному отцу, прося его молитв.

Дай мне твое сердце, с. 341

 

Памятозлобие

 

Памятозлобие - великий грех. За него Господь лишает человека благодатной помощи и милости Своей.

Наука смирения, с. 197

 

Затаившись, памятозлобие может ждать своего часа, чтобы с новой силой разжечь в нас гнев спустя много лет после примирения.

Голос вечности, с. 94

 

Как узнать, что мы любим ближних своих и Господа? Если мы чувствуем, что в нас угасло памятозлобие, то мы уже на пути любви к ближнему.

Голос вечности, с. 236

Пастырь

 

Пастырь поставлен Богом не судить, а врачевать. Слов нет, трудно удержать себя в таком положении, но кто сказал, что легок и сладок пастырский крест?

Одоление смуты, с. 134

 

Пастырь должен говорить не о себе, а о Христе... Для овцы, или для детища, достаточно знать только одно о пастыре - что он ведет ко спасению во Христе. А все остальное не имеет существенного значения.

Дай мне твое сердце, с. 32

 

Я - пастырь. Моя задача - обращать людей к добру и отвращать их от зла.

Одоление смуты, с. 165

 

Мы, священнослужители, сами не властны в доме Божием. Мы не хозяева Церкви, но лишь послушники ее; не командуем, но лишь благоговейно и со страхом Божиим распоряжаемся по мере своего разумения данной нам свыше благодатию. Что же касается пастырей, злоупотребляющих демонстрацией своей близости с власть предержащими, то - Бог им судья; каждый из них сам будет отвечать за последствия этих сомнительных поступков.

Одоление смуты, с. 247

 

Источником вдохновения для всех моих пастырских трудов неизменно служили Истины Христовы, изложенные в Священном Писании и святоотеческом Предании - сих драгоценных основах спасительного вероучения Православной Церкви.

Голос вечности, с. 4

 

По милости Божией, мы имеем еще пастырей и учителей церковных, к которым можем прибегать, испрашивая совета или благословения на те или иные подвиги благочестия - лишь бы только было желание, лишь бы было стремление выполнять волю Божественную.

Голос вечности, с. 142

 

Я не хвалю и не одобряю все отрицательное в священнослужителях, но тем не менее не хочу ради их немощей раздирать хитон Христов. Я понимаю Церковь как единое целое, как тело Христово, где можно достигнуть спасения. Порочность отдельных пастырей не может лишать благодатного свойства всей Церкви, всего организма церковного, потому я смело иду тем путем, который указан Господом, и совершаю молитвы в доме Божием, глубоко веря в то, что Господь ниспошлет мне Свою благодатную помощь чрез Таинства, совершаемые даже недостойными пастырями.

Дай мне твое сердце, сс. 120-121

 

Думы о пастыре у тебя вполне справедливы. Ему действительно приходится жить не для себя, а для людей. Но в этом его спасение.

Дай мне твое сердце, с. 162

 

Патриарх

 

Вы критикуете патриарха. Сегодня это общая болезнь: всякий берется судить и рядить направо и налево, зачастую мало зная существо дела, о котором говорит. Я хочу напомнить Вам несколько очевидных истин. Патриархия есть единственная канонически безупречная форма устроения Русской Церкви. Патриаршество есть тот «столп крепости», на котором в тяжелые времена смут и волнений держались не только церковное благочиние и управление, но и вся Россия. Так произошло в конце XVI - начале XVII века, когда Господу было угодно даровать России патриарха незадолго до начала Смутного времени, так случилось и в ХХ столетии, когда восстановление патриаршества буквально накануне масштабных антицерковных гонений позволило сохранить неискаженными православные святыни русской духовности. Именно патриархи удерживали церковный корабль на плаву все эти страшные годы. И именно поэтому мы сегодня стоим на пороге чуда - чуда воскресения Святой Руси, когда, казалось бы, десятилетия богоборческого террора должны были искоренить и самую память о ней!

Одоление смуты, с. 140

 

Сегодня у нас нет царя. И патриарший престол остался единственным мистическим центром, объединяющим вокруг себя Россию «земную» и «небесную», страждущую и торжествующую. Это ныне - единственная точка опоры для грядущего Русского Воскресения. Убойтесь - каждый, посягающий на нее, будет держать перед Богом ответ как святотатец и кощунник!.. Всякое посягательство на патриарха есть сегодня в конце концов посягательство на Россию, ее духовность, государственность, церковное и народное единство.

Одоление смуты, сс. 141-142

 

О патриархе* строго судить не надо. Ведь он подобен птице, заключенной в клетке. Власть и свобода фактически принадлежит не ему, а другим... Вместо негодования ты лучше прояви сострадание и помолись о нем.

Дай мне твое сердце, с. 114

 

О Святейшем всегда надо молиться.

Наука смирения, с. 156

 

Патриотизм

 

Патриоты», клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, - любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали. «Патриотическая» печать, призывающая к русскому возрождению и одновременно рекламирующая на своих страницах «целителей» и экстрасенсов, астрологов и колдунов, оставляет впечатление отсутствия простейшего национального чутья.

Одоление смуты, с. 34

 

Сегодня патриотам приходится действовать в очень сложной обстановке. Судите сами: в смутные времена, когда Москва была уже занята поляками, Новгород - шведами, когда самому существованию Русского государства и Православия угрожала опасность, что спасло Россию? Клич Русской Православной Церкви в лице святого патриарха Гермогена нашел отклик в сердцах людей, объединил их, поднял на борьбу с врагами Отечества! А почему? Потому что духовный уровень народного сознания был очень высок. Народ был верующим, православным. Когда святейший патриарх открыл перед ним всю опасность положения, указал бездну, на краю которой оказалась Святая Русь, понимание беды, осознание потребности действия пришли сразу, быстро, без раздумий и колебаний. Народ восстал на защиту веры и с Божией помощью одолел врага. А сейчас в патриотических силах все перемешано: одни православные, другие нет... Не хочу никого обижать, но имейте в виду: не будет толку, пока патриотическое делание не осенится благодатью Божией, необоримой и всепобеждающей. Как говорит народная пословица: «Без Бога - ни до порога».

Одоление смуты, сс. 170-171

 

«Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», - эта чеканная формула российской державной мощи, произнесенная полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина. В многовековой, нескончаемой битве лукавого зла с добром и правдой, битве сатанинской лжи, предательства и коварства с Евангельскими заповедями любви, милосердия и сострадания Русь всегда служила опорой небесным добродетелям, надежным заслоном на пути яростных порывов мировой злобы в ее стремлении к господству над всей Землей. Тем-то и была она ненавистна пособникам зла, потому-то и приходилось ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за свое существование.

Одоление смуты, с. 317

 

Мы обязаны всемерно возрождать общинные традиции, опираясь на вековые корни российского патриотизма. Нам необходимо прилагать все усилия к воссозданию государственной политики сохранения национально осмысленных, традиционных ценностей русской жизни, к признанию самобытности нашего пути - пути православного самодержавного государственного строительства, для чего следует раз и навсегда отказаться от слепых заимствований чужого, в первую очередь, западного опыта.

Одоление смуты, сс. 335-336

 

«Будь проклят патриотизм!» - этот лозунг Троцкого яснее всего определял официальное отношение власти к собственной стране. Все большевистские вожди наперегонки хаяли русский народ, как будто это был побежденный, но все еще опасный враг (страшно подумать, но для многих из них это действительно было именно так, причем вполне осознанно).

Русская симфония, с. 315

 

Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань с псами-рыцарями и подавали последнее духовное напутствие дружинникам святого благоверного князя Александра Невского на залитом кровью льду Чудского озера? Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя, великого князя Димитрия на поле Куликовом, где страшная сеча с татарами решала: быть или не быть Святой Руси? Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты, подвигнув Козьму Минина и Димитрия Пожарского на их жертвенный подвиг, а ратников русского ополчения на борьбу до победы? Разве это иудейские pаввины с кpестом в pуках, под свист японской «шимозы» поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая русскую честь от позора? Разве это кришнаиты и буддисты на протяжении тысячи лет ежедневно, сосредоточенно, неспешно и благоговейно возносили ко Господу молитвы о «богохранимой» земле Русской, «властех и воинстве ея», отдельным молитвенным чинопоследованием поминая «вождей и воинов, за Веру и Отечество живот свой на поле брани положивших»? Многие ли из вас смогут вспомнить сегодня хоть один случай, когда иноверцы и инославные - будь то католики или иудеи - в трудный для России час делом доказали ей свою верность, до конца разделив ее неласковую судьбу? Зато противоположных примеров в русской истории - сколько угодно!

Одоление смуты, сс. 32-33

 

Подвижничество

 

Мы утеряли духовную наполненность жизни. Мы поддались на приманку миражей материального благополучия, забыв пророческие слова о том, что «дух животворит; плоть не пользует нимало...» (Ин. 6:63). Мы позволили низвести себя до уровня мыслящих животных - полускотов, полулюдей, отличающихся от первых способностью самосознания, но не принадлежащих к последним из-за прискорбного паралича духовных потребностей души.

Одоление смуты, с. 79

 

В православном понимании подвиг - обязанность каждого христианина, и его главным содержанием является постоянное и неуклонное движение («подвиг», это заложено в самом слове) к сердечной чистоте и безгневию, блаженному незлобию и милосердию. Проще сказать - к святости, которая должна бы быть естественным состоянием человека, сотворенного Богом непричастным злу.

Одоление смуты, с. 241

 

И если в основе ваших подвигов положена настоящая мудрость, то надо за это благодарить Бога и продолжать совершать спасительный подвиг во имя Божие, а не ради славы человеческой.

Голос вечности, сс. 54-55

 

Нести подвиги полного самоотвержения ты не можешь, да этого от тебя и не требуется. Совершай то, что тебе по силам. Господь и за малые труды, совершаемые со смирением, вознаградит сторицею. Будь мудрой и не допускай печали в своем сердце от мысли, что ты неполноценная христианка, раз не можешь понести полного самоотвержения. Печалиться от этой мысли - значит переоценивать свои силы и подвергать себя опасности.

Дай мне твое сердце, с. 139

 

Как понимать выражение св. отцов «Рассуждение - без труда спасение»? Вот как. Если человек правильно взвешивает свои силы и обстановку, то соответственно этому предпринимает подвиг благочестия и легко его совершает. А тот, кто не имеет правильного рассуждения, часто берет подвиги выше своих сил и затем их оставляет... Потому-то для тех, кто еще не пришел в меру духовного рассуждения, необходим опытный руководитель.

Дай мне твое сердце, с. 142

 

Вы, конечно, скажете: ну а как нам поступать в современных условиях? Где найти таких людей, которым могли бы мы подражать? Есть такие люди, возлюбленные братья и сестры, есть!.. Если бы их не было, то ни наш город, ни вообще отечество не стояли бы, потому что только благочестием людей содержатся грады Божии.

Голос вечности, с. 60

 

Любому подвижнику предлагался свободный выбор: либо испытывать удручение непосредственно от диавола (так поступали отшельники, пустынники, молчальники, столпники), либо от ближних своих (в миру или в общежительном монастыре). Подвижники благочестия, зная лукавство и ненависть врага, в большинстве своем предпочитали нести скорби, унижения, лишения, приходящие от людей. Избирая этот путь, они добровольно отсекали свою волю, умерщвляя в себе всякое проявление самолюбия, гордыни, тщеславия. И надо сказать, что, вступая на этот путь самоуничижения и самоотречения, они достигали высоких духовных совершенств. Об этом свидетельствовала та благодать, которая наполняла не только их душевный организм, но и телесный. Благодатная сила проявлялась и в те дни, когда они жили здесь, на земле, и тогда, когда их душа отделялась от тела.

Голос вечности, сс. 78-79

 

Подозрения

 

Подозрение на неискренность - погрешительно. Оно берет начало от лукавого... Будь мудрой и не поддавайся влиянию лукавого.

Время приобретения, с. 111

 

Бойся подозрения, ибо лукавый может представить тебе о духовном отце то, что тебе и во сне не приснится.

Время приобретения, с. 22

 

Как избавиться тебе от подозрений? Мысли о людях, тем более о духовном отце, всегда хорошо, тогда и подозрений избежишь.

Время приобретения, с. 23

 

Покаяние

 

Покаяние есть величайший дар Бога человеку - второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными - становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения. Покаяние не есть публичное самобичевание, но тяжелый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной, нерадивой, безблагодатной жизни. Покаяться - значит изменить образ жития, прежде всего «прийти в себя» (Лк. 15:17). Это значит увидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, осознать его, возненавидеть, а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своего существа. Утратив понимание истинной духовности, мы потеряли и здравое понятие об этом благе. Плод покаяния - исправление, перемена жизни. Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела. Кто кается и сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, «обращаясь вспять» и попирая милосердие Божие. «Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться», - говорит св. Иоанн Златоуст.

Одоление смуты, сс. 56-57

 

Спасительный глагол Крестителя Иоанна, прозвучавший два тысячелетия назад, и доныне обращен ко всем нам. Это нас зовет великий пророк к покаянию, потому что мы своими поступками осквернили пречистую одежду, которую получили в Таинстве святого крещения. Это мы нарушили свои обещания Богу и удалились от пути истинного. Это к нам простирается глагол Крестителя: «Покайтеся, приблизилось бо Царство Небесное».

Голос вечности, с. 28

 

Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нем врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют его духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Облегченный от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.

Голос вечности, с. 282

 

Воистину нам с вами необходимо покаяние. Слишком глубоко мы погрузились во всякого рода грехопадения и настолько пристрастились к подобной жизни, что подняться без помощи Божией нам уже трудно.

Голос вечности, сс. 28-29

Господь милосерд, но прощает Он лишь тем, кто искренне приносит покаяние, а тем, кто коснеет в грехах и не желает исправиться,- тем, конечно, нет прощения.

Голос вечности, с. 29

 

Действительно, нам остается с вами плакать, рыдать и взывать к своей бедной душе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается! Время скоротечно. Успеешь ли ты, душе моя, освободить себя от рабства греху? Успеешь ли сотворить добрые дела, которые оправдают тебя на судилище Христовом? Пока еще двери милосердия Божия не закрылись, проснись, душе моя окаянная, проснись и возопий к Спасителю своему: “Боже милосердный, пощади и очисти меня от всякого греха, облеки одеждою праведности, чтобы укрепиться на правом спасительном пути и прославить Тебя чистым святым сердцем и устами ныне и в бесконечные веки!”».

Голос вечности, с. 75

 

Рабство душевное очень тяжело. От него необходимо освободиться. Но как? Только путем покаяния, возлюбленные братья и сестры, путем постоянного устремления ума своего и сердца в горний Иерусалим. Как иудеи не могли петь песнь Господню на земле чужой и не забывали Иерусалим, так и нам нужно вспоминать те моменты жизни, когда мы верно служили Богу, и приносить плоды покаяния. И если мы станем на этот путь, то, несомненно, освободим свою душу от оков греховных и снова воспоет наш дух!

Голос вечности, с. 75

 

Нужно ли предаваться отчаянию, проклиная свое предательство, как Иуда? Нет! Нам необходимо, возлюбленные братья и сестры, искренне, чистосердечно оплакать свои грехопадения, как ап. Петр, испросить у Господа милующего прощения и неустанно шествовать только этим путем - путем покаяния. Тогда и Господь, видя наше доброе желание и искреннее стремление очистить душу, простит наши согрешения и примет в обители Свои вечные, где мы будем со всеми угодившими Богу славить Святую Троицу - Отца и Сына и Святаго Духа.

Голос вечности, с. 99

 

Для познания истины необходимы прежде всего любовь и покаяние. И то, что было сокрыто от мудрых, открылось благоразумному разбойнику. Много он сотворил зла, много страданий причинил людям, много пролил крови невинной - за все эти преступления он и принял крестные муки. Страдания привели его к покаянию. А покаяние - путь к познанию величайшей истины, путь к спасению.

Голос вечности, с. 45

 

И если мы с вами воистину желаем жить для Бога, если стремимся к спасению вечному, хотим, чтобы и нас коснулось неизреченное милосердие Божие - то и нам нужно принести искреннее раскаяние. Но не такое раскаяние, какое мы с вами часто приносим на исповеди. Нет, этого еще недостаточно! Потому что мы живем как бы порывами. Вроде бы раскаиваемся, плачем, но едва отходим от Чаши Христовой, как снова оказываемся в водовороте греховной жизни и снова, как псы, возвращаемся на свою блевотину.

Голос вечности, сс. 29-30

 

Что это значит - прийти в себя? Это значит - осознать свое опасное положение, свое пагубное состояние. Пред человеком греха милостию Божией как бы открывается завеса, и он видит себя стоящим на краю пропасти, так что еще один шаг - и он неминуемо упадет в бездну и погибнет окончательно. Вот это и называется прийти в себя. Когда это происходит, тогда человек начинает вспоминать о прежней благодатной жизни в отеческом доме. Заповеди Божии, которые казались ему некогда весьма тяжкими, теперь приобретают совершенно иную окраску и вызывают в памяти уже не горечь, а сладость. В такой момент созревает решимость. Решимость восстать и удалиться от пропасти. Это вторая ступень действия Божией благодати на душу человеческую. Затем наступает третья, спасительная ступень пробуждения - это та, когда блудный сын не только решился вернуться в отчий дом, но встал и пошел, т. е. он уже победил в себе греховное рабство и с чувством глубокого раскаяния возвращается на круги своя. Вот каким образом, возлюбленные братья и сестры, совершается спасительное покаяние.

Голос вечности, сс. 168-169

 

О тех огорчениях, которые были по нашей с тобой неопытности, забудем совсем или же будем вспоминать с покаянием.

Время приобретения, с. 66

 

Пусть нечисты твои уста, пусть осквернены твои ум и сердце, но ты иди к Спасителевым ранам, как к источникам целительной воды. Иди с сокрушенным сердцем, иди не как праведник, а как нуждающийся в исцелении. Омой в Христовых ранах свою нечистоту слезами покаяния.

Голос вечности, с. 11

 

Напоминать грехи кающимся не есть дело священника. Тот, кто согрешил, должен сам осознать свои падения и сам же показать их Врачу душ и телес.

Дай мне твое сердце, с. 262

 

Плохо то, что мы просим прощения не по сознанию свой вины, а для того, чтобы человек перестал укорять нас за дела и замолчал. Такое «прости» никогда не принесет нам умиротворения и не умиротворит других. Нам нужно настоящее покаяние, вытекающее из полного сознания своей вины и жажды очищения.

Наука смирения, с. 237

 

Начни просить прощение хотя бы внешне, но на этом не останавливайся. Достигай сердечного признания своей неправоты. Если кто-то и не отвечает на твое «прости и благослови» - этим не смущайся. Произноси эти слова искренно.

Наука смирения, с. 239

 

Покаяние, действительно, без Божией помощи не совершишь по-настоящему. Но и помощь Божия не придет к нам, если мы сами не взыщем ее.

Наука смирения, с. 257

 

Покаяние... предусматривает добровольное взятие на себя уничижения и разных скорбей. Без этого покаяние не достигнет цели. Надо выработать в себе такое чувство, при котором бы наше сознание говорило: «Господи, достойна я всякого уничижения и скорбей и поношений. Кто я такая, чтобы меня уважали и ублажали? Господи, мало для меня попускаемых Тобою скорбей и уничижений. Посылай, Господи, столько, сколько требуется для очищения души моей». Вот таков должен быть наш уклад или настрой внутреннего покаяния.

Наука смирения, с. 284

 

Да, чадушко, без покаяния успеха в духовной жизни не будет. Ведь прежде чем влить в сосуд святыню, его сначала вымывают тщательно. Иначе вся святыня пропадет. Вот так необходимо поступать и с нашим духовным сосудом. Сказано: «В злохудожную душу не войдет премудрость» (Прем. Сол. 1:4). Значит надо очищать душу слезами, пока не почувствуешь отвращение ко всякому греху.

Наука смирения, с. 285

 

И после исповеди мы часто возвращаемся к тем же самым порокам, в которых каялись. Все это свидетельствует о том, что наше покаяние еще не глубокое. Но не будем приходить в отчаяние. Упали - надо вставать.

Наука смирения, с. 79

 

Правильно ли ты поступаешь, что, надеясь на Божие милосердие и молитвы духовного отца, ежедневно исповедуешь Богу свои грехопадения и сразу же каешься в них? Поступаешь правильно. Отлагать покаяние до исповеди нет смысла. Кайся сразу. Укрепляй в себе чувство покаяния.

Наука смирения, сс. 149-150

 

Не останется уже времени для покаяния. Будем бодрствовать и очищать свою душу от всякого греха.

Наука смирения, с. 37

 

Быть правдивой - это хорошо. Но достаточно ли этого, чтобы получить исцеление души? Конечно, нет. Недостаточно только показать свою рану врачу, необходимо иметь желание к ее уврачеванию. А у тебя получается не так. Ты только показываешь раны и даже считаешь их безвредными, а когда на них хотят положить целебный пластырь, ты кричишь: «Не трогайте!», «Не хочу!», «Жестокие!», «Вы только смотрите, какая я есть, а лечить не дам!». Такая правдивость приносит одно только страдание врачу твоей души.

Дай мне твое сердце, сс. 169-170

 

Запомните все: не покаемся - не очистимся; не очистимся - не оживем душою; не оживем душою - погибнем.

Одоление смуты, с. 61

 

Политика

 

К сожалению, политика есть по преимуществу область действия страстей человеческих, область столкновения амбиций и вожделений, сфера господства властолюбия, тщеславия, гордыни. Политики терпят неудачу в выработке единой «идеологии возрождения» потому, что подходят к этому вопросу сугубо конъюнктурно, рассматривая такую идеологию как один из механизмов управления обществом, но не как результат глубоких, осмысленных, обоснованных и выстраданных убеждений. Каждый хочет иметь идеологию «под себя» и готов на любые искусственные манипуляции, лишь бы выделяться из общего ряда. Говорю об этом не во осуждение, но с печалью, ибо результатом именно такого подхода является нынешняя смута.

Одоление смуты, с. 215

 

Помыслы

 

Ты мучаешься помыслами? Борьба с ними сложная и долгая. Они связаны непосредственно с нашим сердцем. Господь прямо указал, что от сердца исходят злые помышления. Отсюда, естественно, чем занято бывает наше сердце, то и воспринимает наш ум. Значит начинать надо свое делание с очищения сердца, с приучения его любить Господа, любить ближних во имя Его, любить все святое и истинное.

Наука смирения, с. 14

Главное в борьбе с помыслами - несогласие с ними и всецелая преданность Божией воле.

Время приобретения, с. 105

 

Остановить течение помыслов ты не в силах. Наше дело - только отражать их своим несочувствием. Имей сердце горячее к Богу, и тогда они сами собой удалятся.

Наука смирения, с. 31

 

Очень хорошо, что ты воспротивилась злым помыслам и не дала им возможности войти в твое сердце. Так поступай всегда. Противься им, и Господь окажет тебе Свою помощь. Не смущайся тем, что после того, как ты пожелала не допускать никаких худых помыслов в отношении духовного отца, неожиданно они потревожили тебя. Они - не твои, они от лукавого. Ты только не воспринимай их, и тогда твое обещание будет всегда в целости и неизменным. А борьба неизбежна. Но ты мужайся. Добрые мысли подсказаны были тебе Ангелом Хранителем, и ты хорошо поступила, что не отвергла их, а послушалась.

Время приобретения, с. 38

 

Учись распознавать приходящие к тебе помыслы: от кого они - от лукавого или от Ангела Хранителя.

Время приобретения, с. 39

 

Если всегда будешь смиряться по-настоящему, тогда всегда сможешь не только бороться и побеждать, но и быть свободной от помыслов.

Время приобретения, с. 59


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!