Ересь жидовствующих



 

Отдельно часто выделяют опасность, грозящую сегодня Церкви от усиления и развития ереси жидовствующих. Опасность такая есть. С этой ересью Церковь борется уже не одно столетие, и, поверьте, бывали и более трудные времена. Ведь пережили же! А почему? Потому что подходили к вопросу духовно, с потребным рассуждением и без крайностей.

Одоление смуты, с. 314

 

Св. Геннадий, архиепископ Новгородский, в целях борьбы с жидовствующими собрал в один кодекс все книги Св. Писания Ветхого Завета (причем книги, которые до тех пор не были переведены) и с помощью опытных лиц перевел их на славянский язык. В борьбе с той же ересью появилась замечательная книга Иосифа Волоцкого «Просветитель» и послания Нила Сорского под названием «Предание о жительстве скитском».

Пою Богу моему, с. 291

 

Ересь жидовствующих не была «обычной» ересью. Она больше напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия. «Странности» ереси проявлялись с самого начала. Ее приверженцы вовсе не заботились о распространении нового учения в народе, что было бы естественно для людей, искренне верящих в свою правоту. Отнюдь нет - еретики тщательно выбирали кандидатуры для вербовки в среде высшего духовенства и административных структур. Организация еретического общества сохранялась в тайне, хотя Россия никогда не знала карательных религиозных органов типа католической Инквизиции. И что самое странное, приверженцам ереси предписывалось «держать жидовство тайно, явно же христианство». Именно показное благочестие стало причиной возвышения многих из них. Таким образом, внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей - светской и духовной, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. Проще сказать, целью еретиков в области политической являлся захват власти. И они едва не преуспели в этом... Еретики отвергали троичность Бога, Божество Иисуса Христа, не признавали церковных Таинств, иерархии и монашества. То есть, главные положения ереси подрывали основы основ благодатной церковной жизни - ее мистические корни, догматическое предание и организационное строение.

Русская симфония, сс. 122-123, 124

 

Русский Архиерей... противодействовал и появившимся на Руси еретическим движениям стригольников и жидовствующих, которые шли вразрез с православным учением и вели не только к гибели человеческих душ, но и к уничтожению русского национального самосознания - к этому особенно вела ересь жидовствующих.

Пою Богу моему, сс. 325-326

 

Западная Европа... была уже хорошо знакома с жидовствующими ересями. В виде разнообразных тайных обществ и организаций они существовали на ее территории с первых веков христианства. Все их учения в большей или меньшей степени были основаны на кабаллистической сатанинской мистике, истоки которой теряются в глубине ветхозаветных времен. Целью жидовствующих сект было разрушение религиозного, семейного и государственного уклада христианских обществ. После отпадения от полноты Православия западный мир столкнулся со взрывообразным распространением этих ересей, иногда становившихся господствующими воззрениями в целых районах. Так, для искоренения жидовствующей секты Альбигойцев, превратившей, по словам современника, юг Франции в «новую Иудею», папа римский Иоанн III даже вынужден был в 1208 году объявить «полноценный» крестовый поход.

Русская симфония, с. 122

 

Жиды

 

Иудейские купеческие колонии появились на русских землях в эпоху расцвета Киевской Руси, поддерживавшей оживленные торговые связи с богатой Византией на востоке и христианскими государствами Западной Европы. Но уже в 1069 году произошел первый конфликт, в результате которого они надолго потеряли право селиться в России. Летопись Нестора так описывает случившееся: «Киевляне же... жидов многих побили... за то, что сии... христианом вред чинили». Когда же мятеж закончился свержением князя Святополка, покровительствовавшего иноверцам, и вместо него «приял Владимир престол со удовольствием всего народа», тогда «просили его всенародно о управе на жидов, что... при Святополке имели великую свободу и власть, через что многие купцы и ремесленники разорилися; они же многих прельстили...». Владимир же отвечал им: «...Для того немедленно созову князей на совет». И вскоре послал всех звать по Киеву. Когда же князи съехались на совет у Выдобича, по долгом рассуждении установили закон таков: «Ныне из всея Руския земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впусчать...».

Одоление смуты, сс. 150-151

 

«Жидам ездити в Россию с торгами не пригоже, - говорил Иоанн Грозный, - для того, что от них многия лиха делаются, что отравные зельи привозили в Россию и христиан от христианства отводили». То, что во время Смуты начала XVII века за Лжедмитрия II выдавал себя ловкий авантюрист еврейского происхождения, лишь подтвердило правильность опасений. «Хочу видеть у себя, - говорил Петр I, - лучше народы магометанской и языческой веры, нежели жидов: они - плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю его». Несмотря на это, иудеи все же проникали на территорию империи, так что уже Екатерина I в своем указе «О высылке жидов из России», вышедшем 26 апреля 1727 года, повелела «тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под каким образом в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко». Государыня Елизавета Петровна высказалась по этому поводу еще определеннее: «Жиды в нашей империи под разными видами жительство продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно... Оных ни под каким видом в нашу империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христиан-ской вере... таковых крестя, жить им позволить...». Последнее высказывание Государыни особенно примечательно, ибо подтверждает отсутствие националистической подоплеки в действиях русской власти: иудей, принимавший Православие (аще таковой находился), обладал совершенно теми же правами, что и любой другой российский подданный. Более того, когда в состав России в конце XVIII века в результате так называемых «разделов Польши» вошли земли с проживающими на них иудеями, общим числом около миллиона душ, русское правительство приняло все меры для обеспечения их равноправия. Указом Екатерины II от 1791 года они были уравнены в правах с купцами, ремесленниками и мещанами тех городов и местечек, в которых проживали на момент присоединения к Российской империи.

Одоление смуты, сс. 151-152

 

Повелением Александра I в 1802 году был даже образован специальный «комитет о благоустройстве евреев». Но как только выяснилось, что его деятельность клонится к тому, чтобы разработать перечень мер, направленных на смягчение религиозно-бытовой обособленности иудейских общин, - кагалы (органы местного самоуправления иудеев) заняли по отношению к комитету резко отрицательную позицию. На всех иудеев был наложен ими специальный «процентный сбор, необходимый для устранения намерения правительства относительно евреев». Проще говоря, путем специального тайного налога были собраны огромные суммы для подкупа чиновников и приостановления «неблагоприятного» развития событий, что и было сделано. О влиянии иудеев говорит также тот факт, что по их «просьбам» (обильно, разумеется, подкрепленным деньгами), в результате интриг от деятельности комитета был устранен Г.Р. Державин, знаменитый русский поэт, занимавший тогда место министра юстиции.

Одоление смуты, с. 152

 

Не допустим в своих сердцах зависти и ненависти, подобно первосвященникам иудейским и безумному народу, чтобы не приобщиться ко злу.

Голос вечности, с. 20

 

Зависть

 

Зависть твоя к нищим и другим пребывающим в храме - святое чувство. Оно Богом благословляется.

Дай мне твое сердце, с. 343

 

Там, где царит зависть, мы, со своей стороны, ничего не можем предпринять к умиротворению. Святые отцы советуют от завистливых удаляться. Однако прошу тебя, чтобы не быть тебе сообщницей осуждения других, питай ко всем искреннюю любовь, не ожидая от них к себе внимания и благорасположения.

Дай мне твое сердце, сс. 270-271

 

Крепись. На мнения родственников не обращай внимания. Как была у людей зависть, так она и останется. Имей чистую совесть перед Богом.

Время приобретения, с. 42

 

Гони от себя всякую зависть, а иначе она изгложет все твое бедное сердце.

Время приобретения, с. 54

 

Можно быть любимым и близким, а в результате в очах Божиих быть далекой. Вот если ты эту истину увидишь, тогда никакая зависть тебя не одолеет.

Время приобретения, с. 61

 

Молись о тех, кто завидует тебе, и меньше обращай внимание на свою внешность, тогда смущение не будет одолевать тебя.

Дай мне твое сердце, с. 263

 

Закон

 

Любое общество, желающее избегнуть кровавой смуты, должно опираться на закон. Человеческая совесть требует от закона справедливости: наказывать зло и утверждать добро. Но насколько несовершенны люди, подверженные греховности, нравственному растлению, страстности, настолько несовершенны и законы, которые они пытаются утверждать. Единственно праведный, спасительный для всякой души закон был дан человеку Самим Богом, и закон этот - Закон Божий, закон совершенной праведности и абсолютной нравственности. В максимально возможной по-лноте и определенности он содержится в церковном вероучении. Именно Закон Божий должен быть положен в основу человеческого общежития с тем, чтобы оно приобрело державные черты.

Одоление смуты, с. 31

 

Согласитесь - в любом обществе, если оно желает избежать кровавого хаоса, должен существовать закон. В фундаменте любого законодательства лежит закон нравственный, определяющий, что есть зло и что добро. Зло должно быть осуждено и наказано, добро взято под защиту и поставлено в пример. Этот-то нравственный закон и есть Закон Божий, лежащий в основе державности. О нем каждому из нас свидетельствует совесть. Беда лишь в том, что наша многоразличная греховность заглушает голос совести, притупляет ее. Поэтому в своей максимальной полноте и ясности Закон Божий содержится в церковном вероучении, и Церковь не устает нам напоминать о нем, заботясь о том, чтобы понимание, где добро, а где зло, не пресеклось среди людей. Зло ведь часто стремится замаскироваться под добро...

Одоление смуты, с. 164

 

Нам не кажется странным, например, что невозможно безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия материального мира. Никому не придет в голову, скажем, выходить из дома через окно десятого этажа. Закон всемирного тяготения своим естественным действием накажет такого безумца. Но, помимо мира материального, существует и мир духовный, невидимый, законы которого ничуть не менее определенны и категоричны, чем те, что управляют движением материи. Это и неудивительно, ибо Творец и Основоположник законов - и тех, и других - один и тот же, Сказавший: «Аз есмь, и несть Бог разве Мене...». Законы же, приданные Им религиозно-нравственной области человеческого бытия, предполагают непременно обязательными веру и верность, карая, как злостное и непростительное нарушение, пагубное своеволие и гордостное самовластие, особенно в священной области русской истории, являющейся местом действия непостижимого человеческим разумом Промышления Божия. Полностью подтверждает это и наша недавняя история. Разве не повторили мы в начале XX столетия прегрешения наших предков? Разве из пустой суетности и тщеславия, в погоне за миражами материального благополучия, в ослеплении гордыни мы не отвергли богоучрежденный порядок бытия земли Русской? Но от подобных причин подобные же бывают и следствия. Отсюда кровь гражданской войны, ужасы террора и коллективизации, гнет «застоя» и позор нынешней «демократии». Жаль только, что и после всего этого мало кто видит настоящие причины русской трагедии. Что тут сделаешь? - «Имеющий уши да слышит...».

Русская симфония, с. 193

 

Запад и Россия

 

Политическая стабильность и материальное благополучие Запада держится на безудержно растущем потреблении. Снижать его темпы нельзя: одурманивание потребительством - единственный способ не допустить человека задуматься о «вечных вопросах», о смысле своего бытия, о проблемах нравственно-религиозных. (А от таких мыслей - до понимания, что тебя просто используют как рабочую скотинку, как строительный материал для всемирного масонского сверхгосударства - всего один шаг). Так что обеспечение расширенного воспроизводства для Запада есть вопрос жизни и смерти. Но такая экономическая политика может держаться лишь на ограблении беднейших стран в пользу наиболее «промышленно развитых». «Золотой миллиард», населяющий эти «развитые» страны, требует для себя все больших и больших ресурсов. Где же их взять? Конечно, в тех государствах, которые по разным причинам до последнего времени не были включены в сферу экономического притяжения Запада. Именно они должны стать новыми источниками сырья и дешевой рабочей силы. Стоит ли говорить о том, какая участь в этом новом «международном разделении труда» уготована России?.. Правильно - плачевная участь дойной коровы, которую будут кормить, лишь бы она до поры до времени не сдохла с голода!

Одоление смуты, сс. 94-95

 

Запад, находящийся ныне в расцвете своего политического могущества, выигравший сорокалетнюю «холодную войну», всеми средствами усиливает российский хаос, стараясь ни в коем случае не допустить возрождения традиционного русского национального самосознания... Последствия такого положения вещей нетрудно себе представить. Несмотря на внешнюю мощь, цивилизация Запада уже почти исчерпала свои внутренние резервы. Российские ресурсы могут лишь на какое-то время оттянуть агонию, но ничто не в силах предотвратить неумолимо приближающуюся развязку. И если мы не найдем в себе сил своевременно восстановить свою былую самобытность, грядущий катаклизм неумолимо захватит нас своим водоворотом и Россия - историческая, тысячелетняя Россия, многовековой оплот христианской духовности и государственности - погибнет окончательно и навсегда.

Русская симфония, с. 413

 

А Смута XVII века? Кто виновник? Кто рвал на части Русскую Державу, осквернял церкви Божии, глумился над вековыми святынями народными? Шведы да поляки, достойные представители «просвещенной» Европы. Да что далеко ходить - откуда начинались обе мировые войны? С Запада. А какую преследовали цель? Как ни крути, оба раза главный удар пришелся на Россию, значит, шибко она кому-то мешает. Порабощение Руси - мечом ли, лукавством, - вот конечная цель «цивилизованного» мира, точнее: тайных сил, уже господствующих там и рвущихся к господству здесь.

Одоление смуты, сс. 160-161

 

Зарубежная Церковь (РПЦЗ)

 

Бесконечной темой для спекуляций является «раскол», существующий между Русской Православной Церковью в России и за рубежом. Разделения и расколы есть, несомненно, зло... Однако не надо причислять к изъянам церковной жизни то, что на деле является промыслительным дарованием Божиим, благотворным и врачующим. Тут сама жизнь подтверждает нам фундаментальное положение Православного вероучения: премилосердный Господь, снисходя к человеческим немощам и нестроениям, всемогущим действием благодати Своей даже зло обращает на пользу нашу, сводя недобрые начинания к благим последствиям. В свое время ВЧК-ОГПУ-НКВД пришлось немало потрудиться, чтобы в 1927 году расколоть Церковь, противопоставив ее зарубежную часть отечественной. Но могли ли вожди богоборцев - скажем, Гершель Иегуда (Ягода), руководивший деятельностью комиссариата внутренних дел, или Миней Губельман, возглавлявший Центральный совет «Союза воинствующих безбожников» - представить себе, что терзая и дробя тело Русской Церкви, они сами, своими руками созидают основание духовного организма такой неодолимой крепости и силы, что все дальнейшие усилия по его уничтожению будут напрасны?! Воистину дивны дела Твои, Господи, и премудрости Твоей несть конца... Разделившись административно, Русская Церковь не утеряла своего духовного единства. Более того - освободившись от формальной связи с «подсоветскими» структурами, зарубежная часть Церкви получила необходимую свободу для обличения зла, царившего на родине, в России. Во враждебном инославном, иноверческом окружении русские люди на чужбине явили миру подвиг стояния во истине Православия, подвиг надежды и веры - веры в то, что придет срок, кончится мука пленения нашего и Господь избавит исстрадавшуюся Русь от ига святотатцев.

Одоление смуты, сс. 49-50

 

На многострадальной земле Отечества Церковь смиренно, но неуклонно пестовала сонмы новомучеников Российских «за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический венец приявших». Церковь за рубежом обличала их мучителей, свидетельствуя миру об истинном значении того, что творилось в России. Пастыри на Руси в тяжелейших условиях сберегли паству. Часто жертвуя собой, они упасли «малое стадо» Христово, пронеся благодатный огнь живой, ревностной веры через все испытания и муки. Зарубежное духовенство искры того же огня разнесло по всему миру, в самые отдаленные его уголки, куда вихрь социальной катастрофы забрасывал русских эмигрантов в поисках крова и пропитания.

Одоление смуты, с. 50

 

Разделение Русской Церкви на отечественную и зарубежную части - хоть и осталось ему существовать совсем недолго - промыслительно способствует тщательному, разностороннему и подробному рассмотрению важнейших, судьбоносных для нашей Родины и нашего народа вопросов и проблем. Грядущее же воссоединение, обобщив неповторимый духовный опыт обеих частей единой Церкви, непременно станет еще одним мощным двигателем русского возрождения.

Одоление смуты, с. 51

 

Сложно складываются наши отношения с Зарубежной Церковью. Любому мало-мальски грамотному в канонических вопросах наблюдателю ясно, как день, что с этой стороны нет никаких препятствий для воссоединения. И оно несомненно произойдет, скоро произойдет, несмотря ни на какие попытки его осложнить или сорвать. Надо только сознавать, что наименее болезненный путь к нему - это путь взаимной терпимости и любви. Дорога, усеянная ультиматумами, требованиями, взаимными претензиями и перебранками, ведет в тупик. Как мы не можем понять, как не боимся - ведь Господь на Страшном и нелицеприятном Суде Своем истяжет от нас: блюли ли мы мир и единство величайшей святыни нашей, спасительницы нашей - Церкви Христовой? Что-то ответим ему тогда: «Недосуг было, политика одолела...»? Стыдно, ей-Богу!

Одоление смуты, с. 197

 

Еще несколько лет назад авторитет Зарубежной Церкви в России был очень высок. Мы все прекрасно понимали, что ее голос, обличающий советское богоборчество, есть инструмент духовного врачевания наших церковных ошибок, недостатков и прегрешений, а не орудие раскола... Но есть принципиальная разница между святой обязанностью Церкви обличать зло и бесцеремонным вмешательством в чужие дела. Первое - всегда благотворно, второе же есть плод гордыни, высокоумия и тщеславия.

Одоление смуты, сс. 143-144

 

Непонимание всех сложностей ситуации в России и - что греха таить - желание выглядеть «самыми православными», непричастными к тем компромиссам, на которые приходилось подневольно идти ради пользы дела, толкнуло (да и до сих пор толкает, к сожалению) определенную часть иерархов Зарубежной церкви на позиции непримиримого отторжения, самозамкнутости, огульного обличительства.

Одоление смуты, с. 174

 

Мешает политика и нашим взаимоотношениям с зарубежной частью Русской Православной Церкви. После революции они складывались очень непросто. Конечно, не каждый способен на мученичество за веру, но осуждать эмигрировавшее духовенство за то, что они покинули Родину, вряд ли можно. Да и многомиллионное русское рассеяние надо было окормлять. Но это же не отменяет того факта, что уехавшие за рубеж пастыри оставили свою паству в руках богоборческих властей. И именно оставшаяся в России часть духовенства взяла на свои плечи тяжкий груз ответственности за жизнь Церкви. С Божией помощью мы прошли сквозь «огонь и воду» невероятных гонений, сохранились сами и сохранили свою паству, сберегли и приумножили духовные сокровища русского Православия. На крови мучеников и исповедников созидалась - исподволь, незаметно для постороннего взгляда - Русь новая, очищенная огнем страданий и скорбей, неодолимая в своей стойкости и верности святыням. Да, были нестроения, были расколы и провокации НКВД, были и потери, но главное - мы сберегли паству, сберегли веру.

Одоление смуты, с. 174

 

К сожалению, необходимо признать, что в последние годы Зарубежная Церковь вышла далеко за рамки, позволенные в братской полемике. Обличать зло есть обязанность Церкви, и до тех пор, пока наши соотечественники из-за рубежа обличали богоборческое зло в Советском Союзе, указывая одновременно и на недостатки российской церковной действительности, - авторитет Зарубежной Церкви был здесь очень высокий. Но когда они отвергли всякую возможность воссоединения, обставив ее многочисленными условиями, и начали одновременно вмешиваться в нашу внутрицерковную жизнь - они потеряли свое положение объективного и стороннего критика, превратившись в заурядных скандалистов.

Одоление смуты, с. 238

 

Зло

 

Силы добра неизмеримо превышают возможности зла. Причины всех земных нестроений в том, что зло - именно зло - борется с добром, пытаясь разрушить промыслительное Божественное устроение мира, которое по милости Божией должно завершиться полным искоренением грехов и страстей. И если бы человек, почтенный от Господа превыше всякой земной твари, обладающий богоподобной свободой - свободой нравственного выбора - не злоупотреблял ею, произвольно склоняясь на соблазны зла, не было бы в мире места темной силе и простора для ее действий на земле.

Одоление смуты, с. 63

Ненависть ко злу, распространяющемуся в мире, - доброе дело и, как говорит св. Григорий Богослов, есть не из последних добродетелей. Но помни, что отступление попущено Богом за нечестие христиан. Если бы все люди были чисты и просты сердцем, то никто и никогда бы не допускал даже святой лжи. Но поскольку существуют завистливые и порочные люди, постольку и допускается тайна в доброделании и даже в житейских делах.

Дай мне твое сердце, с. 149

 

Христианство категорически не приемлет так называемого «нравственного дуализма», утверждающего пагубное заблуждение о равновеликости добра и зла. Добро, тождественное Истине и Любви, есть Сам Бог во всемогуществе Своем, промыслительно обращающий даже грехопадения искаженной страстями человеческой природы на пользу людям - даруя им возможность спасения и обретения вечной жизни через таинство покаяния. Зло же не имеет сущности. Оно есть лишь искажение Божественной гармонии мироздания, прискорбное отсутствие благодати Божией (так не имеет самостоятельной силы тьма, являясь лишь отсутствием света), отвергаемой той частью разумных тварей, которые сознательно и свободно отвергают Бога в безумии гордыни и гибельного тщеславия.

Русская симфония, с. 395

 

Силы зла обретают в современном мире все большую власть. Но происходит это не из-за того, что их носители как-то по-особому умны и предусмотрительны. Нет, зло возрастает по мере того, как мы сами (!) отступаем от Заповедей Божиих, добровольно отсекая себя от животворного Источника добра и правды, справедливости и любви. Это не есть результат «заговора», но печальное следствие всемирной апостасии и может быть правильно понято и оценено лишь в рамках христианской эсхатологии, но не примитивных поисков виноватых во всем «заговорщиков». Впрочем, сие не отменяет наших обязанностей по мере сил бороться со злом во всех его формах, в том числе и социально-организованной - политической, экономической или религиозной...

Русская симфония, с. 286

 

Кто бы тебе ни сделал злое, ты ему плати только добром. Побеждай зло добром - такова заповедь Божия. Исполняй ее.

Наука смирения, с. 115

 

О борьбе со злом. В современных условиях, когда весь мир пропитан злом, такая борьба немыслима. Сейчас не борются, а только ограждают себя от зла. Остановить бурный поток зла не в наших силах. Нам надо отойти от него подальше, чтобы не быть увлеченным его течением. Так учат нас великие подвижники Христовой Церкви. Будь мудрой. Пойми правильно то, что я тебе сказал о зле.

Дай мне твое сердце, сс. 174-175

 

Злоба

 

Мы не должны допускать злобы в своих сердцах, как допустили некогда ее первосвященники, книжники и старейшины. Потому что злоба сокращает путь жизни. Потому что гнев правды Божией не творит. И если когда-либо Божественный глагол будет обличать нас в неправых действиях, будет обличать грех, чтобы отвратить нас от пороков, - послушаемся этого гласа Божественного и отвратимся от страстей! Но Боже нас упаси ощутить внутри себя потерю этого священного гласа! Да избежим мы гнева, который допустил злой совет первосвященников, старейшин и книжников! Да воспримем Божественную любовь, возлюбим Господа всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. И если что потребуется с нашей стороны для ближнего, хотя бы и пожертвовать жизнью, то окажем и это.

Голос вечности, с. 17

 

Злоба производит в уме бурю помыслов против ближнего - бурю страстей, которая переворачивает все внутри нас, вырывает с корнем все доброе, разрушает почти до основания все ростки добродетелей. Мы и сами бываем не рады этой злосчастной буре, происходящей от обиды на ближнего. А если возникает эта буря - можем ли мы тогда совершать какие-либо благочестивые подвиги? Хотя бы подвиг воздержания в пище, хотя бы молитвенный подвиг, хотя бы вспомоществование ближним своим, хотя бы великодушие и смирение? Нет. Невозможен тогда никакой подвиг, потому что буря злобы в нашем сердце будет отметать вон все наши благие намерения, и никакое добро не будет нам подвластно. Таков, возлюбленные братья и сестры, закон греха, и особенно греха злопамятства, раздражения. Вот почему великие подвижники Христовой Церкви старались уничтожать даже малейшее проявление греха злобы.

Голос вечности, с. 62

 

Внутренняя злоба вызвана... малодушием в несении возложенного на тебя креста... Как бороться с таким состоянием? Если это был только малый, скоро проходящий гнев, то он непогрешительный. Его побеждают молчанием с молитвою к Богу.

Дай мне твое сердце, с. 264

 

Разве можно исполнять желание человека со злобой и укорением? Все доброе твое пропало. Когда тебя просят что-либо сделать, то делай с любовию и в простоте своего сердца, тогда Божия милость не отступит от тебя.

Наука смирения, сс. 200-201

 

Злобу, говоришь, никак не искоренишь? Стремись воцарить в своем сердце любовь, и злоба сама собой исчезнет. Любовь не мыслит зла (1Кор. 13 глава).

Наука смирения, с. 152

 

Империя

 

Империей (от латинского imperium - власть) в христианском понимании принято называть государство, почитающее сохранение истин веры своей главной обязанностью; государство, объединяющее в себе различные культуры, народы и племена, спаянные в единый общественный организм вокруг некоторого державного ядра. Таким ядром является народ - носитель державной идеи, народ - защитник святынь и страж устоев государственного бытия, блюститель мировоззренческого единства, политической стабильности общества и экономической дееспособности страны. К сожалению, в результате многочисленных исторических искажений и целенаправленной антиимперской пропаганды понятие «империя» приобрело ныне в господствующей либерально-демократической среде отрицательное значение «тюрьмы народов», государства, в котором метрополия богатеет и пухнет за счет нещадно эксплуатируемых, нищающих национальных окраин.

Русская симфония, с. 418

 

Особенному поношению подвергается идея империи и имперский, державный инстинкт русского народа. Империя, внушают нам, - это такая форма государственности, в которой господствующий народ угнетает другие народы, в которой злокозненный «центр» живет за счет ограбления «колоний». Потому-де такому чудовищу не место в «цивилизованном мире». Однако всякий беспристрастный человек, мало-мальски знакомый с историей нашего Отечества, может легко убедиться, что Российская Империя никогда не соответствовала такому определению. Этот карикатурный образ не имеет ничего общего с нормальной имперской государственностью. Более того, в основании здорового христианского империализма лежат понятия и чаяния вполне духовные, благонамеренные и благодатные, берущие свои начала в Священном Писании и церковном вероучении. Мировая история знает два типа империй. Один тип, возникший на исторической сцене довольно поздно как результат «расцерковления» западного мира и колониальных захватов эпохи «великих географических открытий», - это «лжеимперии», государственность которых основана на экономическом, политическом и военном господстве одного народа над другими. Именно такие государства и создали историческую почву для мифов о нравственной несостоятельности имперской идеи как таковой. Среди наиболее ярких примеров можно назвать Британскую, Австрийскую, Германскую, обе Французские империи.

Русская симфония, сс. 419-420

 

Во всех... европейских псевдоимпериях искажалась самая суть имперской государственности. Они стремились либо к чисто политическим, милитаристским, экспансионистским целям (Германская империя, империя Наполеона I), либо к корыстным торгово-экономическим выгодам (Британская империя). Имперский принцип был понят обезверившейся Европой как принцип силового господства над другими народами, а не как благоговейное служение высшим религиозно-нравственным идеалам.

Русская симфония, с. 420

 

Римская, Византийская и Российская империи - вот три последовательных исторических этапа воплощения в жизнь великого имперского принципа.

Русская симфония, с. 421

 

Основой истинной имперской государственности, позволяющей отличать ее от исторических подделок и искажений, является державность в ее христианском понимании. Подлинная империя есть великая мировая держава, включающая в свой состав различные народы, которые связаны в единое целое общностью высшей культуры, равенством всех граждан перед законом и верховной властью. Благодаря своей величине и мощи, внутренней культурной и этнической многоцветности, христианская империя являет собой своего рода уменьшенную копию целого человечества. Потому и события, происходящие с ней, имеют особую духовную значимость, особое мистическое, прообразующее значение.

Русская симфония, сс. 421-422

 

Империя Рима, по нынешним меркам довольно скромная территориально (охватывавшая даже в моменты своего расцвета лишь зону средиземноморья, Малую Азию и часть Европы), сыграла, тем не менее, благодаря своему «воцерковлению» при императоре Константине Великом ключевую роль во всей мировой истории двух последних тысячелетий. Эту роль Рим со временем уступил Византии, а та - Москве. Крушение же русской православной государственности вызвало во всем мире столь мощные геополитические и военные катаклизмы, что в XX столетии человечество не раз оказывалось на грани общемировой катастрофы.Все это особенно ярко высвечивает благотворную роль христианской империи, влияние которой на события в мире реализуется посредством осуществления государством двух взаимосвязанных и взаимообусловленных функций. Первая из них (внутренняя) заключается в поддержании мира между народами империи и духовного здравия в общественной жизни страны. Вторая (внешняя) - в удержании человечества от падения в пучину хаоса и ожесточенного взаимоистребления.

Русская симфония, с. 422

 

Истина едина. Соответственно сколько бы ни существовало в ту или иную эпоху государств, именующих себя империями, подлинная Империя может быть только одна. Для христианского сознания это всегда было очевидным, ибо Православная Империя есть не больше и не меньше как земная ипостась Царствия Божия, Царствия Небесного...

Русская симфония, с. 422

Искушения

 

В духовной жизни мы часто бываем подобны... неразумным младенцам. Прежде всего в том, что прикасаемся своей душой ко греху, не разумея в нем опасности. Проще сказать, мы не остерегаемся искушений, которые часто причиняют нам душевные болезни. И только тогда мы осознаем, что надо бы бежать от искушений, когда смертоносный греховный яд проникнет в наше сердце, причиняя нестерпимую боль. Только тогда мы приходим в сознание.

Голос вечности, с. 30

 

Мы не желаем избавлять себя от греховных падений, и вместо того, чтобы бежать от искушений, сами, подчас сознательно, надеясь на свои внутренние духовные силы, позволяем себе вкусить запретный плод и получаем, конечно, душевный вред.

Голос вечности, с. 30

 

Как же нам, живущим в миру, возможно избежать искушений? Ведь они повсюду: и на работе, и на улицах, и в магазинах, и в транспорте... Правилен такой вопрос. И бежать в обыденной жизни от искушений не требуется; требуется только внимание к себе. Потому что в тех случаях, когда человек со своей стороны не допускает никакого повода ко греху, Господь его охраняет по молитве верующих, по молитве Церкви Христовой. Но если человек сам подает повод ко греху, то как тут избежать искушений?! Искушения обязательно придут, и придут так сильно, что человек получит душевный вред и не всегда сможет освободиться от греховного плена.

Голос вечности, с. 32

 

Едва мы сталкиваемся с непредвиденными обстоятельствами, как начинаем колебаться и даже роптать: «Господи, да если мы исполняем Твою волю, то зачем же Ты посылаешь нам скорби и напасти?!». Это особенно случается с теми, кто в молодые годы с полной энергией трудится и для Церкви, и для созидания добродетелей - и вдруг неожиданно заболевает. Вот тогда-то и приступает лукавый со своими искушениями: «Вот видишь, - внушает он, - ты теперь уже не можешь ничего творить».

Голос вечности, с. 210

 

К искушениям будь всегда готова: вражонок не оставит в покое, это - его цель.

Время приобретения, с. 31

 

Действительно, приходят неожиданно искушения... Не пугайся. Так должно быть, чтобы тебе пройти искус духовный и утвердиться в добродетелях. Не ты одна подвержена искушениям. Посмотри на древних подвижников, и ты увидишь искушения в еще большей степени, бывшие с ними. Чувством одиночества, тоской по родным испытывал и их диавол. Но они все это препобеждали верой и любовью ко Господу.

Время приобретения, с. 45

 

Без искушений ни один человек не обходится. Вот и нам с тобой эти искушения пришли с тем, чтобы испытать нашу твердость в доброделании. Будем мудрыми и не поддадимся соблазну. Жив Господь, Он не оставит нас без помощи.

Время приобретения, с. 104

 

Не смущайся тем, что искушения преследуют тебя на каждом шагу. Таков уж путь крестоносца. Чем усерднее хотим служить Богу, тем сильнее восстает враг. Крепись и мужайся! Господь да оградит тебя от всякого зла.

Время приобретения, с. 142

Запомни раз и навсегда, что после радостей обязательно приходят искушения.

Дай мне твое сердце, с. 275

 

Если ты ощущала в душе какую-либо брань и боролась со своим искушением, то здесь греха нет и исповедоваться в этом не надо.

Дай мне твое сердце, с. 316

 

Исповедничество

 

Верь, что Господь не попустит сверх сил испытания. Он пошлет и утешение.

Время приобретения, с. 140

 

Исповедь

 

Суть исповеди заключается не в том, чтобы точно и всесторонне открыть свой грех духовному отцу или духовнику, а в том, чтобы довести своего внутреннего человека до полного раскаяния, до образования внутри сердца ненависти ко всякому греху, до возлюбления всякой добродетели.

Наука смирения, с. 269

 

Во время общей исповеди поступай так: если в общих вопросах не затрагиваются грехи, тобою соделанные, то, подходя к разрешению, обязательно открой священнику, т.е. дополни исповедь.

Время приобретения, с. 10

 

Совершенно правильно поступаешь, когда идешь на исповедь в тот храм, где это таинство проводится как положено, с благоговением. Так и продолжай поступать. Быть же безразличной к тому, как проводится исповедь, - опасно для души.

Время приобретения, с. 111

 

Правильно ли ты поступаешь, когда без конца исповедуешься? Конечно, нет. Ты старайся повседневные грехи исповедовать дома на вечерней молитве. А в храме - когда готовишься причащаться, и притом единожды. Имей смиренное сердце и нелицемерную любовь к Богу.

Время приобретения, с. 118

 

Нет сомнения в том, что общая исповедь не может заменить частную, но думать о том, что быть на общей исповеди равно как и не исповедоваться, неверно. Я стою за частную исповедь, но не отвергаю и общую, когда бывает большое стечение народа.

Дай мне твое сердце, с. 83

 

Истинная исповедь не только не дозволяет увеличиваться в «коробе» плохим поступкам, но и уничтожает их, так что на суде Божием «коробок» может оказаться совершенно пустым от злых дел, а наполнен добрыми, святыми.

Дай мне твое сердце, с. 124

 

Не бойся открывать своему пастырю землю, чтобы получить Небо.

Дай мне твое сердце, с. 166

 

Ты спрашиваешь, почему одному священнику можешь открыть грехи, а другому нет. Это потому, что мало имеешь доверия, а недоверие возникает на почве осуждения, вызванного всякими посторонними наговорами. Этого берегись. Помни, что ты исповедуешь свои грехи Богу, а священник только свидетель. Впрочем, если есть возможность исповедоваться у того священника, к которому располагается твое сердце, то лучше исповедывайся у него, но не осуждай других.

Дай мне твое сердце, с. 302

 

Батюшкам исповедоваться до мельчайших подробностей нет смысла. Замечай основные, главные свои грехи и в них кайся на исповеди. Не обременяй батюшек своими «библиями».

Наука смирения, с. 146

История

 

Ход мировой истории извилист и непредсказуем. Вопреки распространенному мнению, ее течение не есть результат «борьбы добра и зла». Это заблуждение, утверждающее нравственный дуализм, а проще сказать - равняющее Всеблагого Бога с Его падшим творением, низверженным херувимом, превратившимся в мрачного демона, - доныне служит первоосновой множества пагубных недоразумений и ошибок во всех областях человеческой жизни.

Одоление смуты, с. 63

 

Здравое понимание исторического развития, без сомнения, не имеет ничего общего с концепцией «мирового заговора», рассматривающей чуть ли не всю историю человечества в качестве результата сознательной и целенаправленной деятельности жидомасонских злоумышленников. Столь упрощенное толкование истории, свойственное, как правило, весьма агрессивным и примитивным идеологиям расистского толка, будучи примененным практически, может привести к последствиям трагическим и непоправимым. Нет, зло, в каком бы виде оно ни пыталось реализовать себя, как бы ни простирало свое влияние и власть в среде человечества, никогда не определяло и не будет определять жизнь людей. Промысел всемогущего, непостижимого, недоведомого Божества и свободная воля человека - вот две силы, движущие мировой исторический процесс!

Русская симфония, с. 286

 

История России

 

Восстановление исторической преемственности нашей жизни вовсе не означает возврата в прошлое. Что было - то прошло. Можно жалеть об ушедшей юности, но нельзя ее вернуть. А вот сохранить при всем том свою духовную, культурную, интеллектуальную индивидуальность не только можно, но и должно. Сегодня мы просто обязаны взять все лучшее из нашего огромного, уникального исторического опыта и практически воплотить это в жизнь.

Одоление смуты, с. 188

 

Русская история - лишь часть общей истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим Страшным Судом и преображением мира. Главное событие истории - воплощение Иисуса Христа, Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», основавшего на земле с целью усвоения людьми дарованного Им спасения «едину святую соборную и апостольскую Церковь».

Одоление смуты, сс. 17-18

 

Понимание русской судьбы - истории России с ее взлетами и падениями, благодатными прозрениями и соблазнами богоборчества - возможно лишь в рамках исторического осмысления извечной борьбы, ведущейся падшим духом против человеческого рода. Оторвать душу человека от спасительной церковной благодати, исказить евангельские истины, уничтожить Православную Церковь и ее ограду - русскую государственность, - эти богоборческие порывы сатаны были теми вну-тренними толчками, которые на поверхности русской жизни отражались войнами и смутами, революциями и «перестройками».

Одоление смуты, с. 17

 

История русского народа есть история его призвания к этому служению, история осознания и добровольного вступления в служение, история борьбы народа с искушениями, соблазнами и гонениями, грозившими извратить идею служения или воспрепятствовать ему. Нашу историю можно разделить на три периода: Первый этап - становление русского самосознания, охватывающий период со времени крещения Руси до эпохи Иоанна IV. В это время оформилась и закрепилась религиозная основа национального самосознания. Приняли окончательную форму понятия о смысле существования народа, его идеалах в жизни личной, семейной, общественной и государственной. Второй этап - период борьбы русского самосознания с многочисленными богоборческими и материалистическими, антинациональными соблазнами. Его хронологическими рамками являются Смута XVII века, с одной стороны, а с другой - революция 1917 года и ее последствия. Временной точкой, завершающей этот этап русской жизни, можно (с известной долей условности) признать 1988 год - дату тысячелетия Крещения Руси. Третий этап - время возрождения русского самосознания во всей его религиозной и исторической полноте. Свидетелями и современниками этого процесса являемся все мы, независимо от того, признаем его или отвергаем...

Одоление смуты, с. 18

 

Оглядывая отечественную историю, непредвзятый наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Божия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче - по всем планам закулисных дирижеров современной русской трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий мнимыми «миротворцами» и лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью «реформ», ввергнув страну в экономический и политический хаос.

Одоление смуты, с. 15

 

Религиозный смысл русской истории выходит далеко за рамки национального значения. «На костях мучеников, - пророчествовал задолго до революции о. Иоанн Кронштадтский, - как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой в Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь». Именно эта роль России, как последнего убежища истинной веры, последней, всеми гонимой Церкви времен общей апостасии и воцарения антихриста, придает русской истории вселенское, космическое значение.

Одоление смуты, с. 17

 

Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении во-плотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи - жестокой, алчной и беспощадной.

Одоление смуты, сс. 63-64

В основание внешнего величия и силы русский гений положил несокрушимый «камень веры», многовековой опыт духовного единства, заботливо лелеемый Православием, как зеница ока оберегаемый Русской Церковью. Опыт личного благочестия, неопровержимое внутреннее свидетельство о правде Божией воспламеняли верой и мужеством сердца русских ратников на поле боя, русских подвижников в дальних скитах и убогих келиях, русских князей в делах государственного управления.

Одоление смуты, с. 66

 

Вот вам и разгадка русской истории. Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей Православия, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека. Эта духовная битва отражалась в материальном мире ее исторического бытия войнами и междоусобицами, смутами и социальными катаклизмами. Сегодня Русь вновь, в который уже раз, подвергается бурному натиску сатанинской злобы, усиленному долгими десятилетиями государственного богоборчества, лишившими значительную часть русских людей способности здраво оценивать происходящее.

Одоление смуты, сс. 125-126

 

Не раз и не два казалось, что смуты и мятежи, агрессии и войны уничтожат российскую державу. И все же каждый раз милостью Божией Россия возрождалась, ибо духовные механизмы самозащиты христианской государственности - механизмы соборности - несмотря ни на что обеспечивали «регенерацию» растерзанной Руси, сохранение всенародного, общенационального единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственно-религиозного здоровья.

Русская симфония, с. 350

 

Для того чтобы удовлетворительно объяснить российский феномен, привычных исторических стереотипов явно недостаточно. Православное сознание легко минует это препятствие, обосновывая своеобразие русской судьбы исчерпывающе просто - промыслительным назначением России стать последним препятствием на пути всемирной апостасии. Отсюда - вся трагичность нашей истории, становящейся ареной столкновения добра и зла, спасающей благодати Божией и гибельных сатанинских соблазнов, высших порывов добродетельной души с низкими страстями и грязными пороками, терзающими падшую человеческую природу. В такое объяснение легко укладывается вся русская история с момента Крещения Руси и до наших дней...

Русская симфония, с. 398

 

Грандиозное здание Православной Российской Государственности на протяжении девяти столетий возводилось многими поколениями русских людей под благодатным покровом живой веры, позволявшей им «слушать словеса Господни и творить их». И доколе в народе сохранялась верность своему промыслительному призванию, никакие исторические катаклизмы не могли разрушить храмину Святой Руси, «основана бо бе на камени» Заповедей Христовых. Когда же тлен безверия, богоборчества и космополитизма мало-помалу источил монолитный духовный фундамент русского общества, а воинствующий индивидуализм разрушил его соборные скрепы, обратив некогда прочную основу России в песок и труху, - сбылось страшное пророчество: пала Держава в пучину междоусобиц и смут, «и было падение ее великое»...

Русская симфония, сс. 456-457

 

В конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ, в течение шести веков (с Х по XVI) вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении. И все это - вопреки обстоятельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету. С этого «вопреки» и начинается русская история.

Русская симфония, с. 11

 

Рассуждая о русской истории, говоря о причинах помрачения религиозного самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и лукавства - с искренним желанием понять... Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений. Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов) занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его из среды иных народов - безо всякого различия. Во-вторых, необходимо осознать, что суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, соответственно определяющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения.

Русская симфония, сс. 255-256

Иудаизм

 

Закоснев в ожидании военного и политиче-ского лидера, иудеи отвергли истинного Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую их ненависть вызывал тот факт, что, обличив фарисеев, Христос разрушил миф о еврейской «богоизбранности», приобщив к Своему учению языческие народы. И вот иудеи оклеветали Спасителя перед римской властью и добились Ему смертного приговора. Результатом этого святотатства было отвержение преступников благодатью Божией. Народ еврейский, «который первоначально был избран Божиим народом,...сделался народом по преимуществу отверженным» (святитель Игнатий Брянчанинов). Но распятый Христос оказался для богоборцев еще страшнее.

Русская симфония, с. 118

 

Безусловно, иудейский религиозный экстремизм таит в себе серьезную угрозу миру...

Одоление смуты, с. 210

 

Иудейский, антихристианский экстремизм оставил в русской судьбе страшный, кровавый след. Эта очевидная истина не должна, однако, превращаться в повод для нагнетания бессмысленной истерии. Криками и проклятиями горю не поможешь. Для того, чтобы обезопасить Россию от возможного повторения того богоборческого, русофобского кошмара, который она пережила в XX столетии, необходимо, во-первых, восстановить историческую истину в ее неискаженном виде, а во-вторых, глубоко и всесторонне проанализировать нашу национальную трагедию, ее причины и следствия и - сделать соответствующие выводы.

Одоление смуты, сс. 263-264

 

Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков. Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой. Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы. Дело в том, что современный иудаизм не имеет, в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания. С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего, Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, - с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство. Отсюда - все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь, равно в области духовной и государственной.

Русская симфония, сс. 254-255

 

Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной.

Русская симфония, с. 117

 

Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную. Иное понимание избранничества предполагает иудаизм. «Евреи приятнее Богу нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете», - учит Талмуд. Это вероучение основывается на том утвер-ждении, что иудеи Самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем. Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, неприменимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми... Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему. Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми. Понятно, что соприкосновение столь разительно отличающихся взглядов на жизнь и на свое место в ней не могло не вызывать явлений болезненных, разрушительных, катастрофичных. Русская история - лучшее тому подтверждение.

Русская симфония, с. 256

 

Талмуд же утверждает: «Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам»; «Евреи, вы люди, а прочие народы не люди...»; «Одни евреи достойны названия людей, а гои... имеют лишь право называться свиньями». Подобным утверждениям, выводящим деятельность своих приверженцев за рамки нравственных оценок и лишающим их каких бы то ни было этических и моральных норм в общении с другими народами, талмудизм отводит центральное место, сознательно подменяя вероисповедание национальной принадлежностью адептов.

Русская симфония, с. 118

 

Среди христиан установился взгляд на вражду иудаизма к христианству как на отражение в мире богоборческой ненависти сатаны, диавола - к Иисусу Христу, Сыну Божию, разрушившему Своей крестной жертвой его державу и власть над душами людей.

Русская симфония, с. 119

 

В начале двадцатого столетия древняя религиозная идея о мировом господстве избранной «свыше» элиты, наиболее ясно выраженная в талмудических мессианских чаяниях, вплотную подошла к своему политическому воплощению. Устранение с международной арены русской православной государственности, развал внутриевропейского политического баланса и невиданный рост технических возможностей управления обществом позволили приступить к практической деятельности по созданию интернациональных политических, экономических, юридических и иных механизмов реализации этого глобального замысла. Решительным шагом на таком пути стало образование Лиги Наций - всемирной организации, имевшей, согласно уставу, своей целью «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности»...На первом же заседании была определена и цель собрания: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать наднациональную власть, которая должна будет решать споры между нациями». Предусматривалось также обеспечить «облегченную практику обязательного, полного действия международного права», которое «должно быть вооружено такими санкциями, какие заранее остановят те нации, которые поддались бы искушению изменить своему слову» - то есть подчиняться Лиге. Создание мировой антихристианской диктатуры объявлялось в одной из резолюций конгресса «конечной целью, к которой в течение стольких веков стремилось масонство», и «освобождением человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения».

Русская симфония, сс. 284-285

 

Все разговоры об «общей исторической почве» христианства и иудаизма - ложь. Две тысячи лет назад вообще не было такого понятия - иудаизм. А религиозные верования еврейского народа после духовной катастрофы богоубийства уже совсем не те, что были у их далеких предков - ветхозаветных патриархов и пророков, удостоившихся за свое благочестие многоразличных благодатных даров. Это две разные религии, вот и все! Творения всех святых отцов и учителей Церкви - от Иоанна Златоуста до Игнатия Брянчанинова - согласно подтверждают такую точку зрения.

Одоление смуты, сс. 265-266

 

Газета «Известия» с умилением поведала миру трогательную историю хасидского раввина, который в самый разгар сталинской эпохи «по совместительству» работал... вторым секретарем Самаркандского горкома КПСС (статья «Где злоба дня сплетена с вечностью» в номере от 10 июня 1994 г.). А ведь «второй» в системе партийной номенклатуры традиционно курировал вопросы идеологии. Каково? Видит Бог: не прочитал бы собственными глазами - не поверил бы! «Он для всех секретарствовал, а в кругу доверенных местных евреев раввинствовал», - восхищается газета. Разве это свидетельствует о том, что «антирелигиозные гонения касались всех равно?». По-моему, как раз об обратном. Такие вот «пламенные большевики» и раскручивали маховик антирусского, антиправославного террора!

Одоление смуты, сс. 264-265

 

Католицизм

 

Исповедническое стояние во истине Православия оказалось не всем по силам. Римские епископы, основываясь на центральном положении Рима, как имперского города, и на происхождении кафедры от первоверховного апостола Петра, уже с третьего века по Р.Х. начали претендовать на особое, главенствующее положение во всей Церкви. Доколе Рим хранил чистоту Православия, Господь за веру миловал Западную Церковь, и претензии римских первосвященников не могли разрушить всецерковного единства. Всех еще связывала общность веры, Таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Время от времени на Римскую кафедру восходили архиереи, прославившиеся борьбой за чистоту Православия и святостью личного жития. Но к несчастью для христианского мира, с течением времени амбиции римских первосвященников росли, гордыня все глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь Запада. Не встречая должного отпора, гордыня римских епископов росла и ширилась, пока, наконец, не принесла страшный плод - уверовав в свою мнимую непогрешимость, папы дерзнули покуситься на святая святых церковного вероучения, изменив Символ Веры и нарушив канонические основы церковной жизни. Ими были введены новые догматы: сперва - об исхождении Духа Святого «и от Сына», с внесением этих слов в Символ Веры, затем - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о папе как наместнике Христа на земле, главе всех Церквей и светских государств, о его непогрешимости в делах веры, о чистилище, о сверхдолжных заслугах и другие. Одним словом, нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов) стало искажаться самое учение Христа о природе Церкви. Все это привело к отпадению католицизма от полноты Божественной благодати и от соборного единства Вселенской Православной Церкви. Стремление к господству над миром и активное участие в политических интригах стало неотъемлемой чертой католического мировоззрения. По мановению пап целые народы, взяв меч и крест, шли сражаться против каждого, кого Римский епископ признает своим врагом.

Голос вечности, сс. 266-267

 

Главнейшие погрешности католицизма: 1. Вопреки апостольским заповедям и решениям семи Вселенских Соборов, Римская церковь односторонне, без обсуждения и совета, внесла искажения в Символ Веры, подорвав самый корень благодатной церковной жизни. 2. В угоду высокоумию римских первосвященников, католицизм измыслил и догматически утвердил противоречащие Истине Христовой положения о всемирном главенстве Римского папы и его непогрешимости. 3. Презрев древнюю церковную традицию в совершении Таинств, католицизм самовольно изменил даже саму формулу крещения и миропомазания, внес самовольные искажения в Таинство Причастия, лишив мирян причащения Крови Христовой. 4. Невзирая на пример самих апостолов Христовых, священнослужители католической Церкви обязываются к безбрачию.

Голос вечности, сс. 267-268

В 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетой и обманчивой славой мирского величия. Русь сохранила верность Православию, презрев политические выгоды и соблазны ради подвижнических трудов и даров церковной благодати. С этого момента берет свое начало не прекращающаяся по сию пору война против России.

Одоление смуты, с. 64

 

На протяжении всей русской истории Рим не упускал возможности использовать сложности русской жизни в своих интересах. Тяготы татаро-монгольского ига папы пытались использовать для завоевания западных окраин России, направляя на нее оружие шведов, венгров и военизированных монашеских орденов. В Смутное время начала XVII века, когда Русь ослабла от междоусобиц и распрей, все повторилось опять. После революции 1917 года Рим был готов признать богоборческую власть в России, лишь бы ослабить Православную Церковь. Сегодня на Западной Украине под прикрытием так называемой «унии» католицизм развернул очередное наступление на Православие. Все это, чада мои, надо знать и помнить, чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас, и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок.

Голос вечности, с. 267

 

Русь не могла равнодушно и тем более сочувственно смотреть на притязания Римско-католической Церкви. В этом она видела роковую погибель и для своей национальной культуры, и, самое главное, - для православной веры. Вот почему все попытки со стороны римских пап каким-либо образом склонить Русь на свою сторону кончились полным поражением. Русская Церковь в лице выдающихся святителей предохранила Русь от вредного влияния тайных агентов католического мира.

Пою Богу моему, с. 110

 

Во время монгольского периода, как нам известно, имели место притязания римского папы на русско-православный мир. Однако Русский Святитель явил собою облик поборника Православия... Он твердо и непоколебимо стоял на камени Христова учения, не уклоняясь ни на десно, ни на шуйе, ограждая свою паству мечом Православия от римско-католического влияния. Католичество, пытавшееся проникнуть в стадо русских христиан на севере, было пресечено бдительным старанием Русского Епископа.

Пою Богу моему, с. 272

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!