Благотворительность 3 страница



Голос вечности, сс. 68-69

 

Если Господь гордым противится, то зачем же мы с тобой своею гордостию будем становиться во вражду с Богом? Как это страшно...

Наука смирения, с. 18

 

Если Вы говорите: «Чем я хуже других?», - то это уже свидетельствует о наличии в Вашей душе гордости.

Дай мне твое сердце, с. 11

 

Внутри твоего сердца царствует гордость. И вот, чтобы ее удалить, надо вместо гордости насадить смирение. Вот и начинается самораспятие. Гордость просто не уходит. «Как это я покину место своего царства? - кричит она. - Не уйду!». Смирение наступает, а гордость противится. Происходит брань, которая болезненно отражается на сердце.

Наука смирения, с. 257

 

Твое намерение быть рабой основано... на гордости... Тебе не надо быть никому рабой, а любящей - надо. Тогда все станет на свое место.

Время приобретения, с. 90

 

Государство

 

Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех стремлений. Сытое брюхо еще не значит - чистая совесть. Критерием государственного устройства должна стать его богоугодность, соотнесенность с тысячелетними святынями веры. Нужно во всей полноте использовать богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь об «империи зла», «России - тюрьме народов», «гнилом царизме», сказать правду о семидесятилетнем пленении Православной Церкви и русского народа. Нужно осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, своим христианским истокам и корням. Осознать, что если мы хотим выжить - нам надо научиться защищать себя, свою веру, свои святыни...

Одоление смуты, сс. 12-13

 

Очень было бы, конечно, хорошо, если б наше государство управлялось православным правителем. Пусть это будет монарх - царь, или император, или кто-то другой, но пусть он будет сугубо православным и хранит русскую соборность как основу государственности.

Одоление смуты, с. 170

Государство и Церковь остаются носителями полярных культурных архетипов - чувственного и духовного, усугубляя раздирающие общество противоречия.

Русская симфония, с. 413

 

Грех

 

Грех, вошедший в душу человеческую, принес смерть. И смерть через грех вошла во всех людей, во все человечество.

Голос вечности, с. 49

 

В нашем естестве посредством частого повторения греховных поступков образовались греховные болячки (гордость, самость, стремление к покою и т.п.). И они так сильно срослись с нашим духовным телом, что когда мы хотим их удалить, они причиняют нам очень сильную боль. Но удалять их... необходимо. И удалять решительно. В этом деле без помощи Божией не обойдешься. Проси, стучись в двери милосердия и ожидай. Сама же внутренне положи твердое желание идти на крест ежедневно. Если кто-то поругает тебя или за что-то укорит (заслуженно или нет), воспринимай это как спасительные шипы из тернового венца Христова, посылаемые тебе для научения тебя во смирении. И радуйся! Оскорбившим тебя сразу же «прости» говори, и говори от чистого сердца. Вот так болячки свои и врачуй. И, Бог даст, они постепенно исчезнут.

Наука смирения, с. 15

 

Грех не является какой-то материальной субстанцией, против которой можно было бы применить материальное средство, как это обычно делается при врачевании физических болезней. Грех невещественен, и потому бороться против него следует только духовными средствами. Таким средством против греха и является покаянное чувство. Оно в психологическом процессе есть внутреннее духовное противодействие греховной наклонности. Оно создает в душе человека, с одной стороны, противогреховную атмосферу, а с другой, способствует внутренне-благим устремлениям к Богу, доступу в душу человеческую благодати Божией, с помощью которой человек побеждает грех. Так в душе человека сочетается его свободная воля с благодатию Божией, и происходит очищение души.

Пою Богу моему, сс. 318-319

 

Верный путь - зрения своих грехов и неосуждения других. Утверждайся на этом пути и увидишь добрые плоды.

Время приобретения, с. 101

 

Посмотри каждый сам в свое сердце! Сколько в нем злобы, ненависти, зависти, раздражения, гордыни, тщеславия и еще много другого, возлюбленные братья и сестры! Но если нам и удастся узреть свои грехопадения - этого еще недостаточно. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы вооружились против греха. Вооружились молитвой и терпением, чтобы искоренить из себя всякое движение греховное.

Голос вечности, с. 87

 

Подвижники размышляли так: если малое нельзя победить, то как можно победить большое?! Если малого не смогут совершить, то большого, конечно, никогда не достигнут. Народная мудрость гласит: «Малый квас квасит все тесто». Следовательно, самый малый грех заражает душу человеческую и делает ее рабом греха. Помня это, духоносные подвижники Христовой Церкви старались отсекать всякое греховное движение даже в малом, чтобы от крупицы греховной не произошел в естестве человеческом некий навык. Этот навык может сделаться как бы второй природой и тогда будет мучить человека до самой кончины.

Голос вечности, с. 46

 

Мы должны стараться не давать повода к преткновению ближнего и уничтожать в своих сердцах малейшее проявление греха. И если мы так будем совершенствоваться изо дня в день (а это необходимо), если только мы действительно жаждем спасения вечного - успех в духовной жизни несомненно придет.

Голос вечности, с. 47

 

Если воистину греховность не может быть в общении со святостью, то неужели мы окажемся настолько жестоковыйными, что будем продолжать грешить, утверждая грех в своем сердце и удаляя себя от святости, от праведной жизни во Христе? Да не будет сего, возлюбленные братья и сестры! Убоимся мы приговора Божественного, убоимся греха, убоимся удаления от вечной блаженной жизни.

Голос вечности, с. 208

 

Признак прощения (Богом) - ненависть ко греху и внутреннее желание творить добро.

Наука смирения, с. 207

 

Не любим мы Господа, потому и находимся постоянно в струпиях греховных. Нравятся нам наши болячки и боимся с ними расстаться? Господи, пощади нас, немощных, и вразуми нас, дураков, стремящихся идти спасительным путем без самоотвержения и без креста.

Наука смирения, с. 239

 

Грех есть грех, и от него необходимо освобождаться с помощию Божиею. В чем бы грех ни проявлялся, он есть стена между нами и Богом. А это опасно. Стена может такая утвердиться, что ее не разрушишь даже сильным оружием.

Наука смирения, с. 24

 

Возлюби всем сердцем жизнь во Христе - и тогда иго Христово будет для тебя благим и легким. И мерзок будет для тебя всякий грех.

Наука смирения, с. 117

 

Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: «Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения?». Русские люди, подумайте здраво - среди нас нет никого, кто мог бы оправдаться, случись ему отвечать на эти вопросы не пред земным, пристрастным и слабым человеческим судом, но пред Судией Всеведающим и Всесовершенным.

Одоление смуты, сс. 57-58

 

Грехопадение

 

Как же происходит грехопадение? Человеку даны заповеди Божии, сохраняя которые, он тем самым стяжает себе благодатную жизнь. Но все горе в том, что не всегда человек ценит это богатство - исполнение Божественных заповедей, от которых питается его душа. Подчас приходят такие минуты, когда в человеке оскудевает любовь к своему Источнику жизни, любовь к своему Творцу, и тогда все то, что служит пищею духа человеческого, становится уже как бы в тягость ему. Он старается освободить себя, удалить, сбросить бремя заповедей Божиих и стать на самостоятельную стезю, жить так, как ему хочется. Иными словами, человек удаляет себя от Господа и идет в объятия греха. Вот это и есть начало падения.

Голос вечности, с. 167

Итак, началом удаления из отеческого дома служит охлаждение любви к Богу. Человек старается сбросить с себя благое иго Христово и удалиться в страну далекую, в страну греха, где, как ему кажется, он будет веселиться и радоваться без конца. Грех рисует в уме человеческом все сласти, все прелести мира. Он зовет, манит к себе. И человек, не разобравшись в этом обмане, оставляет пищу духовную и обращается к пище животной - ко греху. Вначале, пока он еще не расточил задатки благодати Св. Духа, он чувствует в себе силу, жизнь. Это подобно, возлюбленные братья и сестры, отломанной ветви. Ведь когда ветвь от здорового дерева отделяется, то она не сразу засыхает, а имеет в себе некие соки, полученные от древа. И некоторое время эта ветвь питается оставшимися соками. Ну а потом? А потом наступает известный конец - засыхание. Вот то же самое происходит и с человеком греха. Человек оскудевает духовно. Все, что было дано ему чрез исполнение заповедей Божиих от Божественной благодати, все оскудевает, упраздняется, и человек постепенно духовно засыхает...

Голос вечности, сс. 167-168

 

Падения попускаются нам за нашу гордыню. Потому-то и надо нам зело, зело смиряться, чтобы Господь восставил нас. Что мы хуже других, в этом нет сомнения. Этими мыслями и ограждай себя от ворчливости и превозношения.

Наука смирения, с. 221

 

Ты все согрешаешь. Вот и я такой же. Обещаюсь Богу не грешить, а сам продолжаю падать. «Господи, помилуй меня, падшего!». Но голос Бога моего гласит мне: «Аще падешь, восстань и спасешься». Встаю я, иду в надежде помилования. Так и ты, чадушко, сколько бы раз в день ни падала - вставай и продолжай начатый спасительный путь. Только не оставайся падшей.

Наука смирения, с. 118

Девство

 

В правилах св. отцов сказано, что если кто не вступает в брак по той причине, что считает его скверною, то девство его ничего полезного не приносит... Ты должна мыслить чисто и свято, тогда твое девство будет принято Богом.

Дай мне твое сердце, с. 47

 

Правила суть таковы: избегать специальной дружбы с лицами иного пола даже в том случае, если они кажутся благочестивыми и скромными; гнать мысли одиночества, ибо дева, обрученная Христу, не есть одинока - с нею Господь.

Время приобретения, с. 9

 

Дело спасения

 

В чем же состоит круг дел, которые ведут к спасению вечному? Этот круг слагается из жизни церковной, добрых дел и молитвенного подвига. Одно с другим должно тесно соединяться. Если мы что-то упустим, то разрушится внутреннее единство и спасение может не состояться. Потому не забывайте совершать добрые дела! Добрые дела, возлюбленные братья и сестры, - это наши сокровища, которые мы представим на Страшном Суде Христовом в свое оправдание. Они заключаются не только в том, чтобы помочь человеку в материальном отношении, утешить его в горести и печали. Самые драгоценные камни в сокровищнице нашей души - это смирение, кротость, воздержание, воспламенение жажды духовной, о которой говорит нам заповедь блаженств.

Голос вечности, с. 116

 

Из чего складывается дело нашего спасения? Многие из нас думают, что для спасения достаточно принять таинство крещения и миропомазания, посещать храм Божий и в домашней обстановке совершать молитвенное правило. Если мы так рассуждаем и ограничиваем круг своих христианских обязанностей, относящихся к делу спасения, то, конечно, мы глубоко ошибаемся. Дело спасения совершается не одним или двумя днями, не неделею, не месяцем и не годом - оно совершается в течение всей нашей жизни. Оно состоит, возлюбленные братья и сестры, в том, чтобы очистить свои души от всякого греха.

Голос вечности, с. 115

 

Поскольку душа наша искривилась под действием греха, в силу этого исказились и наши мысли. Наши сердца слишком привязываются к обычаям мира сего и заражаются ими. Ту или иную вещь или даже человека мы делаем для себя кумиром, чем и согрешаем против Бога. Для того чтобы разорвать нити, связывающие наше сердце с миром вещественным, требуется постоянная борьба. Без борьбы с грехом мы ничего не достигнем. Вот в чем состоит дело нашего спасения.

Голос вечности, с. 116

 

Безразличие к делу спасения - опасное состояние. Оно порождается от постоянного осуждения ближних и других немощей. Берегись этого состояния и покаянием удаляй его от своего сердца.

Наука смирения, с. 105

 

Наша цель - вечное спасение. А к нему идут разными путями: кто путем пения, кто - смирения, кто - скорбями и т.д., словом, тем путем, который указан каждому Господом.

Дай мне твое сердце, с. 190

 

Чадо ты мое родное, поверь тому, что Бог будет оценивать твою душу не по началу, а по концу, поэтому для нас с тобой и для всех необходимо совершенствоваться. Прошедшее будет не в счет, если только настоящее и будущее превзойдут его чистотою.

Дай мне твое сердце, с. 225

 

Распятие нашего «я» должно происходить ежедневно. Без этого мы не достигнем воскресения души. Итак, всякое утро возводи себя на крест и сораспинайся Христу, и тогда увидишь, как душа твоя будет преображаться.

Наука смирения, с. 235

 

Кровь, которая истекла из пречистых ран Христа Спасителя, омыла грехи всего человечества и открыла нам двери рая. С этого момента, возлюбленные братья и сестры, мы получили возможность приступать к Богу не как чуждые пришельцы, но как присные и свои. Теперь только от нас зависит - достойны ли мы этой великой жертвы. Чтобы достигнуть вечного спасения, необходимо, чтобы мы своим волеизъявлением восприняли те страдания, тот крестный путь, который совершил Христос Спаситель ради нас с вами, чтобы мы сердцем своим совершили бы распятие своих страстей и похотей.

Голос вечности, сс. 196-197

 

Все мы без исключения, возлюбленные братья и сестры, несомненно, задаем себе вопрос: как спастись?... И если бы мы были людьми, которые не только языком радеют о спасении души, но и делом совершают путь спасения, то, конечно, для нас было бы достаточно слов Христа Спасителя: «Покайтеся и веруйте во Евангелие»; «если кто хочет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет». Или, как сказал ап. Павел, «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное»... Но нет, мы с вами этим не удовлетворяемся. Мы ищем чего-то особенного - такого пути, на котором не так уж и важно исполнять Божии заповеди, прилагать труды к трудам, а вот так легко, довольствуясь милостью Божией, пройти в Царство Небесное. Вот в чем заключается лукавая сущность нашего с вами любознательного вопроса: как спастись?

Голос вечности, с. 249

 

Мы всего лишь странники и пришельцы на этой земле - странники, идущие к Царству Божию. Как странники, мы имеем за своими плечами котомки, и от того, что мы запасем в них к концу нашего странствия, и будет зависеть либо наше спасение, либо наше отчуждение от жизни вечной. Если в конце нашего жизненного пути в котомках окажутся лишь прелести мира сего, чрезмерная привязанность ко всему тленному - тогда наступит погибель наша. Но если мы отрешимся самих себя и приучим сердце к небесным благам, складывая в котомку души добродетели, - придет наше спасение.

Голос вечности, с. 125

 

Идите, идите ко Христу, как пошел разбойник благоразумный. Пусть вокруг нас и извергаются хулы на Христа, на веру! Пусть лицемеры вторят первосвященникам: «Спаси себя и нас, и мы тогда уверуем». Пусть изуверы утверждают, что вера - это ложь... Да не заглушат эти вопли голоса нашей совести, нашего чистого сердца! И уразумеем мы, что пред нами истинный Бог и истинный Человек, пришедший в мир грешников спасти, среди которых мы с вами - первые.

Голос вечности, с. 45

 

Чтобы идти за Христом, прежде всего необходимо отвергнуться самого себя, взять крест свой и идти за Ним. Таким образом, Христос как бы говорит нам: если вы вступаете на путь спасения, то не думайте пройти его легко и свободно. Будут трудности, будут скорби, даже падения. Но все это можно преодолеть с Божией помощью. Нужно только не свернуть с дороги, не испугаться, не убежать, устоять в вере. Учит нас Господь решимости. Учит идти за Ним при любых обстоятельствах жизни. И идти именно с тем, чтобы отвергнуться самого себя, убить в себе ветхого человека, тлеющего в похотях своих, и облечься в нового человека, воссозданного по образу и подобию Божию.

Голос вечности, сс. 220-221

 

Демократия

Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении - ложь! Слово это переводится на русский язык как «власть народа» или «народоправство», но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло - политика, профессия - жестокая и беспощадная борьба за эту власть. Более того, человеческая история на всем своем протяжении не знала ни одного государства, где был бы на деле реализован принцип народоправства. Древняя Греция, Древний Рим - страны-родоначальницы демократии, ее классические представители - одновременно являлись классическими рабовладельческими хищниками, относя сам термин «народ», «граждане» лишь к элитарному кругу людей, составлявшему ничтожный процент от общего населения страны...

Русская симфония, с. 341

Политическая основа демократии - всеобщее прямое избирательное право - явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом бесчестных манипуляций, получающих, при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах. Почему-то никому не приходит в голову выбирать при помощи всеобщего голосования хирурга или следователя, шофера или летчика. А разве управляться со скальпелем, машиной, самолетом труднее, чем с гигантской страной, отягощенной сложнейшими проблемами? Это не значит, что принцип выборности должен быть вообще исключен из политической жизни страны. Более того, в некоторых ситуациях он незаменим, ибо является инструментом становления соборной общности народа и государства. Но во избежание злоупотреблений должна быть четко и ясно определена область его применения, которая будет безусловно исключать публичные выборы там, где пост или должность требуют высоких профессиональных качеств, оценить которые человек несведущий просто не в состоянии. И уж конечно, если и будет признана необходимость избрания высших должностных лиц страны, дело это недопустимо превращать во всенародный балаган. Ответственными выборщиками в таком случае могут быть лишь авторитетные представители всех общественных классов, сословий, профессиональных и этнических групп, пропорционально представляющие их удельный вес в нашем обществе.

Русская симфония, с. 342

Идеологическая основа демократии как мировоззрения выражается знаменитым лозунгом французской революции: «Свобода, равенство, братство». Поддавшись внешней привлекательности этого броского призыва, миллионы людей в течение долгих столетий безуспешно пытались воплотить его в жизнь. Очень многие, даже весьма умные и образованные люди не разобрались в отвлеченном, абстрактном характере лозунга, не заметили противоречия призывов между собой (и в самом деле, как совместить свободу с равенством?). Стоит оглянуться вокруг, чтобы уяснить себе их лукавство: в природе нет равенства - она бесконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет бессодержательного братства - ибо нравственное чувство человека всегда избирательно.

Русская симфония, с. 342-343

Юридически-правовая основа демократии - тезис о естественных (прирожденных) правах человека, на реализацию которых посредством формального законодательства должна быть направлена вся работа государственного механизма. Эта основа столь же искусственна и лжива, как предыдущие. По сути своей она является лишь абсолютизацией индивидуализма, свойственного западно-европейскому «менталитету» и исторически глубоко чуждого русскому национальному и религиозному самосознанию. Воплощение в жизни общества идеи о «правах человека», превращенной в правовую догму и не уравновешенной - ни нравственно, ни юридически - идеей «естественных обязанностей», свойственных каждому гражданину, ведет не к чему иному, как к неизбежной деградации общественной морали и нравственности, к разрушению самого соборного тела народа.

Русская симфония, сс. 343-344

 

Благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации «прав» питает гордыню, высокоумие и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне «всех против всех», по-живому рассекающей народное тело... Формальное право есть лишь инструмент реализации в жизни общества определенного нравственного идеала. Как всякий инструмент, само по себе право нейтрально, оно может быть использовано как на пользу, так и во вред. На пользу - тогда, когда способствует воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов праведности, милосердия и любви. То есть тогда, когда помогает созданию условий для торжества добродетели и обуздания порока. Придавать же формальному праву самодовлеющее значение - гибельная ошибка! Еще хуже, когда говорят, что право должно фиксировать существующее положение вещей, «естественные» человеческие запросы. Таким образом подспудно признается законность, легальность страстей, греховных язв, равно гибельных для духовного здоровья личности и основ государственной безопасности. «Настроив» правовую систему определенным образом, можно исподволь и незаметно, действуя полностью в рамках закона, развалить изначально прочную страну, растлить здравый и нравственный народ. Такова реальная цена «правового идолопоклонства», являющегося одной из основополагающих черт демократической квазирелигии.

Русская симфония, сс. 344-345

Экономическая основа демократии - финансовый, спекулятивный капитал. Это им сконструирована современная бездуховная «технологическая» цивилизация, в которой человек лишается последних остатков совести и душевного здравия, превращаясь в полуживотное-полумеханизм - безличный винтик в гигантской машине, имеющей единственную всепоглощающую цель: деньги, деньги, деньги... Под сладкий убаюкивающий говорок об удовлетворении «естественных» потребностей человека эта демократическая «цивилизация» насаждает культ насилия и разврата, терпимость ко злу и извращениям человеческого естества. Грехи и страсти падшего человека раздуваются до невероятных размеров, сознательно стимулируются и становятся источником бессовестной, бесчестной наживы. Лозунги такой цивилизации - «Все на продажу!», «Обогащайтесь!», «Живем один раз!» и им подобные - разъедают общественную мораль, в народе происходит распад национального самосознания, государство криминализируется, опутывается всепроникающими мафиозными связями и - неотвратимо движется к распаду.

Русская симфония, с. 345

 

Либерально-демократическая идея для того, собственно говоря, и предназначена, чтобы подточить, ослабить устои крепкого, традиционного общественного устройства, разрушить его духовные, религиозные опоры, разложить национальные государства и - постепенно, незаметно, неощутимо для одурманенного демократическим хаосом общества - передать бразды правления над ними транснациональной «мировой закулисе»... Сегодня эта теневая власть рвется к мировому господству. И Россию пытаются подвергнуть той же операции, что и прочих, чтобы превратить в покорное орудие выполнения своих глобальных планов.

Русская симфония, сс. 345-346

 

Источник власти один - Бог. Люди сами по себе не являются источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они ни находились. Народовластие, «народное пред-ставительство», с точки зрения христианства, - абсурд. Народ не может никому поручить свою «власть», ибо у него этой власти просто нет.

Русская симфония, с. 91

 

Сегодня, после всего случившегося с Россией, какие еще доказательства нам нужны, дабы уяснить, что сладенькая ложь «плюрализма» и «свободы» (понимаемая как нравственный, мировоззренческий произвол) скрывает в себе смертельный яд, разлагающий соборную душу народа и умерщвляющий его державное тело? При этом не стоит бояться упреков в «возрождении тоталитаризма»: насильственно поддерживаемое, искусственное идеологическое однообразие не имеет ничего общего с добровольным единением «в Бозе», с согласным пониманием природы добра и зла, с единодушным стремлением к духовным вершинам нравственной чистоты и святости.

Русская симфония, сс. 354-355

 

Людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека - престол Божий - пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей - злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера - рождает подвижников правды и добра.

Одоление смуты, с. 7

 

Безбожный коммунизм терзал Россию, паразитируя на многовековых русских общинных традициях, на прочной народной приверженности к коллективизму и взаимопомощи, на всеобщей могучей русской тяге к социальной справедливости. Бессовестная демократия собирается терзать ее, паразитируя на древних вечевых соборных обычаях Руси, на исконном уважении русского человека к общему мнению, совместно принятому решению, коллективному разуму Собора.

Русская симфония, с. 340

 

Миф о «народовластии». Этот принцип на деле неосуществим. Ответьте мне, русские люди, положа руку на сердце: кто из вас чувствует себя сегодня «власть имеющим»? Лозунг народовластия - всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы, без чести и совести грабящие народ «от имени народа». Так что давайте скажем честно - никому народ своей власти не препоручал по той простой причине, что власти этой у него никогда не было.

Одоление смуты, с. 37

 

Державность

 

Державность - это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание «удерживающего», то есть готового стоять насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла. Это понятие ввел в обиход апостол Павел во втором своем послании к христианской общине Солунян. Державность предполагает государственное воплощение нравственно-религиозного идеала, построение государства, признающего своей целью не столько земное, плотское преуспеяние граждан, сколько создание наилучших условий для спасения души, для творения добра и пресечения зла. Разрушить державность - значит разрушить Закон Божий, установить сатанинское беззаконие - в какие бы «правовые» одежды оно ни рядилось.

Одоление смуты, с. 164

 

Воплощение нравственного идеала требует соответственной социальной организации. Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма. «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими», - вот державный глас народа, выраженный чеканным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величайших русских святителей прошлого века. Державность - это сознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного религиозного служения «за совесть».

Одоление смуты, сс. 11-12

 

Державное строительство есть подвиг. В первоначальном, духовном смысле этого слова - «подвиг» - оно означает движение по пути нравственного самосовершенствования, неутолимое стремление к святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому державное строительство невозможно без опоры на его религиозные святыни.

Одоление смуты, с. 29

 

Долгие столетия Русская Державность была той силой, которая препятствовала осуществлению дьявольских замыслов. Ныне - при нашем попустительстве - она почти разрушена. Восстановление ее есть для России вопрос жизни или смерти. Судьба России может определить и судьбу мира, а потому вопрос державного строительства на Руси приобретает вселенское звучание. Готовы ли мы к его разрешению?

Одоление смуты, с. 30

 

Русский быт на протяжении многих столетий характеризуется сильнейшей тягой к воплощению во всем своем реальном многообразии религиозно-нравственного идеала. Здесь - корни русской державности, понимающей государственную мощь и общественную гармонию не как самоцель, но как дарованное Богом средство к удержанию народного бытия в состоянии евангельской непорочности. Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее спасительную истину. Жизнь, конечно, вносила свои поправки, идеал (как и положено идеалу) оставался недостижимым, но тысячелетний опыт наших державных предков, открывающий путь приближения к нему, сегодня актуален и злободневен как никогда.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!