Благотворительность 2 страница



Одоление смуты, сс. 246-247

 

Лишь те имеют часть в... духовном пиршестве, кто не дрогнул под натиском искушений и скорбей, соблазнов и поношений; кто, пав, нашел силы восстать к новой жизни; кто сохранил веру и верность Богу и многострадальному Отечеству нашему в тяжкое время безверия, предательства и отчаяния, обрушившееся на Святую Русь.

Голос вечности, с. 258

 

Ты отразила действия врага, вот он и мстил тебе в этот день физическим увечьем, чтобы поколебать твой дух и заставить отойти от благих намерений. Крепись... Господь не оставит тебя Своей помощью. Он близ нас, только будь верной Ему до смерти.

Время приобретения, с. 49

 

Не бойся внешних напастей, они неизбежны в нашей обыденной жизни, крепись и сердце свое храни в верности Христу.

Время приобретения, с. 63

 

Власть

 

Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как «Божие тягло». «Гордости не имейте в сердце своем и в уме, - писал в 1117 году великий князь Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти, - смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней». Эта мысль, что князь (царь, любой «власть имеющий») лишь распорядитель власти, данной Богом, и ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей - лежала в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси.

Одоление смуты, с. 35

 

Христианство признает один источник власти - Бога, свидетельствующего о Себе: «У Меня отмщение и воздаяние... Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:35,39). Но единый источник власти предполагает два ее вида. Первый - это власть богоугодная, находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная. Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем многообразии ее проявлений к евангельскому идеалу, или, говоря иными словами, - содействие спасению душ человеческих... Однако есть в мире и иная власть. Искушая Христа Спасителя господством над миром, сатана прельщал Его, говоря: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне» (Лк. 4:6). Источник этой сатанинской власти - попущение Божие... Эта попущенная Богом по Ему Одному ведомым причинам беззаконная (противная Закону Божию) власть губительна для народа, всецело направлена к духовной погибели подвластных ей людей. Сколь бы безупречным ни был ее юридический характер с точки зрения человеческого права, для христианина ее решения никогда не станут внутренне обязательными.

Одоление смуты, сс. 95-96

 

Единый Божественный источник власти предполагает два ее вида. Первый, «по благоволению», - «беспрекословно хорош». Это власть богоугодная, находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная. Об этой власти в Евангелии сказано: «Слово Его было со властью» (Лк. 4:32), «дал силу и власть над всеми бесами» (Лк. 9:1), «Сын Человеческий имеет власть прощать грехи» (Мф. 9:6). Эта христианская власть направлена всецело ко благу людей. Ее государственным воплощением и является русское самодержавие... Однако есть в мире другая власть... Сатана только временный ее владелец, он сам свидетельствует, что она ему лишь дана. «Ибо часто Бог попускает, чтоб и праведник впал в несчастия», - говорит преподобный Иоанн Дамаскин.

Русская симфония, с. 92

 

Только благодатные, добродетельные плоды государственного управления служат подтверждением религиозной законности власти. Ни способ избрания, ни характер правления, ни какие-либо иные аргументы не в силах утвердить ее нравственную легитимность. Отсюда столь удивлявшая высокоумных исследователей двойственность русского правового сознания: готовность, с одной стороны, беспрекословно повиноваться, не претендуя на соучастие в управлении страной, а с другой - полное презрение к законам писаным - тогда, когда они не соответствуют традиционным морально-этическим императивам.

Одоление смуты, с. 96

 

Власть есть понятие не юридическое, но, в первую очередь, - религиозно-нравственное... Моральное право на власть дает не закон (он может быть несовершенен), не народ (его можно обмануть), не та или иная сословная, национальная, партийная, элитарная группировка (неизбежно зависимая от клановых интересов), но - приверженность властителя и его соответствие ясно понимаемым, традиционным святыням и ценностям нашей жизни.

Одоление смуты, с. 112

 

Целью власти является всемерное содействие воплощению... идеалов в жизнь - во всех проявлениях общественной и государственной деятельности. Только такими действиями может власть подтвердить свою нравственную легитимность, свое бескорыстие, свое соответствие требованиям современности.

Одоление смуты, с. 112

 

Враги России знают, что настоящей властью в современном мире обладает не тот, у кого в руках «красная кнопка», и не тот, кто отдает приказы заводам и танкам, осуществляя непосредственное руководство экономикой или армией, - но тот, кто имеет возможность формировать самосо-знание масс и государственное мировоззрение. Поэтому их главные силы брошены на то, чтобы удержать контроль над общественным мнением, целенаправленно разрушить мешающие им идеологические приоритеты и создать на их месте иные, удобные для себя. Такая «концептуальная власть» над обществом, находясь в руках злонамеренных людей, смертельно опасна для любого государства и народа - особенно для народа русского, доверчивого и доброжелательного.

Одоление смуты, с. 118

 

Что касается власти - то она всегда от Бога, ибо Он - единственный источник власти во вселенной. Разница в том, что одна власть - по воле Божией, а другая - по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть нынче, судите сами...

Одоление смуты, с. 206

 

«За совесть» можно повиноваться только тому, чьи действия и поступки не противоречат этой самой совести. С христианской точки зрения власть - дело священное, ибо она есть религиозное служение, одно из многочисленных духовных деланий, церковных послушаний, дарованных Богом человеку для спасения души. При таком положении вещей повиновение власти есть повиновение Богу. К сожалению, в действительности так бывает редко. Нынешняя власть уж во всяком случае под такое определение не подходит. Значит здесь следует подходить не с точки зрения веры, а с позиции простого здравого смысла. Какие-то упорядочивающие, конструктивные функции есть и у нынешней власти. Их необходимо поддержать. Что же касается разрушения, развала, раскола страны - всякий честный человек должен воспротивиться этому безумию. Мы прежде всего сами виноваты в том, что своим равнодушием и безучастием позволяем разнокалиберным политическим авантюристам уродовать нашу жизнь.

Одоление смуты, сс. 206-207

 

Власть как сила - действовать, влиять и определять ход событий на земле - издавна считалась основой всякой общественной организации, всякой упорядоченности и государственности. Божественное, трансцендентное происхождение этой силы, а следовательно, и Верховной власти на протяжении тысячелетий человеческой истории не подвергалось сомнению, служа прочной религиозной основой человеческого общежития равно в Ассирийском Царстве и Древней Персии, в Рим-ской Империи и Арабском Халифате, в Византии и на просторах Российской Державы.

Русская симфония, с. 335

 

Современные словари определяют государство как орудие политической власти в обществе. Лишенная религиозно-нравственных опор, такая власть неизбежно вырождается в голое насилие: отсюда марксистское (точнее говоря, материалистическое) понимание государства как механизма принуждения и «диктатуры» одной части народа над другой. Проще сказать - материалистическое понимание государства всегда сродни тирании. Осуществляется ли она в интересах партномен-клатуры с помощью кровавых репрессий или в интересах транснациональной финансовой олигархии с помощью экономического удушения неугодных - в конечном итоге не так уж важно. В обоих случаях ценность нравственных идеалов признается ничтожной, а тоталитарный монстр бесконтрольной власти приобретает самодовлеющее значение.

Русская симфония, с. 338

 

Государственная власть признается особого рода служением, сродни церковному, монастыр-скому послушанию. Такая верховная власть - единая и неделимая, мощная, независимая от капризов толпы, связанная с народом не бумажной казуистикой схоластической законности, но живым повседневным опытом соборного единения - только она может обеспечить ту высшую цель, ради которой существует: управить житие подданных «во всяком благочестии и чистоте» духовных христианских идеалов. Ради этого же власть - свободно и добровольно - ограничивает себя в намерениях и действиях рамками Заповедей Божиих и истинами Закона Его...Идеалом церковно-государственных отношений признается «симфония властей». В государстве, сознающем и чтущем свои духовные основы,...религиозно-нравственное содержание жизни становится важнейшим несущим элементом всей державной структуры общества. Соответственно Церковь, как власть духовная, наряду с властью светской служит одной из главных опор национальной государственности: не смешиваясь, впрочем, и не подчиняясь ей. Исторический опыт свидетельствует, что такое взаимное разделение и гармоничное сочетание властей есть непременная черта богоугодного государственного устройства.

Русская симфония, с. 339

 

Возрождение России

 

Сегодня, когда главный вопрос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного (и земного будущего наших детей) - это вопрос: «Воскреснет ли наша Россия?», - равнодушие и промедление недопустимо. Не первый год задаем мы его. Не первый год Православная Церковь, скорбя о померкшей русской славе, возносит ко Господу молитвенный вопль своих духовных чад, надеясь и веруя, что воскресение совершится... Праздными, беспочвенными останутся все наши надежды на воскресение России, если мы будем оставаться все такими же, какими, по праведному суду Божию, мы потеряли ее,...ибо это мы сами, а не кто-либо другой, в первую очередь виновны в гибели нашей Родины. И теперь бессмысленно и неразумно толковать о том, как спасти Россию, если мы сами себя не желаем спасать: если мы нисколько не исправляемся, не изменяемся к лучшему, продолжаем упорно быть вольнодумцами и самолюбцами; если живем как неведущие Бога, в нравственной нечистоте и распутстве, отказываемся от своего православного русского имени, думая лишь об устройстве своего земного благополучия, земной карьеры; если страдая властолюбием, нелепым чванством и гордынею, понуждающими нас враждовать друг с другом по самому ничтожному поводу, мы не только не хотим по-братски, с любовью помогать и уступать друг другу, но клевеща и злобствуя, «друг друга угрызаем и снедаем», по выражению Апостола (Гал. 5:15).

Голос вечности, с. 259

 

Сын Божий умер на кресте. И Россия ныне мертва, истратив, как кажется, все свои силы на борьбу с торжествующим злом. Но на третий день, во исполнение пророчеств, в посрамление унылым и маловерам, воскрес Господь, явив тем победу Божию над лукавыми происками сатанин-скими. Так - верую всей душой - воскреснет и Святая Русь, воскреснет и народ наш вопреки всем усилиям недругов России, ее хулителей и клеветников. Надо лишь веровать, каяться, терпеть, бороться и молиться горячо - и Господь не оставит нас Своей милостью!

Голос вечности, с. 260

 

У нас есть единственный путь спасения - путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся - Россия погибнет.

Одоление смуты, с. 163

 

Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим. От нашего произволения зависит, станет ли сегодня этот путь дорогой к преображению России и русскому Воскресению или приведет к мрачной пропасти духовной и физической погибели.

Одоление смуты, с. 40

 

Возрождение Святой Руси не может начаться иначе, как с воссоздания общенационального религиозно-нравственного мировоззрения, которое объединит народ вокруг его вековых святынь, восстановит историческую преемственность русской жизни, вдохнет в смертельно уставший, оболганный, обворованный и преданный народ новые силы, волю к жизни, веру в победу над врагами. Отсюда задача - оформить «русскую идеологию», доходчиво и здраво сформулировать ее, осознать самим и как можно быстрее донести до людей. Сделать это не так уж сложно, ибо милостию Божией мы сохранили Русскую Православную Церковь, содержащую в своих благодатных, любве-обильных недрах все, что для того необходимо.

Одоление смуты, с. 103

 

Что же касается гибели России, то пророчества русских святых говорят не о ней, а о грядущем воскресении Святой Руси во всей своей силе и славе. Обогащенные страшным опытом прошлого, мы обязаны в будущем избежать роковых ошибок. Поэтому Церковь всех русских людей призывает к духовной бдительности, ведь именно потеря духовного стержня привела Россию к трагедии в ХХ веке.

Одоление смуты, с. 161

 

«Объединить» - не значит командовать. Настоящее, жизнеспособное, внутренне прочное объединение происходит не внешним, «организационным» путем, не под давлением силы или выгоды. Оно происходит только на основании общего мировоззрения и миропонимания, общего толкования понятий добра и зла, того, что «можно» и что «нельзя», что допустимо в общественной, личной, семейной и государственной жизни, а что - нет. Народ, спаянный единством мироощущения, живущий «единым сердцем», - неодолим. Так вот, Церковь может - и станет - опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Одоление смуты, с. 45

 

Для того, чтобы свершилось чудо, нужна сила Веры. Если мы сможем в себе эту силу сохранить и приумножить, тогда сбудутся и многочисленные пророчества о воскресении Святой Руси... Говоря о конкретных условиях возрождения, скажем прямо: пока не произойдет воцерковления общества - Русского Воскресения в полноте своей не случится. Пока интеллигенция не преодолеет родовую болезнь - интеллектуальную гордыню, пока не признает главенствующего, спасительного значения строгих церковных форм духовной жизни - Возрождения не произойдет.

Одоление смуты, с. 229

 

На дело воссоздания Святой Руси никакого специального благословения не надо. Вы и так имеете его - внутри себя.

Одоление смуты, с. 178

 

Воинство

 

Во всех войнах рядом с русским солдатом шел священник, рядом с воином мирским - воин духовный.

Одоление смуты, с. 319

 

Ныне, как и всегда, взывает Церковь Русская к защитникам Отечества нашего - воинам армии и флота: будьте достойны своего великого, жертвенного служения. Пусть ненавистники России тщатся разрушить ее силу и мощь, оболгать ее ратную славу, низвести вас к роли равнодушных наемников. Этому, верю, не быть. Армию разрушают сознательно, планомерно и целенаправленно, но все же - верен Бог! - мы выстоим, выдержим, одолеем зло. Это обязательно случится, ибо не оскудела Земля Русская мужеством и отвагой, до-блестью и любовью, милосердием и состраданием. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!

Одоление смуты, с. 320

 

Господа казаки! На протяжении веков вы были защитниками целостности Отчизны и безмятежности Православия. Оставайтесь таковыми и впредь! Не дайте увлечь себя страстям осуждения и злословия, уныния и маловерия.

Одоление смуты, сс. 314-315

 

Вольность

 

Святые отцы говорят, что вольность - мать страстей. Почему и необходимо нам бегать этого порока... Вольность бывает не только в движениях рук и ног, но и зрения. И в том, что ты жаждешь пристально смотреть на сестру, есть, несомненно, вольность. Избегай этого. Очи свои держи долу.

Наука смирения, с. 219

 

Вольности в языке и др. рождаются не от языка, а от праздности сердечной, греховной веселости, тщеславия.

Наука смирения, с. 221

 

Воля

 

Воля человеческая, несомненно, имеет большое значение в деле спасения, но только тогда, когда она действует не сама по себе, а в сочетании с волей Божией. Потому мы и молимся: «Да будет воля Твоя».

Дай мне твое сердце, с. 43

 

Как высший дар, как искру благодатного богоподобия даровал нам Господь свободную волю, потому что истинная Любовь не терпит насилия. Но - увы! - история человечества свидетельствует, что гораздо охотнее мы сослагаем свою волю с лукавыми помыслами и страстными вожделениями. Отвергая благое иго Закона Божия, стремясь устроить свое бытие в соответствии с собственным разумением, человек незаметно для себя начинает действовать по вражескому наущению, удаляясь от Господа, Бога мира и милосердия, приближаясь к бездонной и мрачной пропасти вечной погибели.

Стояние в вере, с. 7

 

Нельзя силой заставить человека приобщиться к духовным сокровищам веры. Каждый из нас одарен свободной волей, и даже Всемогущий Бог не нарушает этой свободы. Так что каждый решает сам, каким путем ему идти, но зато уж потом полностью несет ответственность за последствия своего выбора.

Одоление смуты, с. 184

 

Отсечение своей воли есть отсечение греховных навыков, даже если они прикрываются благовидностью. Если есть отсечение навыков греховных, то, следовательно, есть очищение души. А если есть очищение души, то, значит, есть и приближение к Богу. Последнее же должно исполнить сердце радостью, ибо цель нашей жизни - богоуподобление. Чрез отсечение твоих временных желаний, которые и радость принесли бы только временную, я желаю приобщить тебя той радости, которая будет продолжаться вечно. Итак, избери лучшее и вечное, и когда придется отсекать свое хотение волею отца, тогда радуйся и благодари Бога, что этим каждый раз ты исполняешь волю Божию.

Дай мне твое сердце, с. 54

 

Враги России

 

Да - к великому сожалению, у нас есть враги.
Да - сегодня лишь слепец или провокатор может утверждать, что все ужасы и беды, терзающие нашу Родину уже много лет подряд, есть результат «естественного течения событий» или плод «ущербного русского менталитета». Да - противостоящие России силы обладают огромной экономической, финансовой, военной и политической мощью.

Одоление смуты, с. 92

 

Мы обязаны гласно и открыто признать тот очевидный факт, что у России есть многочисленные недоброжелатели, и четко, поименно обозначить враждебные русскому народу силы. Для этого нужно восстановить в общественном сознании реальную картину современного положения страны и отказаться от преступной беспечности в деле поддержания национальной безопасности...

Одоление смуты, с. 336

 

Враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества, связанного с неизбежным крушением демократической мифологии в ее нынешних антигосударственных, антиправо-славных формах. Они даже не дают себе труда это скрывать.

Одоление смуты, с. 126

 

Главная опасность, на мой взгляд, заключается в том, что и внутри страны, и, особенно, за рубежом есть силы, откровенно враждебные России, русскому народу, Православной Церкви. От них можно ожидать чего угодно - от попыток спровоцировать гражданскую войну до организации всех видов международного давления. Собственно, и то и другое уже пускалось в ход, но ожидаемых плодов пока не принесло, ибо на сегодняшний день сохраняется возможность восстановления самобытной, национально осмысленной русской государственности. Процессы распада еще не стали необратимыми, и все, кто любит Россию, должны приложить максимум усилий, чтобы имеющиеся возможности полностью реализовать.

Одоление смуты, с. 193

 

Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и беспощадная. Борьба эта - не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой - за верность своему историческому призванию и религиозному служению, за то, что через века, исполненные смут, мятежей и войн, он пронес и сохранил святыни религиозной нравственности, сокровенное во Христе понимание Божественного смысла мироздания, твердую веру в конечное торжество добра.

Одоление смуты, с. 73

 

Врачевание

 

И для врача, исцеляющего душу, и для больного, чья душа изъедена язвами грехов и страстей, вера - начало и средство исцеления. Для того, чтобы вернуть здоровье, необходимо соединиться с Источником жизни, со Вседержителем и душ, и телес наших. Без этого, даже если тело и исцелится с помощью известных медицине лекарственных средств, - душе мало пользы. Дай Бог, чтобы врачи ХХ века смотрели на больного, как целители первых веков христианства, заботясь не только о его теле, но и о душе. Помните: дела милосердия включают в себя силу от Источника Милосердия, Которым является Господь наш Иисус Христос.

Одоление смуты, с. 330

 

Для исцеления телесных недугов щедро разлил Господь в окружающем нас мире целебные средства, предоставив человеку самому познавать их и пользоваться ими по мере разумения для облегчения своих многочисленных немощей. Так родилась медицина - наука и искусство врачевания - дело весьма необходимое, благое и богоугодное. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), - поучает нас заповедь Христова, и ярким проявлением такой любви, сострадательной и милосердной, всегда служило стремление врача облегчить страдания и скорби больного, а если можно - то и вовсе избавить человека от них.

Одоление смуты, сс. 331-332

 

Для врачевания души и тела употребляй таинство исповеди.

Время приобретения, с. 112

 

Выбор

 

Итак, возлюбленные чада мои, уже здесь, на земле, мы делаем свой выбор. Куда стремимся мы - в рай или в ад? К Богу или прочь от Него? Вы скажете: «Ну, конечно же, в рай!». Но не обольщайтесь, возлюбленные! Выбор наш совершается не в словах, не в умах, а в сердцах наших. Ум говорит нам: «Я желаю спасения!» - а сердце, коснея в грехах, тянет нас в бездны адовы. Ум говорит: «Верую в истинность Христова учения!» - а сердце творит обратное, либо услаждаясь земными утехами, либо озлобляясь на ближних своих. Ум зовет: «В рай! В селения вечного блаженства!» - а сердце вязнет в заботах мира сего и молчит, ибо не помнит блаженства райского... Так между умом и сердцем возникает пропасть.

Голос вечности, с. 187

 

Ход истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении. То ли, руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот этого пути, отречемся. Тогда - неизбежное отлучение от благодати и соучастие в «тайне беззакония» мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение.

Одоление смуты, с. 16

 

Отношение людей и народов к дару спасения (принятие или отвержение) в конечном счете определяет судьбу как отдельного человека, так и целого народа. В своем отношении к Церкви, хранящей дар спасения, человек свободен. Свобода заключается в выборе между добром и злом, добродетелью и страстью, законом Божиим и беззаконием, христианским долгом служения и своеволием, произволом. «Поток истории» есть лишь реализация этого религиозно-нравственного выбора в событиях и поступках.

Одоление смуты, с. 18

Дарованная каждому из нас при сотворении мира свободная воля позволяет выбирать - на чьей стороне будем мы участвовать в... брани. Святая Церковь Православная оставлена Спасителем в этом безумном, мятущемся мире с той целью, чтобы помочь человеку сделать правильный выбор, своевременно и верно отличить добро от зла, истину от лжи и лукавой подделки. Она дает всякому произволяющему силы в борьбе со злом, врачует сердечные раны, наносимые грехом и страстями, от рождения и до смерти сопровождает верующего, дабы спасти его душу и соделать смерть переходом к блаженной вечности богообщения, а не ко тьме кромешной, «где червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:44).

Одоление смуты, с. 235

 

Никогда так не говори: «Я не виновата, это диавол меня смущает». От нас зависит - принять внушения врага или нет, и потому, если мы их приняли, то виноваты будем мы, а не диавол.

Дай мне твое сердце, с. 196

 

Гнев

 

Как вредит нам в деле спасения гнев и злопамятство. Так как же побеждать эти грехи? Только любовью. Как говорят святые отцы, в минуты смятения надо помолиться о человеке, обижающем нас, обратиться за помощью к Богу молитвенным воплем: «Господи, помилуй брата моего и его молитвенным предстательством помилуй и сохрани нас от козней врага!». Вот как следует поступать, тогда не укоренится в нас ни раздражение, ни гнев, ни тем более злопамятство.

Голос вечности, с. 94

 

Гнева в своем сердце на кого бы то ни было не держи. Нам сказано: «Да не зайдет солнце в гневе вашем». Старайся быстро избавляться от гнева.

Наука смирения, с. 115

 

С чувством гнева борись... размышлением о Господе и святых.

Время приобретения, с. 44

 

Как быть в том случае, если ты вспылишь, и хотя сразу опомнишься, но человека успеешь огорчить, и он уже не склонен к примирению. Как искупить свою вину? Прежде всего, выясни, по какому случаю произошла вспышка. Если она вызвана несправедливостью ближнего, то не смущайся тем, что последний обиделся. Но если ты вспылила из самолюбия, тогда вновь попроси прощения. Если он опять не простит, то дай остыть гневу в ближнем и в третий раз проси прощения. Если же и тогда не простит, то спокойно совершай свой путь, не смущаясь более обидой ближнего.

Дай мне твое сердце, с. 328

 

Можем ли мы иметь благорасположение к ближнему своему, имея на него гнев и злопамятство? Можем ли мы тогда снисходить к его немощи? Можем ли в гневе не позавидовать его счастью, благополучию? Или поскорбеть, если обижающий нас имеет какое-то несчастье? Нет, возлюбленные, мы во гневе своем не только не имеем сострадания к скорбям ближнего, но порой даже злорадствуем: «Так тебе и нужно! Ты против меня восставал - вот и попал в беду. Вот и хорошо!». Вот ведь как у нас с вами, возлюбленные братья и сестры, получается!

Голос вечности, с. 93

Гордость

 

Грех самопревозношения, или грех гордости. Это очень коварный змий, который, прокравшись в наши сердца, подчас даже представляется нам ангелом света, и мы сладостно внимаем его лукавым советам, не понимая, что они отлучают нас от Божественной любви, удаляют от союза с Богом. И, как неразумные овцы, бываем мы уловляемы злокозненным змием гордыни и ведомы на заклание. Гордость - это великий грех. Этот грех некогда низвел с высоты славы светлого ангела и превратил его в противника Богу, в злого демона, в сатану. Гордость низвела сатану с небес и низвергла его в бездну погибели. Но не только этого некогда светоносного ангела низвергла гордыня, она низвергла и многих «даже избранных» людей Церкви Божией.

Голос вечности, с. 68

 

Факты свидетельствуют, что и многие подвижники, жившие в пустынях, совершавшие множество подвигов духовных, допуская злокозненного змия - самомнение, самопревозношение и тще-славие, низвергались в бездну погибели. Они прельщались собственной «святостью», и истинным рабам Божиим приходилось прилагать немало сил, чтобы исцелить впавших в превозношение подвижников. Но подчас все эти врачевства не приносили никакой пользы, потому что, впав в прелесть, человек по-настоящему лишается здравого рассудка и все видит в ином, искаженном свете. Ему кажется, что он справедлив и ничего плохого не делает. И если такому человеку кто-либо попытается указать на его прегрешения - обольщенный гордец никогда не согласится, что он может допускать грехи. Нет, ответ его будет один: он всегда прав, а виноваты другие, но никак не он. Вот к чему приводит, возлюбленные братья и сестры, гордость. В состоянии самопревозношения человек никогда не преуспеет на спасительном пути, на пути духовного восхождения. И если даже он прежде сумел подняться на самую, может быть, высшую ступень духовного совершенства, даже тогда возникшая гордость не даст ему удержаться на этой высоте, низвергнув на землю, низвергнув так, что трудно будет ему подняться.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!