Межнациональные отношения 1 страница



 

Обвинения в «антисемитизме», «мракобесии» и «черносотенстве» стали почему-то уделом каждого, кто пытается с христианских позиций разобраться в сложных и болезненных вопросах межнациональных и межконфессиальных отношений. На них не стоило бы обращать никакого внимания, если бы таким образом не блокировалось широкое, свободное и гласное обсуждение проблем, имеющих для русской жизни принципиальное, судьбоносное значение.

Одоление смуты, с. 147

 

Нынешнее плачевное состояние межнациональных отношений неестественно. Оно - плод бессовестной политической игры, где насущные нужды народов - лишь повод для разжигания ненависти, а крики «радетелей о национальных интересах» скрывают непомерное властолюбие и ничтожность продажной души. Православная Церковь всегда учила безоговорочному и всеобщему приоритету нравственных критериев оценки над любыми иными, в том числе и национальными. Россия имеет громадный опыт мирного сосуществования многих народов. В основе этого опыта - уникальное качество русской души, ее «всечеловечность», о которой хорошо сказал еще Достоевский. Любая национально мыслящая русская власть, раскрепостив народную стихию от бесчисленных пут «реформаторов» и «перестройщиков», сможет, опираясь на это врожденное уважение русских людей к чужой самобытности, подобрать взаимоприемлемые формы сожительства разных народов в рамках единой и неделимой России.

Одоление смуты, сс. 38-39

Для урегулирования межнациональных отношений в стране необходимо вернуться к здоровой имперской практике, предполагающей полную (действительную, а не показную!) свободу местного национального самоуправления в сочетании с решительным изъятием в пользу Москвы всех вопросов общегосударственного значения...

Одоление смуты, с. 101

 

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:6,10,16). И разве не этому свидетельству обязан русский народ тем, что, создав величайшее в мире государство, простирающееся от Атлантики до Тихого океана, он не унизил ни один из встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех принял как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости. Евангельское учение Церковь вложила в душу народа как совершеннейший образец, по которому каждый в меру сил должен строить жизнь личную, а все вместе - общественную и государственную.

Одоление смуты, с. 9

 

Смешение понятий религиозных и национальных частично имеет свое оправдание в том, что именно религия определяет национальный характер народа в целом, однако ставить здесь знак равенства было бы опрометчиво. Это, кстати, хорошо понимали в дореволюционной России. Следствием подобного понимания и явился тот факт, что Император Всероссийский не разделял своих подданных по национальной принадлежности. У него не было подданных татар, якутов или лезгинов - нет! Были подданные православного, мусульманского или иудейского вероисповедания. Если бы из этого понимания были сделаны своевременные и правильные выводы, мы, возможно, избежали бы многих скорбей и тягот...

Русская симфония, с. 255

 

Что касается исторической российской практики, то она поражает упорным стремлением к межнациональной гармонии и удивительной терпимостью русского народа. Чего стоит хотя бы участие татарских отрядов в освобождении Москвы от польской оккупации во время смуты начала XVII века, всего лишь через каких-то шесть десятилетий после штурма Казани и присоединения Казанского ханства к России! Неужели недавние ордынцы стали бы помогать своим «завоевателям» и «поработителям», если бы не чувствовали общность судьбы, несмотря на все культурные, национальные и вероисповедные различия?!И пример этот далеко не одинок. Так, в активной соборной деятельности, развернувшейся на Руси после одоления Смуты и на века предопределившей облик российского государства, участвовали без исключения все, считавшие себя на тот момент россиянами. Вот почему в числе соборян мы встречаем рядом с городовыми дворянами казаков и их атаманов, рядом с казанскими стрельцами татарских мурз и купцов, слобожан и «гостей», бояр и представителей черных сотен... На протяжении долгих столетий вокруг русского национального ядра творила Россия тот уникальный по своему многообразию и самобытности полиэтнический, поликонфессиональный сплав культур, народов и племен, который как нельзя лучше свидетельствует о ее просветительской, объединительной и миротворческой миссии.

Русская симфония, сс. 424-425

 

Милосердие

 

Что же такое - милосердие? Это - живой источник, исходящий от Вечности, которую мы называем Бог - Бог милосердия, Бог, Который есть любовь. Ради любви возникает милосердие.

Одоление смуты, с. 327

 

Понятие «милосердие» происходит от двух слов: «милость» и «сердце». Это - милующее сердце, милостивое сердце... Это - дар воистину Божий. Сердце, способное печалиться даже над падшим ангелом, может быть только у человека, любящего Господа всей душой. Оно не может не сострадать такому прекрасному Божиему творению, которое было создано первым пред Богом и которое, возгордившись, лишив себя возможности покаяния, гибнет безвозвратно. Милующее сердце не видит в человеке зла, грех оно воспринимает не как неотъемлемую часть души, а как внедряемое в нее извне зло, и потому милующий человек старается всеми силами души помочь и лицам нравственным, и грешникам. За всех он молится.

Одоление смуты, с. 328

 

И если бы не милосердие Господне, то что сталось бы с нами, обольщенными кознями диавола?! Даже в грехе Господь не оставляет человека Своею милостью. Он в Своем Промысле имеет множество способов вернуть нас на путь истинный. Подчас это очень горькие лекарства: и трудные обстоятельства жизни, и болезни, и нужда... Но посылая всевозможные скорби, Господь пробуждает человека, стучится к нему: проснись, восстань, человек, ты находишься в опасности.

Голос вечности, с. 168

 

Милостыня

 

Нередко случается и так, что, к примеру, мы творим милостыню, но в то же время в общении с ближними своими допускаем гнев. Согрешаем мы этим или нет? Согрешаем. А если согрешаем, то неужели вы думаете, что мы не будем отвечать за этот грех, или что Господу будет приятна наша милостыня? Нет, не будет милостыня приятна.

Голос вечности, с. 253

 

Необходимо употребить свои члены-руки на то, чтобы подавать милостыню ближним, помогать им в их немощах, в их необходимых нуждах.

Голос вечности, с. 253

Милостыня, подаваемая своим родным, которые нуждаются в помощи, считается добрым делом.

Дай мне твое сердце, с. 242

 

Недоразумение с премиальными и зарплатой выясни обязательно. И если после этого они не пойдут на уступки, тогда останови свое искательство правды. Господь примет как милостыню.

Время приобретения, с. 133

 

Милость

 

Достойна ли ты той милости, которую посылает тебе Господь? Конечно, нет. И мы никогда не будем достойны. Поэтому мы должны благодарить Господа за Его любовь к нам, грешным.

Дай мне твое сердце, с.с. 62-63

Милостью, которую посылает тебе Господь, дорожи и храни ее в своем сердце сокровенно.

Время приобретения, с. 21

 

Ты при своей справедливости забыла о милости, а для тех, кто не сотворил милости, - и суд без милости.

Дай мне твое сердце, с. 161

 

Мир

 

«Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими», - поучает нас великий столп Православия святой Иоанн Златоуст. «Не противься злому», - говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те личные скорби, болезни и искушения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию - равнодушию к судьбе Отчизны, терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, и именно это имел в виду Спаситель, говоря: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...» (Мф. 10:34). Этот духовный меч, который крепко держала в руках Церковь Русская в течение тысячи лет, и ныне безмерно страшен ее врагам - предтечам и слугам грядущего антихриста. Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни - место брани и подвига.

Одоление смуты, с. 30

Воистину, мир надо хранить всеми силами. «В мире место Божие», - свидетельствует нам Священное Писание. Вот только - всякий ли мир от Бога, любой ли хорош для православного человека? «Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ? - вопрошал святейший патриарх Тихон, когда России в очередной раз пытались навязать «позорный» мир. - Мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом,...десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна,...мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, “мать городов русских”, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери».

Одоление смуты, сс. 82-83

 

Мир - основа основ человеческого бытия и жизни церковной, непременное условие деятельного благочестия и духовного возрастания каждого христианина. Наличие внутреннего мира в Церкви свидетельствует о пребывании в ее недрах всеосвящающей и оживотворяющей благодати Божией - той любви, которую принес на землю Господь наш Иисус Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), - таково прямое обетование Спасителя Своим ученикам, а через них и всем нам. Именно этот мир из века в век созидал и укреплял Церковь Христову, соблюдая ее незыблемым хранилищем Истин Божиих, лечебницей для истерзанного грехом человеческого естества, орудием нашего спасения. Мир - дитя любви, любовь же сокрушает все ухищрения вражии, возвращает человеку утерянное богоподобие, вводит в рай. В тихой, мирной и немятежной жизни по вере заключено для нас всякое благо: и временное, и вечное. Мир очищает церковный организм от греховной примеси, укрепляет верующих, свидетельствует о жизни во Христе и обращает к Богу заблудших - неверующих и иноверных. Соборное единство Церкви само по себе свидетельствует о животворящей благодати Духа Святаго. Посреди мирного единодушия монастырей достигают по-движники высот духовного совершенства. По мере того, как мы ценим и храним этот благодатный мир, хранит и нас Господь Своим Божественным Промыслом в добронравии и благочестии, соблюдает от греховных преткновений и страстных мятежей, исполняет во благих желания наши и подает все благопотребное для жизни.

Стояние в вере, с. 209

 

И христианам надлежит исполнять заповедь о миротворчестве. Поэтому если ты волею судеб будешь вовлечена в разбирательство, то становись на сторону правды и не смущайся, если тебе будут говорить, что ты христианка и тебе, мол, надо все терпеть.

Время приобретения, с. 114

 

Заступаться за ближнего необходимо. Помни заповедь Божию: «Блаженны миротворцы...».

Наука смирения, с. 195

 

Молитва

Творить постоянно молитву не есть достояние только монахов, она необходима и для мир-ских. Апостол Павел всем заповедует непрестанно молиться. Только молись со смирением и не допускай злобы.

Дай мне твое сердце, с. 303

 

Да будет молитва ваша, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, «жалобой к Богу на насилующий нас грех».

Голос вечности, сс. 274-275

 

Как можно, имея в сердце раздражение, гнев или злопамятство, спокойно совершать, допустим, молитвенное правило?! Никогда в таком состоянии мы не принесем молитву чистосердечную, потому что раздражение и гнев, а тем более злопамятство обязательно осквернят в нас чистоту нашего внутреннего ока, чистоту молитвы. И всякий раз, когда мы приступим к совершению молитвы, всякий раз помысл раздражения и гнева будет возвращать нас мысленно к той обиде, к тому оскорблению, которую причинили нам ближние наши. Возвращать с такою силою, что мы не сможем удержаться от зла. Помыслы будут внушать нам, что обидчик досадил нам не спроста, а с целью, да не бес ли в нем? И так враг будет возбуждать в нас злые помыслы без конца, чтобы окончательно разрушить в нас чистоту молитвы. Вот и подумайте, можно ли при раздражении нашем совершать чистую молитву? Нет, нет и нет!

Голос вечности, с. 93

 

Верно твое мнение, что молиться можно тогда, когда к этому располагает вся служба. Это время приобретения, потому что в такие минуты, даже если все будет идти наперекор, ты будешь побеждать и молиться.

Дай мне твое сердце, с. 20

 

Если во время молитвы к тебе приходят худые помыслы и ты их отгоняешь, то они не вменяются нам во грех. Не страшись их, но продолжай борьбу. Господь поможет. Достигай чистой, нерассеянной молитвы. А это возможно только тогда, когда сердце наше и ум будут всецело устремлены к Богу и пленены Его любовию. Тогда, имея внутренний огнь Божественный, мы ничего и никого не будем замечать, кроме своей немощи и Единого во святых почивающего Бога.

Дай мне твое сердце, с. 21

 

Молитва должна приходить не извне, а из души. Однако силу свою она приобретает извне, когда бывает ответное действие от Бога.

Дай мне твое сердце, с. 23

Молитва с унижением и осуждением других не бывает приемлема Господом. Потому ты напрасно, унижая Патриарха <Алексия (Симанского)>, возвышаешь нас и молишься только о нас. Такой молитвы обо мне и о Владыке <Мануиле (Лемешевском), духовном отце владыки Иоанна (Снычева)> я не желаю. Если хочешь, молись, как нужно, а так, как ты молишься о нас, лучше не молись. Поступи вот как: когда диакон будет произносить «о Великом Господине... Алексии» и т.д., ты в это время добавляй: «И архиепископе Мануиле, и иеромонахе Иоанне»... Это будет приятно и угодно Богу. Учись молиться без осуждения. Помни, что мы обязаны молиться о первосвятителе и правящем архиерее, чтобы они правили истинно. Не давай перегиба в благочестии.

Дай мне твое сердце, с. 30

 

К стяжанию внутренней молитвы необходимо стремиться, и если у тебя это есть, то ты идешь правым путем. Но только об одном прошу тебя: отнеси все к помощи Божией и не допусти самопревозношения.

Дай мне твое сердце, с. 46

 

Ты спрашиваешь, как непрестанно молиться, когда от молитвы отвлекают сон, беседы и проч.? Непрестанно молиться - это значит всегда иметь молитвенную настроенность и мысль о Боге. Конечно, во время сна и бесед с другими ты не можешь творить непрестанную молитву, но мыслить о Боге можешь, и по окончании разговоров или сна сразу переключаться на молитву тоже в твоих силах.

Дай мне твое сердце, с. 203

 

Ты спрашиваешь, отчего теряется сердечная молитва и как ее возгревать? От разных причин: оттого, что мы допускаем самомнение, от раздражения, озлобления на кого-нибудь и т.п. Впрочем,...сердечная молитва принадлежит только благодати Божией. Когда она нас посетит - нам бывает легко молиться; а когда оставит на время - становится трудно. Ты спросишь, для чего же она оставляет человека? Для того, чтобы мы, вкусивши сладости, не отнесли бы ее к своим усилиям, а во время горечи взыскали бы небесного блага и еще больше стали преуспевать в доброделании... Подготовлять в себе почву для сердечной молитвы можно путем размышления о любви и благости Божией к людям, о своих недостоинствах и путем глубокого смирения.

Дай мне твое сердце, сс. 226-227

 

О Иисусовой молитве. Как ее достигнуть? Сие от нас не зависит. Она тоже принадлежит действию благодати Божией. Ты только трудись даже в том случае, когда не чувствуешь в себе теплоты от ее произношения. Непрестанный труд со смирением вознаградится Господом, и ты незримо и таинственно ощутишь, как молитва в тебе будет твориться сама собою. Только люби Бога всем своим сердцем.

Дай мне твое сердце, с. 227

 

Боюсь учить тебя Иисусовой молитве, ибо я сам не умею ее творить. Скажу только одно: если она не укладывается в одно дыхание и выдох, то этим не смущайся. Во сколько умеешь, во столько и твори. Главное, чтобы при произношении было внимание и сердечное сокрушение.

Дай мне твое сердце, с. 239

 

Удовлетворяться совершенным правилом нельзя. Это есть самодовольство. Свое угождение Богу не измеряй количеством прочитанных молитв. Оно должно слагаться из общего доброделания.

Дай мне твое сердце, с. 337

 

Так, как ты молишься, - это не молитва. Надо стремиться к тому, чтобы молитва домашняя и церковная была чистой, богоугодной. С этого и надо начинать свой подвиг. Приходят мысли на молитве - отгоняй их и внимай тому, что поют и читают в храме. Стой со страхом перед Богом, а не броди своим умом по миру.

Наука смирения, с. 204

 

Сухость в молитве и удаление молитвы из сердца - плоды нашего осуждения и пустословия.

Наука смирения, с. 195

 

Желание того, чтобы на молитве явилось тебе какое-то чудо, - желание прелести. Бойся этого. А вот видеть свои грехи - это дело спасительное. Об этом проси Господа и приноси посильное покаяние.

Наука смирения, с. 207

 

Богу спешные и бездушные молитвы не нужны. Лучше сократи молитвенное правило, но соверши его чисто, с усердием.

Наука смирения, с. 225

 

Чтобы молитва сопутствовала нам во время работы, для этого необходимо, по примеру преподобных отцов, одухотворять предметы и от них переноситься к премудрости и благости Божией.

Наука смирения, с. 26

 

Молиться с пресыщенным чревом трудно. Значит надо умеренность, воздержание и любовь к молитве.

Наука смирения, с. 208

 

Св. отцы говорят, что лукавый больше всего боится молитвы. Вот почему он и старается всяким способом уклонить человека от молитвы. Разумей сие и постарайся преодолевать леность.

Наука смирения, с. 40

 

Что ты заучила утренние и вечерние молитвы - это хорошо, а вот что ты их тараторишь - это уже плохо. Так дело не пойдет. Надо учиться молиться, а не тараторить... Молитва - хлеб духовный, без которого останемся голодными, если не будем его вкушать.

Наука смирения, с. 162

 

Молитвы церковные выше всех молитв домашних. В церкви одно «Господи, помилуй» угоднее Богу, чем целая Псалтирь, прочитанная в келье.

Наука смирения, с. 128

 

Усердно трудись в молитвенном подвиге и тогда, когда на сердце сухо. Я тебе как-то уже говорил, что это - минуты приобретения, минуты проявления любви и веры к Богу.

Время приобретения, с. 12

 

Тебе непонятны слова: «Это время приобретения». Понимай просто. Когда обстоятельства препятствуют или не располагают к молитве, а ты, препобеждая их, все же молишься, то за этот труд Господь вознаграждает сугубою милостию. Это вознаграждение и есть приобретение. Сравни воинов: когда они получают большую славу? Тогда ли, когда их силы превосходят силы противника и они побеждают, или же наоборот, когда побеждают, имея меньшие силы и плюс к этому еще препятствия?

Дай мне твое сердце, с. 21

 

Если ты противостоишь помыслам рассеяния, то твоя борьба заканчивается победой и тебе посылается в конце молитвы утешение.

Время приобретения, с. 27

 

Молчание

 

Настоящее молчание состоит в сердечном безмолвии. Сего достигай. Для неправо делающих есть начальство, пусть оно их и исправляет. Ты сторонись греха.

Наука смирения, с. 30

 

Будем мы с тобой упражняться в благоразумном молчании. Надо... Надо! За молчание никто никогда не раскаивался. А за многоглаголание - да.

Время приобретения, с. 142

 

Радуюсь тому, что ты познала высоту молчания и научилась удерживать свой язык, только смотри, не хвастайся.

Время приобретения, с. 44

 

Навыкай спасительному молчанию. Помни слова Спасителя: «За каждое праздное слово человек даст ответ» (Мф. 12:36-37). Нам необходимо созидать, а не разорять самих себя. Празднословие же и праздность только разоряют. Сразу, конечно, не обуздаешь себя. Но если будешь еже-дневно трудиться над созиданием, призывая помощь Божию, то увидишь успех.

Наука смирения, с. 163

 

Молчанию надо учиться со смирением. А когда оно (молчание) зиждется на самовосхвалении, тогда ничего у нас не получится. Смотри только на себя.

Наука смирения, с. 221

 

Необходимо следовать Христовой заповеди и отвечать: да - да или нет - нет. Умножила речи - умножила и грех. Молчание все-таки золото.

Наука смирения, с. 34

Монархия

Именно монархия является оптимальной, исторически опробованной, естественной формой государственного бытия российской цивилизации. Эта форма, безусловно, не так идеальна, так как в нашем «во зле лежащем» мире, в котором царствуют грехи и страсти, существование идеала невозможно. Но монархия, тем не менее, есть наилучший, наиболее гармоничный, устойчивый и справедливый способ общественной организации. При этом его главным достоинством является опора на нравственные императивы и религиозные святыни, а не на корыстные, бездуховные материалистические категории «пользы», «выгоды» и «расчета».

Одоление смуты, с. 339

Восстановление монархии в России немыслимо без одновременного духовного возрождения и всестороннего просвещения обманутого и оболганного русского человека, который стараниями разномастных политиканов сегодня окончательно запутался в вопиющих противоречиях эпохи. Необходимо найти действенные и эффективные способы, чтобы объяснить людям: монархия означает вовсе не произвол бесконтрольной власти, но наоборот - самую совершенную форму правовой государственности, возводящую ответственность как правителей, так и подданных к высшим источникам правосознания - к совести, к патриотизму, к Богу и Его святым заповедям.

Одоление смуты, с. 339

Монархия в России может быть восстановлена только как русская государственная власть. Из поколения в поколение на протяжении долгих столетий именно русский народ являлся державной опорой Государства Российского, хранителем его величия и мощи, носителем державного сознания Руси. Драгоценные качества именно русского характера - незлобивость и мужество, милосердие и доблесть, терпение и доброта - позволили нашему народу стать создателем и ядром огромной Империи, соединившей в едином гармоничном сплаве бесценное многоцветие народностей и культур Евразийского континента. От века великие князья Киевские и Владимирские, Цари Московские и Императоры Всероссийские одинаково сознавали себя Русскими Православными государями, не унижая и не притесняя при этом никого из своих инородческих подданных. Нынешняя смута есть не что иное, как следствие жесточайшего антирусского террора, развязанного в первые десятилетия советской власти, и тихого геноцида русского народа, не прекратившегося до сих пор.

Одоление смуты, сс. 340-341

Монархия в России может быть восстановлена только как православная государственная власть. Православное царство есть живая икона Царствия Небесного и даруется Господом народу за нелицемерную веру и верность Заповедям Христовым. Монархия Российская издревле сознавала себя правопреемницей Византийской Империи, а через нее и державного Рима, обращенного в Православие императором Константином Великим еще в V веке по Рождестве Христовом. Всем известно древнее пророчество инока Филофея: «Два Рима в ересях падоша, а третий Рим - Москва, а четвертому не быти».

Одоление смуты, с. 341

Монархия в России может быть восстановлена только как соборная государственная власть. Глубоко ошибочно, лишено исторической опоры и пагубно укоренившееся, к сожалению, противопоставление самодержавия и народного представительства. На деле же подлинное самодержавие жизненно нуждается в истинном, непоказном единстве с народом, которого невозможно достигнуть без развитой и всесторонней системы выборных учреждений.

Одоление смуты, сс. 342-343

Монархия в России может быть восстановлена только как творческое развитие механизмов русской государственности при сохранении в неприкосновенности ее основополагающих, традиционных ценностей и святынь. Это значит, что никакой примитивной реставрации, никакого буквального возврата к тому, что было до революции 1917 года - быть не может ни в коем случае! Из нашего дореволюционного прошлого, так же, как и из трагического «советского» периода русской судьбы, мы должны будем взять лишь самое ценное, практически применимое и жизнеспособное, решительно отбросив все то, что история отвергла самим ходом своей эволюции.

Одоление смуты, сс. 343-344

 

Дом Романовых на сегодняшний день чрезвычайно разобщен. И скажем, отношение к наиболее известным в России представителям Дома Романовых - Марии Владимировне, Леониде Георгиевне и «наследнику» Георгию в среде самих Романовых чрезвычайно неоднозначное. Объединение Дома Романовых, например, прямо отказывается признавать их Великокняжеское достоинство и т. д. Так что любые попытки сегодня каким-то волевым усилием решить эту задачу обречены на провал. Нужно быть предельно наивным человеком, чтобы не понять, какие цели преследуют ныне пропагандисты такой мнимой «реставрации» (монархии).

Одоление смуты, сс. 224-225

 

Монашество

 

Сердце России билось в обителях монашеских, поэтому именно монастырские имения стали объектом разрушительной критики еретиков.

Русская симфония, с. 126

 

Украшение монаху - смирение и кротость.

Наука смирения, с. 207

 

В обители иноки своего хотения не имеют. И ты не имей его, и будешь покойна. Одно только имей хотение - как угодить Богу. А то, видишь сама, куда гонят нас свои хотения, гонят с клироса, к горечи сердечной. Гонят от Христа. Убоимся сего.

Наука смирения, с. 222

 

Ты говоришь, что не хочешь быть монашкой по той причине, что другие, носящие это звание, живут односторонне... Да разве можно так рассуждать! В таком случае тебе придется оставить и звание христианина, поскольку многие из нас живут не так, как требует того носимое нами звание... Помни, что монашество - это высший идеал христианства, и этого идеала достигают только персонально, с помощью Божией.

Дай мне твое сердце, с. 96

 

Относительно одежды иноческой не смущайся. В нее облекаются не по достоинству, а по желанию исправить свою жизнь. Другими словами, в нее одеваются те, кто был самый порочный в жизни, и одеваются для того, чтобы вид одежды напоминал о покаянии.

Дай мне твое сердце, с. 242

 

Мысли о том, что ты в хитоне (подряснике), а мирские в юбках, греховны. Это уже гордость. Учти, что хитон - это одежда смирения и любви, а не превозношения. Ты лучше думай так: «Господи, эти мирские люди хотя и в юбках, но они добродетельнее меня. Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Наука смирения, сс. 166-167

 

Инок тем славен, что внутренне послушен Богу и с любовью выполняет Его святую волю.

Наука смирения, с. 204

 

Мы - воины и всегда должны быть готовыми выйти на брань.

Наука смирения, с. 237

 

Помни о том, что в обители «я» не существует. Существует только «благословите» и «простите». Если это исполнишь, то и спасешься.

Наука смирения, с. 10

 

Никогда не делай так, чтобы пройти мимо сестры, которая тебя огорчает, и не сказать «прости и благослови». Не тешь врага обидой.

Наука смирения, с. 108

 

Боюсь, что ты, живя в обители, никак не хочешь оторвать себя от мира. У тебя постоянная забота о родных. Мир постоянно разными приманками держит тебя в своих объятиях. А мы должны распяться миру во имя Христа и умереть для мира.

Наука смирения, с. 127

 

Думаешь, что раз ты надела мантию, то и брани уже никакой не должно быть, человек сразу должен стать ангелом? Э-э, детка, так не бывает. У мантии 33 складки должно быть. И когда мы ее надеваем, то на каждую складку садится бес и 33 беса ведут с нами брань, возбуждая в нас те или иные страсти. Вот и борьба. Вооружайся, по Апостолу, во всеоружие и не робей (Ефес. 6:11-17). Борись до крови, призывая помощь Божию. Господь только тогда нас не слышит, когда мы упоены страстию, и ею наслаждаемся, и вместо молитвы сами рисуем образы страстей, хотя как будто бы стоим на молитве.

Наука смирения, с. 144

 

Мысли одиночества гони. Ты ведь не одна. Господь с нами.

Время приобретения, с. 100

Мученичество

 

Вопрос мученичества далеко не так прост, как кажется с первого взгляда. Элементы мученичества есть в жизни каждого благочестивого человека. Постоянная борьба со своими страстями, стремление победить в себе грех возводят человека к усиленному внутреннему деланию. Это и есть христианское подвижничество - подвиг внутренней борьбы... Доброделание, стремление к любви, борение «со страстями и похотями» (если это будет угодно Господу) могут закончиться и телесным, так сказать, «реальным» мученичеством. Но и оно спасительно и достохвально лишь тогда, когда человек осознанно идет на муки из любви к Богу, когда он полон сознания, что ни смерть, ни страдания не могут ослабить его верность Богу.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!