Духовное руководство



 

Самый главный наш руководитель - это Священное Писание. Оно учит нас тому, как нужно жить, чего следует избегать и что необходимо воспринимать своим сердцем. Внимайте глаголам Евангельским, впитывайте в себя учение Христово, переданное нам Его учениками!

Голос вечности, сс. 142-143

 

Духовное руководство одно, а исповедь - другое. Исповедь существует как таинство, в котором человек получает разрешение грехов, а руководство - это преподавание советов, которыми должен руководствоваться всякий, кто вручил свою душу духовному отцу. В исповеди ты будешь получать разрешение грехов, а в руководстве - указания, предупреждающие тебя от греховной порчи. Отсюда и получается, что все, что относится до души: сомнения, падения, недоумения и т.п., - ты должна открывать только своему духовному отцу, чтобы получить от него правильный совет к разрешению того или иного вопроса. И как он скажет, так ты и должна поступать. А на исповеди ты будешь только открывать Богу свои прегрешения, и не для того, чтобы получить совет, а чтобы получить разрешение от грехов.

Дай мне твое сердце, сс. 28-29

 

Духовный отец

 

Врачевать души человеческие - большое искусство. Надо хорошо знать психологию человека, его склонности, привычки и т.п. Кроме того, нужно большое терпение и великодушие, чтобы не ослабеть в ожидании благого поворота в жизни согрешающих.

Пою Богу моему, с. 330

 

Если я поступаю строго, то только для Вашего спасения. И в строгости есть любовь. Сказано: «Господь, кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Потому найдите и в моей строгости отголосок любви. Я знаю, что на человека надо действовать силою убеждения, но есть такие люди, которым одного убеждения недостаточно, им нужно еще своего рода духовное насилие в виде приказания.

Дай мне твое сердце, с. 12

 

Совет духовного отца необходимо ставить выше своего рассуждения.

Дай мне твое сердце, с. 16

 

О своем внутреннем преуспеянии или переживании никому не рассказывай (не исключая исповедь, когда ты должна исповедовать грехи, но молчать о дарах духовных). Открывай только Богу и отцу духовному.

Дай мне твое сердце, сс. 194-195

 

Ты хотела из ложного страха скрыть от своего отца пороки и открыть их другому. Нет такого закона в духовном мире, чтобы одно говорить одному, а другое другому. Ведь этим ты нарушаешь сам принцип духовного руководства.

Дай мне твое сердце, с. 211

 

Откровение помыслов и грехов принимается только как исповедь, и духовный отец может даже на расстоянии разрешать от грехов своих чад. Впрочем,...ты должна различать вот что: открытие помыслов необходимо для получения целебного пластыря, предохраняющего душу от порчи, а исповедь - это таинство, в котором грех пресекается, однако пластыря, то есть духовного совета, предупреждающего от повторения грехов, не дается. Поэтому тебе необходимо и исповедоваться, и получать от духовного отца советы, пользуясь которыми ты сохраняла бы себя от падения.

Дай мне твое сердце, с. 251

 

Мы иногда думаем, что духовный наставник, которому мы вручаем свою душу, должен всякий раз подробно поучать нас, что и как делать. Но если мы посмотрим на подвижников, которые жили под руководством опытных старцев, то увидим, что далеко не всегда они получали такое словесное руководство. Многие из них жили около великих праведников, но почти не слышали от них слов назидания. И несмотря на это, они преуспевали в добрых христианских делах и взошли на высоту духовного совершенства... Ибо есть учение словом - и есть учение делом. Успех в духовной жизни во многом зависит не от того, как преподает духовный отец, а от того, как воспринимает ученик, и прежде всего - доброе житие своего старца, живущего по заповедям Божиим.

Голос вечности, сс. 57-58

 

Как много ошибок мы допускаем на своем спасительном пути! Ошибаемся даже в выборе духовного руководителя! Пусть это будет епископ, священник или, может быть, самый обычный благочестивый мирянин, суть заключается не в сане, не в чине, не в должности. Суть в том, чтобы избранный нами наставник оказался опытным и искусным духовным делателем, строгим ко греху. Но у нас зачастую получается наоборот. В наше сердце вкрадывается змей, который мешает нам правильно руководствоваться в духовной жизни. Мешает потому, что стремясь избрать себе учителя «по сердцу», мы ищем таких людей, которые ласкали бы наше самолюбие и в какой-то мере удовлетворяли бы не столько духовным запросам, сколько потакали нашим грехам и страстям...

Голос вечности, сс. 82-83

 

И если кто-либо из нас имеет духовного руководителя, то ждет от него ублажения, а не укорения, не назидания, и тем более не наказания. Но при таком желании может ли искорениться в нас какая-либо греховная склонность? Нет, никогда. Потому что думая, что это мы выбираем себе наставника, а не Господь дает нам его, мы всегда будем проявлять свою греховную волю и требовать от духовного руководителя не исполнения воли Божией, а потакания нашему своенравию. При таком отношении к наставнику, конечно, не может быть и речи о духовном совершенствовании.Поэтому, возлюбленные братья и сестры, если мы приходим к духовному отцу, то должны приходить только с таким настроением, чтобы через него открывать себе волю Господню. Какова бы она ни была: суровая или, наоборот, мягкая - все это надо воспринять как из руки Божией.

Голос вечности, с. 84

 

Тебе бояться нечего: у тебя есть отец, и он в любое время укажет тебе, где правильно и где неправильно, только не забывай его спрашивать.

Время приобретения, с. 43

 

Если я именую и считаю Вас своей духовной овцой, то и следуй за пастырем, а не пастырь за овцой. Ведь совершенно странно было бы и погибельно, если бы отец всегда исполнял прихоти детей, а дети его доброго желания не исполняли. Вы же хотите врачевания, хотите спасения, так идите же тою дорогою, которую указываю, а не сами избирайте, как попало.

Дай мне твое сердце, с. 11

 

Твое желание - никогда ни в чем не подозревать своего духовного отца и всегда быть под его руководством - очень хорошее и богоугодное. Укрепляй в себе это желание. Оно продиктовано тебе Самим Господом. Только таким путем ты сможешь очистить свою душу от греховных склонностей и достигнуть вечного спасения. Слух свой от злых речей береги. Пусть никто не стоит между тобой и твоим духовным отцом. Отвергай всех тех, кто будет нести тебе всякую нелепость о духовном отце. Умудряйся.

Время приобретения, с. 36

 

Правильно ты рассудила, что необходимость в духовном отце всегда нужна для нас и что через него (духовного отца) нам надо выполнять волю Божию.

Время приобретения, с. 129

 

Пусть же не смущает тебя расстояние, оно не является препоной между духовным отцом и его чадом. Скажи мне, разве ты не получала подкрепление и на расстоянии? Ты говоришь «да», а если да, то зачем же тебе смущаться и идти на поводу у диавола?

Время приобретения, с. 32

 

Прежде всего заметь то обстоятельство, что ты до хандры чувствовала в себе легкость и отраду, а как только допустила греховные помыслы против отца, так всякая легкость и отрада исчезли из твоей души. Это первый признак твоей неправоты и греховности.

Время приобретения, с. 55

 

Что же касается того, чтобы тебе относиться ко всем одинаково, то здесь смотри, не ошибись и не подпади под влияние диавола. Относиться ко всем ровно - это хорошо, но если ты поставишь на равную ступень духовного отца, то ты тем самым лишишь себя правильного отношения к нему и повредишь своему духовному устроению.

Время приобретения, с. 18

Помни, что духовный отец должен быть для тебя единым и выше других и отношение к нему должно быть иное по сравнению с другими. Если ты его поставляешь наравне с иными, то ты, в таком случае, должна равнозначно относиться к советам других лиц, что может привести тебя в недоумение: «кому же следовать?». Поэтому помни: законом для тебя да будет твой единый духовный отец, и его для себя ставь выше других.

Время приобретения, с. 18

 

Духовного отца надо слушаться во всем, а не так, чтобы одно выполнять, а другое нет.

Время приобретения, сс. 7-8

 

Все, что будет волновать тебя, все это не замедляй открывать своему духовному отцу. Не допускай, чтобы смущение одолевало тебя.

Время приобретения, с. 16

 

Положи себе за правило все открывать духовному отцу. Это избавит тебя от многих искушений.

Время приобретения, с. 125

 

Не сомневайся в истинности слов и показаний твоего духовного отца, но следуй тому, что он говорит тебе, и ты тогда спасешься.

Время приобретения, с. 22

 

Если ты хочешь спасаться, то признавай духовного отца выше немощей, если же нет, то ищи других, которые способны будут терпеть твою философию.

Время приобретения, с. 94

 

Разлука телесная не может означать, что пастырь для тебя потерян. Это не верно. И вдали я по-прежнему продолжаю молиться о тебе и следить за движениями твоего сердца, ума и воли. Только бы ты ничего не скрывала от меня, но все предлагала на суд пастыря и старалась поступать так, как он скажет... Поверь, что и при таком положении вещей Господь управит путь твой во благое.

Дай мне твое сердце, с. 27

 

Помни твердо, что горькое от духовного отца превратится в сладость, а сладкое от самости превратится в горечь.

Дай мне твое сердце, с. 56

 

Своим отношением к духовному отцу (сомнением и недоверием) и желанием перехода к иному ты допускаешь величайший грех, который и теперь уже отражается на твоем устроении жизни. Если без веры, как говорит Писание, невозможно угодить Богу, то без веры в наставления духовного отца невозможно достигнуть духовного совершенства. При таком отношении тебе лучше избрать иного духовного отца, которому бы ты доверяла. Но только смотри, опасности не избежишь - сомнение, порожденное самостью, не оставит тебя и тогда.

Дай мне твое сердце, с. 295

 

Поверь мне, что если ты будешь искать врачевание своей души и по этой причине будешь о всем открывать духовному отцу и исполнять его советы, духовного разрыва между тобой и духовным отцом не произойдет. Разрыв происходит только в том случае, когда духовное чадо открывает свои раны, но отвергает врачевание.

Наука смирения, с. 175

 

Душа

 

Ты спрашиваешь, что такое душа, в чем заключается ее существование и из чего она состоит? Вопрос очень сложный и требует много времени для ответа. Объясню тебе кратко. Душа человеческая - это духовная сущность, которая была дана человеку Богом в день творения. Она не есть частица Божественной сущности, но есть творение Божие, которое обращено высшей своей стороной к Богу. Душа - сущность простейшая, духовная, и Божиим законом она соединена с телесным организмом человека. Поскольку она духовна, а не материальна, и в ней заложена жизнь, то она умереть в смысле уничтожиться не может. Жизнь или существование ее заключается в том, что она устремляется к Богу, если только человек сознательно не убивает в своей душе это благое стремление. А если он убьет, то наступает духовная смерть, т.е. душа теряет в себе росток жизни, дающий возможность тесно соединяться с Богом.

Дай мне твое сердце, с. 230

 

Хотя душа и духовна, но она, как имеющая границы, сохраняет свою человеческую форму и по исходе из тела. Страдания ада передаются чисто духовными законами, которые для нас, облеченных плотию, не всегда объяснимы, но ощутимы. Если тебе доводилось испытывать некое томление души, оскудение жизни, то тебе будет частично понятно мучение души.

Дай мне твое сердце, с. 234

 

Душа человека создана как драгоценный сосуд для принятия даров Святого Духа. После грехопадения она их лишилась и теперь смертельно больна. Так вот - Церковь есть больница для души. И общество будет устроено здраво тогда, когда оно сделает все возможное, чтобы больница эта могла с наибольшей эффективностью, спокойно и мирно врачевать человеческие души.

Одоление смуты, с. 230

 

Еврейский вопрос

 

Нравится это кому-либо или не нравится - еврей-священник, так же, как и еврей-прихожанин, стал нередкой фигурой в Русской Церкви. И винить человека за факт рождения, за факт национальной принадлежности столь же противно церковным правилам и русским обычаям, сколь и отрицать серьезность проблемы, учитывая тот страшный след, что оставил еврейский религиозный экстремизм в русской судьбе. Древо познается по плодам. Надо внимательно следить за его развитием и добрый плод всячески растить и холить, а негодный, гнилой - отсекать без ложной жалости и промедления. Так и только так можно обезопасить урожай, подготовить жатву своевременную и обильную. Кстати, нелишне заметить, что в Зарубежной Церкви проблема эта стоит, не в пример России, намного острее и болезненнее. Там, похоже, за урожаем не уследили - это знает всякий, мало-мальски знакомый с церковной жизнью зарубежья.

Одоление смуты, с. 314

 

Евхаристия

 

Готовясь к великому искупительному подвигу, Господь установил величайшее таинство Евхаристии. Установил для того, чтобы люди, которые уверуют в Него, могли теснейшим образом иметь единение с Богом и получать Божественное оживотворение.

Голос вечности, с. 192

 

Епископ

 

Восточные патриархи различают три весьма важных значения епископа в Церкви: первое - Церковь без епископа не может существовать; второе - епископ есть непосредственный преемник апостольской благодати и, следовательно, он, в собственном смысле слова, всецело имеет власть вязать и решить, и только ему принадлежит церковное управление; третье - он обладает полнотою апостольской благодати, и потому епископ, в строгом смысле слова, является источником всех таинств Вселенской Церкви, или, иначе, он есть совершитель всех церковных таинств.

Пою Богу моему, с. 47

 

Отдели епископство от Церкви - и Церковь потеряет значение, потеряет даже свое наименование «Церковь». Равным образом если отделить Церковь от епископства, то последнее также потеряет значение, ибо само по себе не будет уже составлять Церкви и не будет получать оживотворение. Поистине, в союзе Церкви и епископства мы видим нечто таинственное и чудное, что приводит нас в благоговение и вызывает любовь, как к Церкви, так и к епископству.

Пою Богу моему, с. 48

 

Епископ... является в Церкви главным учителем веры и нравственности и правителем церковных дел. Ему принадлежит право учить паству с пастырями и наблюдать за чистотою церковного вероучения, являясь в данном случае хранителем животворных источников Христовой Церкви. Вокруг него концентрируется все церковное управление. На епископа возлагается очень большая обязанность - быть образцом и хранителем веры Христовой и нравственности в Церкви.

Пою Богу моему, с. 51

 

Епископ должен быть непорочен. Непорочен, конечно, не в том смысле, чтобы не имел никакого греха, ибо это невозможно для человека, безгрешен один только Господь, но в том смысле, чтобы епископ не имел собственно пороков, т.е. страстных навыков, влекущих человека ко греху. Это качество характеризует епископа с внутренней стороны и показывает в нем полное преобладание духа над плотью. Непорочность необходима епископу в связи с его высоким положением, занимаемым в Церкви, как служителю тайн Христовых и как руководителю вверенной ему паствы. Всякий порок прежде всего будет бросаться в глаза пасомым и подрывать авторитет епископа. Между тем епископ должен быть светильником и солью земли для верующих.

Пою Богу моему, с. 58

 

Епископ должен быть неусыпным стражем дома Божьего. Ему необходимо зорко следить за жизнью своей паствы - худое исправлять, а доброе насаждать; следить, чтобы стадо не было расхищено злыми волками. Таково должно быть трезвение епископа.

Пою Богу моему, с. 59

Внешнее благочиние епископа должно быть не чем иным как обнаружением его внутреннего достоинства, в противном же случае это будет являться только ханжеством и лицемерием.

Пою Богу моему, с. 60

 

Как служителю алтаря Господня, епископу принадлежит право пользоваться материальными приношениями от верующих, но в этом праве он не должен доходить до корыстолюбия или, по славянскому выражению, до мшелоимства, т.е. он не должен допускать не только излишеств в приобретении земных благ, но, главным образом, избегать употребления неправильных средств к стяжанию. Другими словами, епископ не должен быть слишком привязанным к земным благам, но, довольствуясь малым и законным, устремляться к высшему званию на небо.

Пою Богу моему, с. 61

 

Чтобы епископ не был корыстолюбивым, то есть не стремился к неправедному приобретению материальных благ, он, прежде всего, не должен быть сребролюбивым. Другими словами, епископ должен быть свободным от привязанности к деньгам и вообще от всего земного.

Пою Богу моему, с. 62

 

Епископ должен отличаться внутренним спокойствием духа, чтобы при всякой неприятности, или обиде, или неудаче не приходить в раздражение или гнев. Конечно, кротость не должна переходить в слабость, так, чтобы это служило уничижению сана или потворству людским слабостям. В тех случаях, когда дело будет касаться не личной обиды, а Церкви или достоинства епископа, - необходимо применять строгость. От кротости зависит и миролюбие. Будет епископ кротким, т.е. тихим, спокойным, не раздражительным, - он будет и миролюбивым.

Пою Богу моему, сс. 61-62

 

Епископ не должен управлять Церковью по своему личному произволу, как бы господствуя над верующими, отвергая всякий благой совет пасомых, ибо в таком случае он, считая мирян безотчетно покорными себе, сделает свое управление насильственным - деспотичным.

Пою Богу моему, с. 62

 

Епископ... должен иметь в сердце - именно в сердце! - укоренившуюся любовь ко всему святому, благому, чтобы всякое доброе дело совершалось им не вынужденно или сухо, но с горячим и искренним желанием. Только в таком случае он сможет и сам благотворить, и научить тому же своих пасомых.

Пою Богу моему, с. 63

 

Епископ, чтобы он мог исполнить две главные обязанности учительства: утверждать пасомых в вере и обличать противляющихся ей, - должен держаться истинного слова, т.е. учения, преподанного Христом и апостолами, а не своего мудрования. Таким образом епископ должен быть праведным как в жизни, так и в догматах веры.

Пою Богу моему, с. 64

 

Господь всегда долготерпит нашим грехам и не наказывает так, как бы следовало нас наказывать по нашим делам. Так же и епископ должен снисходить ко всем, то есть не слишком многого требовать от своих пасомых. Этого он может достигнуть в том случае, если, с одной стороны, будет иметь терпение и любовь, а с другой - будет непрестанно молиться и носить немощи всех.

Пою Богу моему, с. 75

 

Епископ, глубоко проникаясь архипастырским самосознанием, то есть сознавая высоту своего сана, со всею ревностью духовною и телесною оберегает свою душу от всего греховного, порочащего. Через духовное бодрствование он приобретает неусыпный дух, внутреннюю духовную неутомимость. Епископ непрестанно пребывает в молитве, всецело вознося свой ум и сердце к Богу. В личном подвиге духовного преуспеяния он является совершенным подвижником. Он так глубоко проникается любовию к Богу, что готов душу свою положить за имя Божие. Он твердо и непоколебимо стоит в вере, ибо имеет во всем естестве своем внутреннюю, несокрушимую духовную силу. Любовь к Богу возжигает в нем и любовь к вверенной ему пастве. Епископ миролюбив и стремится к единению со всеми призывающими во истине имя Божие. Он так полон любви к ближним, что любит всех, как добрых, так и худых; ко всем долготерпит в любви, снисходит к немощам каждого. Научая пасомых истинному спасению во Христе Иисусе, епископ не только учит, но и умоляет, упрашивает каждого со слезами, чтобы они спасались, подражая в данном случае св. апостолам. Во имя спасения он носит немощи немощных. Как отец, он с глубоким состраданием относится к вдовицам и униженным миром людям; заботится о них, снабжая их всем необходимым, как материальным, так и духовным. Епископ полон мудрости духовной и человеческой. Он правильно оценивает ход вещей в мире, учитывая все обстоятельства времени, и, как мудрый кормчий, проводит безопасно свой духовный корабль сквозь подводные камни, разбросанные от лукавого. И, наконец, как архипастырь, заботящийся о своей пастве, он все творит согласно с волей Божией.

Пою Богу моему, сс. 76-77

 

Сила церковной молитвы Русского Архиерея была очень велика. Она, как и келейная молитва, отличалась необычайной действенностью. Ею Русский Святитель ограждал свое родное отечество от нападения иноплеменников, приводя их в неописуемый страх и трепет (Иоанн, арх. Новгород-ский, Киприан и Иона, митрополиты Киево-Московские); исцелял больных и недужных (Иоанн, еп. Суздальский), приостанавливал моры, уничтожавшие целые семьи, угашал пожары (Василий и Серапион, архиепископы Новгородские); прекращал междоусобицы (Симеон, арх. Новгород-ский) и, самое главное, через нее он приводил свою паству к Богу.

Пою Богу моему, с. 320

 

Святитель был, прежде всего, печальником русской земли. Любое событие, причинявшее бедствие русскому народу, так или иначе отзывалось в сердце епископа. Он переживал, как мать за ребенка, каждое уродливое явление на Руси. Появлялась ли брань между удельными князьями или происходила ссора между людьми, он печалился и скорбел (Симеон, арх. Новгородский), орошая свои святительские одежды горячими слезами. Ему было больно смотреть, как проливалась в междо-усобице русская кровь, и он старался каким-либо образом пресечь кровопролитие. Распространялась ли зараза греха в пастырях - епископ переживал, что грех через них может проникнуть и в пасомых и принести большие бедствия русскому народу (Иоанн-Илия, арх. Новгородский). Страдала ли Русь под тяжелым бременем монгольского ига - Русский Архиерей вместе с народом переносил все тяжести порабощения и указывал средства освобождения (Серапион, еп. Владимирский). В то время, когда отечеству угрожала опасность со стороны Золотой Орды, Святитель не раз и не два предпринимал далекие и опасные для его жизни путешествия в стан монголов и там укрощал гнев ханов. Отечество было для него столь дорого, что он не жалел для него себя и в трудные минуты самоотверженно защищал его вотчины (Максим, митр. Киевский, Петр и Алексий, митр. Киево-Московские). В дни особых бедствий, когда варвары многочисленными войсками окружали столичный город, Русский Епископ под тучами стрел совершал молебствия и укреплял дух осажденных (Киприан и Иона, митрополиты Киево-Московские). Словом, Святитель всегда и всюду печаловался о своем отечестве.

Пою Богу моему, сс. 334-335

 

Ереси

 

Церковь Христова, как мы знаем из ее истории, отсекала из своих недр всех тех, кто неправо содержал в уме и в сердце своем учение Христово. Она отсекала еретичествующих, которые отвергали Божество Христа Спасителя; она удаляла тех, кто не признавал Духа Святаго единосущным со Отцем и Сыном. Отвергала она и тех, кто признавал во Христе только одну природу и одну волю. Вообще Церковь Христова извергала из своего лона всех инакомыслящих, которые были подобны засохшим ветвям, не имеющим жизни.

Голос вечности, с. 219

 

С тревогой и прискорбием приходится в последнее время наблюдать резкое усиление натиска на Церковь враждебных Православию разрушительных сатанинских сил, облекающих свою деятельность в форму навязчивой проповеди многочисленных лжеучений, ересей, сект и расколов. Все это имеет единственную конечную цель - воспрепятствовать спасению человеков, возможному для нас лишь в лоне святой Православной Церкви.

Голос вечности, с. 255

 

Убедившись в невозможности разрушить Церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной «прививки» к апостольскому, святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрований. Жутко глядеть, с каким упорством и остервенением пытаются лишить Церковь ее главной спасительной силы - Божественной Истины, содержащейся в церковных недрах во всей своей полноте и определенности.

Одоление смуты, сс. 25-26

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!