Межнациональные отношения 4 страница



 

Не допускай таких помыслов, которые бы не давали тебе спокойно спать.

Время приобретения, с. 71

 

У тебя борение с помыслами... Будь мудрой и различай, что твое и что наносное. Лучше же всего в подобных случаях пиши отцу своему и предоставляй все это на его оценку действий, и что он скажет тебе, то и принимай как волю Божию.

Время приобретения, с. 46

 

Тем не смущайся, что к тебе подступали, и подступают, и, быть может, будут подступать разные помыслы. Ты их только отражай своим несогласием, и по мере отражения они с помощью Божиею совершенно исчезнут.

Время приобретения, с. 104

 

Послушание

 

Послушание - великое дело. Им спасались древние подвижники, им спасаемся и мы, если только несем его, как должно.

Наука смирения, с. 9

В чем состоит истинное послушание? В том, чтобы отсекать свою волю и творить волю Божию, указываемую через пастыря. Причем это надо делать без рассуждения и безо всякой критики. Так, как поступил один подвижник, когда его заставили сажать капусту вверх корнями. Он, нимало не рассуждая, разумно это или нет, исполнил повеленное. Таково истинное послушание... Ты выполняешь мои советы как долг перед пастырем, но внутренне не согласна со мною. Только в том случае послушание будет подлинным, когда ты будешь говорить себе, что добро (именно добро, а не долг) делать то, что сказано или, вернее, указано делать пастырем, а свои мудрствования не полезны... Только то доброе и спасительное, что расценивается как доброе твоим духовным отцом, а все прочее, если даже кажется добрым, в данный момент не служит к добру.

Дай мне твое сердце, сс. 34-35

 

Мне хочется только, чтобы ты была истинной последовательницей Христовой веры. Вот почему я требую от тебя полного послушания.

Время приобретения, сс. 9-10

 

Враг будет искушать, а ты противостань ему глубоким смирением и послушанием своему духовному отцу.

Время приобретения, с. 43

 

Как бы мне хотелось, чтобы ты действительно всегда поступала так, как укажет тебе отец. Ты сама бы почувствовала тогда легкость в душе и радость. Но ты еще до этого не дошла... Хотя и пишешь, что поступила так, как благословил тебя отец, но в твоих чувствах видна струнка огорчения. С таким настроением ни к чему хорошему не приведет тебя твое «послушание». Подумай об этом хорошенько и измени свой нрав, чтобы ты ощутила в себе Божий свет.

Время приобретения, с. 89

 

А у тебя жизнь не обходится без искушений. Это потому, что ты не всецело слушаешься своего духовного отца и нарушаешь его послушания. Исправляйся, и искушения отступят.

Время приобретения, с. 109

 

Золотые твои слова о том, что я несу большой крест с вами. Истину ты рекла еси. Помни об этом всегда и старайся облегчать мой крест своим послушанием, смирением и любовию.

Время приобретения, с. 133

 

С чего ты вдруг вздумала, что Бог тебя не простил? Разве ты не знаешь, что послушание для Бога приятнее всех жертв вещественных? Прочти об этом в первой книге Царств в 15-й главе 22-й стих.

Дай мне твое сердце, с. 36

 

Не думай, что «самость» есть положительная черта, нет, она является самым отрицательным качеством души. Под «самостью» я разумею жизнь только по своей воле и исполнение только того, что тебе нравится. Вот почему я и сказал, что вскрыл в твоей душе «самость», которая не мирится с истинным послушанием. Послушание - отсечение своей воли, а самость - исполнение своей воли и противление Божией. Послушание, как я тебе уже говорил, не имеет разума (т.е. размышления о том, хорошо это или плохо), оно исполняет то, что благословляет отец. Самость кичится разумом и себя ставит выше и разумнее советов отца. Неужели ты не догадываешься, что большинство твоих вопросов написаны под диктовку самости? И ты еще смеешь хвалиться ею!..

Дай мне твое сердце, сс. 40-41

 

Времени благоприятного для истинного послушника не существует. У него оно всегда должно быть благоприятным, если следует благословение духовного отца.

Дай мне твое сердце, с. 247

 

Трудно или легко, но от самости надо избавляться. Это наш основной враг, который, если мы его не убьем в себе, будет всегда препятствовать нашему преуспеянию в духовной жизни и всегда поражать всякую в нашем сердце добродетель и низлагать на землю. Как с ней (самостью) бороться? Угождением Богу и ближнему во благое. А воля Божия такая: «Если кто хочет идти по Мне да отвержется себе и возьмет крест свой». Итак, самость свою побеждай самоотвержением. Возлюби Голгофу и Крест Христов. Их миновать нельзя, если только желаешь сораспяться Христу и распять плоть свою со страстьми и похотьми. Пора, чадушко, не бегать вокруг Голгофы и кричать: «Хочу с Боженькой быть!», - а надо идти на это святое место и восходить на крест. Иного спасительного пути нет. Если минуешь его, то запутаешься в колючих дебрях и погибнешь.

Наука смирения, с. 251

 

Всякое послушание может быть Богу неугодным, если человек допускает ропот и ожидание похвалы со стороны других. Зачем тебе роптать или ожидать, чтобы твой труд оценили? Трудись во славу Божию с молитвой и со смирением.

Наука смирения, с. 114

 

Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род. С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.

Голос вечности, с. 273

 

Пост

 

В милосердии и снисхождении Своем Сам Господь указал нам пост в средство для врачевания души и очищения сердца от скверны греховной, терзающей человека сластолюбием и невоздержанием, похотью и потаканием плоти.

Голос вечности, с. 273

 

Не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл пощения. «Уклонись от зла и сотвори благо», - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.

Голос вечности, с. 274

 

Даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи. Увы нам, неразумным, и горе нам - лицемерным! Внемли себе, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Или - извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело - ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?Грозно предупреждает всех нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телес-ного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха. «От брашен постящеся, душе моя, - слышим мы в великопостных молитвословиях,- и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога» («Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога»).

Голос вечности, с. 274

 

Великий пост - особое время в церковной жизни. Строгое время, прежде всего - к самому себе. Наши боголюбивые предки свято блюли все постные установления церковные. Даже самые нерадивые считали своим непременным долгом хотя бы раз в году, Великим постом, приступить к таинству Святого Причастия, назначив для себя прежде особые дни говения, в течение которых усугубляли воздержание и покаянные молитвы. Ныне видим мы, что наступили времена тяжкие, смутные, мятежные. Но чем бездуховнее становится окружающая жизнь, тем сильнее должны мы стремиться в Церковь, видя в ней ковчег спасения и больницу для души, залог богоугодного жития и любвеобильного, доброго пастыря...

Голос вечности, с. 275

 

Неси этот подвиг в меру своих сил. Соразмерь свои силы и телесные и духовные так, чтобы пост содействовал духовному устроению. Смотри, не искусись на большое воздержание, оно не для тебя. Вкушай постную пищу, но досыта. Умудряйся.

Время приобретения, с. 47

 

Ты спрашиваешь, как соблюдать умеренность во время поста? Это значит вкушать столько, чтобы воздержание помогало молиться, а не расслабляло так, что голова закружится. Страстную седмицу проводи так: вкушай дважды в день вареный картофель, хлеб и воду. В Великий Четверг вкушай суп или щи. В Пятницу Великую один раз - хлеб и воду. В Субботу Великую - рисовую кашу и компот.

Время приобретения, с. 124

 

Содержи пост умеренно. Больше обращай внимания на искоренение в себе греховных навыков и на воспитание доброделания.

Время приобретения, с. 120

 

В посте, как я тебе уже говорил, имей рассуждение. Попостилась строго в первую неделю, а теперь позаботься и о горячей пище. Все делай разумно. Надо так сочетать одно с другим, чтобы одно другому помогало: тело душе, а душа телу.

Время приобретения, сс. 47-48

 

Великий пост... Время благоприятное для очищения души. На это и надо сейчас обратить все свое внимание.

Время приобретения, с. 83

 

Пост является как бы преддверием небесной жизни, преддверием торжества. Но чтобы достигнуть торжества, нужно пройти и через преддверие, где небесные служители будут проверять каждого из нас и вопрошать: с каким багажом ты хочешь встретить Св. Пасху или войти в Небесный Чертог? Если твоя ноша - греховное естество, то не дерзай, человек, встретить светлое Христово Воскресенье и войти в Небесный Чертог с радостным сердцем. Небесные слуги возьмут тебя и ввергнут во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.

Голос вечности, с. 173

 

Пост - это особое время, когда мы должны внимательно посмотреть на состояние своей души, на состояние своего духа. Чем одержима душа? Есть ли в ней что-то сродное, соединяющее нас с небесной жизнью? Или, быть может, ничего доброго там уже не осталось?

Голос вечности, с. 173

 

Соблюдая посты, человек свидетельствует о своем признании благодатности и спасительности церковных правил. Господь как бы говорит человеку: «Ты пал столь низко, что сам даже не способен понять, что нужно делать, чтобы возродить свое былое духовное богатство. Я, милосердствуя о немощи твоей, помогу тебе. Я дам тебе спасительные правила, и если ты будешь стремиться выполнять их, ты тем самым засвидетельствуешь свое желание спастись. Тогда Я помогу тебе и дам тебе опытно познать благодатную силу церковных установлений».

Одоление смуты, сс. 203-204

 

Ты, как видно, еще не совсем оценила службы Великого поста. Тебе печально, что нет обедни. В этом весь секрет великопостной службы. Запомни, что в дни Великого поста вскрываются наши немощи в молитвенном подвиге или же крепость в нем. Обедня, или, лучше сказать, литургия сообщает нам от Господа дары, а вечерни и утрени, особенно великопостные, требуют от нас личного подвига. Вот и получается, что в обедни - дары от Бога, а в остальных службах - дары Богу от нас. Как замечательно! Потрудись и ты в подвиге молитвенном.

Дай мне твое сердце, с. 29

 

Пост, конечно, надо соблюдать и им очищать свою душу. Но определи для себя такое воздержание, которое было бы для тебя посильным. Кушай, что положено, но не досыта. Молись и смиряйся.

Наука смирения, с. 136

 

Больные посты не соблюдают. В больнице кушают все, что дают.

Наука смирения, с. 142

Похвала

 

Будь мертвой ко всему: и к похвалам, и к поношениям.

Наука смирения, с. 222

 

Похвал бегай, лучше люби поношения. Похвала закрывает наши грехи, а поношения открывают.

Наука смирения, с. 30

 

Православие

 

Итак: дух Православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, покаяния, смирения и любви.

Одоление смуты, с. 56

 

Можно ли среди нынешнего хаоса, нестроений, расколов и смут говорить о торжестве Православия? Если да - то в чем же оно заключается? Можно. Сегодня, на наших глазах, сбываются древние грозные пророчества об отступлении человечества от Бога в «последние времена» перед лицом господствующих пороков и страстей, суетности и лицемерия. Таким образом, самой жизнью подтверждаются истины нашей веры - и это есть несомненное торжество Православия! На пути господствующего зла, не покорившись ему, встали тысячи и тысячи русских новомучеников и страстотерпцев, презревших блага привременного сего жития ради идеалов Святой Руси, ради Заповедей Божиих. Они ныне, предстоя престолу Царя Царей, покрывают своими молитвами и нас, грешных. Церковь стоит на крови мученической, а коли так, нет в мире церковного фундамента прочней, чем у Русской Православной Церкви - и это есть несомненное торжество Православия! Несмотря на всю тяготу нашего нынешнего положения, Россия уцелела и имеет еще пока время и возможность «обратившись, взыскать Господа, Бога своего», вернув себе таким образом мощь и славу Святой Руси - и это есть несомненное торжество Православия!

Одоление смуты, сс. 137-138

 

Часто бывает, что на словах ратуют за Православие, но когда доходит до дела, не обретают в себе сил сломить гордыню. А ведь в этом суть. Православие не есть голое учение, оно есть прежде всего подвижничество. Путь возрастания духовного, путь прозрения и внутреннего озарения есть прежде всего путь борьбы со своими «страстьми и похотьми», путь болезненного очищения сердца от многочисленных пагубных страстей, свивших в нем, по нашему нерадению, свое ядовитое гнездо. Здесь - труд, пот, слезы. Здесь являет человек свою действительную - не показную - готовность взять крест и следовать за Христом. Если устоим на этом пути - ничто не страшно: никакие силы, никакое коварство, никакая власть. Ибо таковых - ревнующих о спасении и делами свидетельствующих свою ревность - хранит Господь, говоря: «У вас же власы главные изочтены суть» (Мф. 10:30).

Одоление смуты, с. 198

 

Православность давала народу твердое ощущение общности своей исторической судьбы даже в самые тяжелые времена удельных распрей и татарского владычества.

Русская симфония, с. 47

 

Социальные опросы раз за разом показывают, что, несмотря на всеобщий хаос и разочарование, Церковь - единственный общественный институт, авторитет которого в народе непрерывно растет. Растет, несмотря на титанические усилия современных средств массовой информации (сказать бы - дезинформации!) растоптать в человеке последние проблески человечности, усиленно пропагандируя самый грязный гнусный разврат как образец для подражания. Несмотря на огромные масштабы духовной агрессии, развернутой против Руси на западные деньги бесчисленными антиправославными ересями и сектами. В этом водовороте разрушения, где все, казалось бы, должно погибнуть и распасться - Церковь крепнет день ото дня. Что это, как не торжество Православия?

Одоление смуты, сс. 46-47

Русское будущее немыслимо без опоры на Православие. Православная Церковь - единственный в отечественной истории общественный организм, просуществовавший неизменным на протяжении всех ее десяти веков. Церковь невредимо пережила все войны, смуты, гонения и катастрофы. Она - и это доказала сама жизнь - безмерно жизнеспособней каких бы то ни было иных гражданских, идеологических, политических и религиозных структур. Бурный поток нашей истории часто захлестывал и опрокидывал незыблемый, казалось бы, порядок вещей. Менялось все - лишь Церковь оставалась непоколебимой в своей благодатной, Богоданной полноте и духовном совершенстве. Об эту твердыню разбивались все попытки исказить русскую душу, изуродовать русское самосознание, упразднить русскую державность.

Одоление смуты, с. 48

 

Празднословие

 

К греху празднословия мы относимся как-то равнодушно, не считая его за великий грех, и поэтому допускаем его повседневно. Между тем грех празднословия очень велик. Спаситель мира так сказал Своим последователям: «От слов своих человек осудится и от слов своих оправдается». И еще: «За каждое праздное слово даст человек ответ»... Почему празднословие является великим грехом? Потому, что этот грех уничтожает в нашем сердце благоговение пред Богом... В один миг разрушается в нашем сердце духовный дом, разрушаются добродетели. И мы оказываемся похожи на тех людей, которые, возводя здание, кладут несколько кирпичей в основание, а затем сбрасывают их и начинают все сначала.

Голос вечности, с. 226

 

Кто из нас свободен от греха празднословия? Вряд ли кто-то решится утверждать, что свободен. Едва только мы входим в храм, как начинаем потихоньку разговаривать. О чем же? Обо всем, что происходит в мире. И когда после службы выходим из храма, опять начинаем празднословить. И то, что мы с трудом приобретали, вмиг теряем.

Голос вечности, с. 227

 

Как хранить свой язык? Больше смиряйся и люби учиться, а не учить. Помни слово Господа - за каждое праздное слово человек даст ответ.

Наука смирения, с. 30

 

Помни, что порок теперешних христиан заключается в том, что они превращают храм в место мирских разговоров, сплетен и суждений о священниках. Беги ты этого порока как огня.

Дай мне твое сердце, сс. 110-111

 

Праздность

 

Дух праздности - это внутреннее нежелание созидать. Внутреннее нежелание трудиться над очищением своей души, над приобретением тех или иных добрых качеств... Дух праздности, возлюбленные братья и сестры, воистину главенствующий наш грех, им одержимы почти все без исключения. Он присущ и тем, кто не принадлежит к Церкви и не верует во Христа, и тем, кто называет себя христианином и надеется получить вечное спасение.

Голос вечности, с. 240

 

Если кто заражен духом праздности, тот уже не способен к постоянной, созерцательной, умной молитве. Не способен не только к строгому посту, но и к умеренному воздержанию. Не способен даже стоять в храме Божием смиренно, благоговейно.

Голос вечности, с. 241

 

Помните, чада мои возлюбленные, что всякого рода беззаботность, беспечность, праздность служат врагу рода человеческого лазейкой для похищения наших духовных дарований. И если мы заглянем в свою душу, то увидим, что и у нас нередко царит сердечное ожесточение, опустошение. Зададимся вопросом: как же это так? Ведь мы же приняли св. крещение, миропомазание, посещаем храм Божий, совершаем молитвословия - а внутри себя не испытываем ни радости, ни крепости духа. Почему это происходит? Потому, возлюбленные братья и сестры, что наш с вами дух ослаб во внимании, ослаб в доброделании и лукаво ищет повода отдохнуть, отступить от дел. Но по мере того, как мы укрепляем себя в этом стремлении к греховному покою, по мере этого мы изгоняем из своих сердец благодатное действие Св. Духа, теряем небесную радость. Вот почему мы испытываем опустошение сердечное. Чтобы освободиться от такого состояния, необходимо трудиться и трудиться во славу Божию и ради ближнего своего.

Голос вечности, с. 138

 

Праздность может породить и несомненно порождает бездну греховных склонностей. Порождает раздражение, уныние и вообще опустошает наше сердце и наш ум.

Голос вечности, с. 34

 

От праздности и рассеянности раскрываются у нас душевные двери и, как вихрем, выветривается все доброе.

Голос вечности, с. 52

 

Потеря духа не есть следствие неусердной молитвы, а есть плод праздности духа. Хочется поболтать язычком. А праздность духа быстро выветривает из нашего сердца благоговение.

Наука смирения, с. 189

 

Время есть свободное, займись спасительными делами, не ленись. Распредели время, так чтобы оно постоянно было занято делом. Берегись праздности.

Время приобретения, с. 110

 

Призвание

 

Имеет ли какое значение в деле нашего спасения тот или иной способ призвания нас на служение Богу? Ответим сразу: и имеет, и не имеет. Точнее сказать, не внешний способ призвания имеет значение в деле нашего спасения. Конечно, это прекрасно, когда сердце слышит непосредственно Божественный голос и мы идем на этот зов и вступаем на путь спасения. Но все-таки сам способ не имеет большого значения, тем более, что мы знаем печальные примеры, когда люди были призваны непосредственно Самим Господом и все-таки не оправдали своего призвания. Разве мы не видим среди святых апостолов человека по имени Иуда? Кто как не он должен был бы внять Божественному гласу и оправдать свое призвание? Но оказалось, что Иуда не только не оправдал, но и предал Господа и Учителя своего.

Голос вечности, сс. 190-191

 

Конечно, мы призваны к спасению в разное время. Одни призваны еще с младенческих ногтей, другие в более зрелом возрасте, но разве это может послужить оправданием нашей греховности?! Достаточно ли единственно призвания Господня для нашего с вами спасения? Успокаиваться только знанием Божественных истин в деле спасения нельзя. Необходимо, как и Мария Египетская, сочетать свою волю с волей Божией и направлять ее на подвиг покаяния, подвиг борьбы со страстьми и похотьми. Вот что необходимо нам в деле нашего спасения!

Голос вечности, с. 101

 

Обращение - всегда тайна. Невидимо, неуловимо, неощутимо касается Господь человеческой души, сокрушая узы греховного ослепления. Никто, даже сам прозревший, не в силах понять и рассказать, как наступило прозрение. Всемогущий Бог, милосердствуя о своем погибающем творении, властно действует в человеке, врачуя и вразумляя, воссоздавая Свой оскверненный образ столь же непостижимым действием, как и самое действие создания его. Лишь очень приблизительно может проследить за обращением внешний наблюдатель.

Русская симфония, с. 27

 


Причастие

 

В вопросе об исповеди и причастии будь разумной. Без подготовки, хотя бы у тебя и было настроение хорошее, к таинству не приступай. Исповедоваться можно. А в том, что мысли тебя начинают смущать после Причастия: мол, недостойно причастилась, - разумей самый настоящий подвох искусителя. Таким способом он окрадывает твое сердце и не дает тебе утвердиться в благодати. Будь мудрой. После Причастия настраивай себя так, как указано в молитвах после Св. Причащения.

Время приобретения, с. 116

 

Я хочу,...чтобы Вы избежали самого опасного - осуждения и не ставили истинность Таинств в зависимость от достоинства священника. Последнее очень опасно. Представь себе: если бы Господь претворял Тело и Кровь Свои в зависимости от достоинства пастыря, то, поверь мне, мы бы никогда не приобщались, потому что нет ни одного священника, как бы высока его жизнь ни была, который бы не имел греха. Потому когда идешь приобщаться, то иди не к священнику, а ко Христу. Он тебе даст Свои Плоть и Кровь, а не кто-нибудь другой.

Дай мне твое сердце, сс. 13-14

 

Ты смущаешься тем, что не получила облегчения от Св. Таин. Это оттого, что ты ожидала этого облегчения, а Господь вошел тихим образом, и ты не заметила сего. «Не приидет Царство Божие заметным образом». Господь предохраняет тебя от духовной прелести. От тебя требуется только чистота сердечная, а как будет действовать Господь: тайно или явно, - предоставь Ему одному.

Дай мне твое сердце, с. 206

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!