Закономерности (тенденции) развития классов и страт 2 страница



В иллюстрированной форме, объясняющая истоки, этапы, результат и перспективу развития, социальная структура современного общества, детерминированная изменениями способа производства, может быть представлена для наглядности в учебном процессе таким образом:

Этапы развития: ∞ ®КК®И®ГМК®ГМС®СО®F® ∞

        «Э» - 100%
        М – 50-75%
Социальная структура: КЛ: Б   СТ: ЗВ – 50-75%
П   БВ – 50-75%
        СВ – 6-8%
        А – 100%

Обоснованную перспективу (F-будущее) развития страт современного общества иллюстрируют коэффициенты регрессии (вырождения, девиации) доктора Кинси, представленные в работе Г.П. Климова «Божий народ» и Г.А. Сидорова «Хронолого-эзотерическое исследование развития современной цивилизации». Книги 1-5, М., 2009-2013-2014.

Снятие в перспективе исторического развития классовости, пронизывающей все элементы социальной структуры современного общества (расы, нации, семью, личность), естественно, не может оставить неизменными эти последние, понуждая исследователя к их рассмотрению.

Обусловленная теоретическим аспектом проблемы, социальная политика, таким образом, должна быть сообразована с выясненными закономерностями развития социальной структуры современного общества и прикладная социология обязана разработать механизмы претворения практиками теории в политическую деятельность и реальность.

Общий результат изменения способа производства общественной жизни современного общества и перспектива развития социума – это снятие, диалектическое отрицание классов, порождающее страты. Теория классов логикой естественно исторического развития трансформируется в теорию страт. Обмен веществ, абстрактный труд (Ta=He+Hn+Hв+B) в стратах, очевидно, неоднороден и нуждается в социологическом, социально-антропологическом исследованиях, поскольку во всех стратах различны:

а) доля собственности

б) место и роль в системе общественного производства

в) доля и способ получения средств существования (материальных и духовных)

Страты современного общества в перспективе их развития нуждаются в исследовании на всех уровнях методологии социального познания: абстрактном, известных форм материи, формационном и прочих. Что, например, можно сказать в условиях этих изменений о наследуемом от биоэволюции самосохранении во всем многообразии его составляющих – адаптации, потреблении, размножении и т.д. Оно во всех своих проявлениях, естественно, становится полифункциональным, еще более дифференцированным, нежели прежде, но теперь в основе этой дифференциации лежит не классовое, а социально-стратифицированное самосохранение... разное для остатков «элиты», среднего «класса» (директората и служащих банков, менеджмента разного уровня, «золотых», «белых» и «синих воротничков»), андеграунд «класса». Эти проблемы социальной антропологии нуждаются в исследовании, косвенно подтверждаясь, например, разницей «коэффициента Кинси» для представителей разных стран[143].

А в целом в развитии социума налицо рост, сравнительно с прошлым (представленным классами), социального разнообразия – многообразие страт, при изменении связей и отношений между ними, также нуждающееся в изучении различными инструментами гуманитарного знания.

Нуждаются в исследовании общественные отношения страт и их основа – связи самосохранения: адаптации, потребления, биовоспроизведения и т.д., очевидно, разные для страт.

Тема XI. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА – ЧЕЛОВЕК

План:

1 «Человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»: понятия, соотношение, типы.

2 Закономерности развития и типология людей современного общества.

3 Перспективы человека: сценарии развития.

 

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. 1969.

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. И Маркс К. Энгельс Ф., Соч. т. 42.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. И Маркс К. Энгельс Ф., Соч. т. 3.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. Энгельс Ф., Соч. т. 20.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. Энгельс Ф., Соч. т. 21.

6. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974.

7. Дубинин Н.П. Что такое человек. М. Мысль,1984.

8. Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. М., Медицина,1970.

9. Маслоу А.Х. Новые рубежи человеческой природы. М., Смысл, 1999.

10. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.

11. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

12. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., Политиздат, 1992.

13. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. (перев. с анг.) М., Мир, 1990.

14. Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983.

15. Пучко Л.Г. Многоуровневый человек. М: АST, 2007.

16. Пучко Л.Г. Радиэстезическое познание человека. М: АST, 2007.

17. Дугин А.Г. Социология воображения. М.: Академ.проект, 2010.

18. Чемериский Б.Г. Феномен «плавающего» пола в антропосоциогенезе // в Сб. Формирование гуманитарной среды в ВУЗе. Том 1. Пермь: Изд-во ПНИПУ. 2013, с. 385-389.

 

Изменившийся способ производства общественной жизни это и изменившееся во всех своих элементах общество начиная с элементарной единицы социального – человека, кончая целостным материальным субстратом социального – человечеством данного этапа антропосоциогенеза (социального процесса, истории).

 

1. «Человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»: понятия, соотношение, типы

Как уже отмечалось неоднократно, степень развития конкретно-исторического общества характеризуется уровнем его производительных сил (ПрС) образуемых взаимодействием экономических основ (МТБ) и организации совокупного работника (Р), наделенного способностью трудиться (Т), общаться (О) и мыслить, т.е. сознанием (С), что и демонстрировалось так:

ПрС = МТБ (э) +Р (ТОС)

И если при этом меняется экономический базис общества (МТБ, собственность, труд…) то, соответственно, модифицируется работник со всеми его параметрами и функциями причем во всех своих составляющих – расах (р), нациях (н), классах (к), семье (с), наконец, отдельных людях (л) - образующих современное общество (о) или человечество (ч):

Р = О = Ч = р + н + к + с + л…

Историческая традиция исследования человека и личности простирается от Древнего мира до современного общества, где расцвет личности провозглашается (провозгласить – еще не реализовать!) высшей социальной целью, для реализации которой создаются основы различных гуманитарных наук. В философии решается вопрос сущности и места человека в мире объективной реальности (Аристотель, И.Кант, К.Маркс…). Психология исследует совокупность психических характеристик человека (Адлер, Хорни, Выготский, Э. Фромм, Мерлин…). Педагогикой человек воспринимается как объект воспитания (Песталлоци, А.Я. Каменский, Макаренко, К.Д. Ушинский…). Медицина предметом изучения человека сделала патологию человека (Тибетская медицина, Авицена, И.В. Павлов…). Для социологии проблема личности человека сформировалась как относительно устойчивая система социальных черт, общественно – значимых параметров человека. А вот самого человека в социологии нет. В этом плане она бесчеловечна и нуждается в доработке.

Исследуя проблему элементарной единицы социального, как всегда, вначале необходимо договориться о дефинициях, тем более, что для обозначения феномена используются самые различные понятия – «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»… На уровне здравого смысла они синонимы, но иначе дело обстоит, как увидим ниже, в теории улавливающей в понятиях нюансы.

Человек – элементарная единица социальной формы материи, общества, человечества.

Человек, согласно обобщенным современным научным представлениям – это категория для обозначения материального (м) специфического, интегрального, универсального существа, осуществляющего универсальную деятельность (д), вступающего в универсальные отношения (о) и универсально отражающего (осознающего) мир (о).

Сложность этого методологически выдержанного включающего аспекты материальности, движения, связей, отражения т.е. всех атрибутов материи, определения требует его расшифровки, согласно которой специфика человека состоит в наличии высших (В), отличающих его от всего живого, качествах, социальных качествах, в способности, например, трудиться, общаться и мыслить.

Ч (м, д, с, о) = В

Но человек, это и интегральное существо, интегральная природа которого состоит в том, что он возникает, существует и развивается на основе наследуемой от животного состояния биологии, образующей его органическое тело, представленной в данный момент истории видом Homo sapiens, т.е. (Нв +В).

Ч (м, д, с, о) = В + Нв

Человек в процессе жизни превращает часть природы (Не) в свое «неорганическое тело», модифицированную трудом природу (Нп) образующую его условия существования. Исходя из этого в широком смысле слова материальную природу человека можно представить как взаимодействующее единство специфического (В), природных биологических основ (Нв) и преобразованных условий существования - (Нп + Нв + В).

Ч (м, д, с, о) = В + Нв + Нп

В предельно широком универсальном смысле человеческая природа включает в качестве условий своего существования и часть освоенной естественной природы (Не), той части окружающего мира, в которой человек живет. Универсальность его состоит, таким образом, в интеграции всего богатства окружающего мира в единое материальное целое человеческой природы, включающее все ее уровни (Не + Нп + Нв + В).

Ч (м, д, с, о) = В + Нв + Нп + Не

Такая многоплановость человеческой природы не может не учитываться социологией и социальной антропологией.

Как универсальное существо человек осуществляет социальную деятельность – труд (В), который в качестве природной основы включает специфическую активность (Нв). В этом интегрированном процессе деятельности человек использует преобразованные производством природные виды движения (Нп) – физические, химические и биологические. Наконец, вся эта активность осуществляется в условиях естественных форм движения природных сил (Не). В целом, таким образом, человеческая деятельность универсальна, поскольку объединяет формы активности всех уровней природы в единый интегрированный универсальный процесс общественной жизни.

В процессе жизни люди вступают в отношения как меж собой (В), так и в отношения по поводу природы – включенной (Нв), преобразованной (Нп), естественной (Не), что позволяет утверждать универсальность отношений человека с миром объективной реальности.

Присущая человеку форма отражения – сознание (В), включает биологические формы рефлексии (Нв), взаимодействующие с формами отражения естественной (Не) и преобразованной (Нп) природы. Сознание выступает, следовательно, как универсальное свойство социальной формы материального отражения объективной реальности во всем ее многообразии. Эта универсальность сознания, человеческого отражения – залог познаваемости и преобразуемости мира в котором он живет.

Исходя из многоплановости определения, дефиниции, категории, поистине в человеке «макрокосм смотрится в микрокосм…». В теории же и практике освоения элементов объективной реальности, как советовали древние греки, «необходимо на берегу» договариваться о содержании понятий.

Итак, исходя из вышеизложенного и практики, человек – это специфическое (В); интегральное (В + Нв); универсальное (Нп+Не) существо, осуществляющее универсальную деятельность; вступающее в универсальные отношения по поводу своей и окружающей природы; существо способное универсально отражать мир объективной реальности.

Ч (м, д, с, о) = В + Нв + Нп + Не

В отличии от понятия «человек» термин «личность» в науке подразумевает сумму социальных (В) качеств человека (экономических, политических, культурных, идеологических) или, согласно К. Марксу, «совокупность общественных отношений» и их продукт. Сущность понятия «личность», пишут Маркс и Энгельс, состоит не в ее бороде, усах и пр. (биологических – Нв) качествах. Сущность понятия «личность» представляют ее социальные качества – способности к труду, общению, мышлению; социальные статусы, роли, нормы, ценности… (социальные свойства, выделяемые на разных уровнях абстракции). Категория «личность» наиболее широко используется в социологии, однако, и это очевидно, недостаточна в особенности для провозглашаемой практики в частности формирования всесторонне развитого человека, поскольку «опускает» его биологические основы и природные условия существования. Без них, как известно, человек непонятен, ущербен, необъясним, не преобразуем, наконец.

Употребляемый наряду с вышеприведенными, термин «индивид», иногда «индивидуум», содержательно означает совокупность общих черт представителей (биологических или социальных) сообществ.

Дефиниция «индивидуальность», напротив подразумевает наличие специфических параметров конкретного представителя любых (биологических чаще социальных) сообществ.

Игнорируемое обыденным сознанием, так называемым здравым смыслом, но актуальное для науки и практики существует, таким образом, существенное содержательное теоретическое различие категорий «человек» (ч), «личность» (л), «индивид» (и), «индивидуальность» (и):

Ч ≠ Л ≠ И ≠ И

Так как представляющая наш интерес сущность понятия «личность» состоит в ее социальных (В) качествах, а не в ее бороде, усах и пр. (биологических – Нв) качествах, то личностью не рождаются. Ею, как утверждают социологи, люди становятся в процессе социализации. Рождаемся мы биологическими существами, природа которых должна быть преобразована в человеческую природу. В процессе общественной жизни человек преобразует, таким образом, не только окружающую, но и свою, собственную природу… Этапы и содержание этого процесса представлены в «Раннем антропосоциогенезе» и «Антропосоциогенезе классовых обществ».

«Социализация» по социологической терминологии представляет процесс формирования личности человека –это способность к обучению, труду, общению, мышлению, чувствам…. Процесс обеспечивает преемственность поколений в истории. Через социализацию происходит:

а). Наследование социального опыта людей,

б). Преобразование индивидуального социального опыта,

в). Формирование собственных установок, навыков, умений, способностей и т.д. То есть социализация – это «преобразование человеком человеческой природы» или, что то же самое, самореализация человека в его деятельности, социальной реальности.

Социализация – процесс интеграции индивида в общество (его экономику, социальную жизнь, политику, культуру, идеологию во всех их проявлениях – материи, движении, связях, отражении), в котором формируются социально значимые(соответствующие экономические и прочие личностные (В) качества человека.

Социализацию образуют:

1 фаза – социальная адаптация – приспособление индивида к обществу и объективной реальности.

2 фаза – интериоризация – усвоение общественных достижений.

3 фаза – самореализация – преобразование себя и общества (э, в, п, к, и – м, д, с, о). Все эти фазы персонифицированы. Поэтому, каждый человек – личность, но Л1 ≠ Л2 ≠Л3… как и ч1≠ ч2 ≠ ч3 …..и сын волка ≠ Л.

Совокупность повторяющихся черт, параметров человека личности фиксируется понятием «социальный тип человека и личности».

Исходная теоретико-методологическая посылка типологизации человека, личности – это способ производства общественной жизни, общественно-экономические формации во всей их (э, в, п, к, и – м, д, с, о) полноте. Как показал антропосоциогенез (социальный процесс, история), основаниями типологизации человека и личности служат:

Экономика – формирует основные социально-значимые черты.

Внеэкономическая жизнь – социальный статус и роли.

Политика – политическую активность и жизненные позиции.

Культура – убеждения и стереотипы.

Идеология – потребности, цели, ценности, установки.... В совокупности этих процессов и формируется человек с его специфическими (В) личностными параметрами.

Личность формируется всеми сторонами общественной жизни (но, как?). В принципе:

1. Социально-экономические, политические и культурно-идеологические изменения общества (материи, движения, связей, отражения),

2. Нарушают адаптивное равновесие человека,

3. Изменяют интериоризацию, усвоение общественных (э, в, п, к, и) достижений,

4. Поведение и самореализацию человека,

5. Процесс завершается стабилизацией, но уже на ином высшем уровне интегральных человеческих параметров (В + Нв + Нп + Не)

Преимущественно личностный (В) аспект аналитики социализации характерный для современной «бесчеловечной» социологии при этом явно недостаточен. По личностным параметрам гений, например, предел личностного развития, однако по всем прочим характеристикам интегральной человеческой природы – последняя ступень перед кладбищем, свидетельствует Библия. И, далее: на детях гениев природа отдыхает. После гениев – только кладбище…. И современная наука это полностью подтверждает. См., например, Р. Кречмер «Природа гениальности», В. Эфроимсон «Введение в медицинскую генетику», Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство», «Безумные грани таланта» и т.д. и т. п.

Можно вполне определенно выделить два фактора формирующих человека:

1 фактор – объективные предпосылки развития, среда, общество во всех его проявлениях;

2 фактор – субъективный, т.е. самодеятельность человека.

С целью глубокого теоретического осмысления и эффективной внеэкономической практики в процессах социализации выделяют ряд этапов охватывающих в совокупности всю индивидуальную и совместную человеческую жизнь: первичная социализация, становление личности, профессиональная социализация и т.п. В этих этапах и связанных с ними различных формах воспитания – трудового, физического, политического, культурного, духовного – можно выделить далее спонтанную и целенаправленную социализацию…. Все эти моменты формируют человека конкретно-исторического общества, его базовые типологические черты, внутри которых возможны поливариации – личностные, биологические, генетические, энергетические.

Процесс социализации родового и каждого конкретного человека, таким образом, носит интегральный характер и исторически обусловлен. Результатом его являются не абстрактные, а конкретно-исторические человеческие, личностные, биологические, химические, биоэнергетические черты и параметры. Содержание, стадии, механизмы социализации определяются при этом структурой (экономической, внеэкономической, политической, культурной, идеологической) общества и варьируются исторически.

Из вышеизложенного следует:

1. Не всякий человек – личность. Новорожденные и дети, воспитанные животными, например, не обладают личностными качествами.

2. Существуют, очевидно, уровни (исторические, структурные, возрастные…) социализации человека и личности, степень развитости их параметров обусловленны обществом и самодеятельностью.

3. Личностные (В) параметры обусловлены в т.ч. интегральными (Нв + Нп + Не) природными чертами исторически конкретного человека и наоборот.

4. Каждый этап антропосоциогенеза социального процесса, истории, каждая общественная формация (э, в, п, к, и) имеет свой набор социальных (расовых, этических, классовых, стратификационных…) человеческих и личностных типов. Типажи первобытного общества представлены например, энтографическими материалами Л.Г. Моргана и охарактеризованы Ф. Энгельсом в «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Рабовладельческое общество в данном аспекте представлено Ф. Эберсом в «Уарде». Феодализм – В. Скоттом в «Айвенго». Капиталистическое общество – Т. Драйзером в многочисленных его произведениях.

Естественно, в рамках социальной антропологии и социологии современного общества нет ни надобности, ни необходимости, ни возможности рассматривать всю таксономию типов человека и личности разных исторических этапов ее развития. Частично попытка такой работы представлена в «Раннем антропосоциогенезе» и «Антропосоциогенезе классовых обществ»

Объектом нашего исследования может быть разве что совокупный человек и личность – общие, обусловленные всеми сторонами жизни характеристики людей современного общества, его рас, наций и социальных групп.

 

2. Закономерности развития и типология

людей современного общества

 

Актуальное для нашего курса исследование основных типических параметров (черт) совокупного человека современного общества логично начать с исторически исходных пород людей классического капитализма. Их формирование и изменения, возникновение новых людских модификаций на предшествующей основе детерминировано прежде всего трансформацией капитализма в империализм, ГМК и ГМС, современное общество переходного типа. При этом анализ тенденций, изменения параметров человека современного мира на этой основе (КК – И – ГМК – ГМС – СО - ∞) позволит, очевидно, спрогнозировать основные типические черты человека постиндустриального и последующих обществ ближайшей перспективы. Эти аспекты знаний актуальны для теории и практики регулирования современного социального процесса, антропосоциогенеза, истории.

Возникший на основе и из материала феодального общества, наследующий все положительное содержание прошлого развития (индивидуализм, религиозность, например) человек капиталистического общества, как обосновано отметил еще К. Маркс, прежде всего частичный человек. Развитие его односторонне в силу существующего разделения собственности, классовости, доходов, труда, свободы от эксплуатации или ее наличия…. Если представитель любого общества это совокупность социальных (в широком смысле, т.е. э, с, п, к, и; естественных и общественных) качеств человека или «совокупность всех общественных отношений», а точнее продукт всех сфер и проявлений жизни (материальных, деятельностных, общения, рефлексии), то представление обо всех этих сторонах общественного бытия, данное вышеизложенными темами, позволяет вывести детальные базовые параметры совокупного человека классического капитализма и всех последующих этапов социального процесса. (КК – И – ГМК – ГМС – СО - ∞) (антропосоциогенеза, истории) и даже заглянуть в перспективу, будущее (F).

Согласно диалектико-материалистическому пониманию истории (рассматривать любую общественно-экономическую формацию можно на нескольких уровнях методологии социального познания, каждый из которых обеспечивает свой «срез» объяснения социальности и сапиентности человека. (См.: Раздел третий. Методология социального познания. чемериский Б.Г. Введение в социальную антропологию: учебное пособие. Пермь. Изд-во ПГТУ, 2009.).

Мы рассмотрим прежде всего обобщенного среднестатистического для данной современной формации индивида – человека абстрактного, как специфическое социальное (В), интегральное (Нв), универсальное существо существующее в условиях преобразованной (Нп) и естественной (Не) природы на магистрали современного антропосоциогенеза (социального процесса, истории), т.е. человека постиндустриального общества. Именно в таком обобщенном среднестатистическом виде мы рассматривали его в раннем антропосоциогенезе и антропосоциогенезе классовых обществ[144].

Специфика, социальное качество (В) современного человека, сравнительно с прошлым и этапами антропосоциогенеза (социального процесса, истории) выразилась в достижениях труда, общения, сознания (экономических, внеэкономических, политических, культурных, идеологических), которые отражены в первом разделе данной работы в изменениях современного постиндустриального способа производства социальной жизни.

Сапиентность – «органическое тело человека» (Нв), представленное характеристиками вида Homo sapiens в процессах глобализации и панмиксии реализовались в возросшем морфологическом (рост, вес, продолжительность жизни, объемы мозга…) многообразии, полиморфизме, в процессах самосохранения (адаптации к искусственной и естественной среде, потребления, размножения…) очевидном даже визуально[145].

«Неорганическое тело человека», преобразованные условия существования (Нп), представлены достижениями НТР и ее продукцией вплоть до орудий в том числе не только для рук, но в том числе для мозга («костылей для мозга»- А.В. Дугин) - автоматических комплексов, роботов, компьютеров, киборгов….

Естественная среда (Не), «вечное естественное условие существования и развития человека» расширилась сегодня до пределов ближайшего космоса и уже претендует на дальний[146].

В терминах абстрактной концепции развития человек – специфическое социальное (В), интегральное (Нв), универсальное, существующее в условиях преобразованной (Нп) и естественной (Не) природы, существо:

Ч= В + Нв + Нп + Не

Это «микрокосм, в который смотрится макрокосм». Это микроаналог освоенной объективной реальности.

Современный способ производства общественной жизни, реализуя НТР, развивая экономику, внешнеэкономическое производство, политику, культуру, идеологию, самосохранение (рассмотренные в первом раздела данного учебного пособия) меняет, очевидно, все параметры современного человека – специфические социальные (В), интегральные (Нв), универсальные модифицируемые трудом (Нп), и естественные (Не) или, в категориях известных форм материи:

а) Социальные, личностные;

б) Биологические, реализуемые в полиморфизме;

в) Химические, в том числе серологические и генетические;

г) Физические, как и энергетические.

Формализовано это выглядит так:

Ча = В(с) + Нв (ф х б) + Нп (ф х б) + Не (ф х б)

Эмпирия современного антропосоциогенеза (социального процесса, истории) демонстрирует трансформации человека не только на уровне социальности (В), о чем речь шла выше (тема 1-10), но и сапиентности (Нв) биологической, химической, физической. Изменения охватывают все уровни человеческой природы: социальное проявляется в изменившемхся труде, общении, сознании; сапиентность – в полиморфизме биологии, возросшем разнообразии человека сравнительно с ретроспективой; метаболизм, генетика, серология…; физические, энергетические параметры не идут ни в какие сравнения с этими показателями в прошлом.

Данные современной науки иллюстрируют усредненные параметры среднестатистического современного человека так:

В(с) – Высшие, социальные, личностные, параметры, в частности JQ современного человека примерно в 2-2,5 раза выше сравнительно с прошлым (ранним антропосоциогенезом, как и объем мозга[147].

Нв (ф х б) – Биология представителей вида Homo sapiens наряду с растущим полиморфизмом, энтропией параметров[148], с 46-48 хромосомами генотипа, против 56-58 у предков[149], четырьмя группами крови против одной в прошлом; с физикой в частности энергетикой в 7-12 раз более высокой, нежели энерговооруженность любого животного[150].

Это некоторые характеристики современного среднестатистического абстрактного человека и его биологических основ – социальности и сапиентности. Что касается «неорганического тела» современного человека, условий его существования ествесственных (He) и преобразованных трудом (Hn) то их биологические, химические, физические характеристики достаточно полно предоставлено в первом разделе данного учебного пособия.

Резюмируя вышеизложенное, в учебном процессе и исследованиях в целях эффективного управления антропосоциогенезом (социальным процессом, историей) актуально рассмотреть сравнительные данные человеческой природы в раннем, классовом антропосоциогенез и на современном уровне.

Однако! Среднестатистический человек современного общества – абстракция, нуждающаяся, по Гегелю, в конкретизации. В реальности современного антропосоциогенеза (социального процесса, истории) существуют конкретные люди.

Как показала эмпирия современного антропосоциогенеза (социального процесса, истории) современные люди – продукт развития (прогресса и регресса) буржуазии и пролетариата буржуазной общественно-экономической формации. Это люди «элиты», менеджмента, «золотых», «белых», «синих воротничков» и андеграунд «класса», для которых обмен веществ человека и природы; низшего и высшего; физического, химического, биологического, социального…, очевидно, разные и нуждаются в скрупулезном социологическом исследовании их социальной, интегральной, универсальной специфики, закономерностей и направленности развития. У них у всех даже болезни разные, судя по данным профзаболеваемости и даже просто наличие таковой отрасли медицины. Индексы девиации Кинси-Климова (по существу коэффициенты вырождения разных страт современного общества – Б.Г.) говорят об этом же, еще раз подтверждая сентенцию Библии о том, что одна половина человечества не ведает о законах существования и развития другой[151].


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!