Нано- и биотехнологии – основные стратегические направления современного этапа НТР 11 страница



В средние века был сделан новый шаг в развитии научного знания. Наряду и параллельно с науками физического цикла получившими доразвитие, оно (средневековье) заложило основания научной химии. Как известно, ее базой явилась при этом средневековая алхимия…. В иных сферах теоретической деятельности, подготавливая старто­вые условия последующего научного прогресса, накапливалась «критическая» масса информации об остальных уровнях окоружающей действительности.

Капитализм вводит нас в новую и новейшую историю развития объективно необходимого научного мировоззрения. Под влиянием потребноетей нового способ производства общественной жизни, частной собственности и конкуренции (капиталистический вид соревновательности), товарного про­изводства, поиска ресурсов и рынков сбыта товаров, возникает на­стоятельная необходимость освоения новых земель (Великие геогра­фические открытия). Это сообщает толчек к развитию целого комплекса наук – естественных, технических, общественных. Порождаемое практическими потребностями, становление капитализма повлекло за собой формирование научной биологии и иных сопровождающих ее зна­ний в том числе о человеке. Трудами Ч. Дарвина и других были заложены основания данного уровня знания[114]. Противоречия (э, в, п, к, и) капиталистического производства общественной жизни и его практи­ческие потребности на уровне общества в целом (макроуровня) и на микроуровнях (движение ломателей машин, данные «Самоубийства» Э. Дюргейма, Г. Ломброзо. М. Нордау…), потребовали замещения обыденного созняния, здравого смысла, в общественной жизни объясняющими социальные конфликты и снимающими их научными знаниями и технологиями социального процес­са. На повестку дня исторического развития буржуазия («класс талантливых, изобретателей, организаторов и ученых»…) поставила задачу создания общественных наук (-логий, а не -графий, имеющих место и до того), объясняющих закономерности развития социальной формы материи. Трудами многочисленных иссле­дователей (подробно смотрите историю социологических учений) основы научной теории общественного развития – социология (фундамен­тальная, теоретическая и прикладная) – во второй половине XIX века были созданы. Социология получила статус науки призванной объяснить наиболее сложный высший уровень объективной реальности. Круг извест­ных материальных реальностей был охвачен научным знанием полностью. Это, однако, совсем не значило что и объяснен полностью[115]. На повестку дня встал вопрос комплексного развития научного мировоззрения, интеграции наук, проникновения в глубь каждого из имеющихся уровней знания. Подтверждая прогностику, например, Ф. Энгельса, в XX веке создается цикл возникающих на стыке известных уровней материальной действи­тельности – физической, химической, биологической и социальной, так называемых «пограничных» наук. (Подробнее см.: Дж. Бернал и сб. «Философия пограничных проблем науки», Пермь, ПГУ. 1962-75 гг. вып. 1-8.). Так, начало века ознаменовалось созданием физхимии, затем биофизического и биохими­ческого (генетики в том числе) цикла наук. Сегодня ряд наиболее прогрессивных научных направлений и школ ставят вопрос о необходимости обоснования и развития наук исследующих основы существова­ния человека и общества – социальной биологии, биохимии и биофизики человека. Попытки определить предмет, статус и проблематику этих наук, без которых немыслимо научное управление обществом, формирование гармонически разви­того человека и решение обществоведческих проблем предприняты, например, группой исследователей пермских ВУЗов[116].

Подтверждаемая историей развития, изоморфная объективной реальности, система научного знания (НЗ) в целом может быть представлена таким образом:

    С
  Б Б1
Х Х1 Х2
НЗ = Ф ФI Ф2 Ф3

 

Научное мировоззрение, отражение адекватное объективной ре­альности, в своем развитии и структуре повторяет историю развития отражаемого рефлексируемого объекта, изоморфно ей.

Реализация задачи создания развернутой теории антропосоциогенеза, социального процесса, истории, их основ и условий существования, образует, следовате­льно, содержание прогресса научного мировоззрения на современном этапе и перспективу.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать ряд выводов и рекомендаций:

1. Поскольку наука – адекватное отражение объективной реально­сти, прогресс науки всецело повторяет развитие отражаемого объекта. (В принципе, частично, полностью…? - материал семинаров!).

2. История развития научного мировоззрения начинаестся с освоения (практически), объяснения и использования знаний о простей­ших уровнях и распространяется на высшие ступени объективной ре­альности, охватывая далее все предшествующее положительное знание и развивая его далее. История знаний подчиняется всецело основному закону развития объективной реальности и закономерностям соотношения ее уровней.

3. Представленное различными дифференцированными отраслями научного знания – физического, химического, биологического, социального, в перспективе научное мировоззрение интегрируется в целостную единую науку. Вторя классикам социологии скажем, это будет единая наука о чело­веке, его биологических основах и природных условиях существова­ния.

4. Как показывает вся история и современная эмпирия, система научного знания в качестве своей генетической осно­вы и фундамента включает предшествующие мировоззренческие сис­темы (здравый смысл, религиозность, мифологемы… вплоть до рефлексов и далее) развивая и совершенствуя их созидательный поте­нциал.

5. В современной социальной действительности сознания существует и развивается в знания, порождая институты его формирования и трансляции – школы, ВУЗы, Интернет…. Порожденные потребностями его развития, сегодня в мире возникли в несравненно больших масштабах, нежели в прошлом, Университеты, Академии, Колледжи.., бесплатное в ряде стран всеобщее высшее образование. НТР сделала необходимыми Силиконовые долины, Сколково, Эплы, ПК…. Перспектива, очевидно, еще масштабнее поскольку НТР только еще развертывает свой потенциал. Вся эта институциональная составляющая мыслительной идеологической деятельности нуждается в исследовании.

6. Это же необходимо сказать и о идеологических отношениях. То есть, сознание, как и любой объект реальной жизнедеятельности человека это – материальный субстрат, деятельность, связи и отражение. И его (сознания) носители и атрибутика (отношения) нуждаются в системном взаимосвязанном изучении.

7. Есть еще одна актуальная задача развития современного сознания (знаний и заблуждений) общества – это разгерметизация и изучение эзотерического знания[117]. Знакомство с ним составляет материал для самостоятельной работы будущих специалистов. (Эзополитика Запада).

8. Совсем не безразличными для сознания и науки являются, альтернативные знанию, заблуждения человека и общества и, в том числе, интеллектуальные симулякры (симуляция знаний, ложные знания) современных глобальных технологий гуманных в том числе интеллектуальных войн. Чего стоит только консциентальное оружие (оружие разрушения сознания), о котором масса материалов на сайтах Интернет. А заблуждения трансформированные в управленческие технологии пронизывают всю историю человечества.

9. Сознание и его продукты – еще один важнейший, наряду с трудом и общением, маркер человека, отличающие его от животных. Сознание современного человека и формируемые им идеологии – системы взглядов и представлений, знаний и заблуждений, трансформируемые современностью (НТР, трудом, экономическими, внеэкономическими, культурными реалиями) требуют самого пристального внимания (в социологии даже темы такой нет). Это тем более необходимо сегодня, когда все СМИ вещают о деидеологизации современной социальной жизни в России и постсоветском пространстве. Деидеологизация не означает ничего кроме озверения человека и общества, превращения людей в биодов, что, кстати, и образует стратегическую цель V Мировой войны и иных «гуманных» войн XX-XXI вв. наряду с «гуманной прополкой» 6 млд. лишнего населения мира не входящего в «золотой миллиард». Это желаемый результат применения, помимо всего прочего, консциентального оружия (подробнее о интеллектуальных войнах и их «гуманном» оружии см. соответствующие ресурсы Интернет сети; материалы Академии Управления; А. Хинштейна. Как уничтожают Россию. М., 2006; Цикл лекций академика К.П. Петрова Тайны управления человечеством. и т.д.).

10. Как показывает исследование антропосоциогенеза (социального процесса, истории) в том числе на его современном этапе, вначале (БОЭФ) научно-необходимое сознание носит частичных характер и только в будущем (F) в том числе с разгермитизацией эзотерического тайного знания призвано трансформироваться всецело в научное мировоззрение человека охватывая все области отражения естественными, техническими, гуманитарными, пограничными науками[118]. В целом формализованно процесс можно для наглядности изобразить следующим образом:

 

    СР    
  БОЭФ ® ПР ® СО ® F ® ∞
  Тип сознания:   Здравый смысл с элементами НМ ТР   Частичное НМ   Реализованное полностью НМ

 

11. Наконец, совсем не безразличными для развития и перспектив научного мировоззрения как высшей формы сознания является преодоление затянувшегося и ставшего сегодня управляемым кризиса социологии и ее теоретического и прикладного инструментария не преоделенного до конца за последние более сотни уже лет. Методология научного познания стала сегодня первым и самым мощным приоритетом вооружений. А без методологии наука и практика бессильны. (Кто владеет методологией – владеем ситуацией в мире теоретической и прикладной. Кто не владеет – объект для гуманной прополки, либо превращение в биода. З. Бжезинский – идеолог Запада, антикоммунист № 1, и, тем не менее, он же: я не знаю лучшей методологии социального познания и инструментария воздействия на мир нежели марксистская методология…. Это главный идеологический противник России. И он этого не скрывает.

Закономерности развития духовной сферы общественной жизни завершают полную картину формационного анализа антропосоциогенеза, социального процесса, истории современного общества. Выяснив основные тенденции (закономерности) экономической, внеэкономической, политической, культурной, идеологической деятельности, мы получаем, очевидно, возможность реконструировать изменения самого человека и его исторических общностей вплоть до человечества, обеспечивая тем самым стратегию политики будущего…. Однако, не стоит забывать, что человек и общество во всем многообразии их составляющих, помимо социальных свойств и качеств, образуются и существуют на естественной основе! Способ производства общественной жизни и его модификации (технические, экономические, внеэкономические, политические, культурные, идеологические) невозможны без трансформаций биологической жизни – самосохранения, о чем красноречиво свидетельствовали данные раннего и классового антропосоциогенеза, социального процесса, истории. а потому, прежде чем мы обратимся к субъектам производства социальной жизни современного общества, необходимо рассмотреть тренсформации самосохранения вида Homo Sapiens в их современном богатом содержании.

 

Тема IX. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗЕ (СОЦИАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ИСТОРИИ)

План:

1. «Самосохранение»: понятие, содержание, сущность, специфика.

2. Закономерности (объективные тенденции) самосохранения в современном антропосоциогенезе – позитивные и негативные.

3. Перспективы самосохранения – ближайшие и более отдаленные.

 

Список литературы

 

1. Энгельс Ф. Диалектика природы. /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2.

3. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1975.

4. Оконская Н.Б. Диалектика социального и биологического в историческом процессе. Пермь, 1975.

5. Оконская Н.К. Социальное и биологическое в развитии человека. М., 1979.

6. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1975.

7. Майр Э. Человек как биологический вид. / «Природа», 1973, № 12.

8. «Философия пограничных проблем науки» Сб. вып. 1-8, Пермь: Изд-во ПГУ, 1962-1975 гг.

9. Чемериский Б.Г. Введение социальную антропологию. ПГТУ, 2009.

10. Чемериский Б.Г. Ранний антропосоциогенез. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010.

11. Чемериский Б.Г. Антропосоциогенез классовых обществ. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2011.

12. Чемериский Б.Г. Роль панмиксии в современном антропосоциогенезе. Сб.: Современное общество: Вопросы теории, методологии, методы исследований. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2012. с. 90-93.

 

Материал предшествующих тем показал, что НТР вызвала масштабные изменения труда во всех сферах социальной жизни – экономической, внеэкономической, политической, культурной, идеологической. Труд, обмен веществ между низшим и высшим, между человеком и природой поднялся на принципиально новый, сравнительно с прошлым, уровень, порождая, очевидно, как и на прежних этапах антропосоциогенеза (социального процесса, истории) определенные последствия: общественные и естественные, ближайшие и более отдаленные, позитивные и негативные. Без их анализа невозможно понять изменений человека современногообщества и его исторических общностей с их биологическими основами представленными видом Homo sapiens, т.е. биологических, биохимических (генетических в том числе), биофизических (энергетических) изменений. В сложившихся условиях преобразованию, очевидно, подвергалось унаследованное человеком от биологических предшественников, образующее естественную основу труда самосохранение. Это коренное преобразование естественной основы труда современного человека мы и рассмотрим в данной теме, реализуя в том числе завещание Ф. Энгельса[119].

Напомним, взятый в абстрактном виде труд (Та) представляет собой процесс обмена веществ между человеком и природой – естественной (Не), преобразованной (Нп), включенной (Нв); между низшим (Не, Нп, Нв) и высшим (В); между физическим (ф), химическим (х), биологическим (б), социальным (с) уровнями объективной реальности. Это для наглядности можно выразить формализованным образом так:

Та = Не + Нп + Нв + В ® ¥

или, применительно к материальным формам объективной реальности, антропосоциогенеза (социального процесса, истории):

Та = Не (ф х б) + Нп (ф х б) + Нв (ф х б) + В (с) ® ∞

Очевидно, что в условиях НТР и ее реализации на сегодня и в перспективу подвергаются трансформации, модифицируются все уровни социальной реальнойсти, в данном случае труда, фиксируясь в эмпирии общественных и естественных последствий ближайших и более отдаленных, позитивных и негативных. На социальном (с), высшем (В) уровне мы рассмотрели и отфиксировали их в материалах предшествующих тем. Задача состоит в том, чтобы реализовать и зафиксировать эти изменения на различных естественных (Нв, Нп, Нe) уровнях объективной реальности и труда в частности.

Известно, что труд (В), это деятельность включающая в качестве естественной основы (Нв) и биологическую активность – самосохранение. Что она собой представляет, каково ее содержание, структура и иерархия составляющих, специфика для человека современного антропосоциогенза (социального процесса, истории) необходимо выяснить с тем, чтобы обосновать тем самым его развитие (в норме и патологии).

 


1. Самосохранение: понятие, содержание,

структура, специфика для человека

 

Самосохранение – способ существования живого, представляет сложноструктурированный процесс обмена веществ между индивидом (живыми организмами) и средой, способ биологической жизнедеятельности.

Поскольку в способе жизнедеятельности обнаруживается обычно весь зарактер индивида, его видовой характер (К. Маркс), постольку анализ биологической жизнедеятельности объясняет, развитие сообществ, послуживших основой человека и общества[120].

Существенной функцией процесса самосохранения согласно эмпирии, является адаптация, приспособление к среде существования, меняющаяся (совершенствующаяся либо ухудшающаяся) с ее (среды) изменением и порождающая адаптантов, а в противном случае – дезадаптантов.

Важнейшей функцией жизни согласно естествознанию является «постоянный обмен веществ с окружающей их (организмы – Б.Г.) внешней природой, причем с прекращением обмена веществ прекращается и жизнь» [1, 616], что приводит к разложению организма, «ничего не оставляющего после себя, кроме химических составных частей, образовавших его субстанцию» [1, 610] – белков, жиров углеводов…

Обмен веществ со средой, включающий приспособление к ней, потребление готовых средств существования и выделение, осуществляется животными с помощью биологических средств – органов и энергии организма. Это «хищническое хозяйство» наряду с миграциями животных играет, согласно Ф. Энгельсу, большую роль в развитии организмов и обусловливает видообразо­вание [1, 491].

У некоторых животных, например слонов, морских выдр и обезьян, приспособление к среде и потребление средств суще­ствования осуществляется с помощью предметов природы. Ис­пользование в жизни предметов в качестве искусственных орга­нов, орудий увеличивает эффективность жизнедеятельности, однако оно не присуще живому в целом. Это не закономерность биологического существования, не правило, а скорее исключение из правила.

Биологическая жизнь – это не только обмен веществ с природой. Ее «существенной» функцией является размножение [357], обеспечивающее непрерывность существования организмов. Без осуществления этой функции жизнь так же невоз­можна, как без обмена веществ. Размножение включает рождение, вскармливание, передачу жизненного опыта от одного поколения к другому через генотип, а на высших уровнях биологии – через приобретение жизненного опыта путем подражания и обучения[121].

Жизнь предполагает в качестве необходимой функцию регу­лирования обмена веществ и размножения, столь же «существен­ную» [1, 357], по Ф. Энгельсу, как и остальные. Материальный носитель этой функции - «нервная система, развившись до извест­ной степени, …завладевает всем телом и организует его сообразно своим потребностям». «Она основа всей организации» [1, 623].

Регулирование биологической жизни в своем развитии проходит ряд этапов. На низших ступенях живого оно предпола­гает «реакцию на раздражение» [1, 357], на высших – врожденные, а затем и приобретенные рефлексы и ассоциации. У наиболее развитых животных регулирование жизни приобретает в опре­деленной степени планомерный характер. «…Способность к соз­нательным планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих достаточно высокой ступени» [1, 496]. Однако в целом это только зародыш целесообразной деятельности, не получивший развития в условиях биологии.

В процессах регулирования жизни формируются биологические средтсва коммуникации, накопления и передачи информации – жест, танец, пантомима, звуки, позы, запахи… - аналог человеческой культуры.

Взятое в целом самосохранение включает:

адаптацию, потребление, выделение; аналог экономики
рождение, вскармливание, воспитание с передачей опыта через генотип; аналог внеэкономической деятельности
регулирование жизнедеятельности аналог политики
средства коммуникации и передачи информации: жест, танец, пантомима, звуки… аналог культуры
средства отражения: врожденные и приобретенные рефлексы, ассоциации аналог идеологии

 

Как способ существования живого биологическая жизнь на высших уровнях ее развития, взятая в совокупности ее сущест­венных сторон, есть, следовательно, осуществляемое под кон­тролем высшей нервной деятельности с помощью биологических средств самосохранение через приспособление к среде, потребле­ние готовых средств существования и размножение. Каждая из сторон биологической жизни необходима, важна, в определенной степени обусловливает возможность других. Однако обмен веществ с природой является среди них превалирующим, определяющим воз­можности размножении и регулирования жизни животных. (Это ана­лог экономического детерминизма).

Специфика самосохранения во всех его составляющих для человека и его исторических общностей состоит, однако, в том, что оно (самосохранение) осуществляется не только в условиях развивающейся естественной (Не), но и преобразованной (Нп), а в том числе и социальной (В) среде, что неизбежно должно менять актора самосохранения на каждом этапе антропосоциогенеза (социального процесса, истории)[122].

 

2. Закономерности (объективные тенденции) самосохранения человека в современном антропосоциогенезе – позитивные и негативные

Естественные последствия НТР и развития труда во всех его сферах (экономической, внеэкономической, политической, культурной, идеологической), ближайшие (бииологические) и более отдаленные (биохимические, генетические в том числе), биофизические и биоэнергетические, позитивные и негативные, имеющие место в современной практике социальной жизни, практически не исследованы социологией. Но без их осмысления и учета эффективное управление обществом невозможно. Обмен веществ человека (В) со средой – естественной (Не), преобразованной (Нп), включенной (Нв) или, что одно и то же, труд абстрактный (Та), как и на прошлых этапах антропосоциогенеза (социального процесса, истории), включает согодня самосохранение во всех его проявлениях – адаптации, потребления, выделения, размножения, вскармливания и так далее.

Адаптация в процессах труда к всему спектру элементов объективной реальности – естественной (Не), преобразованной (Нп), включенной (Нв) природе и высшему ( В); потребление продуктов естественной, преобразованной и социальной природы; расширенное воспроизведение, биовоспроизводство, размножение вида Homo sapiens; регулирование его биологической жизни; передача от поколения к поколению генетической информации под контролем высшей нервной деятельности … - все это позитивное влияние НТР в современном антропосоциогенезе. В результате нас стало более 7 млд. человек.

Образующий, как всегда, противоречивое единство с трудом, процесс самосохранения вида Homo sapiens включает и негатив. Это дезадаптация части населения мира к вызовам НТР и труда; перепотребление материальных и иных жизненных благ и их же недопотребление в ряде стран; сокращающееся воспроизводство населения развитых стран при одновременном росте его в неразвитых; гибридизация людей в условиях панмиксии с утратой сапиентности и энтропией вида Homo sapiens; глобализация регулирования жизни ориентированного в пользу «Золотого миллиарда»; стрессы от информационного «цунами»…. Налицо размывание сапиентности, грозящее утратой социальности для определенной части человечества. (Воистину, как утверждает Библия, одна часть людей не ведает, по каким законам живет и развивается другая). Все эти проблемы антропосоциогенеза в условиях объективно необходимого научного управления обществом нуждаются в скрупулезном изучении применительно к негативу и позитиву самосохранения.

Для индустриально развитых стран адаптация человека к среде (естественной, преобразованной, включенной, социальной) приобрела совершенно иной, сравнительно с прошлым, характер. Прежде всего, это адаптация детерминированная кризисом экологии охватившим не только локальные районы развитых стран, но и планеты в целом, кризиса, который приобрел планетарный характер. Это адаптация к техногенно измененным, зачастую негативным условиям, как отмечалось в темах экономического блока, кризисным. Адаптогенез современного человека, многократно ускорившийся и усложнившийся, выражается сегодня в необходимости приспосабливаться к технологическим новациям НТР, сменяющимся на передовых предприятиях с периодичностью в 1,5-2, а то и менее, года. Это предъявляет к организму работника несравненно более жесткие, нежели в прошлом, когда технологии сохранялись столетиями и тысячелетиями, требования. Очевидно, далеко не всякий организм способен реализовать эти требования безболезненно, о чем свидетельствует рост патологии и профзаболеваний современного человека развитых стран и ухудшающаяся, а порой и массовая гибель населения развивающихся стран. (Про страны неразвитые, коих в мире большинство, особый сказ. В них, при экспорте технологий, может иметь место эффект, наблюдаемый Тейлором и Фордом при попытках использовать труд аборигенов Северной Америки и Африки на внедряемом капитализмом конвейерном производстве. «Чингачгуки» в этом процессе падали от инсультов, инфарктов, стрессов…. Тот же эффект имел место в опытах И.П. Павлова с приматами в Колтушах…).

Помимо адаптации к технико-технологическим новшествам НТР организм современного человека, в отличие от предшественников по биоэволюции и приспосабливающихся к природе, должен адаптироваться ко всем быстро меняющимся остальным элементам объективной реальности – к естественному, преобразованному, включенному низшему и собственно высшему (Не, Нп, Нв, В). В этом плане практика современной социальной жизни дает массу примеров, а наука призвана их отфиксировать и объяснить. В целом, в процессах адаптации, согласно эмпирии, имеет место, нуждающаяся в специальном изучении, проблема дезадаптации, что и фиксируют некоторые исследования[123].

Образ жизни коренным образом изменяет потребление современного человека сравнительно с предшественниками в том числе по биоэволюции. Наряду с расширяющимся ассортиментом продуктов естественной природы (Не) в условиях глобализации и постиндустриальных технологий беспредельно быстро для организма возрастает качество модифицированных трудом средств существования – пищи, одежды, транспортных средст, средсчтв коммуникации, накопления и передачи информации… - эрзац, преобразованной природы (Нп). Одним словом, качественно изменяются условия существования. Среди них (естественных (Не) и модифицированных эрзац (Нп) условий) масса мутагенов[124], причем включающих механику девиации, вырождения, декаданса, отклоняющегося поведения и развития. Их, этих причин вырождения «больше, чем капель в океане; чем звезд на небе шутят мрачно специалисты самых развитых стран[125]. А ведь мы есть то, что мы потребляем, еиим в том чмсле в качестве материальной и духовной пищи[126].

Что касается выделений, отходов населения развитых и неразвитых стран то их достаточно полно иллюстрируют данные о том, что до 95 % ресурсов освоенной природы (Не) современное человечество обращает в отходы жизнедеятельности. (См. об этом, например: Федотов А.П. Глобальный кризис и новое содержание понятия «политика» // Социально-политический журнал, 1995, № 2).

Существенной стороной самосохранения является аналог внеэкономической деятельности и ее естественная основа – биологическое воспроизведение человека, размножение, включающее рождение, вскармливание, передачу биоинформации через генотип. Его (размножения) основные тенденции, закономерности в современном обществе (на магистрали развитых стран): резкое сокращение рождаемости, искусственное вскармливание большинства новорожденных часто включающее мутагены, как следствие – накопление груза генетической патологии (о чем еще в прошлом веке писал Э. Майр).

Настораживающая закономерность современного постиндустриального общества в условиях глобализации фиксируется многими исследованиями да и видимая невооруженным глазом – панмиксия, метисация, гибридизация людей со всеми ее плюсами и минусами нуждающимися в скрупулезном исследовании, совершенно игнорируемыми, замалчиваемым соврменной социологией и запрещаемыми на законодательном уровне. В мировой и российской научной литературе проблема представлена, тем не менее, достаточно широко и пользуется повышенным вниманием специалистов разных направлений гуманитарного знания[127].


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!