Краснодарский историко-археологический



Музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына

Краснодар, Россия

 

ОДЕЖДА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

КОНЦА XVIII – НАЧАЛА ХХ ВЕКА:

ФРАГМЕНТ СЛОВАРЯ

В статье представлен фрагмент «Военно-энциклопедического словаря кубанских казаков», в частности, словарные статьи, посвященные номинациям одежды кубанских казаков.

Ключевые слова: кубанское казачество, одежда кубанских казаков, архалук, башлык, бешмет, бекирка

 

В настоящее время автор данной статьи завершил работу над книгой «Казачество Кубани: военно-энциклопедический словарь». В ней в алфавитном порядке представлена терминологическая лексика, функционировавшая в военном быту кубанского казачества. Это военно-технические, военно-административные термины, термины оружия, форменной и повседневной одежды и т. д. Вниманию читателя предлагаются отдельные словарные статьи, в которых описаны лексические единицы, номинирующие одежду кубанских казаков.

Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – «аркъа». С 1840 г. А. вводится в форменную одежду черноморских казаков. В документах этого периода слово употребляется в написании «архалук». В конных полках офицерам он полагался красный стамедовый, стеганный на вате, с воротником красного сукна, с серебряными петлицами; внизу воротника и по бортам до пояса обложен серебряной узкой тесьмой. Казакам – такой же шафлоновый, с суконным воротником без петлиц; у урядников обложен армейским галуном. У артиллеристов – черный шелковый, с золотыми петлицами и тесьмой (офицеры) и черный демикатоновый, с красным кантом (казаки). Пешим казакам А. не полагался.

В приказе 18 мая 1859 г., вводившим унифицированное обмундирование для будущего ККВ, уже употребляется вместо А. слово бешмет.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1; ПСЗ Собр. 2. Т. XVI. 1841. СПб., 1842. Ст. 14241.

Башлык, суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. В русском языке слово известно с первой половины XVII в. в написании башлак. В начале XVIII в. встречается уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – ‘верх, голова’ и суффикса luk, обычно употребляемого в названиях одежды.

Шили Б. из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе Б. надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Западной Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях Б. вешали сзади на плечах. Порой только по способу ношения Б. можно было определить национальность горца. По свидетельству Н.Н. Дубровина, абазины, в отличие от черкес, обвивали Б. около шапки в виде чалмы, спуская концы по плечам.

Повседневные Б. шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов. В первой трети XIX в. в документах встречаются и холщовые черкесские Б. Б. украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками.

Б. широко распространился в России. В 1862 г. он введен в отдельные части русской армии, а с 1871 г. присвоен всем войскам. Изготавливался в основном из верблюжьего сукна и оторачивался нитяной тесьмой. Табельный срок ношения – 6 лет. Б. известен и в армиях других стран (Германия, Франция).

В ЧКВ особого распространения Б. не получил. Входил в число предметов обмундирования кубанских казаков. По приказу 4 августа 1862 г. Б. полагалось «навертывать на передний конец скатанной шинели, не пристегивая его ремнем, но вкладывая концы Б. в складки шинели, так чтобы он в случае необходимости мог быть снят, не раскатывая самой шинели».

По приказу 14 декабря 1871 г. офицерам ККВ полагался Б. произвольного цвета из сукна местной выделки с серебряной тесьмой, нижним чинам – такой же, но с черной нитяной тесьмой. Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак Б. пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба.

В начале XX в. в ККВ носили Б. произвольного цвета, обшитые чёрной тесьмой. Рекомендовался и преимущественно употреблялся Б. белого азиатского сукна. Размеры официально не регламентировались, но браковались Б., не закрывающие плечи и спину и с короткими лопастями.

Комиссия, созданная в ККВ для изучения опыта русско-японской войны, признав непригодность большинства предметов казачьего обмундирования в условиях современной войны, высказалась за сохранение Б. При этом было отмечено: «Б. должен быть суконный, фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи, и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти».

В заключение интересное свидетельство Д.Е. Скобцова о функции и этикете Б.: «Б. в кавказской одежде кубанцев имеет назначение, как капюшон в европейской, для укрытия от дождя, от холода. Поэтому при входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты, в зал и т. п. кубанцы не входят с Б. за плечами».

ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670, 9226; ПСЗ. Собр. 2. СПб., 1865. Т. 37. Ст. 38540; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Военная энциклопедия. СПб., 1911. Т. 4; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993; Гаденко К.Н. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913; Скобцов Л.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. Париж, 1962.

Бекирка, зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые Б. появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым.

Басханов А.К., Басханов М.К., Егоров Н.Д. Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела. Никосия, 1996.

«Бечераховка», новый тип одежды кубанских и терских казаков, получивший распространение в годы Первой мировой войны. Представляла собой черкеску с воротником и карманами вместо газырей. Название по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Осетинской, имевшего свою портновскую мастерскую в Петербурге при Конвое Его Величества.

Калоев Б.А. Осетины. М., 1971.

Бешмет (тат. bismat), верхняя одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. В работах русских историков и лексикографов его обычно определяют как «полукафтанье», «кафтан», «поддёвка». Б. надевался на рубаху под халат или черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно. В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти и др. Мог быть стеганым, одноцветным или узорчатым. Покрой имел местные варианты, особенно разнообразной была форма рукавов: узкая или широкая, прямая или с отворотом.

А.В. Фролова так описывает Б. (быхмат, татарка) уральских казаков: «Его кроили прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади».

Б. ногайцев: «Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служащий летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счёт шести клиньев. По бокам делали разрез 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застёгивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы».

Время проникновения Б. в казачью среду установить сложно. В.Н. Королев отмечает, что еще в XVII в. среди донцов бытовали и даже были модными отдельные предметы черкесской одежды. В 1705 г. атаман донской станицы Савва Кочет рассказывал в Москве, что казаки носят платье «по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравится: иные… любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки…». Во всяком случае, уже в 1769 г. суконный полукафтан под названием Б. был введен в число предметов форменной одежды некоторых донских полков. А.И. Ригельман, командовавший в 1774-1782 гг. построенной им же крепостью св. Дмитрия Ростовского, писал, что обмундирование донцов к тому времени представляло собой платье «почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье, или бешмет, и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками».

Можно твёрдо говорить о заимствовании линейными казаками Кубани кавказских Б. (в числе прочей черкесской одежды) в первые два-три десятилетия XIX в. В одежде черноморских казаков первой половины XIX в. Б. не встречаются. Очевидно, их роль играли столь часто упоминаемые в документах «каптаны» (кафтаны).

В форменной одежде казаков-линейцев Б. под названием «исподний кафтан» известен с 1817 г. В описаниях формы 1831, 1832 гг. уже употреблено слово Б. В форменную одежду черноморских казаков Б. под названием архалук введен в 1840 г. В 1859 г. для конных полков будущего ККВ установлен Б. красного цвета.

Приведем описание форменного Б. казаков ККВ при парадной форме на 1913 г. для конных полков. «Шерстяной материи, красный, на крючках длиною до колен, с закругленным воротником, верхний край воротника и борта с обеих сторон до пояса обшиваются белевою тесьмою шириною ¼ верш. (высочайший приказ от 6 декабря 1908 г.). У урядников кроме того воротник обшивается серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. Нестроевые старшего разряда имеют воротник, также обшитый галуном, пришитым по нижнему краю воротника, углом вверх».

В пластунских батальонах Б. был черного цвета с малиновым кантом вокруг воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Галуны, кому присвоены, золочёные, пехотного образца. У артиллеристов Б. чёрной шерстяной материи с красной выпушкой по верхнему краю и нижнему шву воротника и по борту с обеих сторон до пояса. В местных командах такой же, но с алой выпушкой только по верхнему краю воротника и по борту с обеих сторон до пояса.

Цвет и материал вседневных Б. официально не регламентировался. Рекомендовались неяркие и немаркие ткани.

Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет // Родина. 2000. № 1-2; Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX – начала XX века. М., 1993; Королев В.Н. Черкесские элементы в донском казачестве (XVI – XVII вв.) // Россия и северный Кавказ. Грозный, 1990; Матвеев О.В. Форменная одежда казаков-линейцев Кубани. Краснодар-Армавир, 1995; Гаденко К.Н. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913.

«Казачество Кубани: военно-энциклопедический словарь» (Краснодар, 2014) адресован историкам, краеведам и всем, кто интересуется историей Кубанского казачьего войска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!