Кубанский государственный университет



Краснодар, Россия

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматривается сущность поэтического образа и необходимость изучения механизмов его функционирования в художественном произведении. В статье подчеркивается, что образ – это чувственное восприятия абстрактного понятия, уже существующего в сознании. Создать образ – это значит перенести явление из области абстрактной в область конкретную, материальную.

Ключевые слова: образ, художественный текст, содержание, внутренняя форма, внешняя форма.

Поэтический образ является сложным элементом системы языка и имеет свою структуру и особенности. Здесь надо определиться, всегда ли формой выражения поэтического образа является троп, фигура или вообще какое-либо необычное сочетание и расположение слов, или эстетический эффект могут создать и произведения, лишённые стилистических приёмов, то есть, написанные по принципу автологии. В самом деле, такая поэзия существует, и, в большинстве случаев, нельзя назвать её бедной или невыразительной. Но всё же для лингвистического анализа больший интерес представляет именно образная поэзия, которая, к тому же, обладает более сильным эстетическим и экспрессивным эффектом.

И.Р. Гальперин пишет: «... an image is a sensory perception of an abstract notion already existing in the mind. Consequently, to create an image means to bring a phenomenon from the highly abstract to the essentially concrete» [2, с. 140]. Образ – это чувственное восприятия абстрактного понятия, уже существующего в сознании. Соответственно, создать образ – значит перенести явление из области абстрактной в область конкретную, материальную. То есть, мы читатели, уже обладаем определенным знанием a priori, например, о любви, природе, красоте и т.д., но в поэтическом произведении, благодаря таланту автора, это знание получает новое, оригинальное выражение; мысль, известная всем, приобретает личный, не пережитый ни кем ранее оттенок чувств. Н.Г. Чернышевский писал: «В прекрасном идея должна нам явиться вполне воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом» [цит. по: 1, с. 74]. 

Образы подразделяются (хотя деление такое субъективно) на образы поэтические и образы непоэтические. Так, в зависимости от «поэтичности» образов, стихотворение может быть названо прозаическим произведением, а повесть – поэмой.

Разобраться в сущности «поэтичности» образа помогает знание механизмов его формирования.

Как известно, мышление человека – мышление ассоциативное. Любой человек мыслит, ассоциируя, соединяя слова (образы) в словосочетания (образный ряд) путём перебора ассоциаций. В ассоциативном мышлении можно выделить несколько механизмов формирования образного ряда и, таким образом, определить некую поэтическую составляющую.

Итак, назовём условно обыденный (бытовой) механизм ассоциативного мышления формально-логическим. Формирование словосочетаний (образов) производится средствами формальной логики: если снег – то белый, холодный, пушистый… падает, идёт; если утро – то раннее, тёплое; если человек – то красивый, высокий, стройный. Поэтичности особой в таких образах не чувствуется. Подобный механизм можно назвать отвлечённо-логическим.

Образ по-прежнему формируется средствами логики, но ассоциативное мышление при этом является отвлечённым: если снег – то колкий, свежий… ласкает, если утро – то красное, строгое; если человек – то удачливый, беспокойный… Отличие отвлечённо-логического механизма от механизма формально-логического состоит в неочевидности качества, приписываемого предмету, явлению и т.д. Еще одним механизмом формирования поэтического образа является суггестивный механизм. Суть суггестивного (внушающего) механизма – вызвать в читателе определённое настроение, внушить ему чувства и, во вторую очередь, мысли, угодные автору. Реализация суггестивного механизма – постановка слов в необычные сочетания: свод неба – прохладно-голубой, жар – кипучий, тишина – прохладная и т.д. Здесь важно другое: логическая недоказуемость качества, приписываемого предмету.

Суггестивный механизм, вне всякого сомнения, сделал поэзию много более «поэтичной» (необыденной, недоказуемой…). Однако введены в использование и другие механизмы формирования образного ряда

Итак, поэтический образ формируется определёнными механизмами, имеющими в своей основе ассоциативное мышление. Степень «поэтичности» образа определяется в конечном итоге возможностями самого механизма и умением поэта.

Очень подробно природу поэтического образа рассмотрел А.А. Потебня в своей книге «Теоретическая поэтика». «Поэтическому образу могут быть даны те же названия, которые приличны образу в слове, именно: знак, символ из коего берется представление, внутренняя форма» [3, с. 140].

 А.А. Потебня выделяет в поэтическом произведении три плана: содержание (идея, мысль, стихотворения), внутренняя форма, образ, который указывает на это содержание, и внешняя форма, в которой объективируется художественный образ. Подобную структуру можно сравнить с планом выражения и с планом содержания, присущим каждой лексической единице, но в поэтическом произведении есть нечто высшее – поэтический образ. Продолжая свою мысль, А.А. Потебня далее указывает: «Поэтический образ служит связно между внешнею формой и значением. Внешняя форма обуславливает образ» [3, с. 140]. Это значит, что идея – ассоциация, выраженная образом, зависит от того, каким сочетанием слов он создается, какой использован стилистический прием. Очень важным в смысловом содержании (если это стихотворение) оказывается и его звучание (аллитерация, ассонанс).

Если предположить, что образ может быть выражен одним из тропов (эпитетов, метафорой, сравнением, и т.д.), то можно предположить следующую структуру поэтического образа, выделенную И.В. Арнольд: 1) обозначаемое (the tenor) – то, о чем идет речь; 2) обозначающее (the vehicle) – то, с чем сравнивает обозначаемое; 3) обоснование сравнения (the ground) – общая черта сравниваемых понятий; 4) отношение между первым и вторым; 5) техника сравнения как тип тропа; 6) грамматические и лексические особенности сравнения [1, с. 77].

Таким образом, мы подошли к вопросу о способах создания поэтической образности. Главенствующая роль здесь, без сомнения, принадлежит изобразительным средствам языка.

И.В. Арнольд определяет тропы как «виды образного переносного употребления слов, и являются по преимуществу лексическими» [1, с. 54]. Что касается фигур речи, исследователь указывает, что они служат повышению выразительности речи и усилению ее эмоциональности при помощи особых синтаксических построений (инверсия, риторический вопрос, параллельные конструкции и т.д.).

В «Теоретической поэтике» А.А. Потебни есть такое определение тропа: «Троп есть выражение, перенесенное для красоты речи с его первичного, естественного значения на другое, он является средством украшения речи» [3, с. 158].

Итак, поэтический образ, адекватная передача которого представляется важнее точной передачи других элементов языковой системы, может быть выражен метафорой, метонимией, синекдохой и другими стилистическими средствами. Образ может передаваться пучком стилистических приемов (конвергенция), одним словом или словосочетанием; он может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

 

Библиографический список

 

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. М., 1986.

2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М., 1981.

3. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.,1990.

 

Е.В. Коминова


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!