ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ



 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Артыкова А. Я. (УО МГПУ им. И. П. Шамякина, Мозырь)

Научный руководитель – В. А. Черенко, канд. пед. наук

 

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на организм человека. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Одно из важнейших условий успешного использования игр – это умелое их проведение. Подбирая ту или иную игру, следует учитывать: 1) Подготовленность группы. 2) Физическую и техническую оснащенность в плане тех задач, которые будут решаться
в процессе игры. 3) Состав группы (количество, по полу), место проведения (зал, площадка)
и наличие инвентаря. Каждая игра начинается с организации участников-размещение на площадке, назначение водящих или капитанов. При проведении командных игр необходимо следить за тем, чтобы все команды были равны по силам. Объяснение игры проводится по следующей схеме:
1) название; 2) роль играющих; 3) ход игры; 4) цель; 5) правила. Объяснять игру можно лишь тогда, когда играющие уже находятся в исходном положении и сопровождать показом(для сокращения времени объяснения).

Нельзя допускать большого разрыва во времени между объяснением игры и сигналом к ее началу. Чтобы не снимать интереса к игре, не следует часто останавливать ее и настаивать на особо точном соблюдении правил. Непосредственно перед игрой в процессе занятия следует снизить нагрузку, чтобы занимающиеся могли немного отдохнуть и легче воспринять объяснения. Для качественного и организованного проведения игры необходимо привлекать самих учащихся: 1. Определение «водящих». Он может быть назначен руководителем, быть выбран по жребию (считалкой) или назначен по результатом предыдущих игр. 2. Выбор капитанов команд (выбирают сами играющие или назначает руководитель). 3. Выбор помощников: помощники выбираются руководителем и наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игр, помогают
с инвентарем. Игра начинается по условному сигналу. Сигнал подается только после того, как преподаватель убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места. В процессе игры преподаватель делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Но если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, преподаватель останавливает игру и вносит поправки. Не следует останавливать игру командой руки, а приучить занимающихся останавливаться по условному сигналу (свисток). В процессе игры преподаватель должен учитывать: 1) Построение играющих. 2) Учитывать наиболее опасные моменты в игре и быть готовым к страховке. 3) Важно, чтобы игра вызывала положительные эмоции. Необходимо избежать излишнего возбуждения, обиды или страха во время игры. 4) Необходимо добиться сознательной дисциплины т.е. честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. Взаимодействия играющих должны быть построены на чувстве дружбы и товарищества.

Каждая игра требует объективного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не соблюдать ее правила. Наблюдая за выполнением правил, руководитель с помощью педагогических приемов руководит обучением и воспитанием. Судья следует за правильным выполнением приемов в игре, что способствует улучшению техники игры, в целом повышает интерес к ней. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх командных, где ярко выражено соревнование и каждая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие, авторитет его падает, играющие перестают с ним считаться. Правильное судейство
в играх способствует воспитанию у занимающихся честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры. В подвижных играх трудно учесть каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуются сразу чрезмерные мышечные напряжения, которые требуют задержки дыхания, вызывают быстрое утомление. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. Приступая к проведению игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности. Во время занятий следует предавать интенсивные игры
с малоподвижными. С повышением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре возрастает, и играющие, увлеченные игрой, теряют чувство меры, не рассчитывают своих способностей и перенапрягаются, поэтому преподаватель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо помнить о возрастных особенностях занимающихся, их физической подготовленности и состоянии здоровья. Существуют различные методические приемы для изменения нагрузок. Желательно, чтобы все играющие получали одинаковую нагрузку. Нагрузка и продолжительность игры также зависит от места проведения занятия (в зале или на открытом воздухе). Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными, чтобы не вызвать испарину а затем быстрое охлаждение. Таким образом, дозировка определяется методикой и условиями проведения игры. Продолжительность игры зависит от условий занятий, состава занимающихся и от характера игры,
а также от количества участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраста, содержания игры (игры, требующие большого напряжения, темпа должны быть короче). Преподаватель должен определить момент окончания игры. При проявлении первых признаков утомления (нарушение правил, рассеянность, неточность движений, снижение заинтересованности, учащенное дыхание) игру следует заканчивать. Окончание игры не должно быть неожиданным для участников. Преподаватель предупреждает об окончание («играем еще 1–2 мин», «играем, до смены водящего», «до последнего очка» и т. д.).

Длительность игры зависит также от формы занятий. На уроке физической культуры игра ограничена временем, во внеурочное время она может быть длительнее и в большой мере способствовать воспитанию двигательных качеств. По окончанию игры преподаватель должен объявить ее результаты. При определении результатов игры надо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения того или другого задания.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!