Чины присоединения к Православию через Таинство Покаяния



Схема чинопоследования.

Исповедание грехов

Вопрошание об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании присоединиться к Православию

Молитва: «Господи Боже Вседержителю...»

Вопрошания об отрицании от заблуждений и сами отрицания

Исповедание православной веры

Разрешительная молитва с благословлением

Приобщение Святых Таин

Происхождение, содержание и виды чинопоследований.

Третий способ, или образ присоединения к Православию столь же древен, как и оба предыдущие. Литургический состав этого образа принятия не православных в Церковь был неодинаков в разные времена. В первые три века основными частями этого чинопоследования были: а) покаяние, б) рукоположение священнослужителя, в) разрешительная молитва. В последующие времена в некоторых правилах к покаянию присоединялось письменное отречение от заблуждений и проклятие их, но не говорится о руковозложении. В других правилах – не говорится о Покаянии как Таинстве, ни о руковозложении, а признается необходимым со стороны принимаемого в общение с Православною Церковью – представление епископу или собору одного письменного отречения от заблуждений и исповедания православной веры.

Определить полный состав древнего чинопоследования принятия не православных без Крещения и Миропомазания, и указать порядок частей его можно лишь из сопоставления всех правил и свидетельств древности. При таком сопоставлении существенными и необходимыми частями этого чинопоследования оказываются:

а) покаяние или раскаяние в заблуждениях со стороны обращающихся,

б) устное, или письменное, отречение от заблуждений и проклятие их,

в) исповедание православной веры,

г) разрешительная молитва и руковозложение священнослужителя при благословении,

д) приобщение Святых Таин (Серафимов А. О чинопоследованиях принятия не православных христиан в Православную Церковь. – Труды Киевск. Дух. Акад., Киев 1867, т. 1, с. 314).

В таком составе чинопоследование это встречается после VII-го Вселенского собора. В чине принятия не православных, напечатанном у Гоара и взятом из «патриаршего Евхологиона», сказано: «Несториане же и евхитиане должны давать рукописания и предавать анафеме свою ересь, и Нестория и Евтихия и Диоскора, и держащихся их мнения и все вышепоказанные ереси (в предыдущих чинах Крещения и Миропомазания), и тогда да сподобятся Святого причащения».

В Требнике Петра Могилы в «указе» «о еже како приимати от еретик приходящих к святей Божией апостольстей кафоличестей Церкви» о третьем разряде не православных, т.е. крещенных во имя Святой Троицы и миропомазанных говорится, что – «они точию по отречении своего си отступства исповедают символ православной веры и исповеданием грехов своих, молитвами же и разрешением святительским очищаются по чину ниже положенному». А этот чин является тем же самым, который помещается во всех позднейших изданиях «Чинопоследования соединяемых из иноверных», издаваемом в 1757, 1831, 1845 гг. По этому чину архиерей или иерей вопрошает обращающегося к Православию о том, о всего ли он сердца сожалеет и раскаивается в своем отступлении от Православия и хочет ли он быть во всем послушным Церкви и в соединении веры православной пребывать неотступно до конца жизни. Получив утвердительные ответы на эти вопросы, священнослужитель знаменует трижды чело обращаемого, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Возложив руку на главу его, читает молитву: «Господи Боже Вседержителю, едине святее, и на святых почиваяй...», после которой следуют вопрошания об отрицаниях от заблуждений и сами отрицания, исповедание православной веры разрешительная молитва с благоговением и после всего приобщение Святых Таин.

Глава IV. Богослужение Таинства Венчания

1. Брачный союз:

а) Возникновение брачного союза и формы его совершения.

Брачный союз установлен Богом в раю. Сотворив первого человека – Адама и создав ему помощника (Быт. 2, 18) – Еву, Господь сочетал их в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, сказал Он им, — и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Соединение мужа и жены в одном существе и единстве их жизни составило тайну Брака. «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24), — так определил Господь суть этой тайны.

До потопа и после него человечество помнило это благословение Божие, и жизнь свою развивало в тесной связи с этой тайной. Естественная природа брака, соединяющая двух лиц разного пола в единый, неразрывный союз оставалась основой жизни. На протяжении веков сформировались сложные брачные обряды, подарки невесте и ее родителям со стороны жениха, составление брачного договора при свидетелях, брачный пир с соблюдением предписываемого этикета. Такими обрядами руководствовались древние народы – евреи, греки, римляне и другие, из которых образовалась Церковь Христова.

б) Форма совершения брака в ранней христианской Церкви.

Взгляд священноначалия древней Церкви на брак замечательно отображен в словах святого Игнатия Богоносца (+115) поэтому поводу: «Женящимся и выходящим замуж надлежит вступать в этот союз с ведома епископа, дабы брак был о Господе, а не по похоти» (Творения).

Когда предположенный и возвещенный Церкви брак получал ее одобрение, то привод невесты в дом жениха мог быть совершен без особого церковного благословения. Но нравственный дух христиан требовал и здесь освящающего участия Церкви. В африканской Церкви, по описанию Тертуллиана (III в.) совершение брака происходило в общем богослужебном собрании с приношением бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных. Но более распространенным был обычай приглашать священнослужителя на дом для благословения жениха и невесты и соединения их рук в знак заключенного между ними супружеского союза.

Церковное благословение законного христианского брака духовная иерархия уже тогда признавала безусловно необходимым для сообщения супружескому союзу христиан освящающей и укрепляющей благодати Христовой.

Так, святой Иоанн Златоуст в одной из бесед говорил: «Нужно... самым началом брака укреплять в девице чувство стыда, призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае... супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силою Божиею».

Император Лев Философ в одной из своих новелл в 893 г. Признал церковное благословение брака безусловно необходимым для его действительности и в гражданском отношении.

В XII в. значение брака Таинства ставится уже в прямую зависимость от церковных священнодействий браковенчания. Сам священнодействие признается Таинством Брака, которое священник совершает, а брачующиеся только приемлют. Об этом говорит греческий канонист XII в. Феодор Бальсамон.

В XIV же веке святой Симеон Солунский вполне определенно высказывает каноническое положение: «Брак составляется не словесным соглашением, а священным молитвословием». Отсюда следовало: кто начал супружеское сожитие без благословения Церкви, тот состоит не в браке, а в любодейной связи.

Таким образом, христианский брак есть Таинство, для совершения которого необходимы два фактора: воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку с необходимым сакраментальным характером, отображающим всегда присущую христианам печать Крещения и воля Церкви, которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную благодать Божию (Павлов А., проф. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887, с. 70-72).

Символика Таинства Брака

Брак, начинаясь согласием воли двух лиц иметь полное общение всех жизненных отношений, созидается молитвами родителей и благословением Церкви. В результате естественное таинство брака становится и таинством благодати – образом духовного союза Христа с вступающими в брак как с «малой церковью».

Христианские супруги, соединяясь в плоть едину, составляют в то же время единство по общениям жизни во Христе, как члены Его Тела (Ев. 5, 30). И в малом таинстве своего союза они изображают (великое таинство) веры – союз и единение воплотившегося Бога Слова со Своей Церковью.

Характер христианского брака как Таинства созидается действием искупительной благодати Божией. Преподаваемая в Таинствах Крещения, Евхаристии и других, он делает верующих членами Тела Христова. Брак крещенных необходимо есть таинство и остается таковым, сохраняя это свойство навсегда.

Церковь всегда признавала Таинством только действительный законный христианский брак, который заключен по требованию божественного и согласного с ним человеческого закона, в смысле полного и нерасторжимого жизненного союза мужчины и женщины. А для этого требовалось соблюдение всех предписываемых тем и другим законами условий, ограждающих чистоту и нравственное достоинство этого союза.

В Таинстве Брака жених и невеста перед священником и Церковью открывают свое свободное обещание о взаимной супружеской верности. Церковь их желание утверждает. Союз их благословляется во образ духовного союза Христа и Церкви и испрашивается для них благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Своим благословением в молитвах Святая Церковь сообщает новобрачным благодатные силы к пребыванию в единстве совместной жизни так, чтобы быть им и «одной плотью» (Быт. 2, 24) друг с другом, и иметь «одно сердце и одну душу» с Церковью (Деян. 1, 32). Начало своей жизни новобрачные связывают с богооткровенной истиной: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), в которой приоткрывается тайна присутствия между ними Господа Иисуса Христа, «славою и честью» венчающего их (тайносовершительные слова чина венчания).

В результате благодатного воздействия Таинства брак приобретает силу быть «пристанью целомудрия». Желающие хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе, делаются поборниками строгой богоугодной жизни. С помощью Божией брак позволяет человеку духовно крепнуть в вере и единстве христианской жизни, достигая меры возраста Христова.

Святой Иоанн Златоуст сравнивает христианский брак с гнездом, в котором мать вскармливает птенцов для того, чтобы они научились безопасно летать, когда у них окрепнут крылья и появится сила, а не оставались бы в нем навсегда. «Господь наш, — говорит святитель, — искони влек нас к Небу и указал нам путь, ведущий туда... Показав это, Он оставил нас на долгое время в этом мире и браке, как в гнезде. Когда же у нас в течение долгого времени возросли крылья добродетели, то Он придя, стал тихо и мало-помалу выводить нас из здешнего жилища, научая парить в горнем. Таким образом, ...поистине благородные, любящие свет, с великой легкостью покинув гнездо, возлетают на высоту и достигают Небес, отказавшись от земного» (свт. И. Златоуст. Творения СПб., т. 1, с. 310).

Святость христианского брака делает его непохожим ни на какой другой брак, заключенный вне Церкви. На христианский брак Церковь изливает благодать Божию, которая способствует созиданию семьи как «домашней (малой) церкви» (Кол. 4, 15). Семья осознает себя в Таинстве частью Церкви, «церковью по существу своей жизни» (Проф. С.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1933, с. 51).

Церковность семьи дает ей те крылья, с помощью которых можно воспарять в горный мир. А Церковь, как мать, укрепляет ее силы и указует путь в Царство Небесное, научая преданности и послушанию воле Божией. Благодать Таинства побуждает у супругов вкус к духовной стороне супружеских отношений, чтобы в них нашел отображение духовный и святой союз Христа с Церковью.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!