Глава ІІІ. Богослужение присоединения к Православию



Многих людей из «нехристиан» — иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения.

История принятия в Церковь иноверных

С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по «Чину присоединения».

В восьмой главе «Постановлений апостольских» (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).

В VII веке Церковь, побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, обличая и исправляя тем самым и других (8 прав. XVII Всел. соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию.

В глубокой древности сложилось три способа, или «образа», присоединение к Православию иноверных – 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния.

До Вселенских соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных не православных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, алотактитов и проч. – совершалось через Крещение, в других – через Миропомазание, а в третьих – только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния. Решениями 1-го (8-е и 19 прав.) и 2-го (I-е прав.) Вселенских соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных. Известно, что в V веке Тимофей, пресвитер Константинопольский, в послании к Иоанну на основании 7-го правила 2-го Вселенского собора изложил положение, кого из еретиков и каким образом принимать в Церковь. В VII веке Шестой Вселенский собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию (95-е прав.), которыми Церковь стала руководствоваться во все последующие времена вплоть до наших дней. Согласно древним церковным правилам, через Таинство Крещения предписывалось принимать не только язычников, иудеев, магометан, но и тех отступников от Церкви, которые заблуждались относительно основных догматов святой веры и существенно искажали их, не признавали Таинства Крещения, либо совершали его неправильно (в древности – монтанисты, евномиане, савеллиане). Других не православных, желающих вернуться в лоно Церкви, над которыми было правильно совершено Крещение (ариан, македонян, новатиан), Церковь постановила присоединять к Православию без перекрещивания их – через Миропомазание, или только Покаяние – в случае, если они были миропомазаны правильно рукоположенными священниками, имевшими преемство от апостолов.

В IX веке Мефодий, патриарх Константинопольский, издал чиноположение для обращающихся к Православной вере. С его именем дошло до нас «установление о еже различными образы и возрасты обращающихся» (Яблоков А.О. происхождении чина присоединения мухамеддан к Православной христианской вере. – Правосл. Собеседник. 1881, с. 250-283). В 1484 г. Константинопольский собор принял решение присоединять к Православной вере римских католиков через Миропомазание.

На Руси соблюдались все три «образа», или способа, присоединения к Православной вере в соответствии с каноническими правилами Церкви и древней церковной практикой. До XVII века принятие в нашу Церковь западных христиан совершалось без Крещения – только через Миропомазание. В эпоху самозванцев, в условиях непрекращающихся военных столкновений русских с поляками-католиками и обостряющихся межцерковных противоречий собор 1620 г., созванный при патриархе Филарете, принял постановление о прекращении римских католиков, желающих вступить в Православную Церковь. Впоследствии это решение распространилось и на лютеран, о чем свидетельствует помещенный в Требнике 1639 г. Чин присоединения «приходящих креститься от люторския ереси...»

Постановление о перекрещивании римских католиков как противоречившее древним церковным правилам было отменено Московским собором в 1667 г., указавшим «яко не подобает латин покрещивати, но точию о проклинании своих ими ересей и по исповедание согрешений и по даянии рукописания, помазавати им святым и великими миром...» (Серафимов А. О принятии не православных христиан Православную Церковь. – Труди Киевск. Дух. Акад., Киев, 1864, июль, с. 362). В 1718 г. Русская Церковь отменила и существовавший в ней с 1620 г. Обычай перекрещивания лютеран, руководствуясь древней практикой Восточной и самой Русской Церкви (до 1620 г.), в соответствии с которой лютеране присоединялись к Православию без Крещения – через Миропомазание.

С 1757 г. Наша Православная Церковь стала принимать римских католиков – не миропомазанных – через Миропомазание, а миропомазанных от их епископов – только через Покаяние, в котором они отрекались от своих заблуждений.

Среди раскольников Русская Церковь с давних пор проводила различие в степени отклонения их от Православной веры, а, следовательно, и в способах присоединения их к Церкви. Например, молокане, духоборы и проч. отвергают Таинство Крещения, у других раскольников нет законного Священства, поэтому нет и Таинства Миропомазания. Отсюда требование Церкви – тщательно проверять – не было ли ранее совершено над присоединяемыми раскольниками истинного Крещения и не были ли они миропомазаны законно поставленным иереем: некрещеных следовало присоединять к Церкви через Крещение, а крещенных, но не миропомазанных – через Миропомазание. Решение о том, чтобы без Крещения и Миропомазания присоединять к Церкви раскольников, заблуждающихся в учении обрядовой стороне веры, но не отрицающих основных ее догматов, было принято в 1722 году.

Сообразно трем способам принятия иноверных в Церковь с древнейших времен формировались особые чинопоследования присоединения к Православию, составленные в разное время с учетом вероисповедных различий между присоединяемыми лицами.

В XVI веке всякий еретик или язычник прежде чем над ним совершалось Таинство Крещения поступал в разряд оглашенных. Для этого в богослужебной практике назначалось особое время и определенные молитвы. Из «Устава како достоит творити оглашенника» узнаем, что временем, удобным для подобного совершения, признавался момент в чине литургии после малого входа, когда совершалось «лития диаконская», пелось великое «Господи, помилуй» и читались 5 молитв, в которых испрашивалось Божие благословение «на рабы, оглашенныя, ихже призвав еси званием святым».

Оглашение же язычника происходило таким образом. Оглашаемый, явившись в храм, преклонял колена. Священник трижды благословив его, читал молитву, после нее еще раз трижды благословлял и записывал имя его в списке оглашенных и, окончив вторую молитву, отпускал домой.

Отпадшее из христианства в язычество дитя принималось в лоно Христовой Церкви после семи дней, в течение которых над ним ежедневно совершались очистительные молитвы. В восьмой день оно миропомазывалось на челе, лице, руках, коленах и персях и, по прочтении положенных молитв, причащалось Святых Таин. Юноша и старец предварительно постились «две четыредесятницы», упражнялись в молитве и коленопреклонении и произносили 100 раз «Господи, помилуй» на каждую огласительную молитву, которые читал священник.

Отпадшие в язычество добровольно и обращающиеся снова в христианство постились в течение двух лет, воздерживаясь от мяса, сыра, яиц и вина, ежедневно совершали по сто поклонов и произносили 200 раз «Господи, помилуй».

Во всех указанных случаях молитвы читались в таком порядке. Сначала произносилась одна: «Праведен еси, Господи», потом читались псалмы 50, 37 и 102. Затем следовали еще три молитвы, и священник миропомазывал новообращенного, произнося еще одну молитву, и после обычного окончания отпускал домой.

Поэтому чину совершалось присоединение в Православной Церкви всякого еретика и евреев (Дмитриевский А. Богослужение Рус. Церкви в XVI веке. с. 316-322).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!