Чины присоединения к Православию через Таинство Миропомазания



Схема чинопоследования.

Исповедание грехов

Молитва: «Господи Боже истины, призри на раба Твоего...»

Вопрошения о неправом учении и отрицания его

Символ веры

Вопрошения о Православной вере и исповедание ее

Псалом 66-й: «Боже, ущедри ны...»

Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы покаяния предлагай...»

Обещание хранить целой и невредимой Православную веру

Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый...»

«Благословенно Царство...»

«Царю небесный»

Великая ектения

Молитва: «Благословен еси Господи...»

Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго, аминь»

Возложение креста на миропомазанного

Молитва: «Господи Боже наш...»

Отирание частей тела, помазанных миром

Тайная молитва: «Одевыйся в Тя Христа и Бога нашего...»

Ектения: «Помилуй нас, Боже»

Отпуст.

Происхождение и содержание чинопоследования.

Ясных указаний о том, как совершались чины присоединения к Православию без Крещения – через Миропомазание, вплоть до IV века в исторических свидетельствах не встречается. Эти указания о порядке присоединения не православных к Церкви через Миропомазание известны уже с IV века. В состав древнего чина входили следующие компоненты:

а) письменное отречение обращающихся от ересей и проклятие их;

б) изучение и исповедание Православной веры;

в) молитвы при возложении рук святителя;

г) помазание частей тела миром с произношением слов: «Печать дара Духа Святаго»;

д) приобщение Святых Таин.

По чину присоединения римских католиков, составленному при патриархе Симеоне Трапезунтском и вскоре подтвержденному на соборе Константинопольском 1484 г., архиерей, или иерей после обычного начала спрашивает обращающегося к Православию, отрицается или он от исповедания не православных латинских догматов и различных нововведений Римской Церкви и искренно ли желает присоединиться к Православной Церкви? Затем повелевает ему читать Символ веры без изменения и искажения его; потом помазывает его святым миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго». После этого следует молитва, в которой испрашиваются присоединяемому дары благодати, возвращающей и укрепляющей его в жизни духовной. Наконец, следует запись, в которой присоединенный дает обещание исповедовать Православную веру, как исповедует ее Православная Церковь.

Древние чинопоследования присоединяемых через Миропомазание, применявшиеся Русской Церковью, совпадают не только в основных частях, но даже и в частностях с чинопоследованиями Восточной Церкви и древними правилами ее. По всем этим чинам известным по рукописям и печатным требникам, присоединяемый должен предварительно поститься, во время самого присоединения – сначала проклинать свои заблуждения, затем читать исповедание Православной веры и, наконец, по молитве, он помазуется святым миром. Первый по древности из таких чинов встречается в ответах Нифонта, епископа Новгородского (XII век) на вопросы черноризца Кирика. Нифонт писал с принятии латинян: «Если кто-либо из крещенных в латинскую веру захочет присоединиться к нам, пусть ходит в Церковь семь дней; а ты сперва нареки ему имя, потом совершай над ним четыре молитвы на день, повторяя каждую по десять раз; мясо же и молока не давай ему, как оглашенному. В 8-й день пусть вымоется и придет к тебе, а ты сотвори ему молитвы по обычаю, облеки его в чистые одежды, или пусть сам облечется, надень на него христианские ризы и венец; тогда помажь его святым миром и дай ему свечу...».

По чину, находящемуся в требнике Петра Могилы, присоединяемый к Православной Церкви сначала вверяется священнику для назидания и научения в вере, потом сожигает еретические книги, приносит раскаяние в грехах. По исповедании же священник да накажет его и научит, и да истяжет от него отрицание ересей, разрешение же грехов не дает ему, но да идет с ним в храм. Там задаются ему вопросы об искренности присоединения, по молитве он отрицается от сатаны и ересей и исповедует православную веру. В завершение чина иерей помазывает святым Миром определенные части тела. В этом чине нововведением является только сожжение книг, о котором не упоминается ни в одном древнем правиле, чинопоследовании или уставе. Во всем остальном этот чин находится в полном согласии со всеми древними чинопоследованиями Восточной Церкви.

От этих древних чинопоследований наша Церковь не отступала и в последующие времена. В 1757 г. По благословлению святейшего Синода, было издано отдельной книгой «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православно-кафолической Восточной Церкви», содержащее в себе те же самые чины присоединения не православных через Крещение, Миропомазание и Покаяние, которые находятся в требнике Петра Могилы. Следующее издание вышло в 1845 г., а затем в 1858 г. В «Книге чинов присоединения к Православию» содержаться чины присоединения к Православной Церкви лиц, приходящих от римско-латинского, армянского, лютеранского и реформатского вероисповеданий.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 783; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!