БОГОСЛУЖЕНИЕ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ ВТОРОБРАЧНЫХ



Историческое формирование чина Венчания второбрачных

Древняя Церковь рассматривала второбрачие как нравственное несовершенство, уступку чувственности и нарушение обета, данного прежнему супругу. По этой причине она не одобряла заключения повторных браков. Второбрачные не допускались в клир, ибо согласно предписанию апостола Павла, пресвитер должен быть «непорочен, муж одной жены» (Тит. 1, 6).

Церковь отказывалась принимать всякое участие в совершении повторных браков и запрещала священнику «пиршествовать на браке двоеженца» (Неокес. соб. Пр. 7). Тем более, по словам св. Феодора Студита (IX в.), непозволительно было священнику венчать повторный брак. Однако вдовцам и вдовам не возбранялось вступать в гражданский брак при условии, чтобы он не был тайным, а заключался при свидетелях. Гражданский порядок заключения браков св. Никифор Исповедник, патриарх Константинопольский (IX в.), излагает в следующем церковном правиле: «Если вдовец хочет женится на вдове, то он должен устроить брачную трапезу, созвать на пир десять домовладык и сказать в их присутствии: «Знайте, господа и братья, что я беру эту женщину в жены». Но этот брак не получает благословения по церковному чинопоследованию, и оба супругу подвергаются епитимии за второбрачие. Второй и третий брак рассматривались как врачество против блуда, который требовал покаянного очищения совести. Двоеженцы отлучались от Причастия на 1-2 года; вступившим в третий брак назначалась епитимия от 3-х до 5-ти лет (Вас. Вел. Правв. 40 и 50; Лаод. соб. пр. 7). Исключения из этих правил делались только для лиц, расторгнувших брак по вине супруга (прелюбодеяния, физической неспособности к браку, поступления в Монашество и т.д.).

Но так как и второй брак все-таки был разрешен апостолом, если и он был заключаем «в Господе» (1 Кор. 7, 39), — а всякий брак «в Господе, т.е. в состоянии благодати, необходимо есть таинство», — то Церковь, хотя и оставляла второбрачных без своего благословения, однако не могла не признавать в их союзе характера таинства – с тою мерою благодати, какая присуща каждому христианину и его браку в силу Таинства Крещения. Без сомнения, общецерковная мысль выражена в следующих словах блаж. Августина: «Вступивший не в первый брак не совершил греха. А только утратил некоторую меру Таинства, необходимую для приобретения добродетельной жизни, а для получения печати церковного рукоположения». Умаление Таинства во втором браке усматривалось, конечно. В том, что он уже не представляет собою «полного образа» духовного союза Христа с Церковью – Единого с единою, а употребляется этому союзу только по своей нерасторжимости, в чем блаж. Августин и полагал «существо Таинства Брака» (Павлов А. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887, с. 66-67).

Строгое соблюдение правила, не допускающего никакого Церковного торжества при совершении вторых браков, сделалось невозможным после издания новеллы Льва Философа (893 г.), поставившей церковное благословение необходимым условием законности всякого брака. Сначала вошло в обычаи благословлять второбрачных без венчания, т.е. без возложения на их головы венцов – символ девственной чистоты и торжества над чувственностью. В этом узком смысле и следует понимать все церковные правила XI-XII вв., запрещающие венчать второбрачных. Но впоследствии это различие в обряде церковного благословения первых и вторых браков повсюду исчезло на Востоке.

Святой Симеон Солунский указывал лишь одну особенность в церковном последовании о «второбрачных» — им не преподавалось Причащение Святых Даров, а только общая чаша.

Рассматривая первый брак, по выражению св. Григория Богослова как «закон», а второй – как «снисхождение» и человеческой немощи, Церковь позже внесла некоторые различия в последовании для первобрачных и для второбрачных. Последние венчались по сокращенному чину. Особый чин венчания второбрачных был выработан к XVI в. Если венчался вдовец с девицею или вдова с первобрачным, то совершалось так называемое последование «великого венчания», т.е. венчание было по полному чину, причем имя девственника поминалось прежде, чем имя вдовствующего. Если венчался вдовец со вдовою, когда жених и невеста вступали во второй или третий брак, то совершалось последование двоебрачных. Эта практика была принята и в Русской Церкви.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!