Схема чинопоследования Елеосвящения



В состав «Последования святаго елея» входят три части:

1. Молебное пение:

«Благословен Бог наш»

Обычное начало

Псалом 142

Малая ектения

Аллилуия, покаянные тропари

Псалом 50

Канон

Стихиры

Трисвятое, тропарь: «Скорый в заступлении».

2. Освящение елея:

Мирная (великая) ектения

Молитвы на освящение елея

Тропари Господу, Богоматери, святым.

3. Помазание болящего елеем:

Прокимен, Апостол, Евангелие

Сугубая ектения

Молитва одного из семи священников 7 раз

Помазание болящего при чтении

Молитвы «Отче Святый...»

Возложение Евангелия на главу болящего при чтении молитвы «Царю святый...»

Сугубая ектения

Стихиры

Отпуст

Испрашивание болящим прощения у священников.

Содержание богослужебных текстов чина

Молитвословия чинопоследования и тексты священного Писания подтверждают, что в Таинстве Елеосвящения благодатию Божией даже безнадежно больной человек может получить по своей вере исцеление от болезни, очиститься «от грехов забвенных и недоуменных», примирится с Богом и Церковью.

В каноне священники просят Господа «елеем благоутробия» утешить «души...и телеса человеческия». «Милостивый, болящему люте, даждь, Христе, благодать Твою свыше» (песнь 3). «Неизреченною Твоею любовию, Преблагий Господи..., ущедри раба Твоего, «покровом обнесни сего славы Твоея»... «на здравия и недугов на избавление» (песнь 6). «Милости Источник, ...страждущаго раба Твоего от всякого избави озлобления», «страсти жаждущая и телесныя сокрушения... Сам исцеляя уврачуй» (песнь 2), «да славит Тя спасийся Благодарственно». Припевы к тропарям канона соответствуют основной мысли канона: «Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе» (Требник митрополита Петра Могилы); «Владыко Многомилостиве, Господи, помилуй исцели (страждущего) раба Твоего» (там же).

В стихирах выражена та же мысль «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием, раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевная скверны очисти..., соблазнов избави, болезни утиши, обстояние отжени, скорби потреби... и жилище красное пребожественныя Троицы сотвори».

Избавление «от недугов и горьких болезней» необходимо болящему для того, чтобы он был воздвигнут «силою и действием и наитием Святого Духа» «во еже пети и славити непрестанно» Единого Человеколюбца (тропарь).

В молитве на освящение елея Церковь просит Господа освятить елей, чтобы было от него помазующимся исцеление, применение всякой страсти, скверны плоти и духа и всякого зла, «да и в сем прославится Пресвятое Имя» Отца и Сына и Святого Духа.

Обращаясь к скорому в заступлении Христу Богу, от лица ослепленного «душевными очима», Церковь земная просит святых Церкви Небесной объединить с ней свое дерзновенное ходатайство. Она умоляет Христа дать исцеление душе, «безместными деяниями люте расслабленной», молитвами апостола Иакова, брата Господня, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, великомучеников Дмитрия и Пантелеймона, святых бессеребренников и чудотворцев, апостола Иоанна Богослова и Пречистой Богоматери.

Милость Божья, испрашиваемая в молитвах, конкретизуется в сознании участников Таинства учение апостолов и свидетельством Евангелия.

«Образ приимите... долготерпения, ибо многомилостив Господь щедр... Злостраждает ли кто в вас? – Да молитву дает. Благодушествует ли кто? – До поет. Болит ли кто в вас? – Да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во Имя Господне»... (1 апостол. Иак. 5, 10-16).

Цель жизни человека, говорит Евангелие, в любви к Богу и людям. В милосердном самарянине, сжалившемся над человеком, израненным разбойниками, возлившем на его раны масло и вино, верующий человек находит для себя пример подлинной любви. Ближний человеку тот, кто сотворит ему милость. Молитва веры дает человеку силы услышать глас Христа: «Иди, и ты твори такожде» (Лк. 10, 25-37).

В молитве перед первым помазанием болящего елеем священник просит Господа: «Освяти елей сей, и сотвори его... в совершенное избавление от грехов..., в наследие Царства Небесного». Пусть будет он елеем радования, царской одеждой, броней силы, радованием сердца, велением вечным.

А при самом помазании: «...Исцели и раба Твоего (имя рек) от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего», молитвами Богоматери и всех святых.

В Послании к Римлянам (15, 1-7) обращается внимание болящего на необходимость, став сильным, принимать на себя немощи слабых и стремится на себе угождать, а ближнему, угождать во благое к созиданию..., «да терпением и утешением Писаний упование имамы» (2-й Апостол).

В Евангелии от Луки (19, 1-10) предстает перед взором болящего Закхей-мытарь, человек грешный, но сподобившийся принять в свой дом Христа Спасителя. «Пол-имения моего, Господи, дам нищим, сказал Закхей, пошли милосердие Божия, — и еще кого чем обидех, возвращу четверицею».

В молитве перед вторым помазанием иерей просит у Бога для страждущего «дара исцеления грехов», чтобы, «присно спребывая ему», Он сохранил его ходящим во оправданиях Божиих, да и в нем прославится Пресвятое Имя Божественной Троицы.

Многообразным служениям в едином Теле Христовом – Церкви посвящено следующее, третье чтение Апостола (1 Кор. 12, 27-13, 8). Ревновать о дарованиях больших – задача христианина. Особенно надо ревновать о любви. Без нее человек – медь звенящая или кимвал звучащий».

Призванию 12-ти учеников и посланию их на проповедь посвящено второе Евангелие. Христос повелел им проповедовать о приблизившемся Царствии Небесном при условии – болящих исцелять, прокаженных очищать... «Даром получили, — сказал Господь, – даром и давайте».

В молитве перед третьим помазанием иереи просят Бога низвести милость Свою на елей и на помазующегося от него во Имя Божие. «Буди Врач раба Твоего, воздвигни его от одра болезненного цела и всесовершенна, даруя его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою».

Четвертым чтением Апостола (2 Кор. 6, 15-18; 7, 1) Церковь увещевает верных своих дорожить сказанным Господом: «Вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие... И буду вам во Отца и вы будете Мне в сыны и дщери». Имея такое обетование, говорит Апостол, «очистим себя от всякия скверни, плоти и духа».

В Евангелии от Матфея (8, 14-23) повествуется об исцелении тещи Петровой и исцелении всех болящих. Все это делается, чтобы исцеленные, как в учении, пошли за Христом и послужили ближним.

В четвертой молитве священник молит Господа вчинить «елей сей в цельбу от него помазуемым, в пременение всякаго недуга, во избавление зол, чающих от Тебе спасения...», «да, восстав рукою Твоею крепкою, поработает Тебе со всяким благодарением».

В пятом чтении Апостола (2 Кор. 1, 8-11) Церковь напоминает коль важно иметь в себе «осуждение смерти», «да не надеющеся будем на себе, но на Бога, возставляющего мертвыя».

В пятом Евангелия, от Матфея (25, 1-13), притчей о мудрых и неразумных девах указывается, сколь важно исходить в сретение Христа. Для этого важно «бодрствовать и молиться», ибо не знает человек дня и часа, в которые Сын Человеческий приидет.

В пятой молитве священник просит Господа «помянути богатыя Своя щедроты и милость»: «Внуши молитву мою в сей час же и святый день, и на всякое время и место, и рабу Твоему и немощи сущему даруй душевное исцеление».

В шестом апостольском чтении (Гал. 5, 22-26; 6, 1-2) апостол Павел исчислив плоды Духа, говорит, что живущие Духом должны и поступать по Духу: не завидовать друг другу и не раздражать, исправлять человека, впадшего в согрешение, в духе кротости и носить бремена друг друга, чтобы исполнить тем самым Закон Христов.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28) говорится о жене кананейской, умолявшей Господа исцелить ее дочь, которая жестоко бесновалась. По великой вере ее. Господь исполнил ее желание, «и исцелилась дочь ее в тот же час». В молитве, которую читает затем шестой священник, он обращается к Доброму пастырю, дающему утешение малодушным и жизнь сокрушенным, и просит Его исцелить болящего, простить все грехи его и спасти от вечной муки, чтобы уста его исполнились вечного хваления Господа и славнословили Имя Его, мысль же его укрепилась благодатию Божией.

В седьмом чтении Апостола (1 Фес. 5, 14-23) апостол Павел обращается к христианам с призывом вразумлять бесчинных, утешать малодушных, помогать слабым и быть долготерпеливым ко всем, не воздавать злом за зло, всегда радоваться, непрестанно молится и за все благодарить, потому что такова воля Божия и них. Он просит их не угашать духа и не уничижать пророчества, все испытывать, но держаться только доброго, и тогда «Бог мира да освятит вас во всей полноте; и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока и пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Заключает евангельские чтения Евангелия от Матфея (Мф. 9, 9-13), в котором евангелист Матфей повествует о себе, о том как он был позван Спасителем и из мытаря сделался апостолом, Фарисеям, упрекавшим Господа в том, что Он ест и пьет вместе с грешниками, Христос сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Затем седьмым священником читается молитва, в которой он просит Господа услышать моление своих служителей и ослабить, оставить, простить болящему все его вольные и невольные прегрешения, беззакония и преступления заповедей Божиих, совершенные в ведении и не ведении.

После седьмого помазания все семь священников на голову болящего возлагают евангелие письменами вниз, и первый из них, не возлагаю рук, читает молитву: «Царю Святый, Благоутробне и Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися и живу быти ему. Не полагаю руку мою, грешную, на главу пришедшаго (или: пришедишя) к Тебе во гресех и просящего (или: просящия) у Тебе нами оставления грехов, но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святим Евангелии сем, ежесослужители мои держат на главе раба Твоего (или: Твоея) (имя рек), и молюся с ними и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениях оставления даровавый и Манссиину еже о покаянии молитву приемый, Сам и раба Твоего (или: рабу Твою) (имя рек), кающегося (или: кающуюся) о своих си согрешениях, приими обычным Твоим человеколюбием, презирай вся его (или: ея) прогрешения. Ты бо еси Бог наш, Иже и семьдесят крат, седмерицею оставляти повелевый падающим в грехи, зане яко величество твое, тако и милость Твоя, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

В сокращенной сугубой ектении испрашивается милость, жизнь, здравие, спасение и оставление грехов принявшему Таинство. Затем поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божией Матери, и следует отпуст.

Больной, принявший Таинство, в конце священнодействия трижды благоговейно кланяется священнослужителям и говорит: «Благословите, отцы, святии, и простите мя грешнаго (грешную)», трижды повторяя эти слова.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!