ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ НА ДОМУ



Таинство Святой Евхаристии

Евхаристия есть Таинство, в котором под видом хлеба и ныне христианин причащается истинного Тела и истинной Крови своего Спасителя.

Таинство совершается во время Божественной литургии, которая означает «собрание в Церковь», собрание евхаристическое. Верующие собираются так, чтобы завершением и исполнением этого собрания было «евхаристическое преломление хлеба». Собрание в церковь делает реальным фактом совершения Евхаристии, и Евхаристия дает увидеть и ощутить, чем и кем живет Церковь.

Евхаристический чин убеждает в том, что от начала до конца он построен на принципе соотносительности – зависимости друг от друга служений предстоятеля и народа. Она выражена в диалогической структуре всех евхаристических молитв. Каждую из них собрание «запечатывает» словами «Аминь», связуя им в одно органическое целое предстоятеля и народ Божий, им возглавляемый. Каждая из составных частей евхаристического священнодействия – чтение слова Божия, возношение причащение – начинается с взаимного преподания мира: «Мир всем», — «И духовы твоему»... Все молитвы содержанием имеют нашу хвалу, наше благодарение, наше причастие, а своей целью – «соединение всех друг ко другу во Единаго Духа причастие.

Священнодействия Евхаристии отображают ту же «синергию» — сотрудничество, сослужение. Так, чтение слова Божия и изъяснение его в проповеди, составляя содержание первой части евхаристического служения, предполагает служащих и принимающих проповедь. Перенесение проскомидии в алтарь и возникновения в нем особого «жертвенника» не уничтожило изначальной практики приношения даров на собрании от народа. Смысл возгласа: «Возлюбим друг друга!..» — относится ко всему собранию, так и конечный возглас: «С миром изыдем...»

Евхаристия с самого начала была явлением и осуществлением единства нового народа Божия, собранного Христом и во Христе (Ин. 11, 52). В храм человек идет не для индивидуальной молитвы, он идет собраться в Церковь. Это значит, что он ищет в собрании верующих, чтобы вместе с ними составить Церковь, чтобы быть тем, чем он стал в день Крещения, то есть членом Тела Христова. Он идет явить и осуществить свое членство, явить и засвидетельствовать перед Богом и миром тайну Царства, уже «пришедшего в силе» (Ин. 9, 1), в Церкви святой. Вот тайна Церкви, тайна Тела Христова. «Где двое и трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

«Собрание в Церковь» есть образ Тела Христова. Образ Главы Тела есть священник. Он предстоит в собрании и возглавляет его. Именно это возглавление делает группу Христиан собранием Церкви в полноте ее даров, ибо священство священника – не его, а Христово, данное Церкви, потому что она есть Тело Его.

При отсутствии в собрании болящих членов или иных, благословное виною отсутствующих, древняя Церковь считала необходимым вводить их в жизнь Церкви, причащая Тела и Крови Христовых на дому.

История чинопоследования причащения больных

Первые христиане переживали Евхаристию как величайшую святыню. Они реально зрели Господа среди собрания верных. Они видели Его в Теле и Крови: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10, 16).

В «Учении 12 апостолов» (I в.) говорится: «Никто да не яст и да не пиет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во Имя Господне».

Мученик Иустин (II в.) пишет: «Пища сия называется у нас Евхаристией, и нельзя приобщатся ей тем, кто не верит в истинность того, чему мы учим, и кто не смылся банею водною ради оставления грехов и возрождения, и кто так не живет, как Христос заповедал».

По свидетельству того же Мученика, Святые Дары после совершения литургии и причащения на ней присутствующих верных, посылались через диаконов тем, кто не мог присутствовать на богослужении.

«Апостольские Постановлении» (IV в.) предписывают диаконам после литургии вносить остатки Святых Даров в пастофорий (особое отделение при алтаре) и затем относить их для причащения больных ради Имени Христова.

Когда Церковь перестала быть сравнительно небольшой группой верующих, в церковной практике еще долго сохранялись следы переживания Евхаристии как предполагающей «собрание всех в одно место»» под председательством епископа. В Риме, например, еще в VII веке совершалась одна Евхаристия, и освященные Дары разносились диаконами в другие собрания (храмы). Этим подчеркивался смысл Таинства как таинства единства Церкви, как преодоление греховной раздробленности и разделения в мире.

Обычай напоять Тело Христово Святой Кровью или причащения в домах возник в Египетской Церкви, о чем говорит Послание папы Юлия (337-352) египетским епископам. Позже этот обычай вошел в практику всей Восточной Церкви.

Древняя Восточная Церковь в своей богослужебной практике не имела особого краткого чина причащения больных. Употребляемое при Святом Причастии чинопоследования в первые века отличалось краткостью и вполне могло служить и целям причащением больных на дому.

Чин причащения больных, помещенный в Требнике, составлен в Русской Церкви. Основание ему послужило последование епископа Новгородского Нифонта (XII в.), изложенное им в ответе некому Кирику. В последовании епископа Новгородского Нифонта чин излагается следующим образом: после начального возгласа священника «Благословен Бог наш» и начальных молитв следует Символ веры, молитва «Вечеря Твоея Тайныя...», «Слава», «Царю Небесный», «И наше», Богородичен, «Господи, помилуй» (40 раз), молитва перед причащением в само причащение.

Устав причащения «вборзе» (вскоре), начиная с XVI века, включался в богослужебные книги как самостоятельная глава. Две молитвы, входящие в состав современного чина причащения больных, взяты с некоторыми изменениями из Последования ко всякому Причастию. Третья молитва читалась в качестве разрешительной в русских чинах исповеди дониконовского времени, а также перед совершением литургии. Молитва, читаемая в настоящее время после исповеди больного, — «Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый...» — известна как разрешительная молитва после исповеди в древних греческих чинах исповеди.

Употребляемый ныне чин причащения больных был напечатан в Московском Служебнике 1602 года, а в 1687 году – в требнике. С того времени чин причащения больных остается неизменным и употребительным до настоящего времени во всей Русской Церкви.

На Западе специальное чинопоследование причащения больных было составлено во второй половине XVII века неким италийским греком, имя которого осталось неизвестным. Это последование отличалось законченностью формы и литургической сложностью, имело широкое распространение в греческих приходах в Италии. Однако греческие евхологии и славянские Требники оно не было внесено и в практике Восточной Церкви не использовалось.

Схема чинопоследования

«Благословен Бог наш»

Обычное начало

«Придите поклонимся» (3)

«Верую...» (Символ веры)

Тропари «Вечери Твоея...», «Царю Небесный...», Бога из Тебе...»

Три молитвы приготовления к Причастию

Исповедание грехов и молитва о кающемся

Тайносовершительная молитва

Причащение Тела и Крови Христовых

«Иные отпущения...»

Трисвятое по «Отче наш»

Тропарь дня. Слава, и ныне: Богородичен

Отпуст

Благодарственные молитвы по Святом Причащении.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!