Священнодействия чина и их духовный смысл



Истинным последователем Христа, по мысли святых отцов Церкви, был только тот, кто принимал все догматы веры Церкви. «Правые догматы о Боге освящают душу», — говорит святой Иоанн Златоуст. Вера и бытие Церкви и принятие церковных догматов, по словам святого Иринея Лионского, называется «животворящей верой» (Св. Ириней, еп. Лионский. Против ересей. Сочинения. М., 1871, кн. 3, гл. 3, с. 277).

Веру, несущую душе болящего, пробуждает чтение им Символа веры. Православное исповедание догматов веры готовит болящего быть участником Вечери Тайной Сына Божия, воспринять Утешителя, Духа истины, Сокровище благих и Подателя жизни, да уразумеет он Бога, воплотившегося от Девы Марии.

А для этого болящий вместе со священником просит Бога простить в ведении и не в ведении соделанные им согрешения и сподобить его принятия Пречистых Тела Христовых, во очищение души и тела и во обручении Царства Небесного. «Повели двери отверсти недостойных моих уст, — просит кающийся, — да Тебе единаго насыщуся... и сподоби мене одесную Тебе стати» (2-я молитва).

И далее, предвосхищая милость Божию священник уверяет кающегося грешника: «Господь Бог Премилостивый да ущедрит тя..., избавит тя от всякая напасть..., научит, вразумит, спасет тя». Он «радости духовные да исполнит тя» в «прощение грехов да подаст тебе. В день судный помилует тебя и благословит во все дни живота твоего».

Словами уверения располагается сердце болящего к исповеди многообразных согрешений, в уповании на милость Божию и желании восстановить единение с Церковью, утрачиваемое и грехопадениями, и невозможностью из-за болезни участвовать в Евхаристии. А священник, уверившись, что нет ничего утаенного из грехов, «срама ради неисповеданного», просит Бога «принять исповедание раба своего» и презреть все его согрешения.

И тогда иерей причащает болящего святых Христовых Таин и тем свидетельствует о единении его с Церковью, о его неизменном членстве среди собранных в нее верных.

ЧИН, БЫВАЕМЫЙ НА РАЗЛУЧЕНИЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА

История чинопоследования «Отходной»

Всякому верному христианину присуще желание, чтобы кончина его была истинно-христианской, непостыдной и мирной. Это желание, вылившееся в особое молитвенное возглашение, ежедневно повторяемое на службах суточного круга, породило в Церкви высокой важности обычай – напутствовать умирающего святыми Таинствами исповеди и Причащения. Кроме этих благодатных даров, Церковь владеет и еще одним духовным сокровищем, подаваемым в самые последние минуты его земной жизни, в тягостный и мучительный момент разлучения души от тела, — это «Последование на исход души...» («Отходная»). Последование это ведет свое начало с глубокой древности.

В древнегреческой богослужебной практике мы встречаем несколько молитв «на исход души». Одни предназначались для чтения при последнем издыхании всякого верующего христианина, другие имели специальное назначение и читались только над теми, кто находился под церковным запрещением и не мог выполнить назначенную ему епитимию и получить надлежащее разрешение. И те и другие молитвы объединялись иногда в Церкви греческой с особыми последованиями на исход души, состоящими из канонов Спасителю и Богоматери. Эти последования разделялись на два вида (подобно молитвам). Одни были приспособлены для всякого умирающего, другие в виду «душу судимую», то есть человека, находящегося под церковным запрещением. В случае долгих мук умирающего от предсмертной агонии в греческой практике было особое последование: «егда человек долго страждет».

Указанные последования перешли из греческой церкви в русские богослужебные книги. С конца XV века отдельные молитвы, «на исход души» соединяются с особыми последованиями.

Надписание последования «на исход души» в требниках XVI века и указания относительно предсмертного испытания совести умирающего заставляют думать, что в это время чин на разлучения души совершался в древней Руси по монастырям над каждым умирающим братом, а в быту мирском он применялся реже, ибо к умирающему мирянину не всегда было возможным в нужный момент пригласить священника для совершения «отходной».

«Канон на исход души» — «Приидите, собиритися вси благочестно в житии живущие», — написан преподобным Андреем Критским (Мал. Требник. Гл. 16 – когда человек долго страждет) и «Каплям дождевным злии и малии дни мои» — Иоанном, еп. Евхатинским.

Петр Могила, митрополит Киевский, «Последование на исход души» подверг значительным изменениям. Молебное последование предваряется, по примеру Римского Требника, наставлениям, как поступать священнику, пришедшему к бальному для совершения отходной.

В доме больного священник кропил его святой водой со словами: «Окропи мя иссопом». Затем вопрошал его не оставалось ли у него каких-либо скрытых грехов и, если больной говорил такие грехи, то разрешал его обычной молитвой: «Господь и Бог наш Иисус Христос...» Далее, собрав всех домочадцев, священник предлагал болящему прочитать символ веры и ответить на ряд вопросов о вере в Бога, надежде на его милосердие и прочее. После этого убеждал молится «сердцем и устами», произнося краткие молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному», «Боже, в помощь мою вомни» и т.д.

Приступая к совершению самого чина, иерей давал болящему целовать святой крести еще раз «воздвизал его к упованию вечной жизни».

Кроме канона в состав чина митрополит Петр включил еще ряд тропарей и молитв. В самый момент исхода души от тела священник или кто-то другой должен наклонится к самому уху умирающего и велегласно повторять: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господе Иисусе, предаю дух мой. Господе Иисусе, приими дух мой». Затем умирающий кропился святой водой с возглашением: «Благодать святаго Духа, освятившая воду сию, да избавит душу твою от всякого зла» (Требник Петра Могилы. ч. І, с. 674) (Свящ. В. Прилуцкий. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев. 1912, с. 223-230).

Схема чинопоследования

Канон молебный ко Пресвятой Богородице на исход души.

I часть.

«Благословен Бог наш»

Трисвятое по «Отче наш»

«Господи, помилуй» (12)

«Приидите, поклонимся»

Псалом 50-й.

II часть.

Канон с ирмосами: «Яко по суху»

По 6-й песни кондак: «Душе моя, душе моя»

По 9-й песни: «Достойно есть»

Молитва от иерея, глаголемая на исход души


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!