Схема чина посвящения в иподиакона



Благословение ораря

Крестообразное опоясывание посвящаемого

Архиерейское благословение

Возложение руки на главу посвящаемого

Чтение молитвы

Первое омовение рук архиерея

Второе омовение рук архиерея

Архиерейское благословение.

Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона

Должность иподиакона – помощника диакона – есть степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и в чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреди церкви». Это, по объяснению Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам на нужды Церкви».

Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря.

В молитве о иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».

Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.

После возгласа литургии: «И да будут милости», — новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).

Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ ВО ДИАКОНА

История установления чина

Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 1-6). Таким образом, через избрание поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов были хиротонисуемы первые диаконы.

Со времен святых апостолов священно служение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.

Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам», в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет ухом, глазом, устами, сердцем и душой, ангелом и пророком епископа и пресвитера. Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шест. всел. соб.).

В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных, они должны были Разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деян. 7; 8, 5, 12, 34-40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий. Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, св. Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо своего епископа, от его лица обличал и судил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботится о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Согласно с обычаями древней Церкви Рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищении грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!