Схема чинопоследования хиротонии во диакона



Возглашение: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко»

Архиерейское благословение

Троекратное шествие вокруг престола

Пение тропарей

Преклонение правого колена пред святым престолом

Возложение края омофора на главу хиротонисуемого

Архиерейское благословение

Возложение руки архиерея на главу посвящаемого

Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...»

«Кирие элеисон»

Две молитвы

Мирная ектения

Разрешение препоясания

Возложение ораря и надевание поручей

Возгласы: «Аксиос»

Вручение рипиды

Целование с диаконами

Причащение Святых Таин

Ектения: «Прости, приимше ...»

Потребление Святых Даров.

Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона

Приведение рукополагаемого к алтарю выражает признание Божие и свидетельствуется народом, клиром и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели ...повелите ...повели, преосвященнейший Владыко».

Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого с церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святые мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образу мучеников, подобно которым он должен обречь себя не служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.

Второй тропарь: «Слава Тебе, Христе Боже...» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй»... возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью свое свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.

Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагает возлагается на полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.

Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени Священства благодати.

При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиереи громко возглашает архиереи громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ними: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облеченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипиды) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.

Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию Симеона Солунского, потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитера, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, т.е. занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии, 6, 2), а по выражению церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.

Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для приемлющего Священства, потому что они, по толкованию Симеона Солунского, изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».

Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во время закона и осеняли кивот и так называемое «святая святых». Ибо, если ангелы были тогда, когда бала тень, тем более им следует быть здесь, при открытой истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видали их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).

Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа: «Святая святым», т.е. до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

По окончании Причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению: «Прости, приимше»,— показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молением, вознося их к Богу.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ ВО СВЯЩЕННИКА

История установления чина

В буквальном переводе слово «пресвитер» означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей (1 Петр. 5, 1; 2 Ин.1). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником», или иереем, как именует Писание Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает и воспитывает верующих в духовную жизнь.

Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2 правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен епископ. В Постановлениях апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого и молитвою (Кн. 8, гл. 14). У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечетлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!