Схема чина венчания второбрачных
Изнесение святых Креста и Евангелия
«Благословен Бог наш...»
Мирная ектения
Две молитвы на обручение
Обручение кольцами
Возложение венцов
Тайносовершительные слова
Прокимен, Апостол, Евангелие
Сугубая ектения
Молитва
Просительная ектения
«Отче наш...»
Благословение и преподание общей чаши
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей
Снятие венцов
Две молитвы
Отпуст.
Идейный смысл молитвословий последования второбрачных
Последование второбрачных совершается менее торжественно, чем полный чин венчания. В Требнике молитвенные благопожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены в сокращенном виде по сравнению с чином Венчания первобрачных и исполнены чувства покаяния.
При обручении второбрачных не благословляются свечами, не читается молитва по обручении: «Господи, Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в Средоречии...», не бывает и ектении после этой молитвы.
При венчании второбрачных не поется 127 псалом, священник не вопрошает венчаемых о добровольном их вступлении в брак, в начале венчания не произносится: «Благословенно царство...» — великая ектения: «Миром Господу помолимся».
В чине венчания первая и вторая молитвы иные, нежели те, которые читаются при венчании первобрачных. В первой из них священник обращается к Богу, просит Его призвать второбрачных к покаянию, простить им все согрешения, вольные и невольные. Иерей молит Господа соединить их друг с другом любовью, даровать им обращение мытаря слезы блудницы, исповедание разбойника, чтобы они, покаявшись от всего сердца, соблюдали в мире в единомыслии заповеди Божии и сподобились Царствия Небесного. Во второй молитве священник просит Господа Иисуса Христа очистить брачующихся, которые сходятся во второго брака общение, потому что не могут понести «тяготы плотского разжения».
|
|
Венцы возлагаются на второбрачных в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудрие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указано.
В остальном последование о двоебрачных не отличается от того, которое совершается над вступающим в первый брак.
Совершение чина браковенчания второбрачных в Русской Церкви
В XV веке сведения относительно Таинства Венчания второбрачных находим в одном богослужебном памятнике. По этому описи после обычного начала читаются тропари: дневной, «Спаси Господи, люди Твоя», храма, «слава» святого, «и ныне» — Богородичен. За ними следуют молитвы: «Господи Боже иже Авраама друга Себе назвав», — и «Господи Боже наш, един Благ и Человеколюбец...», Апостол к Ефесянам (5, 25-33), Евангелие от Матфея: «Во время оно приступиша ко Иисусу фарисеи, искушающе его и глаголюще Ему: Аще достоит человеку пустить жену по всякой вина»..., ектения сугубая и отпуст (Служебник рукописный Софийский библиотеки №839, л. 132-134).
|
|
Порядок этого чина соответствует требованию древних правил, отлучать второбрачных от причащения на определенное время и не возлагать на них венцы (Евхологион Гоара, с.401). Отсутствие в чине возложения венцов и причащения преждеосвященными святыми Дарами говорит о согласии порядка венчания второбрачных с требованием этих правил (Одинцов Н., указ. сочин., с. 283-284).
В XVI веке чин Венчания двоеженца состоял, согласно с практикой греческой церкви, из обычного начала (возгласа священника, чтения Трисвятого по «Отче наш»), тропаря дня и одной молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав». Были и другие варианты, иногда читали молитвы от скверны, иногда в конце чина произносилась великая ектения, иногда читали еще одну молитву, находящуюся на первом месте: «Господи Боже наш, сподоби нас спасительным твоим смотрением...» Еще один памятник: после молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав», — указывает прокимен: «Славою и честию венчал еси нас», — нынешний Апостол и Евангелие от Матфея (19, 3-12), сугубую ектению и отпуст (особый). В Постановлениях Стоглавого собора изложено именно это последование венчания второбрачных. Разница только в отпусте (Стоглав. глава 20, с.112-114).
|
|
Согласно Устава Стоглавого собора при венчании вдовца и девицы, совершался чин первого брака («все по ряду венчания»). При этом священник в молитвах и на ектениях первым называет имя первобрачного в этой паре, а потом второбрачного. По окончании всего глаголет молитву о двоеженстве (Стоглав, гл. 19, с. 111).
К числу особенностей рассматриваемых чинов венчания второбрачных нужно отнести обычай возлагать венец на голову, а не на правое плечо, а также обычай пить из общей чаши всем присутствующим в храме.
Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только «по нужде» и совершался по чину второбрачных.
В конце каждого чина совершалась заздравная лития с надписью: «Сице молвити князю младому».
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!