Схема богослужения обручения и венчания



Обручение:

Изнесение святых Креста и Евангелия

Благословение возженными свечами и каждение

Благословен Бог наш

Мирная ектения

Две молитвы на обручение

Обручение кольцами

Молитва на «утверждение глаголанного у них слова»

Ектения сугубая.

Венчание:

Псалом 127

Поучительное слово

Вопросы к жениху и невесте

Благословенно Царство...

Мирная ектения

Три молитвы

Возложение венцов

Тайносовершительные слова: «Господи Боже наш»

Прокимен, Апостол, Евангелие

Сугубая ектения

Молитва

Просительная ектения

Молитва

Просительная ектения

«Отче наш»

Благословение и преподание общей чаши

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Снятие венцов

Две молитвы

Отпуст

Молитвы на разрешение венцов в 8-й день.

Таинственный смысл священнодействий обручения и венчания

Обручение: начальный момент.

Обручение, по словам священника А. Шмемана, представляет собой «христианскую форму естественного брака». В нем Церковью и Богом утверждается «глаголанное у брачующихся слово». Видимым знаком этого утверждения являются обручальные кольца, вручаемые священником новобрачным.

Молитвенный чин обручения начинается с момента, когда жених и невеста встречаются в храме. Прихожане, присутствующие при совершении Таинства Брака, олицетворяют собой земную Церковь – общество верующих, собравшихся во имя Христа и со Христом. Их объединяет не праздное любопытство, а общая молитва о том, чтобы Господь благословил брачующихся обилием благодатных даров. Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты, которые они дают друг другу пред Богом.

Обручение совершается после Божественной литургии. Благочестивый обычай требует, чтобы жених и невеста приготовили себя к принятию Таинства постом, молитвою, покаянием и причащением Святых Христовых Таин.

До начала обручения кольца полагаются на святом престоле (на правой стороне), что означает освящением их Царем Славы – Господом, Которому они вручают свою жизнь и Который скрепляет их святым соединением.

Крест, Евангелие и свеча, износимые священником перед началом чина, знаменуют невидимое пришествие Христа Спасителя, чтобы благословить новобрачных. Горящие свечи изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящий на новоневестных. Свет – источник Божией святости. Это «Сам Бог... в Своем явлении» (свящ. П.Флоренский). Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которую объединились двое, чтобы стать единым существом, «одной плотью». Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих, напоминая слова Христа: «Пусть свет ваш так светит перед людьми, чтобы они, видя, ваши добрые дела, прославили Отца Небесного» (Мф. 5, 16).

Соединив руки жениха и невесты, священник ведет их на середину притвора, символизируя восхождение их через закон от естественного к благодатному. «Из царства природы в царство благодати возводит Господь» (Игнатий, еп. Воронежский. Археологический опыт о таинствах. 1863, с. 236). Здесь им заповедано будет «хранить пределы закона благодатной помощью Святого Духа, присутствие Которого символизирует каждение новобрачных. Внимая этому присутствию, священник возглашает: «Благословен Бог наш...» Прошениями мирной ектении всей церковью испрашивается у Господа для обручающихся спасение, дарование детей для продолжения рода, ниспослание им помощи и любви, совершенной и мирной, сохранение единомыслия и твердой веры, — непорочной жизни, ибо «брак честен и ложе нескверно».

По прочтении ектении иерей возглашает две молитвы, в которых просит Бога, Соединяющего разделенных и Благословившего брак Исаака и Ревекки, наставить обручаемых «на всякое дело благое», благословить их и сохранить в мире и единомыслии.

Обручение кольцами.

Вручением жениху и невесте колец, принесенных от святого престола, священник выражает веру в непрерывность их союза, даруемого благодатью Святого Духа. В залог взаимной любви и верности представшие приносят по обручальному перстню и обменом этого залога полагают начало дальнейшему обмену чувствами и мыслями, заботами и трудами. Перемена колец совершается в знак любви, единодушия и взаимопомощи мужа и жены в предстоящей совместной жизни во имя Божие. Любовь есть связующее, небесное начало.

Союз супружеский возникает в земных условиях, но в себе носит залог единства и печать нерасторжимости, вечности. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем их свободную волю, восприемлющую обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. «И десница раб Твоих благословится», — сказано в молитве.

Заключительный (третьей) молитвой священник еще раз просит Бога «благословить обручение сие, утвердить их в вере, единомыслии и любви», благословить небесным благословением, послать им ангела-хранителя для пребывания с ними во все дни их совместной жизни.

Заканчивается чин сугубой ектенией, молитва которой подчеркивает важность духовной связи семьи со страной, в которой живут новобрачные, со Святейшим Патриархом и священноначалием Церкви, друг с другом и со всеми братьями во Христе.

Чин венчания: начальный момент.

По окончании обручения священник приводит жениха и невесту на середину храма. Священник шествует с кадильницей в руке и тем являет образ таинственного нисхождения благодати Духа Святого на новоневестных.

«Кадильный дым струится в пренебесные... сферы и обратно нисходит к нам, долу, уже не как фимиам кадильный, а благодать Святого Духа – как фимиам» (Свящ. Н.Флоренский. Из богословского наследия. Богословские труды. М., 1977, сб. 17, с. 212).

Подойдя к аналою, на котором лежа Крест и Евангелие, жених и невеста становятся на разостланный на полу кусок белой материи. Начало этого шествия сопровождается пением 127 псалма, изображающего благословение союзу богобоязненных супругов, соблюдающих заповеди Божии. Стихи псалма сопровождаются молебными возгласами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», выражающими радость и благодарение Богу за рождение новой, благословенной семьи.

В поучении венчающимся иерей обращает их внимание на великую тайну брачного союза, на смысл священнодействий Таинства и тем самым настраивает их сердца к восприятию Божия благословения.

Таинственное священнодействие венчания начинается прославлением Царства Святой Троицы. У Нее испрашивается для брачующихся спасение, благословение их союза, сохранение их телесной и духовной чистоты, дарование им доброчадия и священного покровительства в совместной жизни (прошения мирной ектении). Затем священник произносит три молитвы, в которых молит Спасителя, воплотившегося от Приснодевы Марии, благословившего брак в Кане Галилейской, благословить брак рабов Своих, как Он благословил благочестивые браки Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асинифы, Моисея и Сепфоры, Иоакима и Анны, Захария и Елисаветы. Он просит Господа сохранить сочетающихся браком, как некогда сохранил Ноя в ковчеге, Иону во чреве кита, трех отроков в печи вавилонской, и даровать им радость, какую испытала блаженная Елена, обретя Честный Крест. Словами молитвы священник просит Господа, вспомнившего о евнухе, Симе, Илии и сорока мучениках, которым были посланы венцы с небес, вспомнить и родителей, воспитавших венчающихся, поскольку молитвы родителей утверждают основание дома. Иерей молит Бога даровать вступающим в брак мирную жизнь, долгоденствие, целомудрие, взаимную любовь, доброчадие, возвысить их, как кедры ливанские, чтобы благоугодив Господу, они получили неувядаемый венец славы и воссияли, как светила на небесах.

Тайносовершительный момент венчания.

После произнесения этих молитв священник приступает к главному моменту Таинства, благословляя брачный союз во имя Триединого Бога. Взяв венец, он крестообразно осеняет им жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Возлагая венец на голову жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Далее священник венчает невесту. Крестообразно осенив ее венцом и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы на венце, он возлагает венец на голову невесты и возглашает: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью и поэтому сочетающиеся целуют венцы. Получая венцы, новоневестные венчаются на владычество над страстями и увенчиваются в награду за искушения, которые они претерпели, за подвиг целомудрия и честь сохраненного святого девства. Это венчание служит изображением и вечного увенчания, о котором сказано в Священном Писании: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Апок. 2, 10).

Возложение венцов и слова священника: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я их» запечатлевают тайну Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

Чтение Священного Писания и общая чаша.

Вслед за произнесением прокимна читается Апостол (Еф. 5, 20-33), где излагается суть христианского понимания брака как союза, заключаемого во образ духовного союза Христа и Церкви, за которую принял крестные страдания возлюбивший ее Спаситель. И любовь мужа к жене показана как подобие отношения Христа к Церкви Своей, а смиренное, по любви повиновение жены мужу – как подобие отношения Церкви ко Христу.

Далее читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11), в котором Церковь благовествует о браке в Кане Галилейской. Как чудесным образом была претворена Спасителем вода в вино, так и в Таинстве Брака брачная любовь преобразуется в благодатную любовь, соединяющую души в Господе.

После Евангелия произносится сугубая ектения: «Рцем вси», и священник читает молитву, в которой просит Бога сохранить сочетающихся в браком в мире и единомыслии, сподобить их достичь непорочной жизни и неукоснительно соблюдать заповеди Божии. За чтением молитвы следует просительная ектения.

Затем все присутствующие вместе с новобрачными поют «Отче наш» — Господню молитву, объединяющую сердца молитвенным обращением к Творцу. Для бракосочетающихся эта молитва приобретает особое значение. Произнося ее, они свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять Его волю в семейной жизни. Они преклоняют головы под венцами пред Господом в знак преданности и покорности Ему.

Произносится общая чаша с вином, над которой священник произносит молитвенное благословение. И троекратно дает супружеской паре испить вина из общей чаши – вначале мужу, как главе семьи, потом жене. Вкушение брачующимся вина напоминает о чудодейственном преобразование воды в вино, сотворенном Господом в Кане Галилейской. Общая чаша испивается в знак полного единства супругов, запечатленного в совершившемся Таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь: одна судьба, одни мысли, одни желания, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радости и скорбей, печалей и утешений.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужу с правой рукой жены, покрывает соединенные руки епитрахилью и поверх епитрахили кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви и что супруги навеки соединились во Христе.

Образ круга во славу Святой Троицы.

Держа свою руку поверх соединенных рук мужа и жены, священник трижды обводит их вокруг аналоя. Круг символизирует вечность, поэтому хождением вокруг аналоя брачующиеся выражают обет перед Церковью вечно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза во славу Святой Троицы, которая таким образом призывается во свидетельство обета.

При этом торжественном шествии произносятся общие венчальные песнопения. При первом шествии вокруг аналоя священник и все присутствующие поют тропарь: «Исаие, ликуй», в котором прославляется тайна воплощения Сына Божия от Пресвятой Богородицы. При прохождении второго круга поется тропарь: «Святи мученицы», в котором прославляются и призываются к молению о нас святые подвижники и мученики, победившие земные страсти и увенчанные славой Господней, чтобы они укрепили в новобрачных готовность к исповедническим и духовным подвигам. И самые венцы, осеняющие брачующихся, напоминают им о венцах мучеников, потому что над венцами возвышается крест. В совместной супружеской жизни им предстоит нести общий крест, смирять свое самолюбие, себялюбие и терпеть многие трудности, неизбежные на жизненном пути. Когда в третий раз они обходят образом круга, поется тропарь: «Слава Тебе, Христе Боже», — в котором воссылается благодарение за совершение брака «о Господе». Церковь выражает надежду, что супружеская и семейная жизнь сочетавшихся будет живым проповедыванием единосущной Троицы в вере, надежде, любви и в соблюдении христианского благочестия, воспитываемого и в детях.

Окончание чина венчания.

Затем священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены и обращается к каждому из них со словами приветствия, желая им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранение заповедей.

Потом священник читает две молитвы, в первой из которых просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять непорочные венцы их в Царствии Небесном. Вторую молитву священник читает, повернувшись лицом к новоневестным, которые стоят с преклоненными головами. Он молит Пресвятую Троицу даровать супругам долгоденствие, преуспевания в вере, обилие земных и небесных благ по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.

После этого следует отпуст, на котором упоминается о равноапостольных Константине и Елене, как распространителях христианства, и о великомученике Прокопии, пострадавшем в начале IV столетия, научившем двенадцать жен и свою мать с веселием и радостью идти на мученическую смерть, как и в брачный пир.

Затем, по примеру древних христиан, следует целование и поздравления вступивших в супружество и в новое родство.

В Требнике после отпуста венчания полагается «Молитва на разрешение венцов в осьмый день». В древности, вступившие в брак, семь дней носили венцы, и в восьмой день священник с молитвою снимал их, подобно другому древнему обычаю, когда новокрещенные семь дней носили белую одежду, а в восьмой, по благословению священника, снимали ее. Совершая обряд «разрешения венцов», священник преподает новобрачным благословение и молится об утверждении и сохранении их брачного союза. В молитве на разрешение венцов в 8-й день вновь напоминается новобрачным о чуде в Кане Галилейской и о сокровенном смысле этого события («спрятавшее яже в нем знамении») и воссылается слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

История чина обручения

Церковное обручение возникло из естественной потребности вступающих в гражданский брак утвердить свой союз церковным благословением и молитвами.

До IV в. молитвы и благословение Церкви не имели строго определенной последовательности. Форма совершения этих молитв зависела от усмотрения епископа или пресвитера, совершавших это благословение.

До VI-VII веков последование обручения едва ли выходило из узких рамок одной какой-либо краткой молитвы, благословения колец и формулы, похожей на нынешнюю: «Обручается раб Божий... во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

До X-XI веков церковное обручение было предоставлено желанию и воле самих брачующихся и совершалось не в храмах, а в домах, куда приглашался священник. Император Лев Философ (IX в) начал, а Алексий Комнин (XI в.) окончил реформу гражданских законов о браке, постановив для всех обязательным не только венчание в Церкви, но и церковное обручение. Вступление в брак с этого времени было связано согласно закону с совершением церковного обручения вступающих в брак.

В это же время распространился обычай совершать обручение в одно время с венчанием. Такой обычай вошел в повсеместную практику к XI веку, как об этом свидетельствует Симеон Солунский (Писания святых отцев и учителей Церкви о православном богослужении. СПб., 1856, т II, с. 353).

В состав древних чинов обручения входили молитвенное благословение священника, обмен кольцами и соединение рук жениха и невесты. Обручальные кольца изготовлялись из разного металла: золотое для жениха, железное и медное для невесты, чем подчеркивалась значимость мужа как главы семьи. С XI в. начинают употребляться для невесты серебряные кольца (Дмитриевский А.А. Наука о православном богослужении. Чинопоследование Таинства Брака. Машинопись).

В Русской Церкви до XVIII в. последование обручения и последование венчания совершались в разное время. В 1702 г. Царь Петр I издал закон о необходимости промежутка в шесть недель между обручением и венчанием, чтобы обрученные могли лучше узнать друг друга и избежать ошибок при вступлении в брак. Закон предусматривал возможность расторжения церковного обручения. Но в 1775 г. Священный Синод постановил совершать церковное обручение одновременно с чином венчания, и этой практики Церковь придерживается до сего времени.

История чина венчания

Чин венчания тоже не был в древности тем устойчивым, неподвижным в своем составе последованием, каким является в настоящее время. Его обрядовая сторона слагалась постепенно, принимала в зависимости от обстоятельств различные формы.

В истории развития венчального обряда следует отметить два периода: время его совместного совершения с литургией и время обособления, существования в качестве самостоятельного последования.

Первый период закончился к IX-X векам и дал возможность развиться основному составу начальной части венчания до чтения апостола и Евангелия, с дальнейшею ектенией: «Рцем вси», — включительно. Вторая часть чина была представлена преподанием общей чаши после окончания литургии и молитвой, отделенной от остального последования целым рядом литургических молитв.

Второй период (X-XV вв.) характеризуется отделением венчания от литургии и созданием второй половины чина: по ектении «Рцем вси...» молитвы: «Призываем Тебя, Господи...», — ектения «Исполним молитву...», «Заступи, спаси...», молитва общей чаши: «Боже, вся сотворивший крепостию Твоею...», — преподание общей чаши брачующимся, троекратное обведение с пением тропарей.

В X-XI вв. в состав первой части венчания вводится обычай вручения брачующимся свеч. Возложение венцов сопровождается произнесением слов: «Христос венчает», — и чтением молитвы: «Боже, славою и честию венчавший святых Твоих...», — а соединение рук – фразою: «Христос присутствует».

С XIII в. употребляется уже современная формула: «Венчается раб Божий...», а соединение рук – обращенной к жениху фразой: «Возьми ее (жену) из храма Господня». Троекратно затем знаменуя брачующихся, священник говорит: «Отец благословляет, Сын венчает, Дух Святый освящает».

Развитие второй части последования было связано с обычаем причащать новобрачных. Вместе с причащением перешли в чин венчания ектения: «Заступи, спаси», — возглас: «И сподоби нас, Владыко», — молитва «Отче наш». Тогда же было внесено обращение к брачущимся после напоения их из общей чаши: «Будьте живы, новобрачные, Святая троица да сохранит вас в единении» (XIII в.).

Самым главным из дальнейших добавлений является троекратное обведение брачующихся вокруг аналоя с пением тропарей: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», «Исаие Ликуй». У святого Симеона Солунского находим указание: «Тотчас после приветствия: «Братие, всегда радуйтесь о Господе», — священник, взяв новобрачных за руки, ведет их и, делая круг в веселии о Христе, поет с певчими песнь: «Святии мученицы», — и др. Зерном, из которого развился данный обряд, можно считать обращение к брачующимся приветствие при напоении общей чаши: «Радуйтесь о Господе». Для наглядного выражения этой радости впоследствии был присоединен круг – символ веселия. Приветствие и круговое движение имеют общее содержание, и потому они находятся вместе: за первым следует второе.

Тропари при венчании исполняются потому, что «благочестиво и целомудренно жившие – общники Христа и святых Его» (Симеон Солунский). Другая причина их внесении в чин – внутреннее соответствие их моменту радости.

Естественным результатом обычая надевать на брачующихся венцы являлась необходимость снятия их. И в самом деле, снятие венцов и молитва «Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галлилейскую...» в Х в. совершались не в храме, а в доме новобрачных. Чин же оканчивался напоением из общей чаши или же троекратным обхождением вокруг аналоя.

Выполнение заключительных действий венчания на дому новобрачных требовало присутствия в нем священника, что не всегда было возможным. Поэтому в XV-XVI вв. возникает практика снимать венцы с новобрачных и читать соответствующую молитву не на дому, а в церкви.

Тогда же входят в практику молитва главоприклонения: «Отец, Сын и Божественный Дух...» и слова священника при снятии венцов: «Возвеличися, женише...», «И ты, невесто...».

Завершением истории развития второй части чина венчания является исключение из ее состава приветствий: «радуйтесь о Господе», «Будьте живы, новобрачные» и приобщение Святых Христовых Таин с относящимися к нему возгласами. Памятники XV в. еще говорят хранившейся практике причащения новобрачных, но с оговорками: «если они постились», «если достойны», даже «если желают».

С указанными изменениями чин венчания получил современный вид в XVI в. (Свящ. А.Петровский. К истории развития обрядовой стороны чина венчания. Христ. чтение. 1908, 12, с. 1599-1619).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!