Чины присоединения к Православию через Таинства Крещения



Схема чинопоследования.

Псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...» Вопрошания и поучение, вопрошание, преклонение колен. Молитва: «Благословен еси, Господи, от всех языков...»

Оглашение первое: псалом 8-й: «Господи Господи наш, яко чудно имя Твое...»; наставление; вопрошания; отрицания; сочетание Богу.

Оглашение второе: вопрошания; исповедание Православной веры; молитва: «Боже Великий, первобытную тьму просветивый...»; молитва: «Боже Великий и Дивный...» Святое Крещение по чину Православной Церкви.

Происхождение и содержание чина.

С первых веков христианства Церковь присоединяла к себе язычников, иудеев и других иноверных через Таинство Крещения.

В первый раз чин присоединения еретиков через Крещение, как отдельный от общего чинопоследования Крещения иноверных, встречается в «патриаршем Евхологионе», неизвестно когда составленном, но известном уже в начале XV века, — чин, помещенный в «Евхологионе» Гоара. В том же Евхологионе Гоар помещает и другой древний чин присоединения через Крещение манихеев, отличающийся от общего чинопоследования Крещения в некоторых частностях, но по своему внутреннему характеру вполне согласный с этим последним. Присоединяемый по этому чину должен предварительно две недели поститься, при отрицании – произносить проклятие сначала на начальников ересей, а потом на их последователей, хулящих Ветхий и Новый Завет, пророков и Моисея, признающих два начала Бытия – доброе и злое, поклоняющихся солнцу, луне, звездам и т.д. В этом же чине помещается и известная молитва оглашения: «Боже великий, высокий и великоименитый...» (Серафимов А. О чинопоследованиях принятия не православных христиан в Православную Церковь. – Труды Киевск. Дух. Акад., Киев, 1867, т. 1, с. 291-292).

В рукописных славянских требниках и сборниках XV-го и XVI-го веков помещаются те же самые чины Крещения еретиков, что и в Евхологионе Гоара. Таковы чины – «о еже како достоит приимати, еже от ересей различных святей Божией апостольстей Церкви приходящих» и «како достоит приимати списанием ересь тех, иже от манихеи приходящих святей Божией соборной и апостольстей Церкви» — в рукописном требнике начала XV века и в требнике XVI века. В рукописных и печатных требниках XVII века чины Крещения не православных и других иноверных излагаются уже гораздо полнее и подробнее. В них содержатся оглашения, молитвы, вопрошения о вере и отрицания от заблуждений.

Эти чины сходны между собой по своему литургическому составу и по внутреннему характеру, различие касается содержания вопрошений и отрицаний, а также времени и места оглашений и отрицаний. Так, по чину «аще кто в ереси быв крещен сый и обратится, либо хвалисин, либо жидовин, либо кий еретик», излагаемому в рукописи XVII века, желающий креститься, встает посреди церкви и начинает проклинать все ереси, бывшие от начала и до последнего времени, затем следуют троекратные вопрошения о вере во Святую Троицу, молитвы и т.д. А по чину, напечатанному в требниках Иоасафа (1639 г.) и Иосифа (1651 г.), обращающийся после начального оглашения поручается искусному священнику для научения вере, который, кроме того, дает ему указание 40 дней поститься, приходить к Церкви Божией и стоять вне ее со страхом и сокрушением сердечным о содеянных прежних своих согрешениях; за семь дней до Крещения в паперти, пред дверьми церковными начинаются оглашения с подробнейшим отрицанием оглашаемого от всех еретических заблуждений, сопровождаемые молитвами и благословением иерея, и продолжаются пять дней; Крещение же совершается перед литургией. В начале этого чинопоследования говорится, что «сего чина и устава последование единообразно действуется над приходящими и от иных вер. Аще жидовин, аще срацын, или кто прежде еретическое имея Крещение, и нихже все свершается неизменно, якоже зде написано: кроме токмо свое писание имать в отрицании, коегождо богомерзкого закона и проклятия всяких различных ересей».

Подобный чин присоединения через Крещение помещен и в требнике Петра Могилы. Здесь также сказано, что после начального оглашения и наречения христианского имени, желающий креститься должен 40 дней поститься и поучаться в вере от искусного иерея; за семь дней до Крещения начинаются оглашения в продолжение пяти дней, состоящие из молитв, вопрошений о вере и искренности обращения, в отречении присоединяемого от сатаны и еретических заблуждений, в чтении Символа веры и благословениях. После этого совершается Крещение и Миропомазание до литургии, а за литургией новокрещенный приобщается Святых Тайн.

Чины присоединения иноверных к Православию, изданные в Требнике Петра Могилы, вошли в современную редакцию чина с 1831 года. В главных частях они не отличаются от древнего чина. Крещения иноверных и еретиков, утвержденного вселенскими соборами и общего дня всех иноверцев. С XVII века в нашей Церкви неизменными и необходимыми компонентами чинов присоединения иноверных являются те же самые, что и в древнем чине Крещения: наречение христианского имени; оглашение, включающие в себя изучение догматов веры и правил христианского благочестия, вопрошений о вере, отрицания сатаны и еретических заблуждений, а затем Крещение и Миропомазание по чину Православной Церкви.

Чины принятия в Церковь иноверных содержаться в книге «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви» и в Большом Требнике. Но так как находящееся в Большом Требнике исповедание Православной веры с отречением иудея от его заблуждений и ересей и отречение магометанина от его лжеучителей – содержит в себе указание на многие такие заблуждения и на таких лжеучителей, которые ныне уже практически неизвестны иудеям и магометанам, то чин оглашения их совершается не по Большому Требнику, а по «Книге чинов Присоединения к Православию».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!