Схема чинопоследования исповеди



1. Благословен Бог наш.

2. Обычное начало.

3. Псалом 50-й и покаянные тропари.

4. Молитвы о кающихся.

5. Обращение к кающимся: «Се чадо».

6. Чтение Символа веры.

7. Вопросы исповедающемуся о согрешениях и его исповедь.

8. Завещание (убеждение не повторять грехи).

9. Молитва над преклоненной главой исповедающегося.

10. Тайносовершительная молитва.

11. Достойно есть. Слава, и ныне: И отпуст.

12. Увещание отца духовного по исповеди грехов.

13. Канон противу согрешений.

Богословие священнодействий чина

Начальный момент исповеди.

Изложение таинственной исповеди в Требнике предваряется «Сказанием, о еже како подобает быти духовнику и сказовати невозбранно приходящим к нему». В «Сказании» содержатся наставления духовнику о том, каков по своему нравственному облику должен быть пастырь церкви и как он должен относиться к совершению Таинства Покаяния. Духовный отец, приемлющий человеческие помышления, сам должен быть образцом добродетели и постоянно молиться, чтобы Бог дал ему слово разума для выбора направления жизненных действий, приходящих к нему. «Внимай себе, о духовник! Ведь, если погибнет одна овца по нерадению своему – с тебя взыщется... Страшись предать Сына Божия в руки недостойным и не допускай их к Причащению».

«Приводит духовный отец хотящего исповедатися, — говорится в Требнике, — пред икону Господа нашего Иисуса Христа». Для исповедающегося начинаются минуты, когда необходимо прийти к решению – пресечь цепь греховных поступков и утвердить волю к деланию добра.

Исходный момент исповеди напоминает ее участникам событие из жизни ветхозаветного патриарха Авраама. Книга Бытия говорит о жертвенном испытании, выпавшем ему. «Возьми сына твоего, — сказал ему Господь, — единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в Землю Мория, и там принеси его во всесожжение» (Быт. 22, 2).

По объяснению митрополита Московского Филарета (Дроздова), Авраам был испытан для того, чтобы открылось ему «направление, даваемое действующему в нем началу добра в открытой брани против зла (Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб., 1911, т. 1, с. 136).

Авраам повиновался Богу. Послушание веры помогло ему проникнуть в важную тайну: «Господь видит его и во время испытания скорбью не оставит его. И, когда зов ангела остановил испытание, увидел Авраам тут же, в кустах, агнца для всесожжения. Это откровение столь сильно поразило душу Авраама, что он нарек «имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрит)» (Быт. 22, 14).

На исповеди участник Таинства испытывает нечто подобное. Все человеческие усилия при подготовке к исповеди совершены. Сердце полно надежды на помощь Божию, которая, в меру духовных сил, посылается Богом как благодать тем, которые достойны принять «благодать на благодать» (Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб., 1911, т. 1, с. 135). Аврааму с Исааком Бог явил Свою помощь в самый решительный для них момент жизни. Бог видит кающегося и усмотрит для него путь добра.

Смотрение Божие есть любовь. Оно охватывает кающегося, предстоящего перед иконой Спасителя. Оно ободряет его сердце. Взгляд Бога, сказавшего о сотворенном Им мире: «И вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31), проникает в человека и пробуждает его духовно – нравственные силы. Он видит совершенное человеком зло, видит грех и осуждает его. Его суд проникает до самых сокровенных тайников человеческого сердца, и ничто не может от него утаиться.

Но Бог смотрит на человека не так, как смотрят на него готовое, заранее данное. Его взгляд несет людям спасение от грехов и духовной смерти. Его видение совмещено с действием Творческой любви и могущества, утверждающими человека в его бытии и вновь возводящими из глубины падения.

Быть поставленным перед иконой Господа Иисуса Христа – значит обрести место, где Господь усмотрит спасение человека. Некогда Моисей, пасший стада на горе Хорив, был призван Богом и увидел пылающий куст, горевший и не сгоравший. Он хотел подойти ближе и посмотреть, что это такое, но услышал голос: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Обувь, в которой человек ходит по жизни своим уверенным шагом, здесь не годится. Обувь – это обычные наши представления. С ними можно дойти до некоторого предела, а далее необходимо «разуться», все отложить. И вот тогда-то начинает открываться человеку источник надежды в бережном взгляде Бога на него. Этот взгляд не разоблачает человека, а охраняет его, не выдает, а окутывает с величайшей бережностью, созидая тайну спасения.

Молитвы, читаемые священником на исповеди, призывают кающегося ощутить Божий взор и ответить ему. Есть разница в том, старается ли кающийся уклониться от Божьего взгляда или же сам стремиться уловить то, что он для него выражает. И для исповедника, как и для священника, важно согласовать свой взгляд со взглядом Божиим и от всего сердца пожелать, чтобы воля Божия совершилась над кающимся.

Воля Божия открывается приносящему покаяние человеку своеобразным жизненным ориентиром: теперь поступи таким образом, указует он. А сознание отмечает среди путей, ведущих к Богу, именно этому человеку посильный путь, на котором ему уготована волей Бога помощь, чтобы выйти ему к свету из дебрей греховной запутанности. Воля Бога является уроком, упражнением, предназначенными к духовному подвигу. Воля Божия потребует от человека большего самоотвержения, более глубокого осознания своей вины и понесенной от греха потери. Ему захочется, чтобы Бог увидел его покаянное расположение и дал силы для преодоления в себе боязни, духовной лености, самолюбия, гордости, неправды, лукавства, зла. Под взглядом Божиим ободрется человек.

В нем раскрывается даже то, что сокрыто от его собственного взора. В нем пробуждаются духовно-нравственные силы и влекут его на борьбу с грехом.

Благочестивый обычай возжигает свечи, проносимые исповедниками, пред иконой Христа, символизируют подобное пробуждение духа. Кроткий лик Милосердного Спасителя, призывающего к Себе кающихся грешников, ярко озаренный, сильно действует на душу грешника, глубоко проникнутую сознанием важности и святости минуты (Дмитриевский А.А. Наука о православном богослужении. Вып. 10, с. 29).

Покаянное обращение к Богу.

Духовному взору кающегося предстает на исповеди пример покаяния пророка и царя Давида (50-й псалом). Оплакивая в этой высокой и священной песне свое падение, Давид словами смирения и сокрушенной преданности просит Господа помиловать, очистить и омыть его.

Церковь поэтому не ставит этот псалом в начале покаянных молитвословий, чтобы кающийся возгрел в себе чувство истинного покаяния по высокому образцу покаяния Давидова (Бурлицкий Я., проф. О Таинстве Покаяния. М., 1848, с. 222).

В покаянных тропарях выражаются те же чувства сокрушения, смирения, преданности в волю Божию и упование на Его великую бесконечную благость.

Молитвы священника о кающихся и обращение к ним.

В двух молитвах о кающихся священник просит Господа принять покаяние согрешившего, простить ему грехи и беззакония, освободить его от вечной муки и разрешить тяготеющие на нем вину и преступления. Молитвенное обращение к Богу Живому помогает кающемуся укрепить в себе готовность приблизится к Богу и с полной правдивостью сказать: «Я провинился перед Тобой свидетелем против самого себя. Правда Твоя — вопреки мне.

Но Ты – Любовь. Самого себя и все, что во мне есть, я предаю тайне Твоей любви».

Как бы проникая в тайну подобного состояния, священник обращается к кающемуся: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедание Твое...». Этими словами иерей подчеркивает важность предстояния пред Христом Спасителем, чтобы кающийся исповедал свою веру, исповедал духовнику свои грехи, сознавая невидимое присутствие Божие. Это пред Ним кающийся являет свою правдивость: сокрушается сердцем о содеянных грехах, не скрывая их тяжести и не прибавляя. Пред Богом Живым готовится кающийся обличить себя на исповеди, а не извинять; назвать свои грехи, а не чужие. Говорит о своих грехах кающийся «не просто беседно, но с сожалением сердечным», имея намерение впредь хранить себя от подобных согрешений, ибо без этого не может быть истинного покаяния (Требник Большой. Увещание прежде исповедания к кающемуся). «Все, что скажешь мне, — говорит в увещании священник, засвидетельствую перед Господом, ибо только Он Один может дать отчуждение грехов». И заключает: «Внемли убо: понеже убо пришел еси во врачебницу, да не исцелен отъидеши».

Чтение Символа веры и исповедь.

Исповедь начинается с исповедания кающимся веры. Церковь требует, чтобы прежде покаяния в грехах участник Таинства прочитал Символ Веры, свидетельствуя этим, что «верит православно и несумненно».

Принимал кающегося на исповедь, священник выслушивает его веру и признание в грехах, выясняя нравственное состояние его души. «Мы не только должны назвать себя грешниками, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но изложить на исповеди все грехи, каждый исчисляя отдельно» (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Беседа 31-я на Послание к Евреям). Исповедника следует спрашивать и о том, какие добрые дела он мог бы сделать, ибо, как говорит апостол, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17).

Завершение исповеди.

По окончании исповеди духовник дает кающемуся наставление. В Требнике изложено Завещание (убеждение не повторять грехи), являющееся примером подобного наставления. В нем Таинство Покаяния названо «вторым Крещением». Принимающий его с помощью Божией полагает благое начало новой жизни, стремясь жить благоговейно, правдиво и честно.

Преподав наставление кающемуся, священник в молитве просит Бога о прощении вольных и невольных согрешений исповедника, о примирении и соединении его со Святой Церковью. И далее читает молитву «совершения тайны святого Покаяния» — «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию...». В этой молитве указывается, что духовник есть служитель Божий, он сообщает спасительную благодать Божию, прощает кающегося не по своей человеческой воле, а по данной ему от Бога власти прощать и разрешать грехи. Получаемое же грешником прощение дается ему не из-за покаянных добродетелей, но благодатию и щедротами Господа.

Преклонение главы и колен кающегося при чтении этой молитвы знаменует его преданность милосердию, правосудию и воле Божией. Епитрахиль, покрывающая главу исповедника, имеет значение возложения рук епископа, через которое совершалось отпущение грехов в древней Церкви. Целование лежащих на аналое Евангелия и Креста осуществляется в знак примирения с Господом, верности данных Ему пред духовником обетов, твердого намерения исправить свою жизнь и следовать за Христом, неся свой крест.

О епитимиях.

Духовному отцу, назидающему, врачующему и молящемуся за кающегося человека, от апостолов и епископов передана власть не только отпускать, но и связывать грехи и делать это не по своему произволу, а по воле Господа, сообразно тяжести содеянных грехов и степени раскаяния грешника. Священник должен избегать того, чтобы несправедливое разрешение или связывание совести кающегося обратилось во зло души согрешившего человека. Разрешить душу недостойную вместо того, чтобы связать ее, значит дать волю ее страстям, порокам утвердить во грехе. Напротив, связать душу, достойную разрешения, значит подвергнуть ее незаслуженному наказанию, убивая ее духовно (Булгаков С.В. Настольная книга для священнослужителей, Харьков, 1900, с. 1017).

Принимая исповедь, духовный отец должен знать правило древней Церкви, что в Таинстве Покаяния кающийся словесно, а не мысленно произносит перед священником свою исповедь. И тогда, услышав о грехах, он прощает их или не прощает.

Таинство Покаяния несет врачевство больной душе христианина, предлагая особые духовные упражнения, назначаемые священником исповедующемуся с целью искоренить в нем навык греха. Такие упражнения носят в Церкви название «епитимия». Ими могут быть пост, молитвенные коленопреклонения, дела милосердия к ближним и т.д. Каждая из них дает возможность «упражняться в добрых делах» (Тит. 3, 8). Некоторые епитимии, налагаемые Церковью за грехи смертные и тяжкие, связаны с отлучением христианина от Таинства Евхаристии на какой-либо срок.

Прощая неоткрытые ему на исповеди грехи, священник не имеет возможности налагать епитимию, а следовательно, не может врачевать душу согрешившего человека, самочинно пренебрегая таким образом правилами Церкви и отказываясь от миссии церковного водительства.

Епитимия может быть назначена кающемуся даже и в том случае, если духовный отец разрешил его грехи. Ведь она представляет собой не средство наказания согрешившего за содеянные им грехи, а способ врачевания, в котором нуждается всякий кающийся грешник. Налагая епитимию, священник должен отличать грехи-слабости, совершенные против воли и неосознанно, от грехов, совершаемых сознательно и свободно. Какими бы они ни были соделанные грехи, если они не очищены истинным покаянием, то будут умножаться, делаясь укоренившийся привычкой и становясь смертоносными (Рим. 6, 12, 16). К простительным грехам относятся грехи, которые еще не стали господствующими в поведении человека и которые он с помощью Божией успешно победит.

Цель епитимии состоит в том, чтобы исправить жизнь грешника, сделать его способным к осознанию и прочувствованию тяжести содеянных грехов. В соответствии с этой целью и назначаются подвиги молитвы и добрых дел, которые должны быть прямо противоположны тому греху, за который назначены: например, сребролюбцу назначаются дела милосердия, нецеломудренному – пост, ослабевающему в вере – коленопреклоненные молитвы и т.д. «Покаянием, — говорит св. Иоанн Златоуст, я называю не то, чтобы только отстать о прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела». «Сотворите, — говорит св. Иоанн, Предтеча Христов, — плоды достойные покаяния» (Лк. 3, 8). Как же нам сотворить их? – Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своею женою и в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране» (Беседа на Евангелие от Матфея).

Духовник, налагающий епитимию, должен принимать во внимание не только сущность греха и раскаяние трешника, но и личные свойства человека, его духовные силы, чтобы вместо хлеба, которого просит его духовный сын, не подать ему камня, налагая на него непосильную епитимию, либо такую епитимию, которая не только не искоренит грех, но будет способствовать развитию страсти и греховного навыка. Кающийся, смиренно выполнивший епитимию и очистившийся от греха, внутренним ощущением своим постигает справедливость слов апостола: «Когда вы освободились от греха и стали рабами Бога, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 22, 23).

«Чем показывается, что прощены кому-либо грехи? – спрашивает епископ Феофан Затворник и отвечает – Тем, что он возненавидел грех...» В древних сказаниях читаем, что когда кто, нагрешив много, каялся и, исповедав грехи свои старцам, просил врачевания, то они отводили его в уединенную келию и, преподав ему правила, запирали в ней. Проходил известный срок: епитимия совершала свое дело, и подепитимийный слышал гласно: «Господь принял покаяние твое, грех твои прощены». Тоже самое внутренно совершается и у возненавидевшего грех и прилепившегося к знанию Заповедей Божиих. И что грехи его прощены, он слышит тогда в совести своей, как некое удостоверение свыше, и избежит стыда» (Епископ Феофан. Псалом 118-й. М., 1880, с. 110).

«Как узда для коня, так и совершаемая епитимия для души человека. Она не дает ей снова приниматься за прочные дела, от которых кающийся еще только очищается. Епитимия приучает его к трудам и терпению и помогает видеть, до конца ли он возненавидел грех» (Иеремия, патриарх Константинопольский. Ответ лютеранам о покаянии. «Христианское чтение», 1842, ч. 1, с. 244).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!