Символика Таинства Миропомазания



В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» Божий (1 Петр. 2, 9), чтобы он стал храмом Духа Святого, ощутил «закон Бога в сердце» (Пс. 36, 31) и делами добра смог являть существо веры, как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

Действием Святого Духа в душе человека пробуждается та внутренняя, духовная жажда, которая не дает «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет нас к Небесному, к вечному и совершенному» (Шмеман, проф.-прот. Таинство Миропомазания. Церковный вестник, 1951, с. 23).

Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового члена в Церковь и поставляет его равным среди верных. Участие в этом Таинстве сподобляет нового члена церкви быть причастником Тела и Крови Христовых.

История формирования чинопоследования Таинства

В Евангелии от Иоанна говорится: «В последний великий день праздника Иисус Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Сие сказал он о Духе, которого имели принять верующие в него» (Ин. 7, 37-39).

В день Пятидесятницы апостолы приняли дар Святого Духа и в тот же день начали преподавать Его уверовавшим в Иисуса Христа. «Да крестится каждый из вас, — сказал в тот день апостол Петр народу, — ...и получите дар Святого духа» (Деян. 2, 38).

Первоначально апостолы через молитву и возложение рук совершали низведение Святого Духа на «охотно принявших» (Деян. 2, 44) слово благовестия и крестившихся. Книга Деяний апостольских повествует, что апостолы Петр и Иоанн совершили это Таинство над самарянами. Придя к ним, апостолы помолились о них чтобы они приняли Святого Духа (Деян. 8, 15-17). И апостол Павел низвел Духа Святого на крестившихся учеников Иоанна Крестителя: «Когда Павел возложил на них руки, нисшел на них дух Святой» (Деян. 19, 2-6).

Необходимость совершать Таинство Духа через возложение рук требовала личного участия апостолов в Таинствах. Разойдясь же с проповедью Евангелия по всей земле, апостолы благословили поставленным ими епископам и пресвитерам совершать низведение Духа Святого на верующий через помазание миром, а освящать миро – только епископам. В своих действия апостолы Христовы всегда руководствовались Духом Святым, наставлявшим их на всякую Истину и напоминавшим им все, что заповедал Господь (Ин. 16, 18; 14, 26). И замена руковозложения миропомазанием имела поэтому Богоустановленное значение.

Слово «миро» в греческом языке означает «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета. Моисей, например, освящая скинию Господню, употребил для этого миро. Этим веществом был помазан Аарон на первосвященническое служение (Дев: в, 10-12). Все последующие ветхозаветные первосвященники, а также пророки были помазуемы миром при вступлении на служение Господу. Состав мира для священного помазания был указан Моисею Самим Ьогом (Исх. 30, 22-25). Приготовление мира Священное Писание именует святым делом, а само миро – святыней великой (Исх. 30, 32).

Употребления мира в Таинстве низведения Духа святого было воспринято церковными общинами как весьма целесообразное. Епископы и пресвитеры. Поставляемые апостолами пасти стадо Христово, совершали Таинство миропомазания. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все, — пишет апостол Иоанн Богослов в своем Первом Соборном послании, — ... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2. 20, 27). То же и апостол Павел говорит об употреблении мира: «Утверждаюций же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22).

Помазание (crisma) имеет свою сакраментальную значимость через предваряющее его другое священнодействие – запечатление – крестное знамение, совершаемое над святым миром. Xjragixw — «кладу печать», «запечатлеваю» – понималось христианскими писателями в значении «знаменую», «делаю крестное знамение». Выражение «в сердца наша» указывает на помазание святым миром груди, как части тела. Наиболее близкой к сердцу человека, жилищу благодати Святого Духа (Дмитриевский А.А., проф. Указ. соч., вып. 6, с. 27).

Церковь всегда совершала Таинство Миропомазания как самостоятельное, но в связи с Крещением. В IV веке Таинство совершалось через Миропомазание непосредственно после Крещения (Лаод. Соб. 48 прав.). Этим помазанием запечатлевались различные части тела: чело, ноздри, уши, перси – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (2 Всел. Соб. Прав. 7). Само по мазание совершалось крестообразно.

В Требниках Православной Церкви чин этого Таинства печатается вместе с чином Крещения под общим заглавием «Последование Святого Крещения».

Таинство Миропомазания состоит из двух раздельно совершаемых священнодействий: 1) приготовления и освящения мира и 2) собственно помазания освященным миром новокрещенного, которое совершается священником непосредственно после Таинства Крещения. Несмотря на то, что эти два священнодействия раздельны между собою во времени, между ними существует такая же внутренняя органическая связь, как между освящением Святых Даров и приобщением ними верующий в Таинстве Евхаристии.

В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование. Оно вместе с крещением составляло единое целое и находилось в тесной органической связи с Таинством Евхаристии. Со времени равноапостольного Константина Великого (IV век) Крещение оглашенных совершалось в великие праздники: канун Пасхи, праздники Рождества Христова и Богоявления, Святой Троицы, Вознесения, Преображения, Входа Господня в Иерусалим, и Обновления храма в Иерусалиме (Дмитриевский А.А., проф. Указ. соч., вып. 5). Чаще всего временем Крещения были Великая Суббота и праздники Рождества Христова и Богоявления, т.к. предшествующие посты давали возможность оглашенным приготовиться к принятию христианской веры в покаянии и усвоении основных догматов Церкви. В Константинопольской Церкви после принятия Таинства Крещения новокрещенные с пением «Елицы Во Христа крестистеся» направлялись из крещальни в храм во главе с духовенством и в сопровождении восприемников, держа в руках зажженные свечи. В храме в присутствии всего церковного собрания над новопросвещенными совершалось Таинство Миропомазания и они впервые участвовали в Евхаристии.

Троекратное хождение крещаемых вокруг купели и чтение Апостола и Евангелия – позднейшего происхождения. Они появились после отделения таинств Крещения и Миропомазания от литургии и превращения их в самостоятельное чинопоследование. В древней Церкви Апостол и Евангелие были составной частью литургии, следовавшей непосредственно за Крещением. В чине богослужения Великой Субботы сохранилось ясное указание на этот обычай: литургийный Апостол и половина евангельского чтения в этот день – те же самые, что и в современном последовании Крещения и Миропомазания (Там же). И теперь, когда Таинства Крещения и Миропомазания совершаются в отрыве от Литургии, совершенно необходимо, как говорит протопресвитер А. Шмеман (+1985), «новокрещенного младенца принести к литургии и в ближайшее время соделать его причастником. Для того он и крещен, да яст и пиет за трапезой Христовой во Царствии Его (Лк. 22, 30)» (Шмеман А. проф.-прот. Таинство Крещения. Париж, 1951).

В древности миропомазание не снимали белых крещальных одежд и не омывались в течение недели. На восьмой день они приходили в храм, где священник омывал им миропомазанные части тела.

Житие преподобномученика Анастасия (III в.), упоминая о его Кре6щении, отмечает, что спустя 8 дней после этого дня, пресвитер Илия снял с него возложенные в Таинстве белые одежды (Жития святых, М., 1908, кн. 12. с. 748).

Обряд омовения носил в древности торжественный характер, но исполнение его сопряжено было с трудностями. От миропомазанных требовалась большая осторожность в деле сохранения чистоты миропомазанных частей тела. Когда же Таинство Крещения стало совершаться преимущественно над младенцами, для которых эти требования были невыполнимы, чин омовения был включен непосредственно в чинопоследования Крещения и Миропомазания.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!