Освящение елея и помазание им воды и крещаемого



«Предизображением Божественного мира» в чине Крещения именует освящаемый елей святой Симеон Солунский. Просвящаемый от Бога, участник Таинства духовным взором видит Ноя, получившего «знамение примирения» в масличной ветви, принесенной голубицей по прекращении потопа. Постигая «благодати Таинства», ими предизображаемые, священник просит Бога: «Сам благослови и сей елей, силою и действием, и наитием Святаго Твоего Духа: якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела...»

Помазуя особо выделенные части тела (чело, грудь, междорамие, уши, руки и ноги) крещаемого, Церковь свидетельствует, что у вступавшего в духовный завет с Богом должны быть освященными мысли, желания и действия, дабы совершилось его благодатное привитие к плодоносной Маслине – Христу.

Тайносовершительный момент Крещения

После помазания елеем радования крещаемому предстоит вступить в «завет с Богом» (Святой Григорий Богослов. Творения. М., 1884, гл. 3, 277) через «три погружения единаго тайнодействия» (Книга правил., М., 1914, правило 50, с. 26-27).

«Христос был воистину распят, погребен и воскрес, — говорит свидетель Иерусалимский Кирилл. – Через Крещение в подобие и мы удостоились быть погребенными и восстать и Ним» (Святой Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения. Изд. 3, М., 1824). Это совершится, по мысли святителя, через погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя рек) во Имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, Святаго Духа, Аминь» – и выход из нее.

По замечанию преподобного Симеона Нового Богослова, «наше спасение (совершается) не только в воде Крещения, но и в Духе» (Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов, 1980, с. 126).

Облачение в белые одежды

Облачение новокрещенного в белые одежды означает «возвращение его к целостности и невинности, которыми обладал человек в раю...» Святой Амвросий Медиоланский сравнивает эту одежду с одеянием Господа Иисуса Христа на горе Фаворе. Преображенный Христос являет Свое совершенство и безгрешное человечество не в «обнаженном» виде, но в одежде белой, как свет, в нетварном состоянии Божественной славы» (Шмеман Александр, проф. – прот. Водою и духом. Опыт литургического исследования Крещения. 1974, с. 68).

Надевание крещальной одежды и препоясание поясом, согласно святому Дионисию Ареопагиту, знаменует «мужественное и боговидное бесстрастие» (Писания святых отцов и учителей Церкви. Книга о церковной иерархии. СПб., 1855, т. 1, с. 43), которое следует хранить новому воину Христову.

Давая новокрещенному целовать крестик, иерей напоминает ему обязанность нового служения: «Кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24).

История совершения чина Крещения в Русской Церкви

В первый период богослужебной жизни Церкви на Руси было принято крестить ребенка в сороковой день по рождении. В XI веке этот обычай имел своим основанием время нечистоты матери, продолжавшейся 40 дней. Указание на подобную практику находим в житии преподобного Феодосия Печерского и первых русский летописях (Полн. Собр. Рус. Летописей, т. 1, с. 67. См. Одинцов Н.).

Памятники XI-XII веков говорят, что «вода Крещения осенялась крестным знамением» (Пам. Рус. Слов. XII в., с. 182, 198) крещаемый мазался маслом (Там же, с. 176. Прилож. ко 2 II т. Ист. Рус. Церк. Преосв. Макария, с. 337), крещение совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы (Прилож. Ко II т. Ист. Рус. Церк. Преосв. Макария, с. 337).

В XIII веке отцы Владимирского собора 1274 года в своем постановлении указали некоторые беспорядки при совершении Таинства Крещения. Священники смешивали, говорят они, миро с маслом и этим составом мазали все тело крещаемого, после Крещения не причащали и, наконец, крестили чрез обливание. Собор принял решение мазать крещаемого маслом деревянным по третьем оглашении, говоря: «Мажется раб Божий маслом радости во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков, аминь». Мазали на всех составах. Потом «да Крещают, погружающее в три погружения, во имя Отца, паче Сына, паче Святаго Духа». «Всякого же по Крещении сподобляют пречистого Божия Тела и честныя Крови или в градех, или в селе, где будет крещаемый. Боле да не обливают никогоже, но да погружают» (Русск. Достоприм. Ч. 1, с. 113-114).

В XIV веке преобладающим на Руси был обычай, отображенный в 22-м правиле Никейского (I) собора: «...Женщины пусть будут восприемницами детей женского пола, а мужчины восприемниками мужского пола». Иметь же несколько восприемников при Крещении было исключением в это время. А в Церкви Римско-католической уже существовал обычай иметь при Крещении одного младенца нескольких восприемников.

В XIV веке великая ектения в чине Крещения имела в своем составе только два прошения об освящении воды и два о крещаемом.

После помазания священником известных частей тела крещаемого елеем диакон, или кто-либо другой из служащих помазывал елеем все тело крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов.

За помазанием елеем совершалось Крещение. В богослужебною практику этого времени вкралось отступление от нормы – православные священники в некоторых случаях совершали Таинство Крещения через обливание. По этому поводу митрополит Киприан писал игумены Афанасию: «Не обливати водою, якоже латыне творя, но погружати... глаголати же на каждо погружение едино имя Живозначальныя Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Акты историч., т. 1, сч. 447; Одинцов Н., Указ. Соч., с. 149).

При крещении нескольких детей мужского и женского пола, всех их, по наставлению митрополита Киприана, должно погружать в одной купели, «но первое мужских крестити потом женских, за благочиние мужскому полу давать предпочтение» (Акты сторич., т. 1, с. 447). При Крещении же возрастных, лиц женского пола крестить особо от мужчин (Акты историч., т. 1, с. 447).

После Крещения непосредственно следовало облачение новокрещенного в бе6лые одежды без произнесения известных слов, произносимых в настоящее время священником, и без пения стиха: «Пизу мне подаждь светлу». За облачением следовала ектения, в которой возглашались особые прошения о новокрещенном: «И облещися ему силою божественною на противного миром помазания», «О бытии ему сосуду священну на восприятие благодатного мира», «О сподобитися ему звания, в нем же зван бысть».

После ектении читалась та же молитва, что и в современных Требниках (Одинцов Р. Указ, сочин., с. 148-150).

При совершении Таинства Крещения в XV веке на Руси распространился обычай иметь при Крещении двух восприемников. Выступая против него, митрополит Фотий писал священникам: «Егда Крещение творите, кум бы был один у мужеска полу, а женска – полу – кума едина, а по два бо кума не было» (Дополн. К Акт. историч., т. 1, с. 350. См. Одинцов Н., Указ. соч., с. 250).

Перед началом чинопоследования Крещения священник в это время кадил воду и благословлял ее свечою трижды.

Ектения великая, как и в предшествовавшем веке, была короче настоящей.

При троекратном произношении слов: «Велий еси, Господи...» – священник трижды благословлял воду. При словах: «Да сокрушатся под знаменем образа креста Твоего вся сопротивныя силы» он, согласно с позднейшею греческой практикой, только дул на воду и благословлял ее. Но не погружал в нее перстов.

Помазание крещаемого елеем совершалось по-прежнему без произношения каких-либо слов. Но кое-где начало входить в обыкновение при помазании крещаемого маслом говорить: «Мажется раб Божий маслом радости во имя Отца, Сына и Святаго Духа».

В согласии с практикой предыдущего века после помазывания крещаемого маслом от священника, он помазывался по всему телу от диакона.

Возглас: «Благословен Бог, просвящаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир», — произносился священником после помазания крещаемого елеем. Но был он редким исключением в практике этого века.

Самый акт Крещения совершался через погружение. Митрополит Фотий в своем поучении псковскому духовенству писал: «Во имя Отца», на второе погружение: «Во имя Сына», и на третье: «и во имя Святаго Духа».

После Крещения и пения псалма: «Блаженна, имже оставишася беззакония», — следовало облачение новокрещенного, ектения малая (или же великая с особыми прошениями о новокрещенных. О которых говорилось выше). И читалась нынешняя молитва (Одинцов Н., Указ. соч., с. 250-251, 156-260).

В XVI веке перед началом Крещения священник также совершал вокруг купели каждение, затем, взяв в руки зажженную свечу, трижды благословлял ею воду и потом уже произносил возглас: «Благословенно Царство». Иногда подобное же благословение воды горящей свечой совершалось священником после слов: «О еже освятитеся воде сей силою...», а иногда при словах молитвы: «Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего».

Великая ектения была короче нынешней, как и в веке XV-м.

При словах: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», — священник, по одним памятником, трижды дул на воду и столько же раз благословлял, по другим – только дул на воду, но не благословлял, по третьим – трижды дул на воду и трижды благословлял ее горящею свечою без погружения в нее своих перстов.

Слова: «Ты убо Человеколюбие Царю» положено было произносить однажды, а не три раза, как в нынешнем Требнике.

По освящении елея, священник брал спичку, сущую в сосуде масляном« с пением «тротицею аллилуиа» трижды делал ею на воде крест, либо елей трижды возливался прямо из сосуда в воду.

Затем священник омакивая свой перст в сосуде с елеем и произносил слова: «Помазуется, он сице, елеем возрадования во имя Отца...» и помазывал им чело, перси и плечи (по одним памятникам), чело, очи, перси, плечи и междорамие (по другим)... Слов никаких при этом не произносилось.

После священника помазывал все тело крещаемого диакон. Памятники XVI века дают такую заметку: «А е смыслен человек крещаемый, тогда помазуется диаконом или служителем некоторым по всему телу, еще женск. пол, то до пояса мажи маслом».

После этого священник брал на руки младенца, произнося слова: «Благословен Бог, просвящая и освящая всякого человека» и троекратно погружал его в купели. При первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца — аминь», при втором — «и Сына - аминь», и при третьем — «и Святаго Духа и ныне и присно, и во веки веков, Аминь».

Дальнейший порядок совершался либо как и в веке XV-ом. Либо согласно с Требниками, современными нам.

БОГОСЛУЖЕНИЕ МИРОПОМАЗАНИЯ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!