Молитвы матери по рождении ею ребенка



Названные молитвы читаются матери и ребенку. Матери они читаются в первый и сороковой, а младенцу – в восьмой и сороковой дни.

Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча

Когда рожается младенец, то для родившей его матери и для него самого Церковь испрашивает помощи Божией.

«Владыко господи Вседержителю, родившую рабу Твою исцели, возстави от одра, на немже лежит... Сохрани сию и младенца, покрый ю кровом крил Твоих... молитвами Богородицы и всех «святых» (1-я молитва). «Владыко Господи, ... днесь родившую сие отроча, помилуй и прости вольныя и невольныя ея прогрешения,... даждь ей скорое восстание, от скверны очисти, болезни исцели, здравие и благомощие души и телу даруй, и ангелы светлыми и сияющими сию огради... Рожденного же младенца сподоби поклонитися земному храму» (2-я молитва). И в третий раз молит священник Господа: «Призри с Небесе... и прости рабе Твоей сей и всему дому... (немощь человеческаго естества)» (3-я молитва).

Молитва женщине, извергшей отроча

Этой молитвой Церковь приходит на помощь женщине, у которой произошло непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. В первый же день такого несчастья читается эта молитва, вместо указанной в начале Требника.

В этой молитве священник просит Бога: «Прости ея вольныя и невольныя прегрешения, сохрани от всякаго диавольскаго кознодействия, скверну очисти, болезни исцели, здравие и благомощие телу с душею ея... даруй, очисти от телесныя скверны,... возстави ю от одра, на ем же лежил. И всех обретающихся и прикасающихся ей по велице Твоей милости... помилуй и прости».

Молитвы 40-го дня

Храм – это особое место молитв и благодатного общения человека с Богом в богослужении и Таинствах Церкви. Поэтому в 40-й день мать с ребенком приходит в храм и может участвовать в богослужении не иначе как с благословения и молитвы о них священника.

В первый двух молитвах испрашивается у Господа благословение для женщины, чтобы ходить ей в храм и достойно причащаться Тела и Крови Христовых.

Для женщины-матери ее восцерковление есть возвращение в храм Божьей славы, от которого она была отделена на срок сорок дней из-за своих «недуга и слабости». Она возвращается в Церковь для приобщения Телу и Крови Христовых. «Мир всем», — говорит священник, и это означает, что воцерковление происходит во время собрания верующих и есть возвращение женщины к внешнему единству со всей христианской общиной. И читается ей молитва, в которой священник просит Бога:

«Господи Боже Вседержителю,... Тебе молимся и Тебе просим: Твоею волею... очисти (рабу Твою) от всякаго греха... да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Таин»... «И сподоби ю честным Твоим пресвитерством входа славы Твоея,... творяй ю достойну и причащения честнаго Тела и Крове Твоея»... (5-я мол.).

Вхождение матери с ребенком в храм символизирует собой ее «приход во врачебницу», для участия ее в Таинствах Церкви, и где, в частности, будет происходить подготовка к духовному рождению ее ребенка в Таинстве Святого Крещения.

Высший смысл и радость этого обряда могут быть найдены в свете тайны Девы Марии, Матери Христа. Когда мать стоит у входа в Церковь, держа на руках своего младенца, готовая принести его и самое свое материнство Богу, она встречает другую Мать с другим Младенцем на руках: икону Богоматери, икону Воплощения. Своими молитвами Церковь объединяет два материнства, наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой божественного Материнства Девы Марии. Младенец, Которого Она носила, с Которым Она была полностью соединена как Мать, Который был всей Ее жизнью, соделал ее «исполненной благодати». И эту-то благодать материнства получает при воцерковлении каждая мать, когда приносит своего ребенка Богу.

МОЛИТВ Ы РЕБЕНКУ, ПРЕДВАРЯЮЩИЕ КРЕЩЕНИЕ

Молитва на наречение имени

В наречении имени, — говорит свят. Иоанн Златоуст, — (Творения. СПб., 1896, Изд. 2., т. 2, кн. 2, с. 558) открывается «знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, родители «не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени ребенка предзнаменование» его христианской жизни. «Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом, возжигая им в себе духовный светильник».

С этой же целью и Церковь освящает это событие своей молитвой и благословением, зная, что с этого момента ребенок получает доступ к ее Таинствам.

Наречение имени символизирует собой начало его бытия «в лоне Матери Церкви», как говорит об этом блаженный Августин. Наречение имени связано с духовным рождением в Таинстве Крещения.

Основное внимание молитвы восьмого дня сосредоточено на младенце. В ней говорится, что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих от того, что он придет в земной храм и будет участником спасения.

«Господи Боже наш, Тебе молимся, — читает священник, — и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, ... да, по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем...»

Тропарь праздника Сретения, который поется в завершении молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им — Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю законному».

Молитвы 40-го дня

Молитвы сорокового дня готовят младенца к участию в жизни Церкви. Принесенний в храм, он предлагается Богу также, как Сам Христос был «в четыредесятый день законному Храму принесенный от Марии... и в объятиях праведного Симеона носимый». Это начало пути ребенка к Крещению, как ясно говорится в четвертой молитве: «Сам (Господи), благослови отроча сие... и сподоби е во время благопотребное и Водою и Духом от рождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающимся именем Христа Твоего...».

Новорожденный ребенок принадлежит семье. У него нет какого-либо автономного существования. Его жизнь полностью определяется и формируется этой принадлежностью. И сама семья христианская принадлежит Церкви, находит в ней источник, содержание и смысл своего существования в качестве семьи. Поэтому ребенок, принадлежащий семье и в более конкретном, биологическом смысле – матери, тем самым принадлежит Церкви. Это поистине Ее ребенок, уже принесенный, препорученный Богу.

Все это выражено в молитве, читаемой священником: «Господи Боже наш,... и принесенного сего младенца, явитися тебе всех Творцу благослови и на всякое дело благое и Тебе благоугодное Возрасти, отгоняя от него всякую сопротивную силу...» (мол. 3-я). «Рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри... и умного сподоби света... да сопричтется святому Твоему стаду...» (1 Мол.).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!