Периоды в истории богослужений Русской Церкви



История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов. Богослужение церкви Русской, находясь по непрерывным влиянием богослужения греческого, в своей истории до XVII века представляет три периода, характеризуемые господством различных ставов.

В первый период – от крещения Руси до 1070 года – богослужение из Руси строилось согласно уставу константинопольского монастыря святого Георгия в Мангалах.

Второй период связан с введением преподобным Феодосием Печерским в богослужебную практику Русской церкви устава Студийского монастыря, который просуществовал до конца XIV века.

Третий период – это период появления в богослужебной практике нашей Церкви устава Иерусалимского, переведенного на славянский язык с греческого в 1401 году Афанасием, игуменом Высоцкого Серпуховского монастыря. В конце XIV века и начале XV веков этот устав получает повсеместное признание.

С начала XVI века начинается новый период – период развития уставов местных при господстве устава Иерусалимского.

Богослужебные чины нашей Церкви названными уставами полностью не обнимаются. За всю историю Русской Церкви они представляют почти беспрерывную смену одних особенностей другими, простейших редакций чинов более сложными. В период от принятия христианства до конца XIII века и отчасти XIV в. мы видим чины простейших редакций, которые являлись буквальным переводом подобных же редакция чинов греческой церкви и содержат почти одни молитвы, но об обрядовых особенностях этих чинов говорится очень мало.

В XIV и особенно в XV веках появляются чины, по своим особенностям тесно примыкающим к чинам сербских редакций. Здесь, наряду с молитвами мы видим довольно пространные описания, обрядовых действий, значительно развитый ритуал (Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881, с. 10-11, Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской церкви за первые пять веков. Прав. Собеседник. 1883, дек., с. 480-482).

Но при постоянном изменении – прибавлении и исчезновении богослужебных особенностей, прибавление преобладает над исчезновением. Состав богослужения все более увеличивается. Однако не все стороны богослужения одинаково изменялись (Одинцов И. Там же, с. 297).

Требник

Требник – это богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

Книга получила свое название от слова «треба», которое в древнерусском языке имело сакральные смысл и означало: «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда» (И.И. Срезневский. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958, т. III, с. 10197) В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни. Имеются в виду все Таинства, кроме Евхаристии в хиротонии, молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр.

История происхождения Требника

По своему происхождению чинопоследования Таинства и других священнодействии, излагаемых в Требнике, восходят ко времени апостольской жизни Церкви. Первоначальные Требники до нас не дошли.

Наиболее ранними из известных источников являются Евхологион Серапиона, епископа Тмуитского (Египет, IV в.), а также сборник молитв и служб, содержащихся в 8-й книге «Апостольских Постановлений».

По мере развития внешней стороны богослужения число молитвословий увеличивалось до XI века включительно.

В греческой Церкви Требник вместе со служебником составляют одну книгу, называемую Евхологион (Молитвослов).

До наших дней сохранились рукописи 8-9 вв. – Евхологион Барбериновской библиотеки и Евхологион Синайского монастыря, обнаруженный епископом Порфирием (Успенским) во время его путешествия на Восток.

На славянский язык Требник был переведен впервые святыми Кириллом и Мефодием (IX в.). Он был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При нем грек Феогност, поставленный Митрополитом Всероссийским, повелел в 1328 году перевести на славянский язык привезенный им Требник. Его Требник вошел во всеобщее употребление в Русской Церкви.

С появлением книгопечатания на Руси (1564 г.) рукописные Требники исправлялись и издавались при патриархах Филарете (1619-1633), Иосафе I (1634-1640), Иосифе (1642-1652), Никоне (1652-1666), Иосафе II (1667-1672), Иокиме (1674-1690).

Патриарх Иоасаф I дополнил Требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника. Он получил название Требника малого. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, напечатав в малом Требнике Номоканон (в сокращенном виде).

В 1863 году в Киево-Печерской Лавре по благословению киевского митрополита Арсения был издан Требник Дополнительный.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!